«Проблемные» дети.
статья по теме

Жалнина Елена

          В жизни любого ребенка случаются такие моменты, когда ему нужна  помощь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблемные» дети.

          В жизни любого ребенка случаются такие моменты, когда ему нужна психотерапевтическая помощь. Это проявляется в его поведении – он становится неуправляемым, агрессивным, плачет, капризничает. Попытки взрослых упокоить малыша в таком случае не помогают. Ребенок не умеет преодолевать это напряжение и поэтому, его состояние остается напряженным.

         Подобные явления, которые возникают периодически и у взрослых, нельзя считать патологией. Объясняется это свойствами человеческой психики: если уровень напряжения критический, то в организме возникает защитная реакция, т.е. организму необходимо избавиться от напряжения и негативных эмоций.

         Например, ребенок устал или его обидели – возникают негативные эмоции, всплески агрессии, ребенок кричит, ругается, может даже подраться или кусаться, может плакать – это и есть избавление от напряжения.

          Такие явления обычно возникают спонтанно, ребенок не осознает, почему он кричит или плачет, но в результате, становится легче.

          Однако не всегда даже взрослый человек может самостоятельно выйти из состояния напряжения, ребенку же с его еще не сформированной психикой это тем более трудно. А инстинктивные способы защиты не всегда социально адекватны: когда ребенок кусается, пинается и плюется, это, безусловно, усложняет общение с ним. А если такие реакции закрепятся и войдут в привычку, подобная манера поведения сделает человека невыносимым для окружающих.

           В качестве терапевтических процедур можно предложить следующие, вполне доступные: разнообразные виды двигательной активности (занятия спортом, танцами, физические упражнение, прыжки на батутах и др.); посещение бассейна; общение с природой (дальние прогулки по лесу, короткие в парке и пр.).

          Если эти меры не помогают, то надо обратиться к специалисту – психологу или психотерапевту. Не надо бояться такого обращения за специальной помощью, и это не ставит ребенка или взрослого в какой – то особый ряд «ненормальных». Сложность психологических проблем и их возникновение объясняется отчасти особенностями современной жизни, ее бешенным ритмом, все большим отрывом от природы.

         В отличие от обычного ребенка, который испытывает подобные проблемы лишь иногда, «проблемный» ребенок почти непрерывно находится в состоянии напряжения и не в состоянии выйти из него самостоятельно. Поведение «проблемного» ребенка разлажено, он не умеет владеть своими эмоциями, часто доставляет трудности родителям, которые не могут контролировать реакции ребенка. Они стесняются появляться с  ним в общественных местах, на улице, уединяются в тихий уголок парка. Только такой выбор пути наименьшего сопротивления лишь на время позволит спрятаться от проблемы. К сожалению, родители часто не понимают психологическую причину поведения ребенка.      

         Вместо того, чтобы помочь ему выйти из кризисной для него ситуации, они начинают объяснять правила поведения, запрещают вести себя подобным образом или наказывают. Это не правильно.

         Как же следует поступать? Забудьте о правилах приличия, и приложите все силы, чтобы помочь своему ребенку в этот нелегкий момент. В таком состоянии ребенку не до обучения, ему необходима психотерапевтическая помощь, которая сгладит остроту внутреннего конфликта и  вернет в спокойное  состояние.

         Готовых рецептов нет. Самые хорошие приемы в работе с одним ребенком, могут не подействовать в работе с другим. Поэтому придется постоянно искать и пробовать, соблюдая при этом известную степень осторожности.

Жалнина, Елена Николаевна - психолог, психоаналитик, действительный член Консолидированного психоаналитического общества Института Психоанализа, г.Москва.



Предварительный просмотр:

Мониторинг психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса

Проблема информационно-аналитического обеспечения системы управления образованием в части мониторинга и проектирования образовательных и воспитательных программ, психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды обсуждается сегодня как актуальная задача развития службы практической психологии образования и улучшения качества психологического обеспечения образовательного процесса

В настоящее время слово «мониторинг» применительно к образовательному процессу стало общеупотребительным, но, к сожалению не однозначным. С одной стороны, потребность в аналитической информации о системе образования очень высока и органы управления образованием крайне заинтересованы в получении объективной картины, т. к. это дает возможность принимать более эффективные управленческие решения. С другой стороны, сегодня отсутствует единое понимание того, что такое психологический мониторинг в системе образования: мониторинговыми исследованиями сегодня называют все что угодно – начиная с выстраивания рейтинга учеников, фронтальной срезовой диагностики развития психических функций, заканчивая подсчетом количества психологов в общеобразовательных учреждениях.

Между тем, в регионах существует опыт проведения «психологического мониторинга» в его точном понимании. Так, например, развитие системы образования г. Москвы осуществляется в режиме организационного и педагогического проектирования. Комплексные программы развития, объединенные под общим названием «Столичное образование», предполагают разработку и внедрение инновационных технологий, новых подходов к содержанию образования, организации образовательного процесса и социально-психологического сопровождения его участников, в основе которого лежит профилактика актуальных проблем развития и адаптации учащихся. Особое внимание уделяется проектированию образовательных сред и ситуаций сопровождения для учащихся, испытывающих различные трудности в обучении, социальной адаптации и психологическом развитии.

Психологический мониторинг – особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения).

С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.

В зависимости от тех оснований, которые могут быть использованы для сравнения, выделяют различные виды мониторинга: динамический, сравнительный, комплексный, информационный, проблемный, базовый и др.

При проведении психологического мониторинга необходимо четко представлять порядок разработки и проведения такого сложного исследования. Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче.

1 этап – подготовительный. Уточнение потребностей органов управления образованием в информации, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции проведения мониторинга, создание компьютерной методики для обработки результатов, согласование сроков и графиков работ.

2 этап  пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ данных, корректировка содержания анкет, методик и инструкций.

3 этап  полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор первичной эмпирической информации по всей выборке.

4 этап  обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение полученных результатов, создание аналитической справки для органов управления по результатам мониторинга.

5 этап  составление рекомендаций. Мы считаем совершенно обоснованным вхождение представителей мониторинговой группы в научно-методические советы и проектные команды для своевременного внедрения рекомендаций мониторинга в практику образования.

Реализация мониторингового исследования предполагает разработку отдельного организационного проекта, разработку организационных форм внедрения проекта, т. е. требует материально-технических, финансовых и правовых ресурсов.

В настоящее время лабораторией психологического мониторинга Московского психолого-педагогического университета разработано две мониторинговые программы. Одна из них связана с мониторингом состояния службы практической психологии образования, другая – с исследованием социально-психологических проблем обучения, развития и адаптации школьников.

Целью первого мониторинга стало изучение основных характеристик профессиональной группы психологов образования, организационных и содержательных особенностей их профессиональной деятельности, а также характеристик стиля их саморегуляции, увлеченности работой, профессионального выгорания. Указанные задачи решались с помощью реализации трёхлетней мониторинговой программы. Для оценки состояния психологической службы сотрудниками лаборатории была разработаны показатели, охватывающие основные стороны деятельности психологов, работающих в образовательных учреждениях (ОУ, ПМСС-центры, ДОУ). Данная программа применима не только в г. Москве, но может быть использована в любых регионах Российской Федерации по заказу со стороны органов управления образованием.

Для определения показателей мониторинга социально-психологических проблем развития, обучения и адаптации московских школьников были рассмотрены три основных методологических подхода:

  • Первый подход - мониторинг, ориентированный на модель нормативного развития ребенка на разных возрастных этапах.
  • Второй подход - мониторинг, ориентированный на основные параметры психолого-педагогического статуса учащегося.
  • Третий подход - мониторинг, ориентированный на актуальный общественный и управленческий запрос.

Первый был оценен как наиболее привлекательный и научно-обоснованный подход к определению содержательных параметров мониторинга. Однако в настоящее время реализация его именно в мониторинговом варианте крайне затруднена по нескольким причинам:

1. отсутствие единства в представлении о нормативах возрастного развития в научной психологии;

2.  отсутствие необходимого диагностического инструментария;

3.  отсутствие процедур измерения, соответствующих мониторинговым требованиям.

Поэтому, основной акцент был сделан на второй из рассматриваемых подходов. Психолого-педагогический статус учащегося – это совокупность характеристик его когнитивного, психосоциального и психофизиологического развития, влияющих на успешность обучения и социализации в конкретной социопедагогической среде. Совокупность этих характеристик может быть представлена как некоторая целостность, отражающая, с одной стороны, основные векторы развития ребенка, а с другой стороны, имеющая выраженный прикладной (а, следовательно, и управленческий) характер.

Данные психологического мониторинга позволяют дать актуальную оценку происходящим в образовательной среде психологическим изменениям и тенденциям в ее развитии. Постоянно действующий психологический мониторинг может стать серьезной основой дальнейшей аналитической и проектировочной деятельности службы практической психологии образования. На основе его данных (особенно, в сочетании с данными уже существующих мониторингов) возможно углубление  психологических представлений о различных группах и контингентах учащихся, специфике их развития в разных образовательных средах, критериях психологической оценки качества образования, определение перспектив развития психологической службы образования и самого образования.

Исходя из актуальных задач развития образования, мы считаем необходимым проведение масштабного мониторинга Службы практической психологии образования, как инструмента сопровождения и психологической поддержки участников образовательного процесса, в целях оценки эффективности её деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Лыткарино Московской области»

Мониторинг психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса

Психологический мониторинг реализует следующие задачи

Подготовила: педагог – психолог Жалнина Е.Н.

2016-2017уч.год



Предварительный просмотр:

Первая группа: Психофизические симптомыПриложение№1                                                                    

  • Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости)
  • Ощущение эмоционального и физического истощения
  • Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства  на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)
  • Общая ассенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей)
  • Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта
  • Резкая потеря или резкое увеличение веса
  • Полная или частичная бессонница
  • Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня
  • Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке
  • Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния, потеря внутренних, телесных ощущений

Вторая группа: Социально-психологические симптомы

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности)
  • Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события
  • Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя)
  • Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность)
  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что « что - то не так, как надо»)
  • Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или « я не справлюсь»
  • Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)

Третья  группа: Поведенческие  симптомы

  • Ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнить ее - все труднее и труднее
  • Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы)
  • Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает
  • Педагог затрудняется в принятии решений
  • Чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижения энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам
  • Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий
  • Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности
  • Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств



Предварительный просмотр:

Коррекционные занятия по социализации подростка с особенностями развития

Цель -  обучение подростка с особенностями развития социально – психологическим навыкам взаимодействия через самопознание и расширение ролевого репертуара.

Задачами являются:

1.  Накопление и развитие у подростка представлений о содержании его личного социально – эмоционального опыта;

2.  Накопление представлений подростка о внутреннем мире реальных людей из окружающего его социума, формирование ценностного отношения к людям;

3.  Развитие регуляции собственного поведения;

4.  Развитие социально - психологических навыков взаимодействия в реальном социуме, расширению ролевого репертуара подростка.

5.  Позитивное программирование будущего.

Рекомендации по проведению занятий.

Учитывая особенности подростков (неустойчивость внимания, повышенную истощаемость и т. д.) при проведении занятий следует:

·  чередовать вербальные и невербальные средства;

·  задания усложнять постепенно;

·  обязательно проводить демонстрационные сессии: т. е. сначала упражнение выполняет пара в общем кругу (ведущий и его помощник), а затем его выполняют все подростки;

·  чередовать групповые (взаимодействие двух и более участников группы) и индивидуальные формы работы.

·  включать игры и упражнения, в которых одновременно принимают участие все участники.

В ходе занятий используются различные виды упражнений.

Виды используемых упражнений:

  • Упражнения энергизаторы: игры с мячом,  «Поменяйся местами», «Молекулы», «Слон».

Назначение этих упражнений – снять напряжение, усталость, создать доброжелательную атмосферу, поддержать интерес к занятиям. На первом этапе игры подростки выполняют пассивную роль. Например, в игре «Знакомство с передачей мяча по кругу» (встреча №1) первоначально подростку задается программа действий: «Передай мяч соседу». На втором этапе подростку предлагается выбрать активную позицию: «Передай мячик кому ты захочешь».

  • Игры, направленные на самоанализ: «Добрый – злой мяч», «Что я люблю» (встреча №1), «Фотография» (встреча № 3), «Игра с куклой» (встреча № 4), «Голос по телефону», «Телевизор».

На первом этапе курса рекомендуется использовать невербальные средства, например, игра «Добрый – злой мяч». В игре с помощью мяча подросток дифференцирует понятия «добрый – злой» и выполняет перекидывание мяча соответственно установкам. На следующем этапе включаются упражнения с анализом на вербальной основе. Вначале используется групповая форма работы, например игра «Что я люблю» (встреча №1). Затем работа парами. В дальнейшем подростков подводят к анализу личностных качеств у себя и у посторонних, например, игра «Фотография» (встреча № 3), упражнение «Игра с куклой» (встреча № 4), «Голос по телефону», «Телевизор».

  • Упражнения на основе творческих способностей ребенка, например «Мой портрет в лучах солнца» (встреча № 3).
  • Упражнения, основанные на коллективной творческой деятельности: «Победи своего дракона», «Каким я буду через год».Эти два вида упражнений направлены на умение анализировать свой внутренний мир. Т. к. индивидуальная форма работы оказывается доступной не всем подросткам, то на первом этапе предлагается групповая работа. При проведении упражнений не исключается соревновательный элемент (кто больше даст вариантов ответа), эмоциональный элемент (кто веселее расскажет), содержательный элемент (кто продолжит). Введение этих элементов способствует эмоциональной раскрепощенности, развитию самооценки, систематизации внутреннего мира. Использование указанных методических средств эффективно воздействует на протекание динамических процессов, а именно, проявлению у подростков специфических новообразований, таких как самоконтроль, ценностные ориентации, рефлексия.
  • Упражнения на проигрывание ирреальных ситуаций, например «Сон из жизни», «Эпитафия».Эти упражнения направлены на формирование у подростков навыков межличностного взаимодействия. На начальном этапе при проектировании ирреальных жизненных ситуаций следует обращать внимание подростков на отношение между родными и близкими (ирреальные ситуации, связанные с семейной проблематикой). Опираясь на собственный опыт, на знания, полученные на занятиях СБО, подросток планирует свой выбор действий. В дальнейшем для проигрывания предлагаются ирреальные ситуации, направленные на деловое общение, например, игра «Эпитафия».
  • Упражнение, направленные на позитивное программирование будущего через анализ подростками собственного жизненного пути от настоящего к будущему: «Эпитафия», «А вот и Я», «Мой дневник». Эти задания направлены на решение проблем, связанных с позитивным личностным самоопределением. Все встречи включают творческий компонент: рисование, прослушивание музыки, пение куплетов знакомых песен. Включение творческого компонента способствует стабилизации эмоционального состояния подростков.
  •  В программу занятий включены также игровые профориентационные упражнения (ИПУ).

Такой комплекс занятий углубляет знания, полученные на занятиях по СБО, способствует дальнейшему личностному развитию подростка с интеллектуальной недостаточностью. Таким образом, осуществляется обозначенная цель – обучение подростка с особенностями развития социально – психологическим навыкам взаимодействия через самопознание и расширение ролевого репертуара.

Комплекс занятий психолого-педагогической коррекции

ВСТРЕЧА 1.

Цель: знакомство, снятие психологического напряжения в группе.

Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.

1. Знакомство с передачей мяча друг другу.

  1. Участник называет свое имя и передает мячик соседу, который тоже называет свое имя и передает мячик дальше, пока не представятся все участники.
  2. Участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору.
  3. Участник называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.

2. Обсуждение правил: не обижать друг друга и не обсуждать ни с кем занятия.

3. Поменяться местами по какому-либо признаку. Все сидят на своих местах, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит: «Меняются местами те, у кого... (например, в одежде есть синий цвет)»; те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремится занять одно из освободившихся мест. Оставшийся, без стула, становится водящим. Игра прекращается, когда признаки начинают повторяться.

4. «Что я люблю» с запоминанием других. Каждый участник говорит, что он любит. Затем другие участники должны вспомнить, кто что любит.

5. «Докончи предложение».

Один начинает предложение, другой его заканчивает. Например, первый участник говорит: «Сегодня утром...», сосед должен повторить начало фразы и закончить ее, например: «Сегодня утром шел снег», затем он говорит свое начало фразы, его сосед заканчивает.

6. «Мой портрет в лучах солнца».

Цель: умение проводить самоанализ качеств.

Реквизит - бумага, карандаш.

Этапы проведения - дается задание: «Нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя, от солнца нарисуй лучи и вдоль лучей напиши свои достоинства, все хорошее, что ты знаешь о себе».

ВСТРЕЧА 2.

Цель: повышение психологической безопасности участников группы.

1. Слон.

Каждый из участников выбирает, кем он будет: слоном, креветкой, бегемотом или др.. Слон изображается так: одной рукой участник берет себя за нос, другая рука «продевается» в образовавшееся кольцо, эта рука «помахивает» как хобот слона. Крокодил изображается двумя вытянутыми вперед руками, которые то соединяются, то разъединяются, как пасть крокодила. Бегемота изображают с помощью локтей: кисть правой руки кладется на левое плечо, другая рука также сгибается в локте, кисть ее оказывается в подмышечной впадине, для изображения бегемота локти сходятся и расходятся. Жирафа можно изобразить с помощью поднятой вверх руки, кисть становится головой жирафа и поворачивается в разные стороны. Креветка делается с помощью двух кулаков, приставленных к глазам, большой палец помещается между указательным и средним пальцами, движения таких кулаков напоминают движения глаз. Лягушка - это кулак, ритмично «шлепающийся» на развернутую ладонь другой руки. Когда все решат, кто они, водящий показывает, кто он и затем - кого он выбирает. Все участники внимательно следят за происходящим, чтобы не пропустить момент, когда выберут их.

2. Пианино.

Каждый из участников кладет правую ладонь на бедро соседа справа, а левую ладонь - на бедро соседа слева, при этом руки участников оказываются перекрещенными. Задание для группы заключается в том, чтобы хлопать ладонью по ноге строго по очередности расположения ладоней, ладони - как клавиши пианино. (Для участника это означает, что хлопает он, затем двое его соседей, затем снова он). Получить полный текст

3. Продолжим знакомство.

Основные задачи - проявить умение, готовность к открытому общению и умение встать на место собеседника; разыгрывать ситуацию знакомства во время различных обстоятельств и условий.

Реквизит - бумага, карандаш, жетоны.

Поэтапное описание. Группа разбивается на пары, на листке бумаги каждая пара пишет имя и отчество взрослого (учителя, сотрудника школы), роль которого надо исполнить при знакомстве. Затем встает каждая пара и один из детей представляет написанную роль. Другой ребенок - выступает в роли собеседника. Ведущий раздает жетоны тем, кто правильно разыграл ситуацию знакомства и проявил умение в общении. Кто наберет больше жетонов, тот победитель.

4. Молекулы.

Освобождается пространство. Участники прижимают согнутые в локтях руки к своему телу, ладони «разворачивают» вовне. Задание выполняется с закрытыми глазами. По сигналу участники движутся то быстро, то медленно, по команде открывают глаза и находят себе пару или образуют группы из заданного количества участников.

5. «Что я не люблю» с запоминанием других.

Каждый участник говорит, что он не любит, затем все вспоминают, что назвал каждый из участников.

6. Найди отличия.

Основные задачи - развитие умения концентрировать внимание на деталях, способствовать развитию навыков совместной деятельности.

Реквизит - бумага, карандаш.

Поэтапное описание - ребенок рисует любую несложную картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске мелом какой - либо рисунок и отворачиваются. Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

ВСТРЕЧА 3.

Цель: активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.

1. Представление имени.

Цель - анализ регуляции собственного поведения.

Этапы проведения - группа встает в круг. Поочередно каждый участник выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или позой, который осуществляется произвольно, по желанию игрока. При помощи жестов участники представляют группе самих себя, свой характер, свою «визитную карточку».

2. Добрый - злой мяч.

Участники становятся в широкий круг. Кидают друг другу мячик. «Добрый мяч» легко поймать, «злой» - трудно. Научившись кидать «добрый – злой» мяч, участники кидают друг другу разные мячи. Тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».

3. Фотография.

Цель - уметь проводить анализ своего внешнего облика и незнакомых людей.

Реквизит - фото из журналов, собственные фотографии.

Этапы проведения - на первоначальном этапе раздаются фотографии детей, а затем незнакомых людей и дается инструкция: «Вглядитесь в лицо. Обратите внимание на его позу, одежду. Что тебе нравится, а что не нравится, почему. Постарайтесь определить его характер, настроение, род занятий. Придумайте биографию этого человека. Как ты думаешь, мог бы ты дружить с ним? Если бы он был учителем, то какой предмет он бы преподавал? Что еще можно сказать об этом человеке?»

4. Волшебный магазин.

Цель - умение проводить самоанализ качеств. Реквизит - тест «самооценки» Дембо-Рубинштейна 

Этапы проведения -ведущий предлагает подросткам подумать, какими качествами они обладают. Затем он просит представить волшебный магазин, где он - продавец, а покупатель может избавиться от тех качеств, которые он считает ненужными или лишними. Идет обсуждение.

5. Мой мир.

Цель - развитие представлений о содержании своего социального опыта настоящего и будущего.

Реквизит - форматки для рисования, карандаши. Этапы проведения - детям раздаются форматки для рисования и карандаши и просят нарисовать звездную карту «Мой мир» по параметрам: мой любимый цвет; моя любимая одежда; моя любимая музыка; мое любимое время года; мой любимый певец; мое любимое животное; мой лучший друг

Реквизит - бумага, карандаш, жетоны.

Поэтапное описание. Группа разбивается на пары, на листке бумаги каждая пара пишет имя и отчество взрослого (учителя, сотрудника школы), роль которого надо исполнить при знакомстве. Затем встает каждая пара и один из детей представляет написанную роль. Другой ребенок - выступает в роли собеседника. Ведущий раздает жетоны тем, кто правильно разыграл ситуацию знакомства и проявил умение в общении. Кто наберет больше жетонов, тот победитель.

4. Молекулы

ВСТРЕЧА 4.

Цель: Дифференциация представлений о себе. Обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников.

1. Рукопожатие с пожеланием добра.

Основные задачи - развивать умение концентрировать внимание на действии, диагностирование членов группы по тактильным ощущениям.

Реквизит - повязка для глаз.

Поэтапное содержание - участники становятся в круг. В центре - водящий с завязанными глазами. Все вытягивают руки. Водящий должен поздороваться за руку и определить, кто перед ним - мальчик или девочка, и в зависимости от этого поздороваться: «Здравствуй, Таня (Вова)». Если он угадал, водит тот, кого угадали.

2. Дарить друг другу воображаемые подарки.

Подарки изображаются движениями без слов. Участники угадывают, что это такое.

3. Игра с куклой.

Цель - анализ ситуаций социального взаимодействия.

Реквизит - кукла пальчиковая, тестовый материал по методике Розенцвейга.

Этапы проведения - дается инструкция: «Сейчас мы выполним упражнение, цель которого научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, неуверенно, а когда - грубо. Вот эта кукла будет рассказывать что произошло, а тот, кто наденет на руку другую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации уверенный, неуверенный и грубый человек». Примеры предлагаемых ситуаций:

1) поставили двойку (за грязь в тетради, за разговоры);

2) друзья не принимают в игру;

3) несколько человек играют, хочешь поиграть с ними,

просишь, чтобы тебя приняли играть;

4) взрослые не разрешают тебе смотреть телевизор.

4. Телевизор.

Цель - учить определять сильные и слабые стороны в общении, развивать социально-эмоциональный опыт.

Реквизит - телевизор или видеофильм (можно фильмоскоп).

Этапы проведения - при просмотре кинофильма выключить звук, а изображение оставить на экране. Попробуйте определить, о чем говорят люди. Какие у них цели и мотивы. Кто из них атакует. Кто защищается. Кто лидирует, а кто подчиняется. Воспроизведите предполагаемый текст разговора. Через 5-7 минут включите телевизор и проверьте себя.

5. Интервью.

Цель - развивать умение самопознания.

Реквизит - воздушный шар, задания - предложения.

Этапы проведения - ведущий встает в центр круга и предлагает участникам ловить шар, но при этом он должен докончить предложение. Мне хорошо, когда... Мне грустно, когда... Я сержусь, когда... Я чувствую себя неуверенно, когда... Я боюсь, когда... Я чувствую себя смело, когда... Я горжусь собой, когда...

ВСТРЕЧА 5.

Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе.

1.  Пианино (см. встречу 2, упражнение 2).

2.  Контакт.

Основные задачи - идентифицироваться с партнером, показать его положительные стороны, установить с ним контакт, обеспечивать психологическую поддержку в группе, развивать способность адекватного познания самого себя и других.

Реквизит - таблица с перечнем ценностных ориентации

Поэтапное описание. Детям предлагается вспомнить содержание основных ценностных ориентации личности с помощью предложенной таблицы. Затем ведущий предлагает одному из детей выйти в круг и попытаться представить, как его видит другой и стать временно этим «другим», т. е. идентифицироваться с партнером.

3. Я не такой как все и все мы разные.

Цель - развивать умение выражать через невербальные средства различные чувства.

Реквизит - бумага, цветные карандаши.

Этапы проведения - детям предлагается с помощью цветных карандашей нарисовать на лице человека различные состояния: радость, удивление, горе, веселье и пр. Затем все рисунки сложить в «почтовый ящик» и провести анализ, можно задавать вопросы «почему плачет, почему радуется» и т. д.

4. Голос по телефону.

Цель - уметь находить собственные ресурсы для решения проблем.

Реквизит - тематика делового общения.

Этапы проведения - организовать разговор по телефону и постараться описать настроение собеседника, его выражение и поддержать разговор по теме «Приглашение в гости», «Поздравление друга», «Случилась беда».

5. Совместный рисунок.

Каждый участник рисует на доске или на листе бумаги линию, «закорючку», делается это в порядке очередности. В результате получается какой-то общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать название рисунку, дать имя, если получился персонаж.

ВСТРЕЧА 6.

Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация позитивного восприятия жизни.

1. Колечко.

Передача куплета песни.

2. Сказать, что нравится в любом участнике группы. Упражнение выполняется с мячом. Участник кидает мяч и

говорит, что ему нравится в том участнике, кому он посылает мяч. Используется стандартное начало фразы: «Мне нравится в тебе то, что ты...».

3. Человек и его тень.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы выбирается два человека, остальные - зрители. Один участник - путник, другой - его тень. «Тень» старается скопировать движения «путника». «Путника» стимулируют к выполнению разных движений: «сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ножке, посмотреть из-под руки».

4.  Интервью (см. встречу 4, упражнение 5).

5.  Добрая сказка.

Цель - уметь проводить анализ ситуаций.

Реквизит - набор сказочных ситуаций с различным содержанием.

Этапы проведения - предлагается погрузиться в сказку «Я в стране чудес» и придумать для героя сказки различные ситуации, в которых он будет чувствовать себя хорошо. Записать или нарисовать эти ситуации, постараться объяснить свой замысел. Затем предлагается вспомнить ситуацию из собственной жизни, когда можно почувствовать и сказать «Я чувствую себя хорошо».

6.  Моя карта жизни (под музыкальное сопровождение).

ВСТРЕЧА 7.

Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе. Отреагирование негативных эмоций.

1.  Поменяться местами (см. встречу 1, упражнение 3).

2.  Рукопожатие (см. встречу 4, упражнение 1).

3.  Обида.

Цель - уметь проводить анализ ситуаций с целью накопления представлений о событиях жизни и явлениях окружающей среды.

Реквизит - «волшебный мешок» для обид. Пословицы и поговорки.

Этапы проведения - предложить прослушать пословицы и поговорки и проанализировать их. Разыграть ситуации обид и показать варианты реагирования.

4. Победи своего дракона.

Цель - уметь анализировать свой внутренний мир.

Реквизит - макет дракона (коллаж).

Этапы проведения - ведущий рассказывает ребятам о том, что у каждого есть свой дракон - это недостатки, которые мешают нам жить: скука, лень, грубость и пр. Иногда мы хотим изменить себя и начать новую жизнь, для этого нам надо избавиться от недостатков, т. е. победить своего дракона. Можно сначала предложить победить общего дракона, который представлен на макете. «Побеждая» каждую часть дракона, надо подобрать и рассказать соответствующую ситуацию, которая поможет справиться с драконом. Затем составляется общий рассказ. Получить полный текст

ВСТРЕЧА 8.

Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе,

позитивное программирование будущего.

1. Лабиринт.

Стулья или другие предметы расставляются в комнате так, что получается лабиринт. Участники разбиваются на пары, один из них ведущий, другой - ведомый, участники делают сцепление между собой с помощью согнутых указательных пальцев. Ведомый закрывает глаза, а ведущий проводит его через лабиринт. Задача ведущего - провести партнера так, чтобы он не задел за, предметы. Затем участники меняются ролями. После выполнения задания проводится его обсуждение всей группой, выявляется наиболее успешная пара.

2. «Да или нет».

Отказаться или согласиться что-то сделать для другого. Все участники становятся в тесный круг. Один из участников просит '> другого сделать что-либо, другой должен либо отказаться, либо согласиться и выполнить эту просьбу.

3. Подарок.

Основная задача - развивать культуру общения.

Реквизит - игрушки.

Поэтапное описание - Вам предоставляется возможность выразить ваши дружеские чувства друг другу. Вы можете выбрать кого-либо из членов группы, кому вы хотели бы сделать подарок. Теперь по очереди передайте друг другу свои подарки.

Вопросы для обсуждения:

1)  Как выглядел процесс вручения подарков?

2)  Кто не получил ни одного подарка?

3)  Как он на это реагировал?

4.  Что хорошего со мной уже произошло в этом году и что

я хочу, чтобы произошло.

Каждый участник отвечает на эти вопросы.

5. Мой дневник.

Цель - развивать самопознание через невербальные формы общения.

Реквизит - записные книжки детей, карточка «четыре желания».

Этапы проведения - детям предлагается сделать запись в своем дневнике под заголовком «Четыре желания»: сейчас на уроке я хочу...; сегодня после уроков я буду...; завтра я буду...; летом я хочу...

ВСТРЕЧА 9.

Цель: работа с социальными ролями, «примеривайте» различных социальных ролей.

1. Рукопожатие с пожеланием добра (встреча 4).

2. Игра с куклой.

Цель - анализ ситуаций социального взаимодействия; научиться различать уверенные, неуверенные и грубые ответы.

Реквизит - кукла пальчиковая, тестовый материал по методике Розенцвейга.

Этапы проведения - дается инструкция: «Сейчас мы выполним упражнение, цель которого научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, когда - неуверенно, а когда - грубо. Вот эта кукла будет рассказывать, что произошло, а тот, кто наденет на руку другую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации уверенный, неуверенный и грубый человек». Примеры предлагаемых ситуаций:

1)  поставили неправильно двойку за грязь в тетради, за
разговоры на уроке;

2)  друзья не принимают в игру;

3)  несколько человек играют, хочешь поиграть с ними,
просишь, чтобы тебя приняли играть;

4)  взрослые не разрешают тебе смотреть телевизор.

3. Голос по телефону.

Цель - уметь находить собственные ресурсы для решения проблем.

Реквизит - тематика делового общения.

Этапы проведения - организовать разговор по телефону и постараться описать настроение собеседника, его выражение и поддержать разговор по теме «Приглашение в гости», «Поздравление друга», «Случилась беда».

4. Школа.

Участники получают роли - послушного, озорного, упрямого ученика, учителя. Разыгрывается сюжет из школьной жизни.

5. ИПУ «Походка»

Цель – в веселой форме отобразить те или иные профессии с помощью походки или характерных жестов. Соотнести обобщенные образы представителей разных профессий с представлениями о собственном Я - образе.

Инструкция: «Данное игровое упражнение очень необычное и простое. Мы попробуем отобразить те или иные профессии с помощью походки и характерных жестов».

6. Сон из жизни.

Представить сон из жизни члена семьи, а затем своего друга и человека определенной профессии (музыкальное сопровождение).

ВСТРЕЧА 10.

Цель - завершение работы. Позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстник».

1.  Слон.

2. ИПУ «Эпитафия».

Цель: повысить готовность осознанно выстраивать свои жизненные перспективы и планы, выделять и логически связывать основные события собственной жизни.

Этапы проведения: ведущий загадочным голосом предлагает участникам составить рассказ о некотором человеке, который учился в этой школе, окончил ее и уехал из этого города. Спустя 30 лет он приехал на встречу выпускников. Участникам предлагается по очереди назвать важные события, которые могли произойти с эти человеком. События могут быть внешними (поступил на работу, женился), а могут быть связаны и с изменениям самого человека (стал знаменитым, хорошим работником или преступником). В конце игры каждый потребует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалась интересной и ценной. Ведущий начинает составление рассказа: « Наш выпускник окончил школу с одной тройкой и…». Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что герою уже 50 лет. Делается вывод, что построить жизнь даже в воображение не так просто. Завершается игра напоминанием того, что событиями бывают внешними и внутренними. Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое – либо важное событие, которое могло бы украсить любую жизнь. Задача ведущего хвалить игроков, поощрять их за умение размышлять.

Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!

2.  ИПУ «А вот и Я»

Цель - смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу. Повысить уровень готовности поступающих на работу подобным собеседованиям.

Реквизит - правила Д. Карнеги (см. занятия).

Этапы проведения - участникам игры объясняется ее общий смысл - проверить и, по возможности, хоть немного повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустройстве. По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором зачисления на работу. Двум участникам предлагается разыграть сценку собеседования при приеме на работу. Участники сами определяют, в какое заведение и на какую вакансию они устраиваются. После первого проигрывания участникам предлагается оценить успешность действий по пятибалльной системе. При проведении игры желательно опираться на правила, выделенные Д. Карнеги.

4. Любимое блюдо. Участники придумывают свое любимое блюдо через 5, 10, 15 лет.

5. Совместный рисунок: Каким я буду через год. Выполняется

рисунок на общем листе бумаги.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Лыткарино Московской области»

Коррекционные занятия по социализации подростка с особенностями развития

Подготовила: педагог – психолог Жалнина Е.Н.

2016/17 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемные дети-родительское собрание

Способные но проблемные, что делать?...

Проблемные дети (одаренный ребенок в школе).

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как дл...

Проблемные дети и семьи

Программа воспитательной работы "Проблемные дети и семьи"В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" подросток. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ...

«Активные формы работы как средство профилактики и реабилитации проблемных детей»

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в    отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно - образовательных нормативов...

"Проблемные" дети в школе

С каждым годом в школах увеличивается количество “трудных” детей. Вызвана данная ситуация разными факторами. Наша задача заключается в том, чтобы помочь этому ребенку и себе. В первую очередь, с...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...

Статья о проблемных детях

В отличие от обычного ребенка, который испытывает подобные проблемы лишь иногда, «проблемный» ребенок почти непрерывно находится в состоянии напряжения и не в состоянии выйти из него самос...