ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Кожова Инна Анатольевна

В статье рассматривается проблема учебной мотивации и адаптации школьников 1–4 классов. Исследована динамика уровня учебной мотивации в МБОУ «СОШ № 2» г.Олекмиснка Республика Саха (Якутия) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kozhova_i.a.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кожова И.А

Педагог-психолог, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Олекминск Республика Саха (Якутия)

Аннотация. В статье рассматривается проблема учебной мотивации и адаптации школьников 1–4 классов. Исследована динамика уровня учебной мотивации в МБОУ «СОШ № 2» г.Олекмиснка Республика Саха (Якутия)

Ключевые слова: мотивация, мотивация младших школьников, особенности мотивации.

Во многих школах остро стоит вопрос с успеваемостью.  Зачастую это связанно не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.  

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач развития у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формированием у них активной жизненной позиции.

В младшем школьном возрасте в рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие, в следующих возрастных этапах. Именно поэтому проблема изучения психологических особенностей учебной мотивации на каждом возрастном этапе очень важна. В исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, была обнаружена зависимость протекания мыслительных процессов ребенка от мотивов его деятельности [1, с. 36, 38].

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и

активность [3, с. 462, 463].

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности, и в частности мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович и ее сотрудники и последователи длительное время изучали мотивы школьников. При анализе направленности личности были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью. Исследуя отношение школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Божович и ее сотрудники под мотивом понимают внутреннюю позицию личности, придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: «При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться» [2, с. 25, 28].

       Предметом исследования которого являлась  мотивация учения младших школьников.

       Объект стали учащиеся с первого по четвертый классы.

       Цель – исследование психологических особенностей учебной мотивации    младших школьников.

        Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

       – изучить литературу по данной проблеме;

       – провести исследование мотивов учебной деятельности учащихся;

      – выполнить количественный и качественный анализ результатов.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 2»  г. Олекминска  среди учащихся 1- 4 классов (общее количество 197 человек)

Исследование проводилось методом письменного опроса (в качестве инструмента исследования была использована анкета), так как он позволяет охватить большее количество школьников. Применялась методика определения школьной мотивации (Н. Г. Лускановой) состоящей из  10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Интерпретация полученных результатов. В первом классе срез делался в конце октября, эти данные можно оценивать как первоначальный уровень учебной мотивации и адаптации к школе, во втором, третьем и четвертом классах срезы делались в ноябре эти данные характеризуют уровень развития учебной мотивации и адаптации второклассников, третьеклассников и четвероклассников. Проведение методики «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой показало следующее распределение мотивов учения младших школьников (рис.1).

Рис. 1. Распределение уровней учебной мотивации от первого к четвертому классу

Для учащихся первого класса наиболее характерными (49%) оказались внешние мотивы учения, такие как стремление, доставить радость хорошими отметками, понравиться учителю, избежать насмешек одноклассников и средний уровень развития мотивации (33%). При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью. Полученные данные мы связываем с тем, что на сегодняшний день, учащиеся, приходя в первый класс уже знакомы с изучаемыми предметами, т.к. дети проходили их в детском саду или на подготовительных занятиях и они не вызывают в них любопытства, интереса.

Для учащихся второго класса характерна тенденция к возрастанию интереса к собственно учебной деятельности, наиболее характерными были выборы, указывающие на сформированную внутреннюю мотивацию учения. При этом  26% учащихся имеют высокий уровень учебной мотивации; 21% учащихся - средний уровень учебной мотивации; 15% учащихся – низкий уровень учебной мотивации. Следует отметить, что для учащихся второго класса характерна тенденция к снижению значимости внешних мотивов учения - 41%, таких как игровые, развлекательные мотивы. Но вместе с тем, наблюдается отрицательная динамика учебной мотивации: увеличивается группа с низким уровнем учебной мотивации.

Для учащихся третьего класса наиболее характерными оказались мотивы, связанные с учебной и познавательной деятельностью. При этом высокий уровень учебной мотивации был выявлен у 21% учащихся, средний уровень учебной мотивации  33% учащихся, низкий уровень учебной мотивации  14% учащихся. Из рис.1 видно, что количественное распределение учащихся по уровням учебной мотивации во втором и третьем классе различается незначительно, т.е. наблюдается тенденция  развития мотивации учения. В ходе исследования было установлено, что для учащихся второго, третьего и четвертого класса не характерно негативное отношение к школе.

    Для учащихся четвертого класса характерен рост  высокого уровня развития учебной мотивации с 34,%  Таким образом, к четвертому классу уровень учебной мотивации увеличивается, становится меньше  детей с низким уровнем учебной мотивации. 

   В ходе исследования было установлено, что для учащихся второго, третьего и четвертого класса не характерно негативное отношение к школе.

Методика Н.Г.Лускановой также позволяет оценить уровень школьной адаптации учащихся. Согласно полученным данным, у 32% первоклассников  47%  второклассников, 55% третьеклассников и 66% четвероклассников, обнаружили высокий уровень адаптации к школе, характеризующийся тем, что ребенок положительно относится к школе, предъявленные требования воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной работе, выполняет поручения охотно и без внешнего контроля. Средний уровень адаптации к школе можно констатировать у 54% первоклассников, 41% второклассников, 31% третьеклассников и 23% четвероклассников, характеризующийся положительным отношением ребенка к школе, его внимательностью при выполнении учебных заданий, поручений, хорошей успеваемостью. Низкий уровень школьной адаптации обнаружили 14% первоклассников, 12% второклассников, 14% третьеклассников и 11% четвероклассников, характеризующийся безразличным или отрицательным отношением ребенка к школе, частыми проявлениями негативизма, напряженности, капризности, недовольства, отсутствием интереса к самостоятельным заданиям и слабой успеваемостью.

Проведя исследование мотивации учащихся начальной школы, можно выделить

следующие психологические особенности: вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение школьной одежды), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам, к отметкам учителя) и лишь после этого – к процессу, содержанию учения. Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что в данной школе снижения мотивации учения к концу начальных классов не происходит. У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы, отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью занять новое положение среди окружающих.

Список литературы:

1.Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. – М. : Мысль, 1976. –159 с.

2. Божович, Л. И. Психологическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. – М. : Просвещение, 1979. – 212 с.  

3.  Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2009. – 640 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы проблемы неуспеваемости младших школьников

Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы....

Статья: "Психолого-педагогические условия развития представлений младшего школьника о человеке как ценности"

Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие  когнитивного, эмоционального и мотивационн...

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

Психолого - педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников

В работе описаны психологи - физиологические особенности младшего школьника и логически рскрыто понятие учебной деятельности в начальных классах....

Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры

В статье представлен анализ особенностей школьной тревожно-сти младших школьников. Раскрыта модель психолого-педагогической коррек-ции школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульпту...

Программа психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения младших школьников

Учитывая специфику самосознания детей с отклоняющимся поведением, необходимо помочь им изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, воспитать стремление к успеху, сформировать способн...

Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы)

Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы). Доклад на Международной НПК "Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости ка...