Программа психолого-педагогического сопровождения детей испытавших жестокое обращение в семье
рабочая программа на тему

Лавриенко Елена Викторовна

Жестокое обращение в семье. Программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

«ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

                                                                                                       

УТВЕРЖДАЮ:

Директор КГУ                                                                                                                                                                                                                                 «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»                                                                                                                                                                ________________ Н.С.Осадчая                                                                                                                                                             «______»________________2017г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ,

ИСПЫТАВШИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ В СЕМЬЕ

Составитель программы: Лавриенко Е.В.,

 педагог-психолог

Емельяново, 2017


Пояснительная записка

Многочисленные исследования показывают сколь важна роль семьи, взаимоотношений родителей и детей для психического здоровья детей.

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

На наш взгляд, семейное неблагополучие – одна из самых актуальных, тревожных и волнующих проблем. Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Это обусловлено тем, что семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. В семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

Большое количество детей с трудностями в обучении и поведении, нарушениями в эмоционально-личностной сфере, дезадаптацией в образовательном пространстве в целом, другими особенностями развития определяет необходимость психокоррекционной работы с детьми попавшими в детский дом.

Жестокое обращение, неправильное воспитание, неблагоприятные отношения в семье, частые конфликты, отверженность ребенка от семьи, физическое насилие рождают отклонения в эмоциональной и поведенческой сферах жизни ребенка.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье, потери семьи.

Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми (особенно с близкими). Опосредованно, через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение к самому себе. Доминирование одного из этих друг друга опосредующих отношений выражает существенную черту характера и накладывает глубокий отпечаток на облик человека.

В связи с этим, мы в качестве основных целей  и задач коррекции характерологических и личностных отклонений, выделили следующие:

Цель:  

Ι. Коррекция отношения к себе

  1. Достижение способности к объективной самооценке, осознанию и устранению психологических защит в поведении.
  2. Реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, адаптивности, реставрация чувства собственного достоинства.
  3. Формирование позитивного отношения к своему «Я», умения правильно оценить и охарактеризовать личностные особенности.
  4. Коррекция системы ценностей и потребностей
  5. Развитие самостоятельности
  6. Принятие адекватной роли

ΙΙ. Коррекция отношения к значимым другим (коррекция детско-родительских отношений).

  1. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества воспитателя с ребенком.
  2. Улучшение понимания воспитателем ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
  3. Способствовать эмоциональному сближению ребенка и окружающих;
  4. Предоставить детям возможность научиться правильно выражать свои чувства и ориентироваться на них
  5. Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов других, способности к критическому, но доброжелательному отношению к восприятию достоинств и недостатков других лиц.
  6. Приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
  7. Приобретение навыков аргументации, ясного и точного изложения своих мыслей, умения устанавливать деловые контакты

ΙΙΙ. Коррекция отношения к реальности (к жизни):

  1. Приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств, устойчивости по отношению неудачам.
  2. Формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.
  3. Коррекция неадекватного образа жизни

Адресат: Программа предназначена для психокорекционной работы с детьми школьного, подросткового и старшего школьного возраста, имеющими характерологические и личностные нарушения.

Формирование группы происходит по результатам диагностической работы.  

Форма работы: Основной формой работы мы считаем участие в психокоррекционной группе, т.е. групповая форма работы. Работа в группе ориентирована на активное присвоение участниками нового опыта, возникающего в ходе коррекционного процесса, и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.

В группе дети видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других. Тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.  

Группа по сути своей строится на базе личностно – ориентированного подхода. Предполагается, что в группе участники получат возможность заново пережить основные вехи своего жизненного пути в более благоприятных, комфортных и безопасных психологических условиях.

Время, необходимое для реализации данной программы: Программа состоит из 20 занятий продолжительностью от 1,5 до 2-х часов (в зависимости от этапа работы). Частота встреч – 1 раз в неделю.

Общая структура занятия включает в себя следующие элементы:

1. Ритуал приветствия – важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Упражнение, выбранное для этой цели, называется «Связующая нить», выполняется с помощью клубка. На каждом занятии клубок «наполняется новым смыслом и содержанием», определяя тем самым цель встречи.

2. Разминка, разогрев – средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

3. Основное содержание занятия – представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы.  Включает упражнения способствующие установлению контакта между детьми, арттерапевтические, психодраматические приемы, групповую дискуссию и т. д.  

4. Рефлексия занятия – предполагает ретроспективную оценку занятия.

5. Упражнения на снятие эмоциональной напряженности.

6. Анкетирование «Обратная связь». Последней процедурой каждого занятия является заполнение анкеты. 

Психокоррекционная программа состоит из трех блоков.

Первый блок программы (с 1 по 6 занятие) включает упражнения под общим названием «Размышления о себе самом». Основное назначение данной части – формирование навыков самоанализа  у детей. Данные упражнения помогают глубже и полнее разобраться в себе, научиться понимать себя, свои сильные и слабые стороны, задуматься над своей индивидуальностью и по возможности учиться корректировать свое поведение в будущем.

Вторая часть программы (с 7 по 15 занятие) включает упражнения, под общим названием «Мир детский и мир взрослый», направленные на коррекцию взаимоотношений детей с взрослыми. Данные упражнения помогают осознать и выработать адекватные формы детско-родительских отношений.

Третий блок программы (с 15 по 20 занятие) представляет собой просветительскую, профилактическую работу с воспитателями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам  отношений с воспитанниками, а также лекционные занятия, с использованием презентации «Power Point» на тему «Жестокое обращение с детьми в семье», «Насилие в семье», «Наказания в семье», «Психологическая поддержка в семье.

        Условия реализации:

Для реализации программы необходимо: просторное помещение, удобные стулья, коврики, аудиоаппаратура, видеоаппаратура, компьютер, проектор, бумага, краски, мел, ватман, гуашь, канцелярские принадлежности и т.п.

                                                                                                                                   

Список использованной литературы

  1. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Перевод с англ. А. Б. Орлова.  – М.: Семья и школа,  1995. – 221с.  
  2. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения.- Служба доверия, 1994. – 315с.
  3. Вачков И. Деревья – характеры из волшебного леса. // Школьный психолог. – 2004. - № 5. – С 5-6.  
  4. Григории Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений // Школьный психолог. – 2000. – № 28. – С 1 – 16.  
  5. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Серия «Психологический практикум». – Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 320с.
  6. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150с.
  7. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 304с.
  8. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160с.
  9. Макарова Л., Подвинцева Л. Ребенок – взрослый: терапия отношений. // Школьный психолог. – 2004. - № 27-28. – С 18-25.
  10. Малкина – Пых И. Г. Пихосоматика: Новейший справочник.- М.: ЭКСМО, СПб.: Сова, 2003. – 928с.  
  11. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 352с.
  12. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 512с.
  13. Прутченков А. С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. – 192с.
  14. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. – 192с.
  15. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 192с.
  16. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 688с.
  17. Эидемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Методы семейной диагностики и психотерапии. – СПб.: Медицина, 1996. – 318с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ослабленным здоровьем в период адаптации к школе

Актуальность проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этапе обуч...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью данной программы являются:1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаев...

"Возникновение агрессии у детей младшего возраста, как следствие жестокого обращения в семье".

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:•стремление привлечь к себе внимание сверстников;• стремление получить желанный результат;• стремление быть главным;• защита и месть;• жел...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Создание оптимальных условий для оказания помощи семьям в период адаптации первоклассников к школе....