Коррекционно-развивающее занятие "Королевство внутреннего мира"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Шурыкина Светлана Александровна

Экспериментальное исследование познавательной сферы, изучение особенностей речевого развития младших школьников (2  класса) с задержкой психического развития выявило:

  • несформированность временных и пространственных понятий;
  • низкий и ниже среднего уровень развития мыслительных операций, произвольного внимания, объема слухоречевой и зрительной  памяти;
  • бедный словарный запас;
  • низкую познавательную активность.

Исходя из выявленных особенностей младших школьников с задержкой психического развития и анализа полученных результатов, мною была разработана коррекционно – развивающая программа групповой  работы с  младшими школьниками  с ограниченными возможностями здоровья «Развитие познавательных процессов». При планировании и разработке представленного коррекционно-развивающего занятия мною были учтены требования к результатам освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО, а именно к метапредметным, личностным, предметным результатам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

1. Тема занятия: «Королевство внутреннего мира»

2. Тип занятия: изучение нового материала.

3. Вид занятия: путешествие.

4. Цель занятия: ознакомить детей с понятием  «синквейн».

5. Задачи:

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • познакомить детей с понятием «синквейн» и  правилами составления «синквейна».

Направленные на решение личностных результатов обучения:

  • способствовать формированию  мотивации к учению;
  • способствовать овладению навыками коммуникации.

Направленные на решение метапредметных результатов обучения:

  • способствовать развитию мыслительных операций;
  • способствовать обогащению  активного словаря;
  • учить адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

6. Адресат: обучающиеся второго класса, имеющие статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

7.  Методы работы на занятии: словесные, наглядные и практические.

8.  Форма работы: подгрупповая.

9.  Длительность занятия: 30-40 минут.

10. Необходимое оборудование: персональный компьютер с клавиатурой, мышью, монитором, интерактивная доска.

     11. Дидактический (раздаточный) материал: карточки-таблицы для развития зрительного внимания; компьютерная игра «Семицветик» для проведения глазодвигательной гимнастики, презентация «Оздоровительные упражнения», рабочие тетради.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: - Ребята, сегодня у нас необычный день, мы отправляемся в путешествие по королевству «внутреннего мира». Внутренний мир есть у каждого человека. Он  помогает ему думать, запоминать, быть внимательным. А королеву внутреннего мира зовут «Познаника». Она познакомит нас со дворцами, которые  находятся в её королевстве. Для нас будут  организованы различные игры и задания, где мы сможем проявить себя и показать, что мы знаем и умеем.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Учитель: - Вот мы и пришли к большим воротам неизвестного нам замка!

1. Упражнения по и развитию  внимания.

Учитель: - Наше первое задание!

а) Игра «Исправь ошибки» (развитие слухового внимания, активизация пассивного и активного словаря, осмысленный подбор слов).

Учитель: - Я буду читать двустишие, а вы внимательно слушать и мысленно рисовать картинку, может получиться что-то небывалое, необычное, найдите слово, которое нужно заменить и подберите правильное.

1)Пчёлка сок цветочный пьёт,

Из него готовят лёд (мёд).

2)Родник из - под камня весело бьёт,

Птичка на дереве гнёздышко пьёт (вьёт).

3) На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

4) Тает снег, течёт ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

5) Сели в ложку и ай-да,

Покатили вдоль пруда (лодку).

6) Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

7) Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

- Молодцы, ребята, вы были внимательными и всё правильно исправили!

- Вот и второе задание королевы.

б) Игра «Буквенное лото» (развитие зрительного внимания).

Учитель раздает детям карточки с заданием.

Учитель:- Перед вами карточки с таблицами, найдите в таблице слова, подчеркните и прочитайте их.

р

д

о

с

к

а

т

п

к

п

а

р

т

а

п

ф

ш

т

о

л

м

е

л

с

у

т

е

т

р

а

д

ь

о

р

р

у

ч

к

а

т

ш

а

з

б

у

к

а

р

Учитель: - Успешно выполнить эти задания королевы нам помогло внимание.  Первый  замок королевства называется «ВНИМАНИЕ».

Ребята, мы с вами очень потрудились, а теперь нам надо отдохнуть и подготовить наши глазки, ушки и ножки к продолжению нашего путешествия.

2. Выполнение оздоровительного упражнения (способствует здоровьесбережению школьника и положительному  настрою на умственную деятельность).

Учитель:

-подготовьте ваши глазки (глазодвигательная гимнастика «Семицветик») (показ слайдов);

-подготовьте ваши ушки (помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину, в конце - растереть уши руками, выполняем с легко прикушенным языком);

-подготовьте ваши ручки (хлопаем с закрытыми глазами);

-подготовьте ваши ножки (топаем с открытым ртом).

-Ну, а теперь - в путь! Взяли рюкзачки (руки за спиной в замке, оздоровительное упражнение, помогает сформировать и сохранить правильную осанку), встали друг за другом и змейкой пойдём:

по воображаемой  очень узкой тропинке (показ слайдов);

по мостику (хлопаем по коленям)( показ слайдов);

солнышко пригрело, и песок стал горячим (поднимаем колени) (показ слайдов);

нависли ветви, нужно низко нагнуться, чтобы пройти (наклоняемся) (показ слайдов);

на пути камни (прыгаем право - лево) (показ слайдов).

3. Упражнение на развитие мышления.

а) Упражнение «Аналогии»

Учитель: - Перед вами лежат карточки с заданиями.  Дети выполняют предложенное задание. 

Дождь - зонтик = мороз (холод, сани, зима, шуба)

День - ночь = зима (мороз, январь, снег, лето)

Лес - дерево = библиотека (город, здание, театр, книга)

Волк - пасть = птица (воздух, клюв, соловей, яйцо)

III. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: - Ребята, королева подготовила для нас очень сложное задание (открывает конверт с заданием). Вам нужно составить «синквейн».

Обучающиеся: - Мы такое слово не знаем. Нам надо узнать, что оно означает.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Ребята предлагают различные варианты, как можно получить информацию о понятии «синквейн» и правилах составления, например, спросить у учителя, прочитать в словаре, найти информацию в Интернете.

V. Реализация построенного проекта.

Обучающийся 1: - Быстрее будет найти информацию в Интернете.

Один ребенок ищет информацию в Интернете, используя компьютер, найденная информация проектируется на интерактивную доску. Параллельно второй обучающийся фиксирует на доске правила составления «синквейна».

Учитель: - Ребята, вы нашли значение слова «синквейн? Что оно означает?

Обучающийся 1: - «Синквейн» - с французского языка переводится как «пять строк».

Учитель: - А еще вы смогли самостоятельно найти  правила  составления «синквейна».

Обучающийся 2: - Да, чтобы составить «синквейн», нам необходимо использовать следующие правила.

Первая строка - одно слово, существительное, ответ на вопрос – что?

Вторая строка - два слова, прилагательные, ответ на вопрос – какая? какой?

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие в рамках темы,  ответ на вопрос – что делает? что делаешь? что делать?

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, ответ на вопрос – что получается, когда  так делаешь? Какое отношение вызывают действия?

Пятая строка – слова, связанные с первым словом, отражающие понятие темы (это может быть одно слово),  ответ на вопрос - что из этого всего получается?

Учитель: - Ребята, вы - молодцы! Вы смогли сами справиться с этим сложным заданием: найти значение   понятия «синквейн» и правила  его составления.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: - А теперь давайте попробуем составить «синквейн» со словом «Весна».

Обучающийся 3:

1.Весна

2. Свежая, тёплая

3. Греет, расцветает, светит

4. Весна – моё любимое время года.

5. Время года

Обучающийся 4:

1.Весна

2.Красивая, цветущая

3.Цветет, теплеет, пригревает

4. Весной цветут подснежники.

5. Теплота.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: - А сейчас вы попробуете  самостоятельно составить «синквейн» со словом «подснежник», используя полученные вами знания (дети выполняют задание).

Учитель: - Ребята, а теперь проверим, правильно вы выполнили задание. Я буду называть номер правила, а вы проверяйте себя.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: - Ребята, а придумайте предложения со словами вашего «синквейна», используя слова первой и  пятой строчек.

Дети придумывают предложения и их озвучивают.

Обучающийся 3:  - Подснежники- первые цветы.

Обучающийся 5: - Весной в лесу мы собираем  подснежники.

Учитель: - Молодцы! Потрудились хорошо.  А знаете, что ваше мышление помогло выполнить вам задания. Открываем второй дворец – «МЫШЛЕНИЕ». 

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: - Вот и подошло к концу наше путешествие по королевству внутреннего мира. О каких дворцах вы узнали, назовите их?

Обучающийся 5: - Дворцы «МЫШЛЕНИЕ», «ВНИМАНИЕ».

Учитель: - Ребята, а какое упражнение вам понравилось больше всего? Что у вас получилось лучше, а над каким упражнением нам надо еще поработать?

Обучающийся 6: - Самым сложным было задание «Исправь ошибки».

Обучающийся 1: - Мне понравилась игра «Буквенное лото».

Учитель: - Чтобы нам узнать, как мы с вами потрудились, королева передала зашифрованное письмо, его нужно прочесть.

1. Упражнение «Замените цифры буквами».

А-1, Г-2, И-3, Л-4, М-5, Н-6, О-7, Р-8, Т-9, Ч-10

7,9,4,3,10,6,7  (о т л и ч н о)

Обучающийся 4: - Получилось слово «отлично».

Учитель: - Молодцы, ребята! До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционного- развивающего занятия " В мире много сказок"

Методическая разработка занятия по сказкам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры, загадки, презентация....

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).

Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Открытое коррекционно-развивающее занятие «Эмоции в мире животных».

Развитие умения понимать себя  и окружающих,  снижение  психического  и эмоционального  напряжения, формирование положительной самооценки, толерантного  отношения к себе ...

Сборник коррекционно-развивающих заданий по окружающему миру для обучающихся 3 класса по разделу: «Чему учит экономика»

Сборник коррекционно-развивающих заданий по окружающему миру для обучающихся 3 класса по разделу: «Чему учит экономика».Сборник заданий представляет собой систематизированный и обработанны...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...

Коррекционно-развивающее занятие «Приключение в мире сказок» для обучающихся 3-го класса с ОВЗ

Папка содержит подробный конспект занятия и все необходимые материалы для его проведения!...