Музейный урок "Произведение М. Ю Лермонтова "Бородино"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Кириллова Ирина Владимировна

ПРЕСС – РЕЛИЗ О проведении музейного урока «М. Ю. Лермонтов «Бородино» Цель мероприятия: популяризация музея в ученической среде, повышение интереса к историческим событиям войны 1812 года, закрепление знаний в игровой форме. В ходе урока использовалась информация по элементам музейной экспозиции. Перед учащимися 4 класса ГБОУ Школы №1905 была поставлена задача соотнести собранный пазл с отрывком из стихотворения М. Лермонтова. Урок позволил обобщить знания детей по истории России, применить их на уроке литературы. Урок подготовила и провела в 4 классе учитель начальных классов Кириллова Ирина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_muzee_borodino.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  предметного учебного музейного занятия по литературе

Урок: литературное чтение, литература

Тема урока: "М. Ю. Лермонтов. "Бородино".  

Класс: 4; 5

Учитель начальных классов: Кириллова И. В., ГБОУ СОШ № 1905

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока

1.Включает песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.

2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся

3. Просит подобрать ассоциации к слову БОРОДИНО

3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока

 Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.

Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Называют ассоциации, связанные со  словом БОРОДИНО

Выдвигают предположения о теме урока

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

3 минуты

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Активизирует знания учащихся на основе музейных экспонатов.

Создает проблемную ситуацию.

Организует обсуждение содержания выступлений учащихся

Организовывает просмотр видеоролика о том, как протекала Бородинская битва.

Организует работу в группах по составлению пазла к стихотворению Лермонтова «Бородино»

Учащиеся слушают учителя и рассматривают экспонаты музея. Отвечают на вопрос "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове из начальной школы?"

Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве, по ходу просмотра  выписывают основные этапы битвы. Осуществляют самопроверку по эталону, дополняют свои записи.

Составляют пазл, подбирают соответствующий ему отрывок в тексте стихотворения, проверяют себя.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

10-12 минут

3

Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения

Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана".

Организует чтение стихотворения "Бородино" с фиксацией внимания обучающихся на выразительности чтения, на развитии сюжета.

Организовывает работу по осмыслению содержания текста на основе работы с пазлами. Помогает группам, найти устаревшие слова, найти их в рисунке пазла. Организовывает работу с устаревшей лексикой: просит любого учащегося соотнести картинку и название.

Слушают учителя. Озвучивают анализ степени выразительности чтения, участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме.

Слушают актерское чтение с иллюстративным рядом стихотворения "Бородино".  Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение.

Обращают внимание на устаревшие слова, работая в группах, фиксируют затруднения в их понимании, находят их изображение в рисунке пазла, дают соответствующее пояснение, представляют свою работу остальным группам.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

10 минут

4

Построение проекта выхода из затруднения. Работа над смыслом текста

Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. Организует  обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста.

Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения.

Организовывает прослушивание отрывка песни "Бородино" на слова Лермонтова, музыка народная. На фоне музыки организовывает обсуждение  собранного пазла по произведению Лермонтова "Бородино".

Осуществляется взаимопроверка учащимися, проводится лексическая работа.

Анализируют поэтическое произведение с целью определения:

  • темы, идеи стихотворения;
  • характера героев;
  • роли и значения лирического героя;
  • смысла поэтического произведения;

Участвуют в беседе  по обсуждению характера русского солдата, делают  обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино".

Слушают фрагмент песни, участвуют в обсуждении собранного пазла, дают оценку соответствия смысла стихотворных строк изображению пазла.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

10 минут

5

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить свое умение применять полученные знания;
  • развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

5 минут

6

Рефлексия деятельности

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "Бородино"

Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание

Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.  

Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: доказательство

5 минут

Приложение 1

Вступительное слово о событиях 1812 г.

Отечественная война 1812 г. - одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном  Бонапартом (Наполеон l - 1769 - 1821гг.), уроженцем Корсики.

Это был решительный, строгий военачальник, он вёл победоносные захватнические войны. в результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)

Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.

Русская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал - фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боёв. именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов - 30 тысяч человек, у русских - 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием "Бородинское". Оно было проиграно.

Москва бала оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покорённой столицы, которые так и не были ему вручены.

Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон  бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.

Приложение 2

  • Объясните термины:  редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны
  •  Недаром - не без причины, не случайно.

 Нынешнее племя - современники.

 Доля - судьба.

Досадно - жаль, обидно.

Ворчали старики - выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет).

Чужие изорвать мундиры - уничтожить врага в штыковой атаке.

Ушки на макушке - повышенное внимание.

Ликовать - выражать восторг.

Лихость - удаль.

Поведать - рассказать.

Постоять годовою - отдать жизнь в бою.

Поле грозной сечи - поле боя.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Музейно-литературный клуб "Филипок"

В презентации представлена программа, цель, задачи, структура музейно-литературного клуба "Филипок", созданного на базе моего 2 класса и музея истории образования г.Великие Луки. Клуб создан в 2007 г...

Музейный урок "«Жизнь и деятельность Н.Ф. Ватутина"

Музейный урок для учащихся начальных классов....

Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".

Конспект урока разработан в системе  интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки» Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живаяЮ. Коваль «Три сойки»Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»...

Музейные посиделки

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию.  Проводится в школьном музее. Дети знакомятся с местным фольклором и обычаями, с творчеством мастеров декоративно-прикладного искусств...

Конспект интегрированного урока в 1 классе (предметные области: обучение грамоте, риторика, музейная педагогика, ИЗО) (возраст:6,6 - 7 лет) «Мир железной дороги»

Данный материал знакомит детей с железнодорожными профессиями и транспортом, развивает социокультурные компетенции и художественно творческие способности детей средствами ИКТ...