Исследовательская работа "Почему дети играют в игрушки"
проект (3 класс) на тему

Кашкина Татьяна Михайловна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_igrushki.docx157.13 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Почему дети играют в игрушки?

Содержание

      Введение

  1. Теоретическая часть
  1. Детская игрушки и ее история
  2. Разнообразие игрушек

2.Практическая часть

2.1.  Исследование

2.2. Консультация психолога школы

Заключение

Литература

Приложение

      Актуальность темы.

В жизни ребенка игрушки занимают важное место. Игрушка – обязательный спутник детских игр с первых дней. Ребенок играя развивается и взрослеет. В доме моей бабушки я отыскала куклу, которая была любимицей моей мамы. Бабушка бережно ее хранит. А от папиного грузовика остался лишь кузов. Мои родители играли в игрушки! Эта мысль привела меня в восторг! Оказывается, все взрослые когда-то были детьми и играли в игрушки. Почему они играли в «мои» игрушки? Мне захотелось найти ответ на этот вопрос.

Тема исследования «Почему дети играют в игрушки?»

Цель: чем современные игрушки привлекают детей и отличаются от игрушек прошлого.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения игрушки.
  2. Узнать, сохранились ли в семье игрушки родителей.
  3. Выяснить, в какие игрушки играют мои одноклассники.
  4. Определить, зависит ли выбор игрушки от родителей.
  5. Чему учат игрушки.

Гипотеза.

Я предположила, что дети играют в игрушки, чтобы научиться общению или не скучать.

Чтобы доказать эту гипотезу, я должна:

- изучить литературу об истории возникновения игрушки;

- провести анкетирование родителей;

- провести анкетирование одноклассников;

- услышать мнение психолога;

- сделать выводы.

Введение

1.Теоретическая часть

1.1. История возникновения игрушки.

Что такое игрушка?

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой отмечает: «Игрушка-это вещь, созданная для игры. Детские игрушки».

На Руси детские игрушки были не очень разнообразны, да и пора детства у ребятишек в старину была короче, чем в наши дни: ребёнок (от «робёнок», «робъ», т.е. «раб», «работник») уже в 10-12 лет считался полноценным работником и помощником взрослых. Лишь маленьких детей баловали игрушками. Их изготавливали из того, что было под рукой: из остатков ткани, из глины и дерева.

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет.

          Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Первые игрушки делали из соломы.  Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов.

Игрушка — предмет, предназначенный для игры, которая имеет большое значение в жизни ребёнка.  Ни один человек не рождается сразу взрослым. Дети были даже у первобытных людей. А у первобытных детей были игрушки. Малыши каменного века играли с камешками, ракушками и палочками. Известно, что в старину в качестве игрушек использовались миниатюрные копии различных орудий труда: известна, например, находка железных топориков малых размеров. Часть игрушек производили мастера-ремесленники, другую часть – родители детей, третью – сами дети.

 Игрушка в России до XVIII века называлась потехапотешка.  В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома.

Одной из первых игрушек был мячик — из тканей, с бубенцами внутри.

В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки.

Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду.

На протяжении многих столетий ребятишки на Руси играли в забытые теперь игры – бирюльки, кости, блошки, свинку, чижик, жаворонок. Все эти фигурки получили такое название, потому что дети сравнивали игрушки с животными и птицами, которые их окружали.

  1. Разнообразие игрушек.

      Погремушка.

Как и сегодня, самой первой игрушкой детей древности была погремушка. Постукивая ей, мама напевала колыбельные песни.

Куклы-обереги.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме.
         Создание на Руси «домашних» тряпичных кукол нередко сопровождалось заговором, наделяющим творение колдовской силой. Чаще всего их делали для себя. Лишь изредка-на заказ или продажу. Чаще всего кукла изображает женскую фигуру с обтянутым белой тряпицей «пустым» лицом (проще сказать-«безликая»). На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что в доме не должно быть лишних глаз. Считалось, что через лицо, точнее, через глаза, в куклу могла вселиться нечистая сила, зло. Но несмотря на свою «безликость» каждая куколка по своему хороша, имеет свой характер, и даже, порой, чувствуешь злится она или улыбается… Её лоскутный наряд копировал обыденную или праздничную одежду. Куклы из обрезков новой ткани делались в подарок к свадьбе, крестинам, дню ангела. Домашних кукол для детей «вертели» обычно из старого тряпья-не только из бережливости, но и потому, что ношеная материя хранила родовую силу и являлась оберегом. Если учесть, что вещи в семьях переходили по наследству, от матери к дочери и т.д., не трудно представить сколько энергетики в себе хранили такие лоскуты. Тряпичные куклы-удивительные создания! Куколка следит, чтобы добро их дома не уходило, а, если её посадить на вазочку или фужер, положив туда предварительно монетки, то она будет и богатство к себе притягивать. А почему бы и нет?!
         

Тряпичные игрушки.

Куклами- оберегами было запрещено играть, а для игры славяне изготавливали тряпичные куклы, которые были похожи на куклы-обереги. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. На тряпичных куклах, в отличии от кукол-оберегов, рисовались лица, ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери.  Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Деревянные игрушки.

Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом.

Подвижные игрушки.

Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Глиняные игрушки.

Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки.

  1. Практическая часть.

2.1. Исследование.

Узнав много интересного про игрушки, я решила выяснить, в какие игрушки играют мои одноклассники, как относятся к игрушкам родители. Разработав анкету, я предложила своим одноклассникам и их родителям ответить на нее, дав несколько вариантов ответов. В анкетировании приняло участие 28 одноклассников и 29 родителей.

Результаты

анкетирования учеников 3 Б класса

№п/п

Вопросы и варианты ответов

Количество ответов

1.

Твоя любимая игрушка:

кукла

4

мишка

8

зайка

3

машина

3

настольные игры

2

компьютер

8

2

Сколько игрушек в вашем доме:

много

18

не считали

10

совсем нет

-

3

Кто покупает вам игрушки:

гости

6

родители

10

совместный выбор

12

4

Как часто вам покупают игрушки:

раз в год

10

почти каждый день

2

после отличных отметок

10

когда мы с родителями идем в магазин

6

5

От кого вы узнаете, что в продаже появились новые игрушки:

реклама по телевизору

12

друзья

8

родители

8

6

Помнишь ли ты, с какого возраста ты в них играешь:

нет, не помню

15

с трех лет

3

с четырех лет

10

7

Сохранились ли в семье игрушки родителей:

да, сохранились, и я в них играю

10

нет

10

они мне неинтересны

8

8

Чему ты учишься у игрушек:

быть добрым

4

смекалке

5

терпению и вдумчивости

7

не знаю

4

дружбе

8

Результаты анкетирования родителей

№п/п

Вопросы и варианты ответов

Количество ответов

1

В чем польза игрушек:

улучшают моторику рук

3

развивают внимание и усидчивость

7

отражают характеры героев

7

учат общению и любознательности

11

2

Играете ли вы вместе с детьми:

очень редко

10

всегда

5

есть дела важнее, чем игры

3

только во время отпуска

10

3

Где хранятся игрушки, в которые ваш ребенок уже  не играет:

в гараже

7

в шкафу

9

раздаем знакомым

12

  1. Консультация школьного психолога.

    За ответом на вопрос «Почему дети играют в игрушки?» я обратилась к школьному психологу Зангировой В.Ю.

    Вот что она ответила: «Игра – важная ступень развития ребенка. Она становится главной деятельностью в дошкольном возрасте. Через игру ребенок усваивает нормы поведения (т.к. в любой игре есть правила и их необходимо соблюдать), а также проигрывает роли (сложно-ролевая игра). Кроме того, игра влияет на развитие таких качеств, как общительность, сотрудничество, умение видеть позицию другого. Отсутствие игры в этом возрасте ( в силу различных причин) приводит к несформированности социально-значимых качеств ребенка.»

   Получается, что в игрушки дети играют, чтобы научиться общению со сверстниками. 

Моя гипотеза оказалась верной! Дети играют в игрушки, чтобы не скучать и правильно, с интересом проводить время.

  Хорошо, что родители принимают участие в выборе детьми игрушек. Ведь они точно знают, какие игрушки нам нужны. Я обязательно об этом расскажу своим одноклассникам.

Заключение

     Игрушка — предмет, предназначенный для игры, которая имеет большое значение в жизни ребёнка. Одна из функций игрушки – развитие определённых навыков у ребёнка и приобщение к миру взрослых. Игрушки развивают воображение, учат детей общаться с миром – быть родителями, заботиться об окружающих людях и животных и многому другому из того, что понадобиться им во взрослой жизни.

Выполняя эту работу, я открыла для себя удивительный мир игрушки. Мне было очень интересно узнать, какие игрушки существовали в старину.

В ходе   исследования я взяла интервью у взрослых и провела анкетирование среди одноклассников и по результатам выяснила, что одноклассники играют в игрушки, а теперь уже в игры.  Родителям следует ограничить доступ ребенка к компьютеру.

  Идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение.

В заключении следует отметить, что у каждого времени своя игрушка и мне хочется, чтобы интерес к игрушкам прошлого и настоящего у детей не угасал. Пусть они играют в игрушки! Это полезно!

Литература

  1. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – М.: Искусство, 1981. – 148 с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка– М., 1981. - 4 т.
  3. Карганова Е.Г. Энциклопедия для самых маленьких «Большая книга обо всем на свете». – ООО «Издательство Астрель», 2003. - 271 с.
  4. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2007. – 48 с.

– 944 с.

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
  2. Интернет сайт: http://stranamasterov.ru/node/169732

Приложение 1.

                         Результаты анкетирования учащихся 3 Б класса

Твоя любимая игрушка:

Количество ответов

кукла

4

мишка

8

зайка

3

машина

3

настольные игры

2

компьютер

8

Сколько игрушек в вашем доме:

Количество ответов

много

18

не считали

10

совсем нет

-

Кто покупает вам игрушки:

Количество ответов

гости

6

родители

10

совместный выбор

12

Как часто вам покупают игрушки:

Количество ответов

раз в год

10

почти каждый день

2

после отличных отметок

10

когда мы с родителями идем в магазин

6

От кого вы узнаете, что в продаже появились новые игрушки:

Количество ответов

реклама по телевизору

12

друзья

8

родители

8

Сохранились ли в семье игрушки родителей:

Количество ответов

да, сохранились, и я в них играю

10

нет

10

они мне неинтересны

8

Чему ты учишься у игрушек:

Количество ответов

быть добрым

4

смекалке

5

терпению и вдумчивости

7

не знаю

4

дружбе

8

Приложение 2

Результаты анкетирования родителей

В чем польза игрушек:

Количество ответов

развивают моторику рук

3

развивают внимание и усидчивость

7

отражают характеры героев

7

учат общению и любознательности

12

Играете ли вы вместе с детьми:

Количество ответов

очень редко

10

всегда

6

есть дела важнее, чем игры

3

только во время отпуска

10

Где хранятся игрушки, в которые ваш ребенок уже  не играет:

Количество ответов

в гараже

7

в шкафу

10

раздаем знакомым

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

праздник игры и игрушки 2 класс

Такой интересный праздник получился. Мы любим играть!...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема работы: «Антистрессовые игрушки – это необходимость или дань моде»

Антистрессовые игрушки довольно стремительно приобретают популярность среди школьников и подростков. Спрос на такие игрушки растет с каждым годом. Невольно возникают  вопросы– « Зачем...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛАЙМ – ИГРУШКА МОЕГО ДЕТСТВА»

Цель проекта: изготовление слайма в домашних условиях и изучение его свойств....

Урок музыки для детей 2 класса "В детской.Игры и игрушки"

Урок музыки для детей 2 класса "В детской.Игры и игрушки"...

Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет.

Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет....

Игры и игрушки для детей младшего школьного возраста. Советы родителям

При поступлении в школу -  основной  становится учебная деятельность. Но игра полностью не должна уходить из жизни ребенка. Детям необходимо играть так же, как и необходимо работать взрослом...