"Возникновение агрессии у детей младшего возраста, как следствие жестокого обращения в семье".
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Носкова Галина Александровна

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

•стремление привлечь к себе внимание сверстников;

• стремление получить желанный результат;
• стремление быть главным;
• защита и месть;
• желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
 
Так же провоцирует агрессивное поведение:
•недостаточное развитие интеллекта,
•сниженная самооценка,
•низкий уровень самоконтроля,
•неразвитость коммуникативных навыков,
•повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Особенности семей агрессивных детей 

 

•В таких семьях, чаще всего родители могут при ребенке оскорблять друг друга, не уважают, испытывают неприязнь.
Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, (например, могут ударить мать), а также поощряют в поведении своих детей агрессивные действия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Возникновение агрессии у детей младшего школьного возраста, как следствие жестокого обращения в семье» МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский семинар педагогов-психологов и социальных педагогов по теме: «Жестокое обращение с детьми. Его последствия и предупреждение». 19.02.2016г.

Слайд 2

Агрессия – это реакция на « неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку » ( Гиппенрейтер ).

Слайд 3

За агрессивным поведением, как правило , прячется боль, разочарование , отверженность. Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми.

Слайд 4

« Рисунок человека» (Петя 7 лет )

Слайд 5

« Несуществующее животное» (Монстр, живёт в пещере, питается камнями)

Слайд 6

«Моя семья»

Слайд 7

Особенности семей агрессивных детей В таких семьях, чаще всего родители могут при ребенке оскорблять друг друга, не уважают, испытывают неприязнь. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, (например, могут ударить мать), а также поощряют в поведении своих детей агрессивные действия.

Слайд 8

Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их достижениям в школе и в не ее. Дети не имеют четких обязанностей по дому. Поведение матерей часто противоречит ранее сказанному.

Слайд 9

Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и, «если надо - драться ». П ровоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей (« с ними не дружи, у них родители — алкоголики») и нередко межнациональную рознь.

Слайд 10

Так же провоцирует агрессивное поведение: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Слайд 11

В младшем школьном возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия . Мальчики испытывают агрессию в межличностных отношениях: учебе, спорте, личной угрозе. Девочки более бурно реагируют на недооценивание своих внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление. Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений. В возрасте 10-11лет у мальчиков и девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма агрессии как негативизм.

Слайд 12

Основные понятия : Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Строптивость : носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие: заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке .

Слайд 13

Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями. Агрессивность - это социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как реакции в определённой ситуации. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то это - агрессивное поведение. Обесценивание взрослых : например, когда мать слышит от ребенка в свой адрес ругательное слово.

Слайд 14

На вопрос: «Как ты поступишь, если тебя оскорбят?» дети начальной школы отвечали: «Оскорблю, обзову также» – 100%, «Побью, дам в лицо» – 75%, «Не обращу внимания, отвернусь, уйду, не буду играть» – 25%.

Слайд 15

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Слайд 16

П ринципы , на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы : – контакт с ребенком; – уважительное отношение к личности ребенка; – положительное внимание к внутреннему миру ребенка; – безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; – сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля .

Слайд 17

Например: Агрессивному ученику первого класса педагог может сказать: « Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных поступков, ты можешь». А вот корректируя поведение ученика четвертого класса, педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы взрослых. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте корректируются с помощью шутки, доброго отношения. Главное, чтобы педагог сам был спокоен.

Слайд 18

Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с агрессивностью может выступать представление о конкурентности . Условно ребенку можно напомнить простую пословицу: «На злых воду возят» - и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне логично следующее построение последствий: вот ты сердишься, попусту тратишь свое время, а между тем, если бы ты поупражнялся в играх, переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. - в зависимости от ситуации, завтра ты бы добился успеха, а твои соперники были бы посрамлены.

Слайд 19

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения . Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Слайд 20

Принципы общения с агрессивными детьми для родителей 1 ) Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия. 2) Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»; исключение угроз и приказов .

Слайд 21

3) Родителям необходимо выработать единые требования и правила воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам школы. 4) Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения. 5) Родителям необходимо позаботиться о включении ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.

Слайд 22

В воспитании выделяются два основных фактора, влияющие на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие: 1. Расположение родителей помогает преодолению агрессивности ребёнка. Выражается в умении слушать, тёплом общение, добром слове, ласковом взгляде. 2. Неприятие стимулирует детскую агрессивность. Характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к ребёнку.

Слайд 23

Заметим, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Слайд 24

Всего доброго!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Возникновение агрессии у детей младшего школьного возраста, как следствие жестокого обращения в семье» МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский семинар педагогов-психологов и социальных педагогов по теме: «Жестокое обращение с детьми. Его последствия и предупреждение». 19.02.2016г.

Слайд 2

Агрессия – это реакция на « неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку » ( Гиппенрейтер ).

Слайд 3

За агрессивным поведением, как правило , прячется боль, разочарование , отверженность. Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми.

Слайд 4

« Рисунок человека» (Петя 7 лет )

Слайд 5

« Несуществующее животное» (Монстр, живёт в пещере, питается камнями)

Слайд 6

«Моя семья»

Слайд 7

Особенности семей агрессивных детей В таких семьях, чаще всего родители могут при ребенке оскорблять друг друга, не уважают, испытывают неприязнь. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, (например, могут ударить мать), а также поощряют в поведении своих детей агрессивные действия.

Слайд 8

Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их достижениям в школе и в не ее. Дети не имеют четких обязанностей по дому. Поведение матерей часто противоречит ранее сказанному.

Слайд 9

Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и, «если надо - драться ». П ровоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей (« с ними не дружи, у них родители — алкоголики») и нередко межнациональную рознь.

Слайд 10

Так же провоцирует агрессивное поведение: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Слайд 11

В младшем школьном возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия . Мальчики испытывают агрессию в межличностных отношениях: учебе, спорте, личной угрозе. Девочки более бурно реагируют на недооценивание своих внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление. Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений. В возрасте 10-11лет у мальчиков и девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма агрессии как негативизм.

Слайд 12

Основные понятия : Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Строптивость : носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие: заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке .

Слайд 13

Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями. Агрессивность - это социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как реакции в определённой ситуации. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то это - агрессивное поведение. Обесценивание взрослых : например, когда мать слышит от ребенка в свой адрес ругательное слово.

Слайд 14

На вопрос: «Как ты поступишь, если тебя оскорбят?» дети начальной школы отвечали: «Оскорблю, обзову также» – 100%, «Побью, дам в лицо» – 75%, «Не обращу внимания, отвернусь, уйду, не буду играть» – 25%.

Слайд 15

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Слайд 16

П ринципы , на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы : – контакт с ребенком; – уважительное отношение к личности ребенка; – положительное внимание к внутреннему миру ребенка; – безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; – сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля .

Слайд 17

Например: Агрессивному ученику первого класса педагог может сказать: « Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных поступков, ты можешь». А вот корректируя поведение ученика четвертого класса, педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы взрослых. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте корректируются с помощью шутки, доброго отношения. Главное, чтобы педагог сам был спокоен.

Слайд 18

Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с агрессивностью может выступать представление о конкурентности . Условно ребенку можно напомнить простую пословицу: «На злых воду возят» - и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне логично следующее построение последствий: вот ты сердишься, попусту тратишь свое время, а между тем, если бы ты поупражнялся в играх, переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. - в зависимости от ситуации, завтра ты бы добился успеха, а твои соперники были бы посрамлены.

Слайд 19

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения . Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Слайд 20

Принципы общения с агрессивными детьми для родителей 1 ) Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия. 2) Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»; исключение угроз и приказов .

Слайд 21

3) Родителям необходимо выработать единые требования и правила воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам школы. 4) Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения. 5) Родителям необходимо позаботиться о включении ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.

Слайд 22

В воспитании выделяются два основных фактора, влияющие на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие: 1. Расположение родителей помогает преодолению агрессивности ребёнка. Выражается в умении слушать, тёплом общение, добром слове, ласковом взгляде. 2. Неприятие стимулирует детскую агрессивность. Характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к ребёнку.

Слайд 23

Заметим, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Слайд 24

Всего доброго!