Развивающие игры для малышей (родителям)
статья на тему

Беседа с родителями дошкольников о развивающих играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие  игры для малышей.

Я обращаюсь к родителям , чьи дети ещё не ходят в школу.

Может быть, вы думаете, что играть с малышом – это значит предложить ему большой выбор всевозможных игрушек и просто находиться рядом  во время игры? Нет, этого недостаточно. Так же, мало  подавать ребёнку идеи и наблюдать со стороны за его  самостоятельной игрой. Пусть  даже ваш ребёнок в состоянии себя занять. Но можно ли его занятие назвать игрой… ? - большой вопрос.

 Игры должны развивать малышей, а потому  с детьми нужно играть взрослым, управлять процессом игры. Во время игры упрочняется привязанность между ребёнком и родителем, крепнут  эмоциональные связи. В игре ребёнок развивается, приобретает жизненный опыт. Хорошо бы играть с ребёнком не просто за компанию, интуитивно думая,  как и  во что полезнее было бы с ним поиграть. Хорошо бы знать развивающие игры, в которые вы можете играть вместе.

 Игра - одно из главных условий полноценного развития ребёнка. В игре ребёнок познает мир и учится общаться с людьми. Как учитель начальных классов, компетентно утверждаю, что если малышу не удалось  как следует наиграться до школы, то ему будет трудно учиться в школе. У него будет маленький багаж  знаний и представлений об окружающем мире, скудный  опыт общения и коммуникации со взрослыми людьми и сверстниками ,  слабые эмоциональные связи с родными, … Процесс адаптации вчерашнего дошкольника в школе затянется. А потому, учиться покажется сложным и неинтересным занятием, если не сказать, каторжным трудом. Там , где трудно и неинтересно, там гарантирован провал. Когда ребёнок к школе готов, ему нравится учиться, нравится узнавать что - то новое, ежедневно расширяя границы своего кругозора. Когда  учиться, пусть нелегко,  но интересно, успех в учёбе гарантирован.

Предлагаю родителям малышей несколько развивающих игр для детей 1,5 – 4 лет.

1.        « Что  плавает ?»       Знакомство со свойствами предметов.

Налейте в большую миску или таз воду. Приготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов:  кусочки пробки,  веточки,  металлическую ложечку,  пластмассовую чашку и пр. Сначала предложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать на поверхности воды. Во время игры расскажите ребёнку о каждом предмете. Что это за предмет, лёгкий он или тяжёлый. Можно пойти дальше и рассказать для чего он нужен,  из чего сделан,  как его можно использовать по его  прямому и не прямому назначению . Более старшим  детям можно рассказать,  чем  подобным пользовались  люди раньше…  После игры предложите ребёнку достать все предметы из воды и, протирая салфеткой, рассказать о каждом предмете то, что он запомнил. Предметы можно менять от игры к игре, знакомя детей с новыми предметами  и материалами и их свойствами и предназначением. Понятно, что идти нужно пошагово, от простого к  сложному , в зависимости от возраста вашего ребёнка.  Если вы с ребёнком играете далеко не в первый раз , можно поменяться с ним ролями , где он будет в роли  Знайки и сам расскажет вам,  или своим менее осведомлённым сверстникам,  либо более младшим  детям  о предметах.

2.          « Открой  – закрой»  .      Знакомство  с  размером  и  формой  предметов.

Маленькие дети очень любят открывать и закрывать разные баночки и коробочки. Используйте это в развивающих целях. Поставьте перед  ребёнком  несколько баночек и коробочек разного размера и формы. Предложите открыть все предметы, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются,  проследите,  чтобы малыш крутил крышку,  а не банку. В  ходе игры  знакомим ребёнка с  величиной  и  объёмом предмета. Помните,  как ослик  Иа клал  остатки  воздушного шарика в горшок и приговаривал: «Входит и выходит»? Подберите коробочки и баночки разного размера и игрушки тоже разного размера.  Размеры игрушек не должны совпадать  с размерами  всех  коробочек  и  баночек. Предложите  ребёнку игровую задачу  – подобрать  каждой   игрушке  домик. Разумеется,  ребёнку  надо  проверить  в какой домик  сможет поместиться  игрушка. Действие  сопровождайте словами – рассуждениями:  «Не помещается,  потому,  что  домик   меньше зайчика,  давай найдём  коробку  побольше»  или:   «Не проходит шарик –  слишком узкое горлышко,  давай найдём  пошире». Ребёнок  постарше  сможет комментировать  свои действия  во время игры и рассуждать самостоятельно.

3.           «Подбери по цвету».      Знакомство  с основными и промежуточными цветами предметов.

Для игры с ребёнком Вам понадобиться набор фломастеров с колпачками того же цвета, что и фломастер. Предполагается, что ребёнок уже имеет начальное представление о цвете. Сначала открываем фломастеры и пробуем на бумаге, как они рисуют. В зависимости от знаний ребёнка цвет называет он или вы. Колпачки нужно надевать на фломастер соответствующего цвета, сравнивая цвет фломастера и цвет колпачка. Можно находить в комнате предметы такого же цвета, можно называть их по памяти и воображению. Сначала называем основные цвета, потом промежуточные и оттенки.

 4.           «Чей  это  голос»?         Знакомство  с  животными  и  их  детёнышами…

Вам понадобятся игрушки или картинки – мышка и мышонок, утка и утёнок, лягушка и  лягушонок, корова и телёнок, кошка и котёнок, собака и щенок, цыплёнок и курица. Обязательно уточним, что взрослая мама  -  кошка мяукает громко,  а котёнок тоненьким голоском. То есть  , объясним малышу, что голоса взрослого и детёныша отличаются.

 – Мяу – мяу.  Кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает?  У мамы – кошки есть  детёныш.  Он мяукает  как? (Мяу-мяу.)  Как его называют?  – Му-у-у – кто так мычит? А кто у неё детёныш?  Каким  голосом он мычит? (Тоненьким).  – Ква – ква – чей это грубый голос?  А  кто квакает тоненько? (Лягушонок.)  А теперь  можно  играть.  Перед  ребёнком  несколько  игрушек  или картинок со зверушками.  Малыш  отворачивается,  а  взрослый  мяукает,  как  взрослая кошка или котёнок (хрюкает, лает, блеет и  т.д.). Ребёнок  должен  угадать,  чей  голос  он услышал,  показать и назвать животного.

  Растёт малыш,  усложняются игры.  На смену  ролевым  играм , типа « Дочки – матери» и  игре « В магазин» приходят другие,  в которых учатся,  играя.  

 Ребёнку  5 – 6 лет  во время игры сообщайте не  только  о том , кто  из животных и птиц   как  подаёт голос,  как называются их  детёныши ( ведь  слова- названия больших и маленьких животных не всегда совпадают),  но и чем защищается то или иное  животное,  имеет шерсть, чешую или перья  , чем  питается,  где обитает и живёт в норе,  дупле или  гнезде… , как назвать много таких животных , стаей,  табуном,  сворой , косяком  или  отарой…  Показывайте картинки , просите ребёнка описать животное, рассказать о нём, сравнивать с другими животными, группировать. Среди указанных вами животных называть  лишнее, поясняя почему он так считает .

 Игры дошкольников становятся интеллектуальными. В таких играх ребёнок  учится логически и абстрактно мыслить,  делать умозаключения,  анализировать и синтезировать информацию. В игре  развивается память, речь ребёнка.

  Для родителей очень важно понимать, что развивающие игры важны и нужны и играть с детьми необходимо. Конечно,  это не эликсир талантливости , принимая который ежедневно  по ложечке можно стать вундеркиндом. Они не могут заменить спортивных игр во дворе, таких как  « Казаки – разбойники», грязных железок, рогаток, и прочих радостей детства . Они не научат ловкости и смелости…,но у них есть  другой ,  необычайно широкий диапазон задач как по трудности , так и по разнообразию. Они развивают ум и  творческие способности.  Из них можно сделать тест на проверку сообразительности.

  Родителям будущих первоклассников настоятельно  рекомендую играть с детьми, уделять им время , не искать отговорок и причин . Важно признать, что они, скорее всего , не достаточно времени до сих пор уделяли своему  ребёнку, мало заботились о его развитии и постараться исправить свои промахи и пробелы в развитии дошкольника.  

  Неравнодушным и заботливым родителям рекомендую прочитать книгу Б. П. Никитина   «Интеллектуальные игры» и…играть, играть, играть со своими детьми  !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие факультатива "Развивающие игры". Тема: "Волшебный круг" - игра на воссоздание силуэтов"

Данная игра развивает пространственные представления детей, воссоздавая силуэты ракеты, человека, ножниц, улитки, дельфина; развивает образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность. расши...

"Развивающие игры и как в них играть"

Совместное проведение занимательных игр с родителями и детьми "Развивающие игры и как в них играть"(за круглым столом)...

Коррекционно-развивающие игры: Играй, думай,считай.

Способствовать развитию у воспитаников вниманию, восприятия увиденного, память, мышление, устной речи и эмоционнально-волевой сферы, то есть развитие положительных черт характера....

Коррекционно-развивающие игры, этюды и упражнения рекомендуемые родителям гиперактивного ребёнка

Особую актуальность приобретает проблема гиперактивности и дефицита внимания у детей младшего школьного возраста в последнее время. Это связано с постоянным ростом числа детей с  нарушениями вним...

Методическая разработка открытого занятия для родителей по программе психолого-педагогического направления «Развивающие игры»

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение    средняя общеобразовательная  школа  №  89   Калининского  района  Санкт-...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...