ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ…
материал ( класс) на тему

«Наше внимание — наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизняхПавел Дуров

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального .

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наше внимание — наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизняхПавел Дуров 

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального .

Различают внешнее внимание и внутреннее

    Внешнее внимание-внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления.              Внутреннее внимание-внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания.

Внимание может быть непроизвольным

 (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).

     Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий, называют непроизвольным.

    Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий, называют произвольным или преднамеренным.

Различают пять свойств внимания

  • Сосредоточенность внимания- это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего
    остального.
  • Устойчивость внимания - это длительное удержание внимания на предмете или
    какой-либо деятельности.
  • Объем внимания-это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно.
  • Распределение внимания-это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнений действий с ними или наблюдении за ними.
  • Переключение внимания-это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.  

Упражнение  «Наблюдательность»

 Упражнение  на  развитие  зрительного  внимания.  В этой  игре  выявляются связи  внимания  и зрительной памяти.

Детям предлагается по  памяти  подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.  

Упражнение  «Самый внимательный»

 Упражнение  на  развитие  зрительного  внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется  аплодисментами.

Упражнение  «Съедобное – несъедобное»

Упражнение  на  развитие  переключения  внимания .

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ_oNxOHJjUSP93SL5Gr2PZzTraJYXAlDrFo6KILUlNRGel9qEn

http://img.7ya.ru/pub/img/18309/138146690.jpghttp://mama.ru/uploads/attachments/source/981549a391cb6ca0efa621c960f572ee3e78c178.jpg

Обучение в школе-сильнейший стимул развития внимания.
Внимание - одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, ной к тому, что менее интересно, но обязательно для него как ученика. На этой основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и
развитию произвольного, сосредоточенного внимания.

Как же организовывать внимание учащихся на уроке и на этой основе постепенно развивать произвольное внимание, формировать внимательность как черту личности?

   Воспитание произвольного (волевого) внимания  сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия.

   Воспитанию привычки быть внимательным способствует четкая организация урока. Рабочий ритм урока, динамическое ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная, выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения создают у учащихся установку быть внимательными.

    Особенно важно, чтобы и при опросе отдельных учеников активно работал весь класс, ведь многим
просто надоедает слушать ответы товарищей (особенно слабых). <Дополни ответ>; <Поправь товарища>; <Кто скажет короче и
точнее?>; <Приведи пример>-таким образом учитель включает в опрос весь класс.

   Важно упражнять произвольное внимание школьников
(особенно младшего возраста), воспитывая их наблюдательность.
   Учить школьников наблюдать на уроке, дома, в природе. Учить ребенка ориентироваться на улице, соблюдая правила уличного движения.

Развития внимания опирается на следующие принципы:

  1. деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
  2. психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;
  3. сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;
  4. индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;
  5. последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
  6. поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);
  7. цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно 2-3 раза.

 Концентрация, распределение внимания .

Упражнение « Не собьюсь» .

Ведущий предлагает следующие задания:  

Считать вслух от 1 до 31, но обучающийся не должен называть числа,  включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить : «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1,2,-,4,5,-,7,8,-,10,11,-,-,14,-,16,17,-,19,20,-,22,-,-,25,26,-,28,29,-,--черта замещает числа, которые нельзя произносить) .

Переключение внимания .

Учимся быть внимательными.

В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.

  1. Спишите числа. Обведи однозначное число в кружок6 а двузначное число- в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.
  2. Спишите числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 2 раза.

Объем внимания.

Упражнение «Будь внимательным» (буквенный вариант).

Норма объема внимания для детей 6-7 лет -400 знаков и выше, концентрация – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет-600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

Даю установку: вам нужно просмотреть ряды букв и вычеркнуть определенные буквы.

Работать надо быстро и точно. Время работы- 5 минут.  

БОУ  РА   для детей , нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи  « Центр психолого-медико-социального сопровождения»

ВНИМАНИЕ,

ВНИМАНИЕ,

ВНИМАНИЕ…

(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ)

http://mama.ru/uploads/attachments/source/981549a391cb6ca0efa621c960f572ee3e78c178.jpg

Г.ГОРНО-АЛТАЙСК

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-тренингу по развитию внимания "Внимание-лучик к познанию"

В презентации показаны некоторые виды работ по развитию внимания на уроках русского языка...

Внимание: внимание!

Внимание – одна из важнейших для обучения психических функций. Ведь только сформированное  произвольное внимание позволит ребенку сосредоточенно слушать учителя, «внимать» ему....

родительское собрание "Вниманию - внимание!"

Родительское собрание для 2 класса...

"Внимание! Внимание! Развиваем внимание!"

Мастер-класс "Внимание! Внимание! Развиваем внимание!"...

Внимание, «Внимание»! (7 способов улучшить внимание ребенка)

Несколько упражнений, которые помогут развить внимание детей. Упражнения даны в игровой форме, не требуют от родителей больших материальных и временных затрат. Зато приносят огромную пользу, помогают ...