Открытое занятие факультатива "Развивающие игры". Тема: "Волшебный круг" - игра на воссоздание силуэтов"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Данная игра развивает пространственные представления детей, воссоздавая силуэты ракеты, человека, ножниц, улитки, дельфина; развивает образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность. расширяет кругозор ребёека, устную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_krug.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие факультатива «Развивающие игры».

Учитель: Вера Леонидовна Скрылькова

Тема: «Волшебный круг» - игра на воссоздание силуэтов

Цели: развивать пространственные представления, воссоздавая силуэты ракеты, человека, ножниц, утки, дельфина; образное и логическое мышление, проявляя при этом смекалку и сообразительность; формировать умение классифицировать предметы, расширять кругозор детей.

Оборудование: таблицы с изображением круга и силуэтов, набор деталей для учителя крупного размера и конверты с набором деталей меньшего размера для каждого ученика. Настоящие инструменты, картинки  транспорта. Иллюстрации ракет, птиц, дельфинов.

Ход занятия

1.Разминка. Отгадывание ребусов. Классификация отгадок.

Детям предложено отгадать пять ребусов, отгадками которых являются слова: коньки, телевизор, заголовок, гроза, бочка. (Ребусы можно использовать любые)

 - Назовите группы предметов по вашему усмотрению. (Ребята используют лексическое и грамматическое значение слов)

Коньки  - 1.Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. Беговые коньки. Беговые коньки. 2.Вид спорта – катание на таких полозьях (разг.). Его любимый спорт – коньки.

Телевизор – аппарат для приёма телевизионных передач и их звукового сопровождения.

Заголовок – (заглавие) название какого – нибудь произведения.

Бочка – деревянное или металлическое вместилище с двумя днищами и обычно с несколько выгнутыми боками. (вместимость 480 литров)

Гроза – атмосферное явление – бурное ненастье с громом и молнией.

(Словарь С.И. Ожёгова)

2. Игра «Волшебный круг»

         Описание игры дано в книге З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников».  (Стр. 74, 76)  У учителя – конверт с крупными деталями, а каждый ребёнок получает конверт с деталями поменьше. Круг разрезан на 10 частей. В результате получается 4 равных треугольника, остальные части попарно равны между собой; сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. При составлении силуэтов человека, птицы, ракеты используются все 10 частей, не накладывая одну на другую.

         Порядок игры такой: 1.На доске плакат с кругом. Дети на своих рабочих местах собирают круг из деталей. Когда убедились, что круг собран, сообщается, что сегодня мы будем собирать силуэты разных фигур. Помним о том, что детали круга используются все 10. Но нельзя класть одну на другую.  2.Далее ведётся работа с отдельными силуэтами, графически изображёнными крупным планом на ватмане: а) анализируется фигура на большом плакате: на что похожа?  б) проводится познавательная беседа о данном предмете, в) индивидуально выкладывается каждым ребёнком. В случае затруднения выполнения задания отдельными учащимися, на помощь приходят успешно справившиеся ребята или учитель.

 Работа с таблицей «Ножницы»

 а) Выяснили, что это ножницы.

б) Выложили из деталей.

в) Беседуем о предмете:

 - К какой группе предметов  относятся? Сколько чисел имеют? Кто ими работает? (портной, жестянщик, парикмахер, врач, кузнец, механик, электрик, повар и т.д.)

г) Практическое занятие. На столе разложены инструменты: электродрель, молоток. Гаечный ключ, разводной ключ, стамеска, отвёртка, пассатижи, напильник, фуганок, рубанок, ножовка по металлу, ножовка по дереву. Ножницы, отвёртки: сильная, крестовая, для  электрика.

 - Назовите инструменты, которые вы видите. Какими из них работают по дереву, а какими по металлу?

Работа с таблицей «Ракета»

 - К какой группе можно отнести ракету? Как называется профессия людей, связанных с ракетами?

 - Правильно, ракетчик. Наша страна – родина ракетных войск. Наверное, нет такого человека, который не слышал бы о знаменитых «катюшах». В Великую Отечественную войну они наводили ужас на фашистов. Это и были первые в мире боевые ракетные установки.(показ иллюстрации ракетчика, катюши.) После войны наша ракетная техника стала ещё сильнее. Сейчас ракетные войска – главные  в нашей армии. Ракет у нас много. Самых разных. Есть такие, которые легко поднимает и переносит один человек. Это ПТУРСы – противотанковые управляемые ракетные снаряды. Танки их очень боятся. Идёт, например, вражеский танк, а где – нибудь в укрытии его поджидает солдат с ПТРУСом. Подпустит  солдат поближе и выпустит снаряд. Свернёт танк в сторону – и снаряд за ним, укроется за горкой – и там нет спасения. Вот какое это грозное оружие – ПТРУСы. Есть ракеты высотой в многоэтажный дом. Они стоят  в  шахтах глубоко под землёй и называются стратегическими. Ещё их называют межконтинентальными потому, что они могут поразить цель, которая находится на другом континенте. Это самые быстрые ракеты. Они летят в десять раз быстрее артиллерийского снаряда. (рассматривание иллюстраций ракет) Ракеты делятся на классы. Это зависит от того, откуда она запускается и где находится цель. Если ракета стартует с земли, а  поражает цель в воздухе, то она относится к классу «земля – воздух». Бывает и наоборот. Тогда и название класса другое: «воздух – земля». Если ракета запускается с самолёта и поражает воздушную цель, она относится к классу «воздух – воздух». (рассматривание ракет) Наши воины – ракетчики всегда начеку. И ночью, и днём они несут  дежурство у своих ракет.

Практическое занятие:

На магнитной доске развешены картинки: электровоз, танк, легковая машина, комбайн, самолёт, лошади в упряжке, вертолёт, корабль.

 - Как можно назвать эти предметы одним словом?  (транспорт) Почему? Какой предмет нужно убрать и оставшиеся предметы объединить другим словом? Почему? (убрать лошадей. Останутся машины)

 Работа с  таблицей  «Утка»

 - К какой группе предметов отнесём утку? Какие группы птиц вы знаете? ( перелётные, оседлые, кочующие) (беседа об особенностях каждой группы. Рассматривание представителей каждой;  беседа о заботе и охране.)

Работа с таблицей  «Человек»

 - Интересно, к какой группе мы отнесём человека?

 - Удивительный мир неживой природы. Ещё более удивителен мир растений и животных. Но самое  сложное и удивительное из всего, что есть на Земле – это человек! Ещё в древние времена люди стали размышлять о том, кто это такой человек? Шло время. Расширялись знания людей о человеке и окружающем его мире. Учёные установили, что предками человека были высокоразвитые, вымершие сейчас животные (ближе всего к ним стоят современные человекообразные обезьяны) Это означает, что человек произошел от  животных.

Человек-часть природы, ее живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети. А поэтому людям, как и животным, необходим воздух, вода, пища, тепло.

И все же человек отличается от животных Отличие это огромно. Человек мыслит, обладает речью, трудиться.

Благодаря этому он создал особый мир - современные города,  дороги, фабрики и заводы, автомобили и самолеты, телефоны, телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины, музыку. Они изучают природу, раскрывают все новые и новые ее загадки.

Человек родился….

Только что родившийся  человек еще не может мыслить, говорить, трудиться. Чтобы научиться всему этому, человек  должен жить, расти среди людей.

Человек, родился… Он совсем маленький, беспомощный. Сейчас жизнь его полностью зависит от заботы взрослых.

Постепенно малыш начинает садиться, ползать, вставать, ходить, произносить первые слова. И вот он уже идет в ясли, детский сад, а потом и в школу. Родители, воспитатели, учителя заботятся о детях, следят за их развитием, помогают познавать окружающий мир.

Как важно, чтобы каждый человек любил и помнил всех, кто вырастил его, чтобы относился к людям по-доброму, с заботой и уважением.

Работа с таблицей «Дельфин)

 -К какой группе живой природы отнесём дельфинов? (Животное.  Китихи кормят детёнышей молоком. А дышат они лёгкими, а не жабрами, как рыбы.

Дельфины – зубастые киты. Это самые умные морские животные. Дрессированные дельфины выступают в морских цирках: прыгают через обруч, играют в «баскетбол», метко попадая мячом в корзину, танцуют, катают на спине дрессировщика. Дельфины – замечательные пловцы. Они легко обгоняют быстроходные корабли.

Эти морские животные никогда не оставляют сородичей в беде: раненому или больному помогают плыть, поддерживая на поверхности, чтобы мог дышать. Случалось. Что дельфины точно так же спасали людей.

В морской глубине даже днём видно плохо, а дельфины ночью, в полном мраке, и рыбёшку поймает, и на подводный камень не наткнётся. Плывёт дельфин и всё время посылает в воду звуковые сигналы. Чтобы ни встретилось на пути, звук тотчас отразиться и вернётся назад. А дельфин услышит это подводное эхо и сразу поймёт, что впереди – рыбка, водоросли или скала.

3. Подведение итогов занятия

 - С какой новой игрой познакомились?

  - Понравилась игра?

 - Подведём итоги индивидуальной работы. За каждую правильно самостоятельно сложенную фигуру вы получаете 1 балл.

 - Поднимите руку, кто набрал пять баллов, четыре балла. (Поощрение по усмотрению учителя) Спасибо за работу.

P.S. Физкультминутки проводятся по мере необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме: "Игры с буквами и словами"

Открытое занятие по теме: "Игры с буквами и словами" Цель:1) Интеллектуальное развитие детей2) Развитие коммуникативных навыков3) Эмоциональное развитие Задачи:1) Тренировка навыка чтения2) ...

Открытое занятие по теме: "Настольные игры"

Цели:1) Познакомить детей с разнообразием настольных игр2) Интеллектуальное развитие3) Эмоциональное развитие4) Развитие коммуникативных навыковЗадачи:1) Расширение знаний и умений детей о богатстве и...

Открытое занятие в спортивном клубе "Олимпионик" по теме "Командная игра"

Внеурочная деятельность. Занятие в спортивном клубе "Олимпионик"...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Конспект открытого занятия с использованием современных игровых технологий- «игра-бродилка», проведенного в 4 «Е» классе. (АООП НОО для детей с ЗПР) Тема: «Достопримечательности Красногвардейского района»

Цель: Коррекция высших психических функций, повышение учебной мотивации.Задачи:коррекционно-образовательные:-закрепление общеучебных умений и навыков;-развивать умение играть по предложенным правилам...