Программа нейропсихологической коррекциийро
рабочая программа (1 класс) на тему

Курицын Александр Валерьевич

Программа нейропсихологической коррекции 18 часов. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyrokorrektsiya_18ch.doc406 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение г. Москвы

ЦПМСС “Северо-Запад”

________________Новохорошевский проезд д 12_______________

“Утверждаю”

Директор ГБОУ ЦПМСС “Северо-Запад”

Курбанов Р.А.

________________________________________

Программа коррекционных занятий

Нейропсихологическая коррекция

Программа рассчитана на детей 5-7 лет

Срок реализации: 18 часов

Cоставитель:

педагог-психолог высшей категории

Курицын А. В.

Москва, 2015г.


Пояснительная записка

Актуальность и особенность (новизна) программы

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди воспитанников детских садов, детей дошкольного возраста. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.

Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях не приносят результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. То есть в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом – мишень».

Научные основания

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы. Они направлены в основном на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми. Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов в одной программе дает системный взгляд на трудности ребенка (А.В. Семенович).

Программа направлена на развитие  дошкольников при помощи методов нейропсихологической коррекции, которая включает в себя комплекс специальных психологических методик, направленных на переструктурирование нарушенных функций мозга  и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение. В основе программы лежит системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Данная программа является модификацией программы А.В. Семенович «Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация в детском возрасте». Программа нейропсихологической коррекции позволяет развить у детей  с помощью двигательно-моторных и когнитивных методов мышление, внимание, память, координацию, крупную и мелкую моторику, пространственные представления

Коррекцию необходимо строить (по Лурия А.Р.) как переструктурирование нарушенной функции  за счет опоры на сохранные звенья. Задача коррекционно-развивающего обучения – создать вместе с ребенком  арсенал компенсирующих средств, способов преодоления слабого звена.

Данная программа содержит три  уровня коррекции психической деятельности ребенка (Семенович А.В.):

- выделение дефекта и функциональная активизация подкорковых образований головного мозга

- стабилизация межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий;

- на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга.

Занятиям предшествует обязательная нейропсихологическая диагностика которая, позволяет выявить слабые звенья в развитии ребенка и  направить его либо на групповые занятия,  либо на индивидуальные. Так же на основе нейропсихологической диагностики простроить прогноз  дальнейшего развития ребенка.

А.В. Семенович (в соавт.)(1992,2002,2005 и др.) ввели в теорию нейропсихологической  коррекции принцип «замещающего онтогенеза», заключающийся  в соотнесении актуального статуса  ребенка с основными  этапами  формирования  мозговой организации  психических процессов   и последующим   ретроспективным  воспроизведением  тех участков его онтогенеза, которые  по тем или иным причинам не были полностью освоены.

Первой основной коррекционной мишенью при этом  является  формирование у ребенка  осевых (осевых, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных взаимодействий; для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции. Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов (Семенович А.В. 2005). Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями (Семенович А.В.).

Нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7- ФКЗ);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ФГТ дошкольного образования.  

Устав учреждения

Должностная инструкция специалиста.

Практическая направленность

Коррекционно-развивающие занятия необходимы детям неуспевающим в освоении дошкольной программы в детском саду  из-за отставания  отдельных психических функций (иногда сочетается с одаренностью в других областях), а так же общей психофизической ослабленности. Общим для этих  групп детей  является негативное  отношение к обучению, боязнь неуспеха.

Цели и задачи программы

Цель программы: коррекции и абилитации процессов познавательного развития у дошкольников.

Задачи:

-  развитие когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления, речи);

- формирование регуляторной функции, способности ребенка регулировать свои движения и поведение;

-

Принципы проведения диагностики и оценки эффективности программы

Диагностика проводится перед зачислением ребенка на программу и по завершению программы. На первичную и заключительную диагностики отводится по 1 часу. Используется комплекс нейропсихологических методов диагностики (А.В. Семенович, Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232 с: ил.).

Диагностика включает в себя:

- двигательные функции;

- тактильные и соматогностические функции;

- зрительный гнозис;

- пространственные представления;

- слуховой гнозис;

- память;

- речевые функции;

- письмо, чтение, счет;

- интеллектуальные функции.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Развить у детей познавательную сферу и саморегуляцию: мышление, внимание, память, самоконтроль поведения, координаторные функции, крупную и мелкую моторику, пространственные представления, улучшить нейродинамику и работоспособность, повысить продуктивность деятельности. Как следствие прохождения программы у ребенка улучшится самоконтроль, повысится концентрация внимания, улучшится память, произойдет формирование пространственных ориентаций (лево-право, верх-низ, за-перед, спереди-сзади), повысится уверенность в своих силах, как физических так и интеллектуальных.

В качестве инструмента оценки результативности усвоения программы кроме метода сравнения данных входящей и исходящей нейропсихологической диагностики используется анкетирование родителей с целью получения обратной связи и дополнительного фактора оценки эффективности усвоения.

Возраст и количество участников

Программа рассчитана как на индивидуальную, так и групповую работу. Форма работы назначается специалистом, исходя из сохранности когнитивных функций ребенка, особенностей его нервной системы и имеющегося анамнеза.

Возраст детей: дошкольники  5- 7 лет.

Занятия могут проходить 1 или 2 раза в неделю. Каждое занятие включает 2 блока упражнений по 25 минут и динамическую паузу между ними 10 минут.  Между занятиями ребенок повторяет упражнения дома под контролем родителей.

Ограничения по участию в программе.

Детям, имеющим медицинские противопоказания (эпилепсия, шизофрения, ДЦП и другие), не рекомендовано прохождения данной программы в связи с возможностью медицинских рисков.

 Оборудование и материалы

  1. Оборудованный кабинет с ковровым покрытием;
  2. Мягкие модули и маты;
  3. Столики со стульями;
  4. Различной тематики игрушки, игрушечные животные большие и малые;
  5. Магнитофон и музыка;
  6. Игры: развитие памяти: парочки, логический поезд; мышление: «мастерство мышления», «слово не воробей», «фоторобот», «слова, «ребусы загадки»,  шарады, «мысль бежит, а слово догоняет», «эрудит»; пространственное мышление:  кубики коса, уникуб, дорожки без кошки, линия, кирпичная  стена, задачи из спичек, «змея», «разрезные фигуры», «линия»; моторика: бирюльки,  пальцевая гимнастика, джангл, мозаика, колодец из спичек, сырный ломтик; фонематический слух: «назови одинаковую букву в словах»,  «буквы на ощупь», «составить слова из букв заданного слов», назови слова на  букву  «о». Игры на развитие произвольного внимания “Доабль”, ”Дикие джунгли”, ”Барабашка”, ”Кот-рыболов” и другие.

Требование к ведущему

Умение мотивировать ребенка на выполнение трудных заданий, устанавливать продуктивный контакт с ребенком. Знание методов нейропсихологической диагностики и коррекции.  

Учебно-тематический план

Темы

 (перечислены в следующей таблице)

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Диагностика

2

1

1

Диагностика

2

Занятие 2

1

-

1

Наблюдение

3

Занятие 3

1

-

1

Наблюдение

4

Занятие 4

1

-

1

Наблюдение

5

Занятие 5

1

-

1

Наблюдение

6

Занятие 6

1

-

1

Наблюдение

7

Занятие 7

1

-

1

наблюдение

8

Занятие 8

1

-

1

наблюдение

9

Занятие 9

1

-

1

наблюдение

10

Занятие 10

1

-

1

наблюдение

11

Занятие 11

1

-

1

наблюдение

12

Занятие 12

1

-

1

наблюдение

13

Занятие 13

1

-

1

наблюдение

14

Занятие 14

1

-

1

наблюдение

15

Занятие 15

1

-

1

наблюдение

16

Занятие 16

1

-

1

наблюдение

17

Занятие 17

1

-

1

наблюдение

18

Диагностика

2

1

1

диагностика

итого

20

2

18

    №,             Тема занятия

Количество часов

Занятие 1. Нейропсихологическая диагностика (входящая) по стимульному комплекту А.В. Семенович. Определение ведущей руки, диагностика памяти, внимания, произвольного компонента деятельности, сформированности реципрокной координации, кинетического и кинестетического праксиса, восприятия, воображения.

4 минут+ 10 минут динамическая пауза

Рекомендации родителям, ознакомление с программой коррекционно-развивающих занятий, консультирование по итогам диагностики.

10 минут

Занятие 2. Разминка в игровой форме, знакомство (Снежный ком). Дыхательные и  глазодвигательные упражнения простого порядка.

25 минут

Перерыв (игра “Мемори”)

10 минут

Растяжка “Качалочка”, “Лодочка”. Ползанья на спине свободного порядка, ползанья на животе без помощи рук.

25 минут

Занятие 3. Разминка в игровой форме (Хлопки). Дыхательные упражнения (глубокий вдох и сильный выдох),  глазодвигательные упражнения (язык вытянут)

25 минут

Перерыв (игра “Доббль”)

10 минут

Растяжка “Пистолет” (одноименно и разноименно). Ползанья на животе и ползанья на спине, если слышно, как тикает хронометр.  Катание  по ковру “Бревнышко”.

25 минут

Занятие 4. Развитие фонематического слуха: игра “Слово на букву…”, глазодвигательные упражнения (язык вытянут), дыхательное упражнение с подъемом руки на счет “1,2,3”

25 минут

Перерыв (игра “Барабашка”)

10 минут

Ползанья на животе (разведчик одноименный) и на спине (без помощи рук). Упражнение “Змейки”. Игра на развитие логического мышления “Болото”

25 минут

Занятие 5. Развитие слуховой и зрительно-предметной памяти: игра “Запомни предмет”, глазодвигательные упражнения (язык в противоположную сторону от руки), ползанья на четвереньках одноименное

25 минут

Перерыв (игра “Барамельки”)

10 минут

Дыхательные упражнения с движениями (глубокий вдох носом и сильный выдох, на вдохе поднимается одинаковая рука и ноги, на выходе опускается),  игры с мячом (крупная моторика): Попади в мишень, Попади в корзинку

25 минут

Занятие 6.  Развитие мышления: 4 лишний (определи наслух, что лишнее), Простые аналогии. Глазодвигательные упражнения (язык в противоположную сторону от руки), дыхательные упражнения с подъемом одновременно руки и ноги на счет “1,2,3”

25 минут

Перерыв (игра “Противоположности”)

10 минут

Ползанья на животе “Разведчик одноименный и разноименный”, ползанья на спине “Отталкиваемся двумя ногами одновременно”. Четвереньки одноименно вбок.

25 минут

Занятие 7. Формирование навыков произвольной регуляции деятельности: игра “Дотронься до…”(стены, пола, носа, зеленого предмета…), Глазодвигательные упражнения (язык в противоположную сторону). Ползанья на четвереньках одинаковая рука и нога с перекрещиванием.

25 минут

Перерыв (игра “Свойства предметов”)

10 минут

Дыхательные упражнения с движениями (глубокий вдох носом и сильный выдох, на вдохе поднимается левая рука и правая нога, на выходе опускается. Повторить наоборот). Растяжка “Качалочка”

25 минут

Занятие 8. Формирование навыков произвольной регуляции деятельности. Движение по кругу “Непослушный робот”. Глазодвигательные упражнения с языком в противоположную сторону. Игра “Съедобное-несъедобное”.

25 минут

Перерыв (игра “Падающая башня разноцветная”)

10 минут

Дыхательные упражнения с подъемом рук и ног (чередование одноименного и разноименного варианта). Развитие чувства ритма. Ползанья на четвереньках вбок, руки параллельно друг другу, шаг делает ребенок разноименно.

25 минут

Занятие 9. Расширение лексического запаса речи; игры “Продолжи предложение”. Обобщение: назови что лишнее и почему (5-10 рядов слов). Глазодвигательные и дыхательные упражнения.

25 минут

Перерыв (игра “Обобщение”)

10 минут

Растяжка “Бабочка”, “Сова”. Ползанье разными рукой и ногой вбок. Дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе.

25 минут.

Занятие 10. Развитие произвольной зрительной памяти – “Что пропало на столе”; Ползанья на четвереньках (одноименное) с глазами и языком. Глаза в противоположную сторону от руки. Дыхательные упражнение с переключением.  

25 минут.

Перерыв (игра на развитие переключаемости “Гоббит”)

10 минут

Формирование навыков произвольной регуляции деятельности; Развитие памяти (Запомни и нарисуй). Игры с мячом на развитие пространственных представлений (передай мяч слева, справа, сверху, снизу).

25 минут.

Занятие 11. Формирование навыков произвольной регуляции деятельности; игра “Запомни и повтори!” Дыхательные упражнения с подъемом разноименных рук и ног.

25 минут.

Перерыв (игра на развитие переключаемости “Гоббит”)

10 минут

        Ползанье на четвереньках с языком и глазами (одноименно, разноименно). Растяжка “Фараон”

25 минут.

Занятие 12. Развитие мышления; упражнение “Мельница”. Запоминание стихотворения с движением. Глазодвигательные упражнения с языком и усложнением (посчитать, делая упражнение, удары в гонг)

25 минут

Перерыв (Игра на тактильность “Контура”)

10 минут

Растяжка “Сова”. Ползанья на четвереньках вбок (разные рука и нога). Ползанья на животе и спине (с переключением)

25 минут

Занятие 13. Формирование умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно. Четвереньки вбок с языком. Растяжка “Струночка”

25 минут

Перерыв (двигательная пауза)

10 минут

Глазодвигательные упражнения и дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе и на выдохе до 3х. Игры на внимание “Ловим слово”.

25 минут

Занятие 14. Тренировка  навыков переключения внимания; Глазодвигательные упражнения и дыхательные упражнения.

25 минут

Перерыв (двигательная пауза)

10 минут

Четвереньки вбок с языком и глазами (разноименно). Глаза в сторону шагающей руки, язык в противоположную.

25 минут

Занятие 15 Увеличение объема внимания и кратковременной памяти; Глазодвигательные упражнения сидя, стоя. Ползанья вбок с перекрещиваниями.

25 минут

Перерыв (двигательная пауза)

10 минут

Растяжка “Сова”. Дыхательные упражнения с задержкой дыхания до 5 и на вдохе и на выдохе. Упражнение “Повтори последовательность действий”

25 минут

  Занятие 16. Формирование произвольного внимания и повышение общей работоспособности. Глазодвигательные и дыхательные упражнения (инструкции из 3 условий). Игры с мячом на развитие моторики (маленькие теннисные мячики). Кидаем мячик и от стены ловим.

25 минут

Перерыв (двигательная пауза)

10 минут

Ползанья по стене “Скалолаз” (одноименно, разноименно). Растяжка “Мышкин мост”

25 минут

Занятие 17. Формирование произвольного внимания и повышение общей работоспособности. Глазодвигательные упражнения стоя у стены с непослушным языком. Упражнение “Зеркало” (движения ведущего повторяем противоположной частью тела)

25 минут

Перерыв (игра “Дикие джунгли”)

10 минут

Растяжка “Морская звезда”. Дыхательные упражнения сидя (Насос). Ползанья по стене

25 минут

Занятие 18. Исходящая нейропсихологическая диагностика (по стимульному диагностическому материалу А.В. Семенович). Консультация родителя о динамике занятий, рекомендации.

1 час

ИТОГО:

18 часов

Содержание изучаемого курса

План занятий

Занятие 1.

Диагностика нейропсихологическая по стимульному материалу А.В. Семенович, обработка результатов, формулирование заключения, консультация родителя о проведенной диагностике развития ребенка.

Занятие 2.

1. Разминка. Дети свободно двигаются под музыку, по условному сигналу (например, хлопок в ладоши) они должны замереть и держать позу, пока психолог не предложит продолжать.

Игра “Снежный ком” (группа). Каждый называет свое имя и любимую игрушку. Задача следующего сидящего покругу участника назвать имя предыдущего ребенка и его игрушку и затем свое имя и игрушку.

2. Дыхательные упражнения. Дети лежат на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого дети делают вдох через нос, выдох через широко открытый рот.

3. Глазодвигательные упражнения. Глазодвигательные упражнения в течение первых четырех занятий выполняются с каждым ребенком индивидуально.

Исходное положение (И.п.) — лежа на спине, ноги и руки лежат прямо, не скрещены, голова фиксирована (лежит неподвижно). Психолог берет небольшой предмет (ручка, яркая игрушка) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, и его глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

4. «Качалочка». И.п. — дети сидят, обхватив согнутые ноги руками, затем откатываются назад, ложась на спину, и возвращаются в И.п. Во время выполнения упражнения ноги у детей согнуты и они обхватывают их руками.

5. «Лодочка». Дети ложатся на живот, руки вытягивают вперед, приподнимают прямые ноги. По команде взрослого дети должны прогнуться и покачаться в таком положении.

6. Ползание. Поползать на спине, на животе так, как это получится у детей.

7. «Животные — детеныши». Вспомните с детьми, как называются детеныши животных.

8. «Прислушивание». Дети рассаживаются в круг и с закрытыми глазами прислушиваются к тому, что делается в круге, в комнате или на улице. На каждое прислушивание дается 1—2 минуты, затем психолог обсуждает с детьми услышанное.

Занятие 3.

1. Разминка. Предложите детям двигаться по кругу сначала на пальцах ног, затем на пятках, на внешней стороне стопы и, наконец, на внутренней стороне стопы. По хлопку меняются движения

2. Дыхательные упражнения. И. п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога дети делают глубокий вдох через нос, втягивая при этом живот, затем дети делают выдох через широко открытый рот, надувая живот, как шарик.

3. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, только рот ребенка открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней губе.

4. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела. По команде психолога дети прогибают спину с опорой на плечи и копчик — на вдохе, на выдохе возвращаются в И. п.

5. «Бревнышко». Покататься по полу как «бревнышко»:

1) с прямыми руками и ногами, руки прижаты к бокам («по стойке смирно»);

2) с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, ладони касаются друг друга.

Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать.

6. Дети лежат на полу, руки и ноги не скрещиваются. По команде психолога дети должны:

1) приподнять голову (взрослый следит, чтобы в это время ребенок не напрягал и не поднимал плечи) и опустить ее;

2) сесть из положения лежа без помощи рук.

7. «Игра в животных». Предложите детям по очереди показать вам и всей группе какое-либо животное (корову, собаку, кошку, лягушку и т.д.), подвигаться, как это животное, произвести звуки, которые издает это животное, так, чтобы вы и остальные дети могли догадаться, что за животное изображает ребенок.

8. «Приглядывание». Психолог или кто-нибудь из детей описывает любого ребенка из группы так, чтобы остальные участники группы его узнали. Нельзя описывать детали, однозначно указывающие на человека, например, очкиЗанятие 4

1. Разминка. Предложите детям походить по кругу, как гуси — на корточках..

Слово на букву “|”. Ведущий когда дети передвигаются называет любую букву, задача детей придумать слово, которое начинается на эту букву.

2. Дыхательные упражнения. И. п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога дети делают глубокий вдох, надувая живот, как шарик, затем они делают выдох через широко открытый рот, втягивая живот.

3. Глазодвигательные упражнения.

Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, при этом рот ребенка открыт, язык поворачивается в ту же сторону, что и глаза (глаза за предметом вправо — язык вправо, глаза вверх — язык вверх и т.д.).

4. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, одна рука лежит на диафрагме, другая на животе. По команде психолога дети на вдохе прогибают спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе возвращаются в исходное положение, при этом руки, надавливая на живот и диафрагму, помогают лечь в исходное положение.

5. Ползание. Дети должны поползать на животе:

1) только при помощи ног (руки лежат на спине);

2) только при помощи рук — дети отталкиваются сразу обеими руками;

3) только при помощи рук — дети отталкиваются каждой рукой попеременно.

6. Ползание. Дети должны поползать на спине с помощью только ног (руки лежат на животе):

1) отталкиваясь обеими ногами одновременно;

2) отталкиваясь попеременно то левой, то правой ногой.

7. «Змейки». Предложите детям представить, что их пальцы — маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку»; если движение не получается, взрослый по-м о г а е т.

8. Обсудите с детьми, какие профессии они знают (повар, портной, летчик, врач и т.д.), чем занимаются люди этих профессий, какими инструментами и предметами пользуются.

Занятие 5.

1. Разминка. «Потянулись-сломались». Руки и все тело детей устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Психолог: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, отдыхаем».

2. Дыхательные упражнения. И,п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога, делая вдох через нос, дети поднимают правую руку так, чтобы она «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый рот, опускают руку. Затем дети снова выполняют упражнение, поднимая и опуская левую руку.

3. Глазодвигательные упражнения.

Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, при этом рот ребенка открыт, язык поворачивается в другую от глаз сторону (глаза за предметом вправо — язык влево, глаза вверх — язык вниз, глаза к кончику носа — язык высовывается и т.д.). 

.

        4.  «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки за голову. По команде психолога дети на вдохе прогибают спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе голова и руки приподнимаются так, чтобы дети увидели свои колени, локти при этом к голове не сводятся.

5. Ползание. Дети должны поползать на животе «по-пластунски»:

1) одновременно сгибаются правые рука и нога — дети отталкиваются ими, затем левые рука и нога;

2) одновременно сгибаются правая рука и левая нога — дети отталкиваются ими, затем левой рукой и правой ногой.

6. «Игры с мячом». Научите детей ударять мяч об пол, сначала держа его двумя руками, затем попеременно правой и левой руками.

7. «Времена года». Обсудите с детьми, какие времена года они знают: как они называются, в каком порядке идут друг за другом, что происходит в природе во время каждого из времен года.

Занятие 5

1. Разминка. Дети двигаются по кругу в среднем темпе. Если психологом сделан один хлопок, дети должны начать двигаться медленнее, если сделаны два хлопка — побежать по кругу.

2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога, делая вдох через нос, дети поднимают правую ногу так, чтобы она «смотрела» в потолок. Делая выдох через широко открытый рот, дети опускают ногу. То же упражнение проделать с левой ногой.

3. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.

Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

4. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, правая рука под головой, левая рука держит левое колено. По команде психолога дети на вдохе прогибают спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе локоть правой руки касается левого колена. Повторить это упражнение, поменяв руки местами (левая рука под головой, правая рука держит правое колено).

5. Ползание. И.п. — дети стоят на четвереньках (на руках и коленях).

1) делают шаг сначала правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и ногой и т.д. Важно, чтобы дети одновременно переставляли руку и ногу. Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад (пятясь).

2) делают шаг сначала правой рукой и левой ногой, затем левой рукой и правой ногой. Это же упражнение выполняют в обратном направлении (пятясь назад).

6. «Игры с мячом». Научите детей ударять об пол мячом и, прежде чем они поймают мяч, хлопать в ладоши один раз.

7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая его правой рукой, например «1-2-1», дети повторяют ритмический рисунок той же рукой. Затем ритм задается взрослым левой рукой, дети воспроизводят ритмический рисунок левой рукой.

8. «Вышибалы». Поиграйте с детьми в игру «Вышибалы».

Занятие 7

1.Разминка. Дети идут по кругу. По сигналу (хлопок, свисток) все останавливаются, делают три хлопка (можно один или два хлопка в зависимости от возможностей детей, занимающихся в группе), затем продолжают движение.

2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога, делая выдох через широко открытый рот, дети поднимают правую руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делая выдох через нос, дети опускают руку и ногу. То же самое упражнение проделать с левой рукой и ногой.

3. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 2 (язык высунут и спокойно лежит на нижней губе), при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.

Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

4. «Растяжки*. Лечь на спину, правая рука под головой, левая лежит вдоль тела, ноги согнуты в коленях. По команде психолога на вдохе дети прогибают спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе локоть правой руки касается правого колена. Повторить это упражнение, поменяв руки местами (левая рука под головой, правая рука лежит вдоль тела).

5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят перекрещивая:

1) Делают шаг сначала правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и ногой и т.д. Важно, чтобы они одновременно переставляли руку и ногу. Это же упражнение дети выполняют в обратном направлении (пятясь назад).

2) Делают шаг сначала правой рукой и левой ногой, затем левой рукой и правой ногой. Это же упражнение выполняется в обратном направлении.

6. «Игры с мячом». Научите детей ударять об пол мячом и, прежде чем они поймают мяч, хлопать в ладоши два раза.

7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя руками, например, два удара правой рукой, три — левой рукой, дети воспроизводят ритм двумя руками в том же порядке.

По мере усвоения детьми этого задания ритмы можно усложнять и удлинять, например, один удар правой рукой, три — левой рукой, два — правой рукой и т.п.

 «Дотронься до...». Поиграйте в следующую игру: дети свободно двигаются по залу, по команде психолога они должны добежать и дотронуться до синего (мягкого, круглого, теплого и т.д.) предмета.

Занятие 8

1. Разминка. Дети бегают по кругу. Перед занятием психолог дает условные сигналы: если сделан один хлопок — дети останавливаются, два хлопка — дети останавливаются и подпрыгивают, три хлопка — дети разворачиваются и бегут в другую сторону.

2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде психолога, делая вдох через нос, дети поднимают правую руку и левую ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок. Делая выдох через широко открытый рот, дети опускают руку и ногу. То же упражнение проделать с левой рукой и правой ногой.

3. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 3 (язык поворачивается в ту же сторону, что и глаза), при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу). Руки остаются прямыми и не сгибаются в локтях.

Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

4. «Растяжки». «Звездочка»: ребенок лежит на спине в позе звезды — слегка разведя руки и ноги. По команде психолога дети тянут правую руку на вдохе, на выдохе — расслабляют, то же — с левой ногой, затем левой рукой, затем правой ногой.

5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно npyf другу (см. занятие 5), при этом они одновременно перемещают одноименные руку и ногу (либо разные — как удобнее).

Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — язык поворачивается вправо, шаг делает левая рука — язык поворачивается влево). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.

6. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг другу. Рот открыт, язык высунут и двигается в противоположную от «шагающей» руки сторону (шаг делает правая рука — язык поворачивается влево, шаг делает левая рука — язык поворачивается вправо). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад. 

7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая его правой ногой, например «1-2-1», дети повторяют ритмический рисунок той же ногой. Затем ритм задается взрослым левой ногой, дети воспроизводят ритмический рисунок левой ногой.

8. «Считаем вместе». Дети садятся в круг и по команде психолога называют по очереди цифры от 1 до 10: первый ребенок говорит «один», второй ребенок говорит «два» и т.д., затем дети называют цифры в обратном порядке — от 10 до 1. В качестве усложнения этой игры можно попросить детей называть цифры через одну: первый ребенок говорит «1», второй ребенок говорит «3» и т.д.

9. ^Съедобное—несъедобное». Дети ловят мяч только в том случае, если назван съедобный предмет. 8.

Занятие 9

1. Разминка. Дети бегают по кругу. По хлопку психолога дети становятся очень шумными, следующий хлопок — тихими, следующий хлопок — снова шумными и т.д.

2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваясь. По команде психолога дети:

1) делают вдох через нос;

2) делая выдох через широко открытый рот, поднимают правую руку так, чтобы она «смотрела» в потолок;

3) затем, делая вдох через нос, опускают правую руку.

Далее повторяются пункты 2 и 3.

То же упражнение проделать с левой рукой.

3. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 4 (язык поворачивается в противоположную от глаз сторону), при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.

Затем это упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

4. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты, руки вытянуты в стороны, руки одновременно перекатываются по полу таким образом, чтобы правая рука оказалась вытянутой вверх, а левая рука лежала вдоль тела, голова наклоняется в сторону правой руки, колени — в сторону левой руки.

Это же упражнение выполняется наоборот — левая рука перекатывается вверх, правая рука вниз.

5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг другу. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза смотрят вправо, шаг делает левая рука — глаза смотрят влево). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад (пятясь).

6. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг другу. Глаза поворачиваются в противоположную сторону от «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза смотрят влево, шаг делает левая рука — глаза смотрят вправо). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад (пятясь).

7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя ногами, например, два удара правой ногой, три — левой ногой, дети воспроизводят ритм двумя ногами, в том же порядке.

По мере усвоения детьми этого задания ритмы можно усложнять и удлинять, например, один удар правой ногой, три — левой ногой, два — правой ногой и т.п.

8. «Назови соседей». Психолог называет любое число от 1 до 10, дети должны назвать «соседей» этого числа; например, психолог называет число «5», дети должны назвать числа «4» и «6».

 Занятие 10

1. Разминка. Дети бегают по кругу. По сигналу психолога — один хлопок — дети должны остановиться и хлопнуть один раз, а затем продолжить движение. Если психолог хлопает два раза, дети должны остановиться, хлопнуть два раза и продолжить движение.

2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки'и ноги лежат прямо, не скрещиваясь. По команде психолога дети:

1) делают вдох через нос;

2) делая выдох через широко открытый рот, поднимают правую ногу так, чтобы она «смотрела» в потолок;

3) затем, делая вдох через нос, опускают правую ногу.

Далее повторять пункты 2 и 3.

То же самое упражнение проделать с левой ногой.

3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина прямая, голова не двигается.

Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

4. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты, руки вытянуты впереди себя лодочкой (они не на полу, а «смотрят» в потолок). По команде психолога дети кладут сложенные руки на пол вправо (верхняя рука может скользить по другой руке), а колени в противоположную сторону. Это же упражнение выполняется наоборот — руки кладутся влево, ноги — вправо.

5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг другу. Глаза и язык поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза и язык поворачиваются вправо, шаг делает левая рука — глаза и язык поворачиваются влево). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад (пятясь).

6. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг другу. Глаза и язык поворачиваются в противоположную от «шагающей» руки сторону (шаг делает правая рука — глаза и язык поворачиваются влево, шаг делает левая рука — глаза и язык поворачиваются вправо). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.

7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм руками и ногами, например, «2» — левой рукой, «2» — правой ногой, «3» — правой рукой, дети воспроизводят ритм в том же порядке.

8. «Игры с мячом». Научите детей бросать мяч об стену и, после того как он ударится об пол, перепрыгивать через него.

Занятие 11

1. Разминка. Дети бегают по кругу. По сигналу психолога — один хлопок — дети должны остановиться и хлопнуть два раза, а затем продолжить движение. Если психолог хлопает два раза, дети должны остановиться, хлопнуть один раз и продолжить движение.

2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваясь. По команде психолога дети:

1) делают вдох через нос;

2) делая выдох через широко открытый рот, поднимают правую руку и ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок;

3) затем, делая вдох через нос, опускают правую руку и ногу.

Далее повторять пункты 2 и 3.

То же самое упражнение проделать с левой рукой и ногой.

3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина прямая, голова не двигается. Во время выполнения всего упражнения рот ребенка открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней губе (см. занятие 2).

Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

4. «Растяжки».

Лечь на спину, руки и ноги вытянуты и не скрещиваются. На счет «раз» дети сгибают правую ногу в колене, на счет «два» — кладут ногу на пол коленом наружу, на счет «три» возвращают ногу в исходное положение. Затем упражнение выполняется левой ногой, потом сразу двумя ногами.

5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг другу. Глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки, а язык в противоположную сторону (шаг делает правая рука — глаза поворачиваются вправо, а язык влево; шаг делает левая рука — глаза поворачиваются влево, а язык вправо). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.

6. «Сутки». Обсудите с детьми, какие существуют части суток (утро, день, вечер, ночь), как они называются, что происходит и что мы делаем в то или иное время суток.

7. «Память». Предложите детям запомнить слова, предъявляя их в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка—молоко», «мальчик—машина», «стол—пирог» и т.д. Первый ребенок запоминает слово «молоко», второй — «машина», третий — «пирог» и т.д. Затем вы называете первое слово из любой пары, например, «мальчик», ребенок, который запоминал второе слово из этой пары («машина»), должен назвать его.

8. «Игры с мячом». Научите детей бросать мяч об стену, стоя спиной к стене и, после того как он ударится об пол, перепрыгивать через него.

Занятие 12

1. Разминка. Дети бегают по кругу. По сигналу психолога — один хлопок — дети останавливаются и хлопают два раза, затем бегут дальше; на два хлопка дети останавливаются, хлопают один раз и бегут в противоположном направлении.

2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не перекрещиваясь. По команде психолога дети:

1) делают вдох через нос;

2) делая выдох через широко открытый рот, поднимают правую руку и левую ногу так, чтобы они «смотрели» в потолок;

3) затем, делая вдох через нос, дети опускают правую руку и левую ногу.

Далее повторять пункты 2 и 3.

То же упражнение проделать левой рукой и правой ногой.

3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина прямая, голова не двигается. Во время выполнения всего упражнения рот ребенка открыт, язык высунут и двигается в ту же сторону, что и глаза (см. занятие 3).

Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит им слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

4. «Растяжки».                        

1) Лечь на спину, руки и ноги вытянуты и не скрещиваются. На счет «раз» дети сгибают правую ногу в колене, на счет «два» — кладут ногу на пол коленом внутрь, на счет «три» возвращают ногу в исходное положение. Затем это же упражнение выполняется левой ногой.

2) Упражнение выполняется одновременно двумя ногами.

5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят перекрещивая. Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону «шагающей» руки (рука делает шаг вправо — язык поворачивается вправо, рука делает шаг влево — язык поворачивается влево). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.

6. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят перекрещивая. Рот открыт,

язык высунут, и двигается в противоположную от «шагающей» руки сторону (рука делает шаг вправо — язык поворачивается влево, рука делает шаг влево — язык поворачивается вправо). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.

7. «Изучаем предлоги». Попросите детей показать следующие действия: «рука над головой», «рука под носом», «рука за спиной», «рука за ухом», «рука на груди» и т.д.

8. «Веселая цепочка». Психолог называет любое слово (например, «стол») и просит ребенка из группы придумать следующее, которое начинается на последнюю букву слова (стол—лодка); следующий ребенок называет слово на последнюю букву слова «лодка» (стол—лодка—арбуз).

Занятие 13

1. Разминка. Предложите детям представить, что их руки — это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Вращаем прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая рука вперед, левая назад).

2. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. Дети выполняют четырехфазное дыхание: вдох — задержка дыхания — выдох — задержка дыхания. Все четыре интервала равны по времени. Упражнение выполняется на счет три, взрослый отсчитывает продолжительность каждой фазы. Психолог командует детям «Вдох!» и считает: «Раз, два, три»; затем он командует «Не дышим!» и считает: «Раз, два, три» и т.д.

4. «Растяжки». Лечь на спину, одна нога согнута в колене, другая вытянута, нога, согнутая в колене, упирается в пол пяткой, другая нога вытягивается, и наоборот. При выполнении этого упражнения не следует сильно выгибать спину.

5. Ползание. Дети ползут на четвереньках, при этом руки ставят перекрещивая. Глаза

поворачиваются в сторону «шагающей» руки (рука делает шаг вправо — глаза поворачиваются вправо, рука делает шаг влево — глаза поворачиваются влево). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад.

7. «Изучаем предлоги». Возьмите стул и попросите детей показать вам следующие действия: «ребенок на стуле», «ребенок перед стулом», «за стулом», «под стулом», «ребенок стоит около стула», «ребенок ходит вокруг стула», «ребенок отходит от стула», «ребенок подходит к стулу», «ребенок выходит из комнаты», «ребенок входит в комнату».

8. Запомни стих. На каждую строчку придумай простое движение.

МУХА-ЧИСТЮХА

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник — в вишневой наливке.

                      Во (вторник) — в томатной подливке.

В (среду) — в лимонном желе.

В (четверг) — в киселе и смоле.

В (пятницу) — в простокваше,

В компоте и манной каше.

В (субботу), помывшись в чернилах,

Сказала: «Я больше не в силах!

Ужасно-жужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!»

Я. Бжехва

 Разминка. Мельница. Предложите детям представить, что их руки — это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Вытягиваем прямые руки в стороны и вращаем их в лучезапястном суставе, сначала одну руку, затем другую руку, затем обе руки в одном направлении и в противоположных. Во время выполнения упражнения плечи и предплечья неподвижны.

 Глазодвигательные упражнения сидя. И.п. — ребенок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина прямая, голова не двигается. Упражнение выполняется так же, как на занятии 11, — язык поворачивается в ту же сторону, что и глаза, при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), потом левой рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.

Занятие 14.

1.  Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок сидит на полу, ноги прямые, не скрещиваются, руки лежат на коленях, спина прямая, голова не двигается. Упражнение выполняется так же, как на занятии 12, — язык поворачивается в противоположную сторону от глаз, при этом ребенок перемещает предмет самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях. 

Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками.

2. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, правая рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону правого локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде психолога дети поднимают голову вместе с локтем так, чтобы они смогли увидеть свои пятки, левая рука остается лежать на полу.

Затем упражнение выполняется наоборот — левая рука согнута, правая рука лежит вдоль тела.

3. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком (сначала вправо, затем влево):

1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога и т.д. (приставной шаг);

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога и т.д.

4. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком:

1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога, при этом во время второго шага руки перекрещиваются;

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки перекрещиваются.

5. «Право—лево». Попросите детей показать на себе (на теле ребенка) правую руку, левую руку, левую ногу, правый глаз, левое ухо, правый локоть, левое колено и т.д.

Если дети успешно справились с этим заданием, попросите их проделать все то же самое, но с закрытыми глазами.

8. «Память». Игра «Шпион». Возьмите 4—5 разных игрушек и поставьте на стол, в это время ребенок стоит, повернувшись спиной к столу. Затем, по вашей команде, ребенок поворачивается к игрушкам лицом, смотрит на них несколько секунд и снова отворачивается. После этого ребенок должен перечислить игрушки, желательно в том порядке, в каком они стоят.

После этого взрослый меняет две игрушки местами либо добавляет одну игрушку или убирает одну, ребенок, повернувшись к игрушкам лицом, должен сказать, что изменилось.

Игру можно усложнять, постепенно увеличивая количество игрушек.


Занятие 15

1. Разминка. Встать на одну ногу, вращать другой ногой от бедра сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки; сменить ногу.

2. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 12, только на счет «семь».

3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит, ноги вместе, руки опущены вдоль тела, голова не двигается.

Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

4. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, правая рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону правого локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде психолога поднимается левая нога, нога в колене не сгибается.

Затем упражнение выполняется левой рукой, согнутой в локте и правой ногой.

5. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком (сначала вправо, затем влево):

1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога и т.д. (приставной шаг), при этом дети поворачивают язык в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — язык вправо, шаг делает левая рука — язык влево);

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога, при этом дети поворачивают язык в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — язык вправо, шаг делает левая рука — язык влево).

6. Ползание. Дети ползут на четвереньках боком:

1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога, при этом во время второго шага руки перекрещиваются; язык поворачивается в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — язык вправо, шаг делает левая рука — язык влево);

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки перекрещиваются, язык поворачивается в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — язык вправо, шаг делает левая рука — язык влево).

7. Ползание. Проделать упражнения 5 и 6 этого занятия, только язык поворачивается в противоположную от «шагающей» руки сторону (шаг делает правая рука — язык поворачивается влево, шаг делает левая рука — язык поворачивается вправо).

8. «Право—лево». Дети изображают робота, точно и правильно выполняющего команды взрослого: «один шаг вправо», «два шага назад», «два шага влево», «три шага вперед» и т.д.

Занятие 16

1. Разминка. Встать на одну ногу, бедро другой поднято параллельно полу, колено согнуто; жестко фиксируя это положение, описывать голенью горизонтальные круги сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Сменить ногу.

2. Дыхательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 12, только ребенок действует самостоятельно, без команд взрослого.

3. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит, ноги вместе, руки опущены вдоль тела, голова не двигается.

Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева — направо и в обратном направлении, вверх — вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, глаза должны сходиться к переносице, когда предмет оказывается у носа). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих точках.

Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

Во время этого упражнения язык поворачивается в ту же сторону, что и глаза (см. занятие 3).

4. «Растяжка Сова». Дети лежат на животе, ноги прямые, правая рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону правого локтя, левая рука лежит вдоль тела. По команде психолога дети поднимают голову вместе с локтем и левую ногу.

Затем упражнение выполняется левой рукой, согнутой в локте и правой ногой.

5  Ползание. Дети ползут на четвереньках боком:

1) шаг делают одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога, при этом во время второго шага руки перекрещиваются; глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза вправо, шаг делает левая рука — глаза влево);

2) шаг делают одновременно правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога, при этом во время второго шага руки перекрещиваются, глаза поворачиваются в сторону «шагающей» руки (шаг делает правая рука — глаза вправо, шаг делает левая рука — глаза влево).

7. Ползание. Проделать упражнения 5 и 6 этого занятия, только глаза поворачиваются в противоположную от «шагающей» руки сторону (шаг делает правая рука — глаза поворачиваются влево, шаг делает левая рука — глаза поворачиваются вправо).

8. «Право—лево». Поиграйте с детьми в следующую игру: ребенок стоит в комнате, например, лицом к окну, и рассказывает, какие предметы находятся справа от него, слева, за ним, перед ним. Затем ребенок поворачивается лицом к двери и рассказывает, какие предметы теперь находятся справа, слева от него, за ним, перед ним.

Занятие 17.

1. «Обобщающие понятия». Вспомните с детьми, какие они знают фрукты (овощи, ягоды, домашних животных, диких животных, птиц, насекомых, одежду, обувь, инструменты, музыкальные инструменты, мебель, транспорт и т.д.).

2. «Право—лево». Дети и взрослый встают друг напротив друга. Взрослый объясняет детям: «То, что я буду делать правой рукой, вы делаете своей правой рукой (все поднимают правые руки), а то, что я буду делать левой рукой, вы делаете своей левой рукой (все поднимают левые руки)». Таким образом, если взрослый вытягивает вправо свою правую руку, то дети тоже вытягивают свои правые руки вправо относительно себя. Примеры движений: правой рукой взяться за правое ухо, левую руку положить на левое плечо, правую ногу вытянуть вперед и т.д.

3. Разминка. Выполните с детьми прыжки на месте с поворотом на 180 градусов по сигналу: хлопок — прыжок. Прыжки выполняются сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

4. Дыхательные упражнения. И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены ладонями вперед. На медленный вдох (притягивающее движение) руки плавно разводятся в стороны и вверх, на выдох (отталкивающее движение) — вытягиваются и опускаются вдоль тела ладонями вниз. Вернуться в и.п.

5. Глазодвигательные упражнения. И.п. — ребенок стоит, ноги вместе, руки опущены вдоль тела, голова не двигается.

Выполняются так же, как на занятии 17 (ребенок следит за предметом, не поворачивая головы, язык поворачивается в ту же сторону, что и глаза). Ребенок водит предметом самостоятельно, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а потом двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях.

6. «Передай мяч назад». Дети стоят в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде психолога мяч передается сверху, снизу, справа, слева.

7. Дети стоят лицом к стене, носки ног упираются в стенку, ладони лежат на стене. Они одновременно переставляют:

1) правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу (ноги передвигаются вдоль стены, руки передвигаются по стене);

2) правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу;

3) правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу, при этом руки через шаг перекрещиваются;

4) правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу, при этом руки через шаг перекрещиваются.

 Дыхательные упражнения. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. По команде психолога во время вдоха дети поднимают левую кисть вверх, одновременно опуская правую кисть вниз. С выдохом левая кисть идет вниз, правая — вверх.

4. «Растяжки». Дети лежат на животе, ноги прямые, обе руки, согнутые в локтях, лежат на полу, лоб — на ладонях. По команде психолога дети поднимают одновременно оба локтя, затем опускают.

5. «Право—лево». Объясните детям, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «право — где у меня лево, а лево — где право». Сделать это можно так: встаньте с детьми друг за другом и вытянете правые руки в сторону, затем дети остаются на месте, а взрослый, не опуская руку, поворачивается к детям лицом, таким образом, дети убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

Для того чтобы закрепить этот навык, поиграйте с детьми в игру «Моя рука, твоя рука». Дети и взрослый садятся друг напротив друга, и дети по указанию взрослого определяют сначала у себя, а затем у взрослого левую руку, правое колено, левый локоть, правый глаз и т.д.

Дети стоят лицом к стене, носки ног упираются в стенку, ладони лежат на стене. Они одновременно переставляют:

1) правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу (ноги передвигаются вдоль стены, руки передвигаются по стене);

2) правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу;

3) правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу, при этом руки через шаг перекрещиваются;

4) правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу, при этом руки через шаг перекрещиваются.

Занятие 18. Исходящая диагностика (проводится в индивидуальной форме по комплекту стимульного материала А.В. Семенович)

После проведения диагностики делаются выводы о динамике развития ВПФ ребенка, сформированности межполушарного взаимодействия, улучшении или нормализации познавательной сферы.


Используемая литература

  1. Визель, Т.Г. основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов.-М.: АСТ : Транзиткнига, 2006,- 384с.  – Высшая школа.
  2. Выготский Л.С. Психология. – М.: АПРЕЛЬ ПРЕСС, 2008. - С. 1008.
  3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. -    М.: Издательский мир «Академия», 2009, - 272с.
  4. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности сенсорных систем: Учебное пособие. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2006. 565с.
  5. Полонская Н.Н.  Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия».,2007- 192 с.
  6. Семинович А.В.  Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего  онтогенеза: учебное пособие . М.: Генезис, 2007. -474 с.
  7. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное  обучение.  Учебное пособие. – М. :   Московский  психолого-социальный институт,  2000. 148с.
  8. Староверова М.С. Программа по развития познавательной сферы младших школьников, испытывающих трудности в обучении (7-8 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В данной статье дается нейропсихологический анализ причин неуспеваемости по русскому языку у младших школьников...

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Статья о нейропсихологических причинах неуспеваемости младшего школьника по математике. Предлагаются практические рекомендации и упражнения для родителей о том, как повысить интерес ребенка  к та...

Нейропсихологическая диагностика детей от 5 до 8 лет

НЕЗАВИСИМАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТСКАЯ ДИАГНОСТИКА.Нейропсихологическая диагностикаНи для кого не секрет, что чем раньше начать подготовку к школе, тем  лучший результат будет получен. Поэтому ...

Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников).

   Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами , является метод замещающего онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов...

«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

Программа нейропсихологической коррекции младших школьников " Умные движения"

Задачи программы : -развитие произвольного внимания и саморегуляции ; -формирование сенсомоторного контроля;-оптимизация тонуса;- преодоление ригидных телесных установок и синкенезий....

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника. Взрослый выступает для ребенка в качестве ...