Методическая разработка открытого занятия для родителей по программе психолого-педагогического направления «Развивающие игры»
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Алексина Наталья Сергеевна

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение    средняя общеобразовательная  школа  №  89   Калининского  района  Санкт- Петербурга

 

 

 

Методическая  разработка

открытого  занятия  для   родителей   по  программе  психолого-педагогического   направления   «Развивающие   игры»

 

 

 

 

 

 

                                                             Возраст  детей:  6,6 -  8  лет  (учащиеся  1  класса)

 

 

                                                                                                              Автор – составитель:

                                                                              Педагог-психолог  Алексина Н.С.

                                                                              

 

 

 

 

 

Пояснительная  записка

Игра  -  ближе  всего  к  природе  ребенка,  отвечает  потребностям  младшего  возраста.  Для  детей  важен  сам  процесс  игры.  Ребенок  получает  эмоциональную  подпитку;  здесь  чаще  возникает  ситуация  успеха,  здесь  его  принимают  таким,  какой  он  есть.

Игра   компенсаторна;    обладает  уравновешивающей  активностью,  вовлекает  в  активную  работу  ранее  бездействовавшие  органы  и  тем  самым  восстанавливает  жизненное  равновесие. Дети  играют  в  состоянии  усталости,  когда  у  них   нет  избытка  сил, и  именно  игра  становится  фактором  их  восстановления,  источником   появления  новой  энергии  ребенка.

Игра  - вид  непродуктивной  деятельности, мотив  которой  заключается  не  в  ее  результатах,  а  в  самом  процессе;  она  доставляет  удовольствие  играющим…

Игры  способствуют  сохранению  психического  здоровья  учащихся,  облегчают    период  адаптацию  к  школе  и  школьной  жизни;  помогают   безболезненно   перейти  от  ведущей  игровой   деятельности   к   учебной.

Кроме  того,  в  процессе  игры   развиваются     все  психические  процессы,  весь  комплекс  личностных  характеристик   младшего  школьника.

Поскольку  курс  развивающих  занятий    предусматривает   диагностику  результативности  не  только   педагогом -  психологом,   не  только  самими   участниками,  но  и  родителями,   -  то  одной  из  форм   оценивания   результативности  и  являются     открытые    для  родителей   занятия.  По  нашему  мнению,    более  эффективной   формой  являются   не  просто  открытые  занятия,  а  совместная   деятельность   родителей  и  детей.

Открытое  занятие  для  родителей  может  проводиться  в  начале  курса    развивающих  занятий,  в  середине  или   в  конце.      От  этого  будет  зависеть,  какие  цели  ставит  перед  собой  педагог.

Предлагаемый   конспект  открытого  урока  относится  к  совместному  занятию детей  и  их  родителей,  которое  проводится  в  конце  первого  года   обучения  по  образовательной  программе  «Развивающие  игры»,  другими  словами,   участниками   встречи  являются   первоклассники  и  их  родители.  По сути, -  это  итоговое   занятие,  форма  подведения   итогов.

Цели  встречи:

- закрепление  полученных  детьми   навыков  и  умений;  демонстрирование  их  родителям;

- оценивание   родителями предварительных   результатов   (первого  года  обучения);

-  организация  взаимодействия   родителей  и  детей (обучение  родителей  игровому  взаимодействию  с   ребенком).

Задачи:

- познакомить  родителей  с   отдельными  видами  игр  и  игровых  упражнений,  используемых  в  данной  программе;

- продемонстрировать  полученные     детьми   умения  (умение  работать  в  коллективе;   умение    выражать  свои    мысли  и чувства;  словарный  запас,  уровень    развития  мышления, памяти,  внимания и т.д.);

- организовать   совместную  игровую  деятельность  детей  и  их  родителей,  чтобы  полученный  опыт  родители  могли  перенести  в  повседневное  общение  со  своими  детьми  (обучить  родителей  игровому  общению  с  детьми);

- провести  анкетирование  родителей  (для  выявления   мнения  родителей).

 

 

 

 

 

 

 

Структура  занятия  по  образовательной  программе  «Развивающие  игры»:

 

 

Приветствие.

Настройка: формирование положительного  эмоционального  настроения  («здесь  и  сейчас»).

Разминка  (организационные  игры).

Основная  часть:  игры  и  упражнения  на  развитие  познавательных  способностей,  эмоционально-личностной  сферы,  речевых  навыков.

Подведение  итогов   («обратная  связь»).

Ритуал  прощания.

Оборудование,  материальное  обеспечение:

- столы  по  кругу,   стулья;

- листы  бумаги,  ручки,  карандаши;

- бланки  с  заданиями;

- «волшебный  мешочек»;

- косынка;

- магнитофон  с  музыкальными  записями;

- анкеты  для  родителей;

- «ларец»   с  призами.

 

 

 

 

Тема: «Умники   и  умницы   с  родителями   готовятся  к  путешествию».

   Цели   занятия: организация  взаимодействия  детей  и  их  родителей  посредством игры,  игровых  упражнений,  позволяющая   родителям  оценить  результативность  курса   развивающих  игр.

Задачи:

-закрепить  навыки  групповой  работы;   продолжить   формирование  коммуникативных  навыков;  обучение  сотрудничеству;

- закрепить  умение   детей  отыскивать  направление  движения  в  игре  «Лабиринт»  (с  использованием   «знакового  письма»);

- развивать  произвольное  внимание;

-  продолжить  развитие  слуховой   памяти; зрительного   и  слухового   восприятия;  логического   мышления;

- формировать  умение  оформлять  в  своей  речи  свои  рассуждения,  объяснения;

- вовлечь  родителей  в  игровое  взаимодействие  с  детьми.

Ход  совместного  занятия  детей  и  их  родителей.

Приветствие:  взрослые  и  дети   стоят   по  кругу  приветствуют  друг  друга  всеми  возможными  способами, с  которыми  дети  познакомились  еще  в  начале  учебного  года: словами,  рукопожатием,  взглядом,  жестом.

Настройка:  «Новости – хорошести» - добровольно,  по  желанию  участников, желающие делятся хорошими, радостными новостями; создается  позитивный  эмоциональный  настрой.

Разминка  (упражнения  на  организацию  учебно-игрового  процесса):  «Эстафета» - передача  хлопков -  игроки  по  очереди  хлопают  в  ладоши;   важно  не  хлопнуть  раньше,  чем  предыдущий  участник   завершит  свой  хлопок.  Затем  -  в  обратном  порядке. «Запомни  свой  номер» - все  участники  должны  рассчитаться  по  порядку  и  запомнить  свой  номер. Затем педагог-ведущий  называет  любой  номер,  и  этот  игрок  отвечает  хлопком  в ладоши.

Основная  часть:

Вступительное  слово  психолога: «Скоро  каникулы.  Отдыхать   мы  будем  все  по-разному.  Кто-то  отправится  в  путешествие.  Но   к  путешествию  следует   основательно   подготовиться.    Вот  мы  сегодня  и  займемся  всесторонней   подготовкой    к  путешествию.  С  нами   будут   готовиться  и  ваши  родители.   А  мы  им  покажем,  что  умеем,  чему  уже  научились,  как  мы  играем.

В  пути    надо  быть  внимательными  и  организованными.  Посмотрим,  насколько  мы     готовы  по  этим    качествам».

Игра    на   развитие   наблюдательности,  внимания  «Что  изменилось?»:  все  участники  встают    в  круг,  выбирается  водящий,  который  внимательно  рассматривает   игроков  и  запоминает  их  внешний  вид. Затем  выходит  из  помещения;  в  это  время  у    кого-нибудь  что-то  меняется  (одна  любая    деталь).  Возвращается    водящий  -  он  должен  опять  внимательно  осмотреть   всех  и  сказать,  что  и  у  кого  изменилось.

Игра   организационная    на   развитие  слухового внимания   и  памяти «Запомни  свой номер»:  все  участвующие   считаются  по    порядку    и  запоминают  свой  порядковый  номер.  Затем  педагог  называет  любой  номер  -  игрок  откликается  одним  хлопком  в  ладоши.

Педагог: «Молодцы. Все  продемонстрировали  и  внимание,  и  организованность.   Нам  всегда  помогает  дружба.  Вот  и в  путешествии  нам  поможет  дружба,  дружественные   отношения;  умение  помогать  и  заботиться  друг  о  друге.  И  следующим   нашим   упражнением  будет -    «Дружба  начинается  с  улыбки»:  играющие  передают  соседу  самую  добрую,  приветливую  улыбку,  смотрят  при  этом  в  глаза   тому,  кому  дарят  свою  улыбку.

Педагог: «А  теперь  вспомним   другое   наше  упражнение».

Тренинговое  упражнение: «Комплименты»:  все   участники    в  кругу  и  по  очереди   соседу  справа   говорят  добрые  слова,  называют  положительные  качества     своего   соседа,  за  что-то  хвалят  (характер,  внешность, учебу,  отношение   к  другим   и  т.д.).   Принимающий  комплимент  кивает  головой,  говорит: «Спасибо!  Мне    очень  приятно !»    и  продолжает -  дарит  комплимент   своему  соседу.   Цель   данного  упражнения:  уметь  находить  в  другом  человеке    положительные   качества;  формирование  положительного  отношения    к  сверстнику;  развитие  навыков  позитивного  анализа.

Педагог: «А  теперь  продемонстрируем   родителям    одну  из   любимых   ваших  игр» -  Игра: « Слепой  и поводырь»  -  участники  разбиваются  на  пары,  одному   из  играющих  в  паре  косынкой  завязываются  глаза,  партнер   должен  провести  человека  по  всему  помещению,  очень  аккуратно  и  бережно,  так,  чтобы  «слепой»   не  ударился,  ни  за  что  не  зацепился. Затем  игроки  меняются  ролями. Далее  идет  обсуждение,  какая  роль  больше  понравилась  и  почему.

Педагог: «Замечательно!    Все   справились  хорошо!    Я  уверена, что  вы  сможете  помочь  другому   человеку  в   случае    необходимости. Продолжаем  подготовку.  Путешествовать  можно  по-разному. Мы  сейчас  разобьемся  на  пары  (взрослый – ребенок)  и  разгадаем  кроссворд,  из  которого  узнаем  какими  видами  транспорта  можно  путешествовать».

«Кроссворд»   -  работа на  бланках.

Педагог: « С  кроссвордом  все  справились  успешно;  теперь  мы  знаем,  как  можно  путешествовать,  какими    видами   транспорта.  Мы   начнем  путешествие  с  пешего похода.  Но  для  похода  важно  уметь  ориентироваться  по  карте.  И  сейчас  мы  потренируемся».

Упражнение «Лабиринт»: «Путь  указан  в  письме-схеме. Посмотрите  внимательно  и  проведите  дорожку  к  нужному  домику».

Психолог: «Путешествуя,   мы  можем  попасть  в  разные  ситуации,  но  всегда  пригодятся  смекалка,  сообразительность,  умение   быстро  думать  и  считать.  Предлагаю  вам  загадки  и  веселые  задачки.  Внимательно  послушайте,  постарайтесь  запомнить   упомянутые  в  нем  числа  и  то,  что  они  обозначают»  (дидактическая  игра):

  1. Двенадцать  братьев

Друг  за  другом ходят.

Друг  друга  не  обходят!

Что  это  за  братья?

  1. Растет  дуб. У  него  12  сучков,  пятьдесят  две  ветки,  на  каждой  семь  листьев.
  2. Проживают  в  трудной  книжке

Хитроумные  братишки.

Десять  их,  но  братья  эти

Сосчитают  все  на  свете.

  1. Ежик  по  лесу  шел,

На  обед  грибы  нашел:

Два – под  березой,

Один -  один у осины.

Сколько  их  будет

В  плетеной  корзине?

  1. Дама  сдавала  багаж:

Диван, чемодан,  саквояж,

Картину,  корзину,  картонку

И  маленькую  собачонку.

Но  только  раздался  звонок,

Удрал  из  вагона  щенок.

Сколько  осталось  предметов?

  1. В  зоопарке  он  стоял,

Обезьянок  все  считал:

Две  играли  на  песке,

Три  уселись  на  песке,

А  двенадцать  спинки  грели.

Сосчитать  вы  всех  успели?

 

Педагог: «А  какие  вы  знаете  загадки  или  задачки-шутки?»

(Далее  загадки  и  веселые  задачки   предлагаются  самими  участниками   встречи).

Психолог: «Да,  здесь    собрались   умники-разумники -  и  ваши  ответы,  ваша  активность  это  подтвердили.  Смекалка  в  путешествии  вам  поможет…  Но…

в    пути  всякое  может  случиться,  потому  следует  брать  с  собой   набор   необходимых    лекарств.  Слово  «лекарство»  не  простое,  - из    букв,  входящих  в  данное  слово,  можно  составить  много  новых  слов.  Предлагаю     мини-состязание  –  кто больше  составит  новых  слов:   разбиваемся  на  пары  (ребенок-взрослый),  берем  листы  бумаги  и  карандаши  и  начинаем  работу».

Игра  «Наборщик» -  дидактическая  игра  на  развитие  мышления,  словарного  запаса, внимания:  лекарство (лес,  лев,  вес,  рот, век,  ток,  кот, вес, рак, лак, волк,  село,  сова, лето, крот,  река, рост,  трос, лов,  леска,  ствол,  строка, толк,  стол,  кресло  и  т.д.).

Психолог: «Спасибо  всем,  победителями  стали…

 

В  походе  мы  можем  устать,  нам  необходим  отдых.

Представим,  что мы  на  привале. Отдыхаем…»

Релаксационное  упражнение  «На  лесной  поляне» (под  музыкальное   сопровождение  «Звуки  природы») -  все  удобно  устраиваются  на  стульчиках,  руки  свободно  лежат  на  коленях,  ноги  слегка  расставлены,   глаза   закрыты  -  поза  покоя;   звучит  тихая  приятная   музыка.  Ведущий: «Мы   спокойно  отдыхаем,  сном  волшебным  засыпаем… Дышится  легко…Припекает  солнышко,  нам  тепло…Наши  ножки  отдыхают,   ручки  тоже  отдыхают…  Подбородок   загорает -  подставим  солнышку  подбородок,  носик  тоже  загорает…Расслабили   тело,   мышцы   лица…   Отдыхаем…»

 

Психолог: «Прекрасно   отдохнули,  силы  восстановили;  захотели  поиграть  в  подвижные  игры    с   правилами.  ( Особенно   рекомендуются    гиперактивным   детям -  организуют,  дисциплинируют,  учат  подчиняться  определенным  правилам).

Игра: «Сова»: выбирается  водящий – сова,  которая  днем  спит  в  гнезде.  Игроки  в  это  время  могут  активно  двигаться (бегать,  прыгать). Но  как  только   ведущий   скажет  «Ночь» -  все  играющие  сразу  должны  замереть;  шевелиться  нельзя.

Игра:  «Море  волнуется»     (аналогичный  принцип   игровых  правил,  игра  направлена  на  развитие  произвольной  активности  детей,  их  самодисциплины  и  самоорганизации).

Психолог: «Мы  с  вами  продолжим  играть,  а  наших  уважаемых  гостей  -  ваших  родителей  попросим  в  письменной  форме  высказать  свое  мнение,  поделиться   впечатлениями».

Родители  заполняют  выданные  анкетные  листы.

Дети  участвуют  в  играх,  которые  предлагают  сами (игры  по  инициативе  участников,,  например: «Волшебный  мешочек»,  «Сыщик», «Узнай  по  голосу»,  «Фанты»).

 

Упражнение  на  развитие  тонкой  моторики  «Дорисуй  меня!».

Продолжаем  развивать  зрительно-моторную  координацию – «Лабиринт»  - пройдите от  начала  дорожки  до  конца   и  прочитайте,  что  здесь  написано  («До  свидания»).

Психолог: « Надеюсь,  мы  с  вами  к  путешествию  хорошо  подготовились.  По  крайней  мере,  очень  старались,  это  было  видно.  Как  только  наступят  каникулы,  можно  будет  отправляться   в  путь».

Общий  круг. Подведение  итогов  встречи (совместное  обсуждение - что   сегодня   понравилось,  что  нет,  почему;    что  было    самое  интересное;    что   получилось  сегодня,  что  нет;  кто  был  самым  активным  участником, кого  следует  отметить;  призы  из   «ларчика»).

Ритуал  прощания:

 добрые  пожелания  по  кругу («Я  желаю  тебе…»);  заканчивают

дружно,  все  вместе – «Желаю  всем  хорошего  настроения!»

Психолог  благодарит  всех  участников  встречи.

Присутствующие,   попрощавшись,  расходятся.

По  запросу  педагог  проводит  индивидуальную  консультацию.

Педагог  просматривает  родительские  анкеты,    анализирует   прошедшее   занятие.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aleksina.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья   Сергеевна  Алексина

педагог-психолог

ГБОУ    СОШ № 89,  г. Санкт-Петербург

Психологическое   сопровождение   учащихся  с  патологическими    чертами  характера.  Примеры   из  практики.

В   общеобразовательной   школе   обучаются   и  ученики  с  патологическими  чертами  характера.  Их    немного,  но  они  представляют   особо  трудную  категорию  для  учителей.  Причины  психопатических  и  истероидных  черт  характера   разные.

Наша  задача – понять  ребенка,  найти  с  ним  общий  язык,  создать  социальную  среду,  позволяющую  хотя  бы  в  рамках  школы  не  вызывать  аффективных  вспышек.

При  работе  с  детьми  всегда  учитываем  жизненные  обстоятельства.

Случай  1 – Диана Л.

С  первых  дней  пребывания  в  школе  девочка  обращала  на  себя  внимание  своим  поведением,  считалась  только  с  собой  и  своими  желаниями.  Если  что-то  было  не  по  ней -  закатывала  истерики,  даже  угрожала   прыгнуть  из  окна   2  этажа, где  находился  ее  класс.  Психолог   подключился  к  работе  с  девочкой  и  ее  семьей.   Как  выяснилось,   до  5  лет  девочку  очень  баловали,  особенно  отец,  которого  дочь  просто  обожала.   Попустительский  тип  воспитания  привел  к  тому,  что  чем  старше  девочка  становилась,  тем  сложнее  с  ней  было  общаться;  сами  родители  уже  не  могли  совладать  с  ней.  Девочка  начала  посещать  детсад  -  и  там  начались  серьезные  проблемы  в  общении.  У  матери    от  всего  происходящего  сдавали  нервы,  она  все  чаще  вместо  «пряника»  стала  использовать  «кнут»,  физически  наказывала  девочку.   У  ребенка  накапливалась  ответная  агрессия.  У  Дианы  изначально  были  и  проблемы  со  здоровьем,  органическая  недостаточность.  На  основе  имеющейся  предрасположенности  возникли  вторичные  отклонения,  чему  продолжали способствовать  неправильный тип  воспитания,  травмирующие  ситуации    дома   и  в  школе,  нарушения   межличностных  отношений  со  взрослыми  и  детьми.   А  тут  еще  родители  развелись – дополнительный  стресс  для  ребенка. Все  это  сформировало  у  девочки  чувство  ненужности,  отверженности,  озлобленности;  она  ненавидела  окружающий  мир,  потому  что  он  ненавидел  его.  В  школе  Диана  часто  впадала    в   аффективное  состояние,  неадекватно  себя  вела.

Что  было  предпринято,  чтобы  помочь  ребенку?

Работа  велась  по  всем  направлениям:  неоднократные  беседы-консультации  с  родителями,    с  учителями.  Ежедневные  индивидуальные  встречи  школьного    психолога  с  Дианой.

Личностная  особенность  Дианы – высокая  потребность  во  внимании  к  себе.  Если  данная  потребность  не  удовлетворялась – Диана  тут  же  демонстрировала  истероидные    реакции,  агрессию.  

Все  взрослые,  имеющие  отношение  к  девочке  пришли  к  соглашению -  при   общении    с  Дианой   тон  выдерживать  твердый,  но  спокойный,  без  раздражения.  Потребность   в   признании  удовлетворить  -  вовлечь  Диану  в  деятельность,  позволяющую  ей  проявить  себя,  добиться  успеха.  Такой  деятельностью  стал  спорт,  которым  увлекалась  девочка.  Она  стала  посещать  секции   тенниса  и  легкой  атлетики,  плавать  в  бассейне.  Учитель    старалась  повысить  статус  ученицы  в  коллективе  класса,  отмечала  даже  малейшие  успехи,  давала  поручения -  демонстрировала   расположение    к  Диане,  вовлекала    в  групповое  взаимодействие   (подготовка  к  праздникам,   дежурство   и  т.д.)

Психологом  проводилась  индивидуальная  психотерапевтическая  работа;  девочка  по  рекомендации  психолога  прошла  курс   реабилитации  в  клинике  неврозов.

Итог  длительной,  систематичной  работы  -  Диана    успешно  обучается  в  школе;   занимается   спортом.  Былые  проблемы  ушли  в  прошлое.  Учителя  не  жалуются.  Время  от  времени  психолог  встречается  с  мамой  девочки.

Пример  2 – Андрей  К.

Первый  из  двойни,   есть  сестра;  осложненные  роды.  Слабый  тип  нервной  системы.  Диагноз  по  медицинской   карте  - ММД.  Мальчик    наблюдался  невропатологом,  курсами  проходил   необходимое  лечение.  Интеллект  в  соответствии  с  возрастной  нормой.  Когда  детям  было  6  лет  -  трагически   погибает  отец.  На  плечи  матери  ложатся  все  заботы  по  обеспечению   детей.  С  самого  начала  школьного  обучения   у  Андрея  начались  проблемы  с  поведением.  Со  стороны    школьного  психолога   были  предприняты  попытки   объяснить  педагогу,  с  чем  связаны  индивидуальные  особенности  ребенка,  почему  ему   требуется   охранительный  педагогический  режим  с  учетом  возможностей  его  ослабленной  нервной  системы.   Но    неумеренная  подвижность  ученика,  его  импульсивное  поведение  раздражали    учителя.  Она    делала  постоянные  замечания,  одергивала,  критиковала.  Одноклассники  стали  относиться  к  Андрею  в  соответствии   с   демонстрируемым    отношением   учителя.  На  мальчика  сваливали  даже  те  нарушения,  в  которых  он  не  участвовал.   Все  чаще  со  стороны  Андрея  проявлялись     реакции  протеста  и  негативизма,   наблюдались  резкие  перепады  настроения.  Мальчик  часто  прибегал  в  кабинет  психолога,  где  находил  понимание  и  поддержку.  Психолог   приходил   в  класс,    с  целью   устранить   конфликтные  отношения;  на  классных  часах   обсуждались  проблемы   общения  со  сверстниками.   Но  через  какое-то  время   опять  что-то  случалось.  Однажды   у  Андрея   от   накопившейся   обиды   и  несправедливости    сдали  нервы.  Случился   аффективный  припадок,  да   такой  силы,  что    пришлось   вызвать  в  школу   детскую  психиатрическую  помощь.  Учитель  и  завуч    были  очень  напуганы и   перестраховались,  а  психолога  в  тот  момент  не  было  в  школе.  Общественное   мнение  работало  против  ребенка.

К  сожалению,  отношения  с  учителем  так  и  не  сложились,  педагог  не  смог  преодолеть  свое  неприязненное  отношение.  Посоветовавшись  с  психологом,   мать  перевела  сына  в  соседнюю  школу.  Мальчик  учится.  Смена   обстановки   повлияла  благоприятно.  Конечно,  сказываются  пробелы  в  знаниях.  Но   аффективных  вспышек    не  наблюдается.  В  коллектив  ребенок  вписался,  появился  круг   друзей.  Сестра  продолжает   обучаться    со  своим  классом,  передает  от  брата  приветы.

Пример 3  -  Максим  Ф.

Максим  сразу  обратил  на  себя  внимание –   соматически   ослабленный,  постоянно  хмурый,  отличался  низкой  работоспособностью (быстро  наступало  утомление,  внимание  рассеивалось);  испытывал  трудности  в  общении  со  сверстниками.  Мальчик   наблюдался  психологом  школы.  Были  регулярные  встречи  с  родителями  с  целью  обсуждения  проблем    ребенка  и  оказания  ему  помощи.  Максим  много  пропускал  по  болезни.  Да  и  в  школе  часто  жаловался  то  на  головную  боль,  тошноту  и  другие  явления   вегето-сосудистых  реакций.  Отсутствовал  интерес  к  учебе;  отрицательное  отношение  к    урокам  привело  к  низким  результатам.  Хроническая   неуспешность,  плохо  управляемое   поведение,  раздражительность,  взрывчатость    обусловливали  ссоры  и  потасовки   с  одноклассниками,  возникающие   по  незначительному   поводу.   В  кабинете    психолога    Максим  становился  другим -   впечатлительным, добрым,  открытым,  наивным.   В  игровых  занятиях  проявлял  смекалку,   сообразительность.    В  малых  группах    работал  продуктивнее.  Родителям  было  рекомендовано  проконсультироваться  в  районном  ЦМППС.  Ребенок  через  комиссию  был  направлен   в   другую    школу,  соответствующую   актуальным  возможностям  ребенка,   где   классы    малой   наполняемости.  Со  слов  его  бабушки  и  сестры  -  Максим   учится  успешно  («хорошист»),  чувствует  себя  комфортно,  нашел  приятелей.  Через  сестру,  которая  продолжает  учиться  в  нашей  школе,  передает  приветы  учителю,  психологу  и  одноклассникам.

Описанные   случаи  подтверждают  истину -    много  зависит    от  учителя,  от   социальной  ситуации,  в  которую  попадает   ребенок. Социальная  среда   может   лечить,  а  может   калечить.  Не   всем   так  называемым   «трудным»    детям  везет   встретить  понимающую,   терпеливую, доброжелательную    учительницу.  Учителя  тоже  разные: есть  педантичные,  излишне  рациональные,   формально  выполняющие  свою  работу,  а  есть  душевные, «теплые».  Недоучет    основных   принципов   и   приемов   педагогической  работы  с  детьми  вызывает  педагогические  ошибки,  которые  могут   усилить  патологические  черты  личности  ребенка.  К  педагогическим   ошибкам  относится  подчеркивание  недостатков  ребенка,  его  школьных  неудач,  пренебрежительный  тон   замечаний.  Недопустимы   насмешки   над   детьми.  Ошибочные  педагогические    приемы   могут     явиться  причиной  эмоциональных  потрясений,   могут    вызвать    возникновение   невропатических  реакций,  патологических  форм  поведения   в   форме   реакций  протеста,  уходов  из  школы,  суицидных   попыток.  Педагогический  аспект  психопрофилактических  мероприятий  является  во  многих  случаях  определяющим  и  ведущим.

Особого  внимания  требует  психологическая  атмосфера  в   классе.  Задача  учителя -  вовремя  заметить  распределение  ролей  в   классе,  незаметно  сделать  так,  чтобы  не   допустить  перекоса  в  отношениях,  отвержения  кого-то  из  учеников.  Несомненно,    педагог  обязан  следить  за  социально-психологическим  климатом   в  классе,  опираясь   на   помощь  психолога. Необходимо  учитывать  психологический  микроклимат   в   естественно  складывающихся  группировках  детей,   взаимоотношения  внутри  них  и   между  ними.   Целесообразно   учитывать  мнения  детей  друг  о  друге,  наличие  лидеров   в  группе  и  другие  социально-психологические  моменты.

Самое  сложное  в  работе  школьного  психолога -  добиться  установления  гармоничных  взаимоотношений  между  учениками,  учителями  и  родителями.  Несмотря   на  все  усилия  психолога, -   прийти  к  положительному  результату    далеко  не  всегда  получается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие факультатива "Развивающие игры". Тема: "Волшебный круг" - игра на воссоздание силуэтов"

Данная игра развивает пространственные представления детей, воссоздавая силуэты ракеты, человека, ножниц, улитки, дельфина; развивает образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность. расши...

Коррекционно-развивающие игры, этюды и упражнения рекомендуемые родителям гиперактивного ребёнка

Особую актуальность приобретает проблема гиперактивности и дефицита внимания у детей младшего школьного возраста в последнее время. Это связано с постоянным ростом числа детей с  нарушениями вним...

Развивающие игры для малышей (родителям)

Беседа с родителями дошкольников о развивающих играх....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирова...

Дополнительная образовательная развивающая программа социально-педагогической направленности «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет»

Дополнительная общеразвивающая программа «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышл...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...