Программа адаптации первоклассников к школьному обучению "Тропинка к своему Я"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа развивающих занятий с первоклассниками, испытывающими трудности адаптации, на основе программы О.В. Хухлаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii_pervoklassnikov.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО начальных классов МОАУ СОШ № 15 ___________/ Е.В. Москаленко / 25.08.2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОАУ СОШ № 15 ___________/ Н.В. Морозова / 29.08.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 15 __________/ В.В. Неценстрик / Приказ №______ от 30.08.2016 г. |
Программа адаптации
первоклассников
к школьному обучению
«ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»
Составитель: Семчугова Лиана Викторовна,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
2016 г.
г. Райчихинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа адаптации первоклассников к школьному обучению разработана на основе программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4), составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования.
Актуальность данного направления работы педагога-психолога вызвана тем, что ежегодно около 10-15 % первоклассников испытывают сложности адаптации.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого является его успешная адаптация к социуму.
Цель курса психологических занятий: создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьной жизни.
Задачи:
- Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
- Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
- Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
- Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
- Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Программа адаптации первоклассников к школьному обучению «Тропинка к своему Я» разработана для обучающихся 1 классов, испытывающих сложности адаптации. Занятия проходят с ноября по май, по одному часу в неделю (всего 25 ч.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами освоения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью педагога-психолога необходимую информацию из литературного текста;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога-психолога;
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога-психолога.
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- учиться работать в паре и в группе;
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1. Введение в тему.
2. Развёртывание темы.
3. Индивидуализация темы.
4. Завершение темы
Средства формирования УУД: словесные методы, метод наблюдения, игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»
Первый класс (25 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1. Я - школьник (10 часов)
Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».
Раздел 2. Мои чувства (15 часов)
Радость. Что такое мимика. Радость. Как её доставить другому человеку. Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его относительность. Как справиться со страхом. Страх и как его преодолеть. Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу. Обида. Разные чувства. Итоговое занятие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анисимова Т.Б. Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: «Дрофа», 2007.
- Гурьянова Ю.Ю. Готовимся к школе. – М.: ООО Группа компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.
- Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. – Ярославль: Академия развития, 2005.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ занятия | Модули, темы занятия | Кол-во часов | Формы организации учебной деятельности | Элементы содержания | Универсальные учебные действия (УУД) | Измерители | Дата |
Раздел 1. Я - школьник (10 часов) | |||||||
Знакомство. Введение в мир психологии | 1 | Беседа, упражнения на формирование дружеских отношений, развитие уверенности в себе | Знакомство с предметом занятий, с психологом и сверстниками. Упражнения «Знакомство», «Имя оживает», «Ласковое имя», «Рисунок имени» | Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия П Выделяют и формулируют познавательную цель с помощью психолога К Слушают и понимают речь других ребят Л Формируют положительное отношение к школе | Рабочая тетрадь | 04.11 | |
Как зовут ребят моего класса | 1 | Групповая работа, индивидуальная работа, направленные на осознание позиции школьника | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Мое имя», «Имя начинается с буквы», «Имя соседа», «Я - солнышко», «Нарисуем имя мамы» | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками П Умеют работать по предложенному психологом плану К Доверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах Л Ориентируются на понимание предложений и оценок психолога, товарищей | Рисунок на заданную тему | 11.11 | |
Зачем мне нужно ходить в школу | 1 | Групповая и индивидуальная работа Социальные пробы, обсуждение | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Какой урок важнее». | Р Планируют совместно с психологом свои действия в учебной и жизненной ситуации П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью психолога К Слушают, понимают речь других людей Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих | Рабочая тетрадь, упражнения по инструкции, по образцу | 18.11 | |
Мой класс | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практикум, обсуждение | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в нашем классе», «Какого цвета», «Буратино хочет в школу», «Буратино хочет к нам в гости», «Буратино проголодался». Работа со сказкой «Два города». Рисунок сказки | Р Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату П Пересказывают небольшие тексты К Строят простое речевое высказывание Л Формируют положительное отношение к школе | Диагностические процедуры | 02.12 | |
Какие ребята в моём классе | 1 | Групповая и индивидуальная работа Развивающие игры, обсуждение | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в моём классе», «Закончи предложение», «Мы», «Вспомни хорошие поступки», «Мы любим». Работа со сказкой «Кто самый лучший» | Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью психолога К Имеют первоначальные навыки работы в группе Л Оценивают результаты своей деятельности | Понимание текста, ответы на вопросы | 09.12 | |
Мои друзья в классе | 3 | Групповая и индивидуальная работа Практикум, обсуждение, ролевые игры | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Кто умеет хорошо», «Закончи предложение», «Тропинка к сердцу», «Портрет моего друга», «Изобрази предмет», «Буквы на спине», «Спасибо, что помог», «Ниточки тепла», «Как можно помириться», «Да», «У кого самое лучшее зрение». Работа со сказкой «Про белоцветик», «Фло», «Снежинка». | Р Овладевают способами самооценки выполнения действия П Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт К Выполняют различные роли Л Формируют положительное отношение к школе | Рисунок по сказке | 16.12 23.12 30.12 | |
Мои успехи в школе | 1 | Групповая и индивидуальная работа Развивающие упражнения, обсуждение | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Буратино забыл слова», «Мне помогли», «Считалка». Работа со сказкой «Яшок и «звёздная болезнь» | Р Осваивают правила планирования, контроля способа решения П Группируют предметы и их образы по заданным признакам К Строят понятные для партнёра высказывания Л Соблюдают правила игры и дисциплины | Рисунок по сказке | 13.01 | |
Моя «учебная сила» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практикум. Психогимнастические, ролевые игры. Дискуссионная игра | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Я тоже», «Встаньте, у кого это есть», «Главная учебная сила». Работа со сказкой «Козленок Хрюпигав» | Р Учитывают выделенные психологом ориентиры действия в учебном материале П Классифицируют объекты под руководством психолога К Принимают чужую точку зрения Л Знают правила игрового общения | Рисунок по сказке | 20.01 | |
Раздел 2. Мои чувства (15 часов) | |||||||
Радость. Что такое мимика | 1 | Фронтальная работа | Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался», «Раз, два, три, за мною повтори». Упражнения «Закончи предложение», «Зоопарк», «Рисунок радости». | Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению П Включаются в творческую деятельность под руководством психолога К Учатся работать в паре и группе Л Ориентируются на понимание чувств других людей | Иллюстрация на тему «Радость». | 27.01 | |
Радость. Как ее доставить другому человеку | 1 | Групповая и индивидуальная работа Игровые методы, методы психической саморегуляции
| Разминка «Угадай, где я иду», «Превратись в животное». Кричалка «Я очень хороший». Упражнения беседа «Как доставить радость другому человеку», «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова». | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми П Умеют распознавать и описывать свои чувства под руководством психолога К Умеют договариваться Л Формируют положительное отношение к школе | Участие в упражнении «Скажи мишке добрые слова». | 03.02 | |
Жесты | 1 | Работа в группах по алгоритму, обсуждение | Разминка «Угадай, где я иду». Упражнения «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение», «Объясни задание». Работа со сказкой «Когда молочные зубы сменились постоянными» | Р Строят речевое высказывание в устной форме П Учатся исследовать свои качества и свои особенности К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль результата | Рисунок по сказке Составление схем | 10.02 | |
Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом | 2 | Словесные методы Работа в группах по алгоритму, обсуждение | Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», «мысленная картинка», «Врунишка». Кричалка «Ура успешной фотоохоте». Упражнения «Радость можно передать прикосновением», «Радость можно подарить взглядом», «Котёнок». Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу», «Нужная вещь» | Р Извлекают с помощью психолога необходимую информацию из литературного текста П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью психолога К Понимают смысл простого текста Л Проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Рисунок по сказке | 17.02 03.03 | |
Грусть | 1 | Индивидуальная, групповая работа | Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет». Упражнения «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котёнок загрустил». Работа со сказкой «Сказка про котёнка Ваську» | Р Переносят навыки построения внутреннего плана действия из игровой деятельности в учебную П Учатся наблюдать К Договариваются и уважают разные мнения Л Формируют положительное отношение к школе | Рисунок по сказке | 10.03 | |
Страх | 1 | Индивидуальная, групповая работа | Разминка «Дотронься до…». Упражнения «Мысленная картинка», «Покажи страшилку». Работа со сказкой «Девочка с мишкой», «Темноландия» | Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью психолога П Моделируют ситуации с помощью психолога К Учатся слушать и понимать речь других ребят Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия | Рисунок по сказке | 17.03 | |
Страх. Его относительность | 1 | Фронтальная работа | Разминка «неопределённые фигуры». Упражнения «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение». Работа со сказкой «Мы просто очень боялись за вас» | Р Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера ошибок П Моделируют ситуацию с помощью психолога К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах Л Умеют налаживать контакты с окружающими | Понимание прочитанного | 24.03 | |
Как справиться со страхом | 1 | Фронтальная работа | Разминка «Страшные персонажи телеэкрана», «Придумай веселый конец». Упражнение «Картинная галерея». Работа со сказкой «Маленькая луна» | Р Адекватно воспринимают предложения и оценку психолога, товарищей П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью психолога К Учатся работать в паре и группе Л Проявляют сопереживание к другим людям | Понимание прочитанного | 31.03 | |
Страх и как его преодолеть | 1 | Групповая и индивидуальная работа Работа в парах, фронтальная работа | Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному». Упражнение «Страшная маска». Работа со сказкой «Сказка звёзд» | Р Осваивают правила планирования, контроля способа действия П Учатся исследовать свои качества и свои особенности К Применяют первоначальные способы поиска информации Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | Рисунок по сказке | 07.04 | |
Гнев. С какими чувствами он дружит | 1 | Фронтальная работа Собеседование, игровые упражнения | Разминка «Художники», «Попугай», «Покажи дневник маме». Работа со сказкой «О мальчике Серёже, который всего боялся, и потому дрался», «Как ромашки с васильками поссорились». | Р Овладевают способами самооценки выполнения действия П Учатся распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью психолога К Учитывают разные мнения Л Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки | Рисунок по сказке | 21.04 | |
Может ли гнев принести пользу | 1 | Фронтальная работа Собеседование, игровые упражнения Психогимнастика | Разминка «Чёрная рука – белая рука», «Разозлились - одумались», «Поссорились - помирились». Упражнение «Закончи предложение». Работа со сказкой «О путнике и его беде» | Р Умеют оценивать свой результат с помощью психолога П Устанавливают последовательность событий в тексте К Формулируют собственное мнение Л Ориентируются на понимание предложений и оценок психолога, товарищей | Рисунки и ответы на вопросы по содержанию сказки | 28.04 | |
Обида | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практическая работа | Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет», «Весеннее настроение». Упражнения «Закончи предложение», «Какая у меня обида», «Напрасная обида». Работа со сказкой «Обида» | Р Умеют понимать и контролировать своё эмоциональное состояние П Учатся работать по предложенному психологом плану К Строят понятные для партнера высказывания Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Обсуждение сказки, вопросы на понимание смыла сказки | 05.05 | |
Разные чувства | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум-бурум», «Море волнуется», «Волны». Упражнения «Закончи предложение», «Ожившее чувство», «Рисунок чувств». | Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся преодолевать их П Высказывают своё мнение К Ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии Л Умеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности | Задание творческого характера | 12.05 | |
Итоговое занятие | 1 | Фронтальная, групповая работа | Игра-конкурс Обобщение основных знаний и навыков | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми П Строят логические умозаключения с помощью психолога К Выполняют различные роли Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | 19.05 | ||
Итого | 25 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
Адаптация- естественое состояние человека, проявляющаяся к приспособлении к новым условиям жизни , новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям. От успешной адапптац...
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...
ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....
программа Адаптации первоклассника к школьной жизни
Адаптации первоклассника к школьной жизни...
Направления работы учителя-логопеда в рамках реализации программы "Адаптация первоклассников к школьному обучению"
В материале представлены современные методики логопедической работы с первоклассникми....
ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (подпрограмма к Образовательной программе школы)
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (подпрограмма к Образовательной программе школы)...