Все цвета радуги
методическая разработка (2 класс) на тему

Сафонова Юлия Сергеевна

Профилактика вредных привычек в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_tsveta_radugi.docx437.78 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

Профилактическая программа

 «Все цвета, кроме черного»

(профилактика вредных привычек в начальной школе)»

Работу выполнил(а):

Сафонова Юлия Сергеевна

Педагог – психолог

Регионального социопсихологического центра на базе МБУ «Школа № 82»

                           

Самара

2016 г.

Аннотация

В настоящее время алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение - явление распространенное. Экономические трудности, безработица, некоторая безнормативность в обществе, отсутствие контроля и противоалкогольных мер ведет к повышению «одурманивания» человека в обществе. Если раньше велась активная антиалкогольная или антитабачная кампании, осуществлялось принудительное лечение и другие меры, то сейчас все эти меры сведены к минимуму, пьянство и влечение человека к наркотику может продолжаться бесконечно.

Актуальность разработки эффективных моделей ранней профилактики наркотизма среди детей и подростков сегодня очевидна. Быстрые темпы распространения наркогенных установок в молодежной среде не могут не вызывать тревоги. Возраст приобщения к наркотикам снизился до 12,5 лет. Исследования, проведенные среди подростков крупных городов: Москвы, Томска, Волгограда, свидетельствуют о том, что сегодня каждый пятый из них имеет опыт употребления наркотического или токсикоманического вещества, 30% регулярно употребляют алкоголь и курят. Подростки входят во взрослую жизнь с потребностью в пиве и многими другими отрицательными привычками.

Формирование личностной устойчивости к наркогенному воздействию среды - одна из важнейших воспитательных задач, которая стоит сегодня перед школой. Однако методологический и методический аспекты этой проблемы сегодня разработаны явно недостаточно. Предлагаемые варианты организации педагогической профилактики носят преимущественно информационный характер и не обеспечивают реальное формирование навыков, позволяющих избежать приобщения к наркогенным веществам. Не определено место профилактической работы в общем содержании работы школы. Деятельность педагогической профилактики не охватывает такие важные для ребенка или подростка социальные сферы как семья, группа сверстников.

         Как успешно развиваться личности без злоупотребления психоактивными веществами? Как реализовать потенциал подростка? Это послужило началом моей работы по профилактике детской наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения.

Теоретическое обоснование - в основу содержательной стороны моих методических рекомендаций были положены идеи комплекта "Все цвета, кроме черного" (авторы М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова).

Новизна заключается в создании методического пособия «Изучаю себя», в ходе изучения которого ребята учатся понимать свои чувства, настроение. Самостоятельно оценивают свои привычки, поступки, замечают недостатки и исправляют их.

Говоря об изучении себя, я имею в виду не только гармоничное раскрытие взаимосвязи здоровья и поведения человека; но и о различии поведения, способствующего сохранению здоровья и разрушающего его.

Самое главное, что ребенок адаптируется в социуме так, что имеет возможность самостоятельно и вовремя сказать «нет».

Цель: сформировать у детей навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Задачи:

  1. Научить ребенка оценивать себя, определять особенности своего характера и уметь управлять им;
  2. Научить ученика контролировать свои эмоции;
  3. Привитие коммуникативных навыков и умение противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

Адресат: учащиеся вторых классов.

Пособие можно использовать:

  • в работе различных общеобразовательных учреждений – школ, гимназий, лицеев и т.д. (для работы на уроках и в группах продленного дня);
  • в работе  учреждений дополнительного образования –  центров, клубов, подростковых объединений, домов школьников и т.д.;
  • в семьях школьников для организации семейной профилактики наркотизма.

Продолжительность курса: В рамках внеурочной деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни программа реализуется со 2 по 6 классы 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут (34 часа в год).

Планируемые результаты освоения программы:

        Использование комплекта «Все цвета, кроме черного» направлено на достижение следующих личностных результатов.

1.  Сформированность представлений о ценности здоровья как важнейшей составляющей полноценной жизни.

2.   Наличие знаний о правилах здорового образа жизни.

3.  Готовность соблюдать правила здорового образа жизни в повседневной жизни.

4. Наличие стойкого негативного отношения к употреблению психоактивных веществ.

5. Умение и готовность отстоять свою позицию, способность противостоять негативному влиянию со стороны окружающих ровесников и взрослых.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Полученные знания позволят ученикам понять, почему им необходимо заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни. Учащиеся смогут оценивать свой режим дня с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и при необходимости корректировать несоответствия. Ученики научатся критически оценивать свое поведение в различных ситуациях и избегать конфликтов с окружающими, получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Учебный план

«Все цвета, кроме чёрного»

2 класс (34 часа). «Учусь понимать себя»

Цель программы: сформировать у детей навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Категория обучающихся: учащиеся 2-х классов.

Срок обучения: 1 учебный год, 34 часа.

Режим занятий: частота встреч -  1 раз в неделю. Длительность – от 40 минут.

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Программное содержание

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

1

«Твои новые друзья»

(с. 4-11)

4 часа

Цель: познакомить учащихся с режимом дня, научить анализировать режим дня, рационально распределяя нагрузку и отдых

Регулятивные УУД

  1. Понимание и сохранение учебной задачи.
  2. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

3. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения.

4. Итоговый и пошаговый контроль

 по результату

2

«Как ты растешь»

(с. 12-17)

3 часа

Цель: дать представление о значении нормальных условий жизни для роста и развития

Познавательные УУД

Сравнение и классификация на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

Регулятивные УУД

1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

2. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения

3

«Что ты знаешь о себе»

(с. 18-20)

2 часа

Цель: дать представление о физическом развитии в детском возрасте

Познавательные УУД

  1. Запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

2. Построение сообщения в устной и письменной форме.

3. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД

1. Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

2. Построение монологического высказывания

4

«Твоё настроение»

(стр. 21-26)

4 часа

Цель: дать представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит

Познавательные УУД

Сравнение и классификация на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД

Построение монологического высказывания

5

«Как изменить настроение»

(с. 38 – 47)

4 часа

Цель: дать представление о позитивных способах изменения настроения

Регулятивные УУД

  1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

2. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения

6

Как ты познаешь мир

(с. 27-32)

4 часа

Цель: сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание) и заботы об их сохранении; об особенностях познания окружающего мира с их помощью

Познавательные УУД

1. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

2. Запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

3. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

4. Сравнение и классификация на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач

7

«Твои чувства»

(с. 33-37)

4 часа

Цель: дать представление о чувствах людей

Познавательные УУД

1. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

2. Запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Коммуникативные УУД

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач

8

«Твои поступки»

(с.48-49)

3 часа

Цель: научить оценивать свои поступки

Познавательные УУД

1. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

2. Запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Регулятивные УУД

1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

2. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения.

3. Итоговый и пошаговый контроль по результату

9

«Твои привычки»

(с. 50-52)

2 часа

Цель: сформировать представление о привычках, их значении  в жизни человека

Познавательные УУД

1. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

2. Запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Регулятивные УУД

1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

2. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения.

3. Итоговый и пошаговый контроль

по результату.

Коммуникативные УУД

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач

10

Заключительное занятие. Настольная игра «Твой день». Работа с памятками.

(с. 53-55)

2 часа

Цель: обобщить полученные знания и оценить эффективность их усвоения.

Регулятивные УУД

1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

2. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения.

3. Итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные УУД

1. Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

2. Владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения

Учебно – тематический план профилактической программы

«Все цвета, кроме чёрного»

Цель программы: сформировать у детей навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Категория обучающихся: учащиеся 2-х классов.

Срок обучения: 1 учебный год, 34 часа.

Режим занятий: частота встреч -  1 раз в неделю. Длительность – от 40 минут.

Тема

Количество часов

1

Знакомство с курсом «Все цвета, кроме черного».

1

2

Твои новые друзья.

1

3

Режим дня.

1

4

Как ты растешь.

1

5

О курении.

1

6

Практическая работа «Пульс человека»

1

7

Обобщение по разделу.

Творческая работа по созданию знака «Курить запрещено».

1

8

Что мы знаем о себе.

1

9

Практическая работа

«Зависимость качества работы от усталости».

1

10

Твое настроение.

1

11

От чего зависит настроение.

1

12

Дневник настроений.

1

13

Как ты познаешь мир.

1

14

Наши помощники – органы чувств.

1

15

Практические рекомендации для сохранения слуха и зрения.

1

16

Твои чувства.

1

17

Борьба с отрицательными чувствами.

1

18

Обобщение по разделу.

1

19

Как изменить настроение.

1

20-21

Игра «Залы краеведческого музея».

2

22

Твои поступки.

1

23

Хорошие и плохие поступки.

1

24

Игра – театр «На кого я хочу быть похож».

1

25

Твои привычки.

1

26

Вредные и полезные привычки.

1

27

Работа с текстом  Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

1

28

Обобщение по разделу.

1

29

Игра «Твой день».

1

30

Зачем нужен отдых, и как нужно отдыхать.

1

31

Обобщение по разделу.

1

32

Что значит: понимать себя?

1

33

Практическая работа «Я скажу «НЕТ»!»

1

34

Итоговый урок.

1

Пояснительная записка

Цель программы «Все цвета, кроме черного» – формирование у учащихся навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющих в дальнейшем предупредить вредные привычки (курение, употребление алкоголя и наркотиков) и приобщить к здоровому и безопасному образу жизни.

Программа «Все цвета, кроме черного» направлена на реализацию следующих задач:

– формировать у детей и подростков ценностные установки и представления о необходимости бережного отношения к здоровью;

– обогащать знания детей и подростков о правилах здорового образа жизни, формировать готовность соблюдать эти правила;

– формировать умение оценивать себя (состояние, поступки, поведение) и других людей;

– формировать представления об особенностях своего характера, навыки управления своим поведением и эмоциональным состоянием;

– развивать коммуникативные навыки – умение строить свои отношения с окружающими сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, избегая конфликтов;

– формировать умение оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

– пробуждать у детей и подростков интерес к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

– просвещать родителей в вопросах формирования у детей и подростков основ здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек.

Содержание УМК «Все цвета, кроме чёрного» выстроено на основе следующих принципов:

возрастной адекватности. Используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим и психофизическим особенностям детей младшего школьного возраста и подросткам. Формы и методы обучения различны на разных этапах реализации;

научной обоснованности. Цели, задачи, формы и методы работы с учащимися основаны на научных исследованиях возрастной психологии, физиологии и педагогики;

информационной безопасности. Детям предоставляется только тот объем информации, которым они могут воспользоваться в жизни и который не расширяет их представления о вредных привычках, а также исключает фиксирование внимания на негативных последствиях зависимостей и использования психоактивных веществ без запугивания;

практической целесообразности. Содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждения раннего приобщения к вредным привычкам;

динамического развития и системности. Содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

модульности структуры. Программа может быть реализована путем интеграции в базовые образовательные дисциплины либо во внеурочной деятельности.

Учебная программа курса «Все цвета, кроме чёрного»

«Учусь понимать себя»   (2 класс)

Занятия тетради «Учусь понимать себя» помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научиться рассказывать о себе другим. Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо уметь управлять ими.

Занятие 1

«Твои новые друзья»

Цель: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки.

Задачи:

  • формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила.
  • Формирование представления детей о соблюдении режима дня.

Предполагаемые результаты:

Предметными  результатами  занятия  по  программе «Все  цвета,  кроме  черного»  являются:

  • создание   условий  для  успешной  адаптации  в  школе,  класса;
  • создание  у  детей  представления о  ценности  здоровья и  необходимости бережного  отношения  к  нему, о режиме дня.

Метапредметными  результатами  являются:

  • культурно- познавательная,  коммуникативная  компетентность;
  • приобретение  опыта  в  преодолении  возникших  трудностей;

Личностными  результатами  занятия  являются:    

  • обучение  планированию,  самоконтролю  и  взаимоконтролю;
  • формирование  установки  на  здоровый  образ  жизни;
  • развитие  личностных  ресурсов  детей  за  счет  расширения  кругозора,  сферы  актуальных   интересов  и  способностей

Ход занятия:

  1. Приветствие. Разминка «Мячик»
  2. Работа в тетради. Работа с текстом, обсуждение.
  3. Упражнение в рабочей тетради Задание № 1.
  4. Дискуссия «Режим дня».
  5. Работа в тетради. Задание № 2.
  6. Работа в тетради. Задание № 3.
  7. Рефлексия занятия.

  1. Приветствие. Психолог: Здравствуйте, ребята, рада, вас, приветствовать! Сегодня на «Уроке психологии» мы с вами узнаем много полезные и удивительных знаний.

Разминка «Мячик». Дети бросают друг другу мячик со словами «Я рад снова видеть тебя (называют имя)». Мячик должен побывать в руках у каждого ребенка.  

  1. Работа в тетради. Работа с текстом «Твои новые друзья» Знакомство с героями тетради.

     Познакомься с героями, которые будут помогать тебе учиться, выполнять задания в этой тетради. Аня и Дима — близнецы, учатся, как и ты, во втором классе, им по 8 лет.

Ребята живут вместе с родителями, бабушкой и дедушкой. Папа — программист, мама — бухгалтер. Бабушка сейчас на пенсии, а раньше работала в больнице медицинской сестрой. Дедушка — учёный, он работает в медицинской академии и читает лекции студентам.

Дима и Аня всё делают вместе и никогда не расстаются. Они очень похожи внешне друг на друга — у них русые волосы, карие глаза, но совсем не похожи по характеру.

А ещё у них разные интересы: Аня занимается танцами в Доме творчества и с удовольствием учится плести из бисера. Дима собирает наклейки. Больше всего его интересуют обитатели морей и динозавры, населявшие нашу планету в далёком прошлом. Он занимается в спортивной секции.

В прошлом году Аня и Дима хорошо учились, с удовольствием, без помощи взрослых выполняли домашние задания. Бабушка только иногда проверяла их тетради.

В начале второго класса тоже всё было хорошо, а теперь почему-то у Димы появились трудности — хуже стал почерк, сложнее учить уроки, запоминать стихотворения. Аня очень огорчается за брата и боится, что и у неё будут проблемы в школе.

Бабушка. Что же происходит?

Аня. Дима стал невнимательным и рассеянным.

Папа. Рассеянность просто так не появляется. Я думаю, что вы неправильно организуете свой день.

Дима. А что значит: правильно и неправильно организовать свой день?

Мама. Давайте попробуем понаблюдать, на что вы тратите своё время. Для этого ответьте на вопросы и выполните задания.

Дима и Аня ответили на эти вопросы. Попробуй ответить на них и ты.

  1. Упражнение в тетради. Задание № 1.

Психолог: Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.

О        почерк стал хуже

О        буквы бывают неровными, кривыми

О        трудно учить уроки

О        много ошибок, исправлений

О        долго собираюсь делать уроки

О        быстро отвлекаюсь

О        трудно выучить стихотворение

О        трудно решить задачу

О        трудно запомнить условие задачи

О        быстро устаю

О        мне бывает трудно усидеть на одном месте

Если красных кружков больше трёх, попроси родителей помочь тебе изменить режим дня.

  1. Дискуссия «Режим дня»

Психолог: Ребята, вспомните, как вы просыпались сегодня утром, кто вас будил. А остальные постарайтесь догадаться, какое чувство испытывал при этом ребенок.

(Ребенок рассказывает, что он чувствовал в действительности.)

Следующего ребенка ведущий спрашивает о том, как он завтракал и что ел на завтрак. Остальные также отгадывают его чувства. Переходя от ребенка к ребенку, ведущий последовательно обсуждают чувства, испытываемые детьми в момент выхода из дома, по дороге в школу, на первом уроке, на втором уроке и т.п. Можно вспомнить все действия до момента отхода ко сну.

  1. Работа в тетради. Задание № 2.

Психолог: Посчитайте, сколько времени у вас уходит на прогулку, приготовление домашних заданий и т.д. Отметьте время начала и окончания этих дел, раскрась сектор (часть круга), соответствующий полученному результату. Например, если ты спишь с 9.30 вечера до 7 утра (всего 9—10 часов), то закрашиваешь сектор зелёным карандашом, как показано на образце, если с 11 вечера до 7 утра — красным, если меньше 8 часов — чёрным.

Психолог: Если у тебя получились только зелёные сектора, ты — молодец!

Если у тебя есть красные сектора, подумай, что ты делаешь не совсем правильно. Может быть, ты мало спишь или гуляешь, но много смотришь телевизор или играешь на компьютере?

Если у тебя много (два или больше) чёрных секторов, значит, твоему организму плохо и нужно изменить режим дня.

  1. Работа в тетради. Задание № 3.

Психолог: Прочитай внимательно, каким должен быть режим дня. Составь свой режим дня и заполни пустую колонку в таблице. Всё ли ты делаешь правильно? И дополнительно напиши те чувства, которые ты обычно в это время испытываешь.

Рекомендуемый режим дня

Твой режим дня

(заполни самостоятельно)

Подъём

7.00

___________________

Гимнастика, водные процедуры

7.00-7.30

___________________

Завтрак

7.30-8.00

___________________

Дорога в школу

8.00- 8.30

___________________

Занятия в школе

8.30-12.30

___________________

Дорога домой

12.30-13.00

___________________

Обед

13.00-14.00

___________________

Прогулка на свежем воздухе

14.00-15.00

___________________

Рекомендуемый режим дня

Твой режим дня

(заполни самостоятельно)

Подготовка домашнего задания

15.00-16.00

___________________

Полдник

16.00-16.30

___________________

Занятия в кружках, помощь по дому, прогулка

16.30-19.00

___________________

Ужин

19.00- 19.30

___________________

Свободное время

19.30-20.30

___________________

Подготовка ко сну

20.30-21.00

___________________

Сон

21.00-7.00

___________________

Психолог: Подумай, кто может помочь тебе справиться с трудностями. Закрась кружок зелёным карандашом.

     учительница

     папа

     дедушка

     мама

     бабушка

     брат, сестра

  1. Рефлексия занятия. Обсуждение пройденного.

Как вам занятие?

С какими трудностями встретились?

Что нового узнали?

Занятие 2

 «Как ты растешь»

Цель: дать представление о значении нормальных условий жизни для роста и развития.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД - Сравнение и классификация на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

Регулятивные УУД - Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения.

Личностные УУД  - Самоопределение (формирование идентичности личности); Смыслообразования ( уметь находить ответы); Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Коммуникативные УУД –  Адекватно использовать речевые средства для решения ком. задач; Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ход занятия.

1 Приветствие. Эмоциональный настрой детей: на доске в один ряд расположены СМАЙЛИКИ: с грустным, серьезным и веселым выражением лица.

Учитель: ребята, выберете, какой смалик вам больше всего нравится. Объясните  почему?

 2.         Основная часть

Учитель читает стихотворение  А.Барто  «Я расту»

А я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул —
Но я расту,
Расту, шагая в класс.

Расту,
Когда гляжу в окно,
Расту,
Когда сижу в кино,
Когда светло,
Когда темно,
Расту,
Расту я все равно.

Идет борьба
За чистоту,
Я подметаю
И  расту.

Сажусь я с книжкой
На тахту,
Читаю книжку
И расту.

Стоим мы с папой
На мосту,
Он не растет,
А я расту.

Отметку ставят мне
Не ту,
Я чуть не плачу,
Но расту.

Расту и в дождик,
И в мороз,
Уже я маму
Перерос!

Обсуждение вопросов: - Ребята, скажите, о ком это стихотворение? Чего не знал мальчик? Когда он рос? Почему мальчик рос, а папа нет? А ты замечаешь, как ты растёшь? Что изменилось? (Ответы детей)

3. «Ладошка»

Учитель: Давайте посмотрим на ладошку, которую вы обводили в первом классе, приложите свою ладонь сейчас,  что- то  изменилось? Почему? (Ответы детей - Дети говорят, что они выросли).

Учитель: Обведите рядом свою ладошку и на пальчиках напишите,  какие изменения произошли с вашим телом, с вами.

4. Работа в тетради.

Учитель: Сейчас ты очень быстро растёшь, поэтому твой организм нуждается в особой заботе. Ребята, откройте тетради на странице 12 и постарайтесь выполнить задание № 1. Найдите рисунок, соответствующий вашему возрасту, и обведите его.

5. Учитель: Ребята как вы понимаете  - заботиться о себе? Что нужно делать, чтобы расти здоровым? (Ответы детей)

А у людей, которые постоянно занимаются спортом, заметно увеличиваются и крепнут мышцы. Потому что во время тренировок работающие органы получают больше крови, лучше питаются, быстро растут.

Учитель. Ребята, давайте, и мы с вами потренируемся, чтобы наши мышцы окрепли. Физическая разминка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте -

Финиш метров через двести.

Начинаем мы скакать,

Чтобы всем повыше стать.

И все, сделав по порядку,

Мы выходим на зарядку.

6. «Мы не скажем, а покажем»

Учитель:  Я надеюсь, что вы будете заботиться о своем здоровье. Учитель читает текст, а ребята показывают без слов действия.

Чтобы быть всегда здоровым,

Бодрым, стройным и веселым,

Дать совет я вам готов,

Как прожить без докторов.

Надо кушать помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны,

Кашу - утром, суп - в обед,

А на ужин - винегрет.

Надо спортом заниматься,

Умываться, закаляться,

Лыжным бегом увлекаться

И почаще улыбаться!

Заканчивается занятие ритуалом прощания и подведение итогов.

 Учитель. Что нового для себя вы взяли? Что было интересно? А какой смайлик вы выберете сейчас? Почему? Я рада, что у всех вас хорошее настроение. Я желаю вам здоровья и хорошего дня! 

Занятие 3

Тема занятия: «Что ты знаешь о себе».

Цель: дать представление о физическом развитии в детском возрасте

Личностные УУД:

  1. Формирование представлений о ценности здоровья как важнейшей составляющей полноценной жизни
  2. Развитие рефлексивной самооценки

Познавательные УУД

  1. Запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

2. Построение сообщения в устной и письменной форме.

3. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД

1. Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

2.  Умение формулировать собственное мнение.

Регулятивные УУД:

1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

2. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения.

3. Итоговый и пошаговый контроль

Оборудование:

- весы (2 штуки)

- ростомеры (2 штуки)

- рабочие тетради (или таблицы для фиксации данных), возможно использование мобильного компьютерного класса (тогда записи ведутся в  заранее созданных документах).

- стикеры (бумажные, разных цветов)

Ход занятия:

1.Орг. Момент.

Приветствие.  Напоминание ребятам, что они обучаются в школе разведчиков.

Упр. на внимание  «Макушка. Носик. Ушко».

Цель: погружение в ситуацию, создание рабочего настроя.

2. Рефлексия прошлого занятия.

- Помните, на прошлом занятии мы измеряли пульс и дыхание? Как вы считаете, у вас результаты схожие или различаются? (выслушать версии, уточнить интервалы).

На доске 2 горизонтальные шкалы

1. Частота дыхания

2.Частота пульса

Предложить подойти к доске и мелом отметить свой показатель в состоянии покоя. Обсудить результаты (сильно ли отличаются друг от друга? Угадали ли мы?). Делаем вывод, что показатели частоты дыхания и пульса очень близки по значениям.

Цель: рефлексия прошлого занятия, осознание различий и сходств между собой.

Вариация: красным мелом – в покое, зеленым при нагрузке. В этом случае выводы будут другие (в покое  показатели близки, а при нагрузке могут отличаться).

3.Основная часть

- Сейчас вам, как разведчикам, нужно предположить, чем мы будем заниматься сегодня на занятии. Для этого в классе есть подсказки (заранее в кабинет принести 2 весов, 2 ростомера).

Игра в «Данетку» (показать ростомер с обратной стороны, ребята отгадывают).

Весы находятся в классе, ищем их,  играя в «Тепло – холодно».

Когда оба предмета угаданы - ребята понимают, что мы будем взвешиваться и измерять рост.

- Совершенно верно! Сегодня мы продолжим измерять свои физические параметры.  Зачем это нужно делать?  (подобрать форму, знать в какой физической форме ты находишься, получить данные для сравнения в следующем году).

- Как вы считаете, а показатели роста и веса будут так же близко располагаться на шкале, как и показатели пульса и дыхания?  (выслушать, зафиксировать основные гипотезы).

 Цель: умение высказывать предположения.

Решить пример (на индивидуальной карточке), ответом на который будет 1, 2,3 или 4. Запомнить свой номер.

- Ребята, нам нужно понять, как же мы будем выполнять задания. Нам прислали письмо, но оно выпало из конверта и все перепуталось… (предлагается восстановить последовательность действий).

Послание:

подойди к «снаряду» со своим номером

выполни второе измерение

выполни первое измерение

Решить пример

запиши 1измерение  в тетрадь

Запиши 2 измерение  в тетрадь

Цель:  планирование собственной деятельности, внешняя опора для осуществления контроля над собственной деятельностью.

Выполнение измерений, фиксация результатов.

4.Рефлексия занятия.

1. На стикере написать свое имя (если есть одинаковые имена, рядом инициалы фамилии).

2. Наклеить свой результат на ростомер.

3. Сделать выводы о том, на сколько отличается рост ребят в классе друг от друга.

4. Сравнить с результатами пульса и дыхания, вернуться к гипотезам, выявить верные.

Общий вывод:  показатели пульса и дыхания  близки, а рост может значительно отличаться.

Занятие 4

«Твоё настроение»

Цель: дать представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  • Сравнение и классификация на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
  • Построение сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД Построение монологического высказывания

Ход занятия:

Приветствие психолога с учащимися

Разминочное упражнение «Настроение, каково?»

Инструкция: «Ребята сейчас с помощью большого пальца, вы должны будете показать какое у вас настроение. Если у вас хорошее, веселое настроение то показываем вот так (рука в кулаке, большой палец поднят вверх). Если у вас плохое настроение то показываем вот так  (рука в кулаке, большой палец опущен вниз). Если вы еще не определились со своим настроением, то показываем вот так (рука в кулаке, большой палец держится горизонтально)».

(выполняется задание)

«Ребята, судя по данной разминке, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?»

(ответы детей)

«Правильно! О настроении! А какое бывает настроение?»

(ответы детей: хорошее, плохое)

«А какое настроение можно отнести к хорошему, а какое к плохому?»

(Ответы детей)

«Приведите примеры от чего может измениться настроение?»

(ответы детей: похвалил учитель, поставили плохую оценку, получил долгожданный подарок и т.п.)

Упражнение «Отгадай настроение»

«Ребята я вам сейчас буду показывать лицо мальчика с разным настроением, а вы должны догадаться какое настроение у мальчика. Подсказки с настроением у вас выписаны на доске: счастливый, расстроенный, измученный, испуганный, скучающий, влюбленный, смущенный, виноватый»

Упражнение «Настроение в сказках». Вспомни, как и почему меняется настроение у героев сказки Шарля Перро «Золушка». Запиши ответ.

И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали на бал. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла руками лицо и горько заплакала...

_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

«Не беспокойтесь, я не опоздаю!» — ответила Золушка и, не помня себя от радости, отправилась во дворец.

_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Принц не отходил от неё ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У неё не было больше ни кареты, ни лакеев. Её бальный наряд снова превратился в старенькое, поношенное платьице, и от всего её великолепия только и осталась, что маленькая хрустальная туфелька.

_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

Придворный кавалер усадил Золушку в кресло и, надев хрустальную туфельку на её маленькую ножку, сразу увидел... башмачок был точь-в-точь по ножке... В этот момент вошла фея... Она дотронулась своей волшебной палочкой до бедного платья Золушки, и оно стало ещё пышнее и красивее, чем было накануне на балу.

_________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение «Про курение» «Как вы думаете, а какое настроение у людей, которые курят? И почему?»

(предположение учащихся. Мы подводим их к выводу, что вредная привычка чаще оправдывается/проявляется в негативном состоянии)

«Ребята, а какие способы поднятия настроение знаете вы?»

Завершающее упражнение:

Психолог:

Настроенье каково?

Дети:

Во!

Все такого мнения?

Все без исключения!

Может вы уже устали?

Мы с собой таких не брали!

Занятие 5

Как ты познаешь мир.

(с. 27-32)

Цель: сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание) и заботы об их сохранении; об особенностях познания окружающего мира с их помощью.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД

1.  Сформированность  представлений о ценности здоровья как важнейшей составляющей полноценной жизни.

2.  Готовность соблюдать правила здорового образа жизни в повседневной жизни.

3. Наличие стойкого негативного отношения к употреблению психоактивных веществ.

Познавательные УУД

1. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от  цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД.

  1. Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
  2. Умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

  1. Волевая саморегуляция.

План-конспект занятия в рамках внеурочной деятельности.

  1. Приветствие.

Игра «Встаньте те, кто…»:

1. Получил сегодня «5»;

2. Кто сегодня не забыл надеть носки;

3. У кого сегодня хорошее настроение;

4. У кого дома живёт котёнок;

5. У кого дома много мышей в шкафу;

6. Кто любит конфеты;

7. Знает, зачем нужны человеку глаза, слух, нюх;

8. Кто знает, когда следующие каникулы;

 9. Кому нравятся наши занятия.

2. Мозговой штурм.

Дать детям высказываться в безопасной форме. Свобода дискуссии. Даются общие ответы на вопрос: «Какие органы чувств вы знаете?». Для чего нужен каждый орган чувств: зрение, слух, обоняние, осязание.

3.Мини-лекция – «Органы чувств».

Чувства – это возможность узнать, что происходит в мире вокруг нас. Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир.

Орган зрения — глаз

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле.

Говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С помощью зрения человек получает 90% информации об окружающем мире. С его помощью человек видит свет, определяет цвет, форму и размер предметов, их движение. Глаз очень важные орган и нуждается в защите. Брови и ресницы защищают его от пота и пыли.

А вы знаете, что…

  •  Вы смотрите с помощью мозга, а не глаз. Функция глаз состоит в том, чтобы собирать нужную информацию о предмете, на который вы смотрите. Это информация затем посылается в головной мозг. Вся информация анализируется в мозге.
  •  При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может меняться.
  • На Земле примерно 1% людей, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаков.
  • Простейшая гимнастика для глаз: «Бабочка». Часто-часто поморгайте. Оказывается, перед монитором глаза ленятся и перестают моргать, а это вредит нашему зрению.
  •  Человеческий глаз различает всего семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала (например художника) до миллионна оттенков.

Орган слуха — ухо

Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле.

Орган слуха – ухо, это второй по важности орган чувств человека. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

А вы знаете, что…

  • Громкая музыка вредна для слуха. Это является проблемой не только на концертах, но и в ваших наушниках. Кстати, прослушивание музыки через наушники увеличивает число бактерий в 700 раз.
  • Уши самоочищаются. Поры в ушном проходе производят ушную серу, а мелкие волоски, называемые ресничками, выталкивают ее из ушей.

Орган обоняния — нос

        Орган обоняния – нос. Мы дышим носом и ощущаем запахи. Запахи проносятся в воздухе. Когда мы вдыхаем носом воздух, мы чувствуем их. Запахи невидимы, но сведения о них поступают в мозг, который сообщает нам, что мы обоняем. Запахи исходят от различных окружающих нас веществ. Одни запахи приятны, другие  - нет.

А вы знаете, что…

  • У собаки в носу 230 миллионов обонятельных клеток, а у людей 10 – 11 миллионов, что в двадцать раз меньше. Тем не менее, собака не может найти то, что вообще не пахнет.
  • У людей самыми любимыми являются запахи свежего хлеба, свежескошенной травы и кофе. Запахи булок и кофе не только возбуждают аппетит, но и повышают желание покупать. Поэтому часто в больших магазинах пахнет кофе и свежей выпечкой.
  • Человек, который живет среди шумной цивилизации, не ощущает до 70% городских запахов. А вот, например, африканец, который живёт в дикой природе, способен уловить запах своего друга, прошедшего по лесной тропинке несколько часов назад.

Орган вкуса — язык

Мы различаем вкусы с помощью языка. Существует четыре основных вида вкуса: сладкий, соленый, кислый, горький. На земле миллиарды продуктов и у каждого свой вкус. Невероятно, но человек способен различать все оттенки этого разнообразия.

Вкус необходим человеку для того, чтобы распознавать химический состав любого вещества, который попадает внутрь. Значит, вкус — защитник организма. Вкус единственный орган чувства, от которого напрямую зависит наша жизнь! Кстати, нашим далёким предкам любопытным казалось всё: вкус подсказывал, что можно есть, а что — нет.

Орган осязания — кожа

Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли. Сигналы от нервных окончаний поступают в специальный мозговой центр, где формируются ощущения осязания.  Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Кожа передаёт информацию к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.

4.Работа с тетрадями.

Чтение по ролям и обсуждение.

Прочитать отрывок из сказки В. Гауфа «Маленький Мук». Обсудить опасность случайных проб незнакомых веществ.

Важно обратить внимание детей на необходимость соблюдения осторожности при обращении с незнакомыми веществами, недопустимость проб любых незнакомых веществ и лекарственных препаратов. Объяснить детям, что лекарства назначает врач и принимать их можно только под контролем родителей. Ни в коем случае нельзя пить лекарства самостоятельно, без разрешения взрослых.

Задание 1

Игра "Узнай  продукт".

Детям предлагается с закрытыми глазами, зажатым носом попробовать кусочек  яблока и лука. Определи, что ты пробовал первым? Легко ли тебе было отличить яблоко от лука?

5.Заключение

Обсуждаем, что узнали на уроке. Предложить детям обсудить смысл пословиц об осторожности, неосторожном поведении, любопытстве и любознательности, задать вопрос, чем отличается любопытство от любознательности: «У любопытного весь лоб в синяках», «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «Любознательному весь мир открывается», «Не зная броду, не суйся в воду».

До свидания, ребята, до новых встреч!

Занятие 6

«Твои чувства»

Цель: дать представление о чувствах людей

Познавательные УУД

      1. Анализ поступков и ситуаций.

  1. Работа и запись  информации об окружающем мире и самом себе.

Коммуникативные УУД

  1. Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. ( Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем)

Регулятивные УУД

     1. Критическое оценивание своего поведения в различных ситуациях.

  1. Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.
  2.  Способность к волевому усилию – к выбору в ситуации,  и к преодолению препятствий.

Личностные УУД

1. Принятие чувств другого человека, позиции другого человека.

Оборудование: тетради для работы, карточки с именами персонажей, смайликами, чувствами персонажей, карточки с чувствами на каждого ребенка для «Копилки чувств», заготовки для смайликов на каждого ребенка, шкала настроения.

Содержание:

Время

  1. Организационная часть (подготовка рабочих мест, посадка на места).

  1. Основная часть.

- Я сегодня услышала одну историю, и хочу с вами ей поделиться. Но мне нужна помощь двух человек – мальчика и девочки.

(Выходят дети, они читают за персонажей истории. При чтении используем прием РКМЧП «Чтение с остановками». Учитель читает слова бабушки)

Аня. Сегодня у нас были соревнования «Весёлые старты». Наш класс проиграл! А всё из-за Игоря — он не смог взобраться по канату и всех подвёл.

Дима. Это мы его подвели. Когда распределяли этапы эстафеты, все выбрали то, что хотели, а Игорь согласился на канат, от которого все отказались. Мы же знали, что он не самый сильный в классе, но никто, кроме Игоря, не захотел рисковать и показаться слабым. А он согласился. Я думаю, мы зря его обидели.

- Как вы думаете, что могла сказать бабушка, которой ребята рассказывали эту историю?  (Ответы детей: Согласилась с мнением мальчика, успокоила бы девочку, помогла бы разобраться в ситуации)

Бабушка. Сначала успокойтесь. Слышали поговорку: «Не руби с плеча»? Вот и давайте вместе спокойно разберёмся в том, что произошло и что вы чувствовали.

Дима. Мне стыдно, что мы обидели Игоря.

Аня. А мне кажется, что Игорю должно быть стыдно. Расплакался, как девчонка.

- Ребята, а как бы среагировала бы бабушка на ответы ребят? (Ответы детей: Выслушала бы каждого спокойно и терпеливо)

Бабушка. Думаю, Игорь испытал чувство отчаяния — это очень сильное чувство. В такой момент можно совершить поступок, о котором потом будешь жалеть. А кто-нибудь успокоил Игоря?

Аня. Учитель физкультуры стал его успокаивать и говорить, что он не подвёл ребят, а, наоборот, выручил всех. Ведь без этого этапа нашу команду просто не допустили бы к соревнованиям. Он ещё сказал, что скорее всего завтра мы немного остынем, подумаем и извинимся. И почему-то просил Игоря не сердиться на нас и постараться простить нас.

- Вот такую историю, я слышала. А какие  герои в ней учувствовали?

 (используем прием моделирования при анализе поступков и чувств героев. Ученики отвечают. У учителя уже готовы карточки с названиями чувств)

Герои

+                      -

Чувство

Аня

                       : (

обиды

Игорь

                       

Отчаяние

Дима

                        ☹

стыд

Учитель физкультуры

Сопереживание

Бабушка

Сопереживание

-Какие чувства могут быть еще в этой ситуации у героев? (Дети называют свои чувства)

-Ребята, у нас с вами одна ситуация, а сколько разных чувств испытывают наши герои. (Подводим детей к тому, что в одной и той же ситуации могут возникнуть разные чувства).

- Как вы думаете, какова тема нашего занятия? (Чувства человека)

- Разные ситуации случаются и в жизни.  В каких ситуациях вы испытываете такие чувства? (Дети приводят примеры из жизни)

Работа с  «Копилкой чувств».

 «Игра мои друзья». У детей на партах лежат карточки с названиями чувств.

 -Мои друзья те, у кого чувства как у Ани. ( Дети выходят к доске и показывают карточки)

- Мои друзья те, у кого чувства как у Игоря.

- Мои друзья те, у кого чувства как у учителя физкультуры.

-  Мои друзья те, у кого положительные чувства.

- Мы поработали с вами с разными чувствами.  А какие чувства вам хотелось бы испытывать чаще? У себя в тетрадях прочитайте задание. Отметьте зелёным карандашом, какие чувства вам хотелось бы испытывать чаще.

 

-Почему только любовь, дружба, радость? Почему только положительные? (Ответ детей: От них лучше настроение, становишься добрее, на душе хорошо, они приятные,)

-А что делать с другими чувствами, с отрицательными? (Ответы детей: Они оберегают человека, например, чувства страха, они вообще не нужны, ни полезные)

- Но они же есть. Вы же их испытаете. Поднимите руки кто испытывал злость, страх, обиду? (Дети поднимают руки)

- А как вы себя чувствуете, когда испытывает чувства злости, обиды, страха? (Ответы детей)

- Да, такие чувства есть и нужно уметь с ними справляться, потому что они влияют на самочувствие и здоровье и отражаются на работе всего организма. Неприятные чувства, особенно если они продолжительны, способны ухудшить здоровье, поэтому обязательно нужно учиться регулировать свое эмоциональное состояние. Нельзя идти на поводу у чувств, особенно отрицательных.

 Вспомните, когда вы волнуетесь перед контрольной или, когда вас вызывают к доске, как громко и часто бьётся сердце? Поэтому очень важно научиться бороться с отрицательными чувствами — тревогой, страхом, беспокойством, неуверенностью.

- Ребята, я вас сейчас познакомлю с упражнением ««Сочный арбуз». Это упражнение поможет вам научиться успокаиваться, снимать напряжение.

Для этого надо сесть на стул или в кресло. Представить себе, что у тебя в руках кусок красного, спелого арбуза. Ты откусываешь сочную сладкую мякоть, которая тает у тебя во рту. Давайте сейчас попробуем его сделать все вместе.

-Кто может поделится с нами, что он чувствует (Дети делаться своими чувствами)

- Выполнять это упражнение лучше всего перед сном, лежа в кровати, когда все дела позади и ничего не отвлекает, так как оно требуют тишины и уединения. Чтобы упражнение получилось, необходимо сконцентрировать внимание. И это упражнение будет вашим домашним заданием.

- Наш урок подошел к концу и мне важно знать с каким настроением вы уходите с урока. Дети дорисовывают эмоции и наклеивают на доску, на которой прикреплена шкала эмоций. Желающие поясняют свою эмоцию.

- Молодцы! Спасибо за занятие.

1 мин

6 мин

7 мин

4 мин

6 мин

11 мин

3 мин

Занятие 7

«Как изменить настроение»

(занятие 7, 2 класс)

Цель урока: дать представление о чувствах людей

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

1.Познавательные УУД ( Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ)

2.Коммуникативные УУД (Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач)

3. Личностные УУД (Наличие знаний о правилах здорового образа жизни)

Ход урока

  1. Разминка

Задание: Заполни Цветок-настроение (на группу дается цветок с пустыми лепестками, который нужно самостоятельно заполнить примерами настроения)

  1. Задание:  Подумай, как можно исправить плохое настроение. Отметь нужное зелёным карандашом (задание 3, стр. 39)

 

 Дима. Я. Не знаю, что такое скука и тоска, потому что у меня есть любимое дело — я собираю информацию о морских обитателях и динозаврах, наклейки с их изображениями. Когда занимаешься любимым делом, сразу забываются огорчения и обиды.

Бабушка. Это у тебя не дело, а увлечение.

Дима. Как это не дело? Я сам ищу интересные, новые сведения. Особенно много нового я узнал в музее.

Аня. А у меня тоже есть любимое дело. Знаешь, как интересно самостоятельно придумывать рисунок и плести из бисера. Когда у меня бывает плохое настроение, я беру в руки работу, и сразу забывается всё грустное и печальное.

Ребята нашли способ исправить грустное настроение. У каждого из них есть любимое дело, которое помогает им забыть всё плохое.

А что интересно тебе?

  1. Задание: Представьте свое домашнее задание «Как я исправляю свое плохое настроение» (демонстрация рисунков с пояснениями)
  2. Задание: Напиши, как ты понимаешь пословицу: «Скучен день до вечера, если делать нечего» (задание 4, стр. 40)

5. Итог урока.

Как можно изменить настроение?

Делаются  выводы.

Занятие 8

Твои поступки

Цель: научить учащихся оценивать свои поступки. 

Познавательные УУД

1. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

2. Запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Регулятивные УУД

1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

2. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения.

3. Итоговый и пошаговый контроль по результату

Личностные УУД

1 Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха

2. Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы.

3. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.

4. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Вводная часть: 

1. «Добрый ток».

Дети встают в круг,  держась за руки, и передают по кругу « добрый ток»     (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).

3. Основная часть.

Вся наша жизнь состоит из череды поступков: хороших, плохих.

-Как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (Высказывания детей)

-Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову поступок даётся в нём?

Поступок – это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

-Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Каждый день мы совершаем разные поступки. За хорошие нас благодарят, за плохие – ругают, наказывают. По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (Высказывания детей)

1. Чтение текста на странице 48 рабочей тетради.

Анализ ситуации , ответы на вопросы стр.49

2.  Соедини стрелками (можно разного цвета) качества человека и соответствующие пословицы:

Леность

Дружелюбие

Болтливость

 

Деловитость

Усердие

Любознательность

Старательность

Трудолюбие

Сообразительность

Честность

(При возникновении затруднений  помочь учащимся)

3. Игра «Сделай правильный выбор»

- Давайте поиграем в игру «Сделай правильный выбор». Ребята выходят, берут табличку и прикрепляют на доску в нужное место.

плохие     хорошие

Обидеть друга

Защитить слабого

Порвать учебник

Помочь старой бабушке

Получить двойку

Ухаживать за младшей сестрой

Обидеть собаку

Покормить котенка

Бегать по школе

Смастерить кормушку

Опоздать на урок

Убрать комнату

Вежливо разговаривать

Ссориться с мамой

Каждый поступок обсуждается, оценивается. Дети объясняют своё мнение.

-Вспомните, какой свой поступок вы считаете очень важным (гордитесь им)? Ответы детей.

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает.

Руссо Ж.-Ж.

-Прислушаемся к этим словам, постараемся не совершать того, о чём потом можем пожалеть.

- Скажите ребята, а какие хорошие поступки совершаете вы?

- Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший поступок?

- Случалось ли так, что вы поступали плохо?

- Как вы думаете, мы с вами больше должны стараться совершать хорошие или плохие поступки?

- Почему вы так думаете?

- Конечно, мы должны совершать только хорошие поступки. Потому что добрые, хорошие поступки облагораживают людей. Мир становится богаче, добрее и лучше. Мы с вами должны отличать хорошее от плохого.

  1. «Доскажи словечко».

Чтобы научиться правильно оценивать себя и других, нужно быть... (Каким?) Для этого выбери и подчеркни, а также допиши нужные слова: справедливым, весёлым, честным, аккуратным, ловким,...

Подчеркни правильный вариант продолжения предложения. Для того, чтобы оценивать поступки других, надо...

  • уметь оценивать свои поступки;
  • любить давать оценки поступкам;
  • узнать причину поступка.

5.Народная мудрость

Как аукнется, так и откликнется.

Иголка маленькая, да больно колет.

Из обрубков бревна не составишь.

Не ошибается тот, кто не работает.

Утро вечера мудренее...

Задания и вопросы:

Объясни значение этих пословиц и поговорок.

Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?

6. Притча.

Было это давным-давно в старинном городе. Один ученик решил подшутить над своим учителем, он поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у учителя, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и она улетит». Ученик пришёл к учителю и спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» Учитель был мудрым человеком и ответил «Всё в твоих руках...»

Всё в ваших руках – пойдёте дорогою добра или выберите плохой путь, только постоянная работа над собой поможет каждому из вас преодолеть личные плохие качества, приумножит ваши достоинства.

7.Рефлексия.

Какой вывод вы сделали для себя после нашего занятия? (высказывания детей)

В конце нашего занятия проведем тест «Вежлив ли я?». Вы можете ответить или да, или нет, или иногда.

Здороваешься ли ты с соседями?

Благодаришь ли ты маму, бабушку за обед (ужин, завтрак)?

Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошёл после учителя?

Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?

Папа (дедушка, мама) помог тебе решить задачу, благодаришь ли ты его?

Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру с праздником 8 марта?

Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними?

Итог занятия.

- О чём мы сегодня с вами вели беседу?

- Каких больше поступков мы должны стараться делать?

- Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать родителям?

Занятие 9

«Твои привычки»

Цель: сформировать представление о привычках, их значении в жизни человека.

Познавательные УУД

1.Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Регулятивные УУД

1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Самостоятельный контроль во время выполнения заданий.

Коммуникативные УУД

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач

Личностные УУД

1.  Сформированность представлений о ценности здоровья как важнейшей составляющей полноценной жизни.

2.   Наличие знаний о правилах здорового образа жизни.

3.  Готовность соблюдать правила здорового образа жизни в повседневной жизни.

4. Наличие стойкого негативного отношения к употреблению психоактивных веществ.

  Вводная часть:

Ведущий приветствует учащихся и начинает занятие со слов:

Сегодня мы с вами поговорим о привычках. Что такое привычка?  Привычка – это то, что человек привык делать не задумываясь, почему он это делает и как. Например, чистит зубы, моет руки перед едой, Наверное это и есть хорошие привычки. А вот грызть ногти, или кончик карандаша – это дурная привычка.

Основная часть

 Задание №1

  • Какие привычки вы считаете плохими, а какие хорошими?
  • Напиши, какие у тебя есть привычки. Выбери те, от которых ты хочешь избавиться, и подчеркни.

Полезные привычки                                                  Вредные привычки

--------------------------------------                                   ----------------------------------------

--------------------------------------                                   ----------------------------------------

--------------------------------------                                   ----------------------------------------

--------------------------------------                                   ----------------------------------------

 

                      Какие привычки вы хотите воспитать в себе?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Задание№2 (работа в команде. )

А как вы думаете, чтобы воспитать в себе полезные привычки, нужна человеку сила воли? Здесь записаны разные действия? Определите для себя: Какие из действий вы делаете с усилием? Выпишите их в тетрадь и продолжите этот список самостоятельно.

  • Не отвлекаться целый урок.
  • Играть с мячом.
  • Писать, рисовать.
  • Фантазировать.
  • Думать над задачей.
  • Играть на музыкальном инструменте.
  • Терпеть боль.
  • Мыть посуду.
  • Делать зарядку.
  • Собрать постель.
  • Слушать музыку.
  • Не есть перед обедом конфеты.
  • Смотреть телевизор.

Сравните, какие действия, которые вы делаете с усилиями повторяются чаще других и почему.

Вывод:

  • Для того, чтобы приобрести хорошие привычки, нам необходимо приложить некоторые усилия.
  • Для того, чтобы освободится от вредных привычек, нам необходимо приложить еще большие усилия.

                                                                 

Занятие 10

Настольная игра "Твой день". Работа с памятками

ПАМЯТКА

1. Никогда не соглашайтесь пробовать вкусную конфету, витаминку или сладкий компот, если предлагает их незнакомый вам человек, а рядом нет родителей. Никогда не соглашайтесь спуститься с незнакомыми людьми в подвал или зайти в чужую квартиру.

2. Никогда не соглашайтесь “чуть-чуть” покурить или выпить вина, даже если предлагают это знакомые. Пусть говорят вам, что ничего не произойдёт, что вместе со старшими все можно, - не поддавайтесь! А на настойчивые уговоры ответьте: “Мне хочется “Фанты” или лимонада, или в-о-он ту конфетку в блестящей обёртке. Передайте мне её, пожалуйста”.

3. Никогда не соглашайся попробовать сигарету или пахучее вещество в компании сверстников или старших ребят. Вас будут уговаривать, рассказывать о приятных ощущениях, утверждать, что это неопасно,- не верьте!

4. Никогда не соглашайтесь с тем, кто обзывает вас малышом за отказ попробовать дурман (сигарету, вино или наркотик). Вы уже достаточно взрослые и серьёзные, потому что знаете, что это такое.

5. Никогда не соглашайтесь с тем, кто называет вас трусами и слабаками за отказ познакомиться с дурманом. У вас сильная воля, так как вы не поддались уговорам.

6. Никогда не соглашайтесь с теми, кто называет вас несовременными. Современный человек сильный, красивый, умный, удачливый. Разве может быть таким раб дурмана?

7. Никогда не соглашайтесь с тем, кто утверждает, что употребление дурмана приносит человеку удовольствие. Помните, что употребление дурмана влечёт за собой болезнь, безвременную старость, дряхлость.

8. Никогда не соглашайтесь с теми, кто говорит, что дурман может помочь в беде и горе. За советом в трудную минуту лучше обратиться к близким людям. Посмотрите: их так много вокруг – улыбающаяся мама, добрая бабушка, сильный папа, мудрый дедушка.

Учебно-методическое обеспечение программы

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного : 2 класс : учусь понимать себя : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2015.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного : 3 класс : учусь понимать других : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2015.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного : 4 класс : учусь общаться : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2015.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного : 5 класс: познаю свои способности: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. –  М. : Вентана-Граф, 2014.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного : учусь владеть собой и сотрудничать с людьми : 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2015.

Безруких М.М., А.Г. Макеева, Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного : организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников : пособие для педагогов / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2015.

Безруких М.М., А.Г. Макеева, Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного : книга для родителей : методическое пособие / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2013.

Безруких М.М., А.Г. Макеева, Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного: 5 – 6 классы: пособие для педагогов и родителей / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2015.

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир»,  4 кл., ч. 1, 2013

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.  Литературное чтение», 4 класс. Часть 1.Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд., дораб. — М.: Вентана-Граф, 2010. — 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока изобразительного искусства « Цвета радуги» 1 класс

Урок по программе "Изобразительное искусство" Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Содержит материал по здоровьесбережению(пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, логопедические упражнения(звукопроизноше...

Классный час для учащихся начальных классов «Семь цветов радуги или личность-коллектив...»

Очень важно, в каком коллективе учатся дети, общаются, живут. Важно потому, что от этого зависит, каким будет каждый из них.Каждый коллектив, как и любой человек, имеет свой характер. Цель класс...

Разработка занятия по английскому языку:"Цвета радуги"

Данный материал предназначен для детей 6-7 лет. В процессе занятия дети знакомятся с разными видами вопросов и ответов, прививаются навыки счета и знакомятся с названиями цветов радуги....

"Цвета радуги и настроение"

Презентация используется в начале рабочего дня и на переменах, для концентрации внимания или расслабления. Элемент здоровьесберегающих технологий...

цвета радуги

цвета радуги...

7 ЦВЕТОВ РАДУГИ - УЧИМ ЦВЕТА

Здоровьесберегающие технологии в ДОУУрок - презентация по цветотерапии,  "7 цветов радуги - учим цвета". Рекомендуется дошкольникам, детям 5 (пяти) - 6 (шести) лет, воспитанни...