Коммуникативно-двигательный тренинг "Учимся понимать друг друга"
план-конспект по теме

Мишина Елена Владимировна

Представленное занятие имеет сценарное воплощение в форме группового психокоррекционного занятия педагога-психолога коррекционной школы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителями. Методика направлена на гармонизацию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с выраженными ментальными нарушениями. Занятие построено на основе современных психологических подходов к работе с семьей ребенка-инвалида и с учетом нозологических, возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей с ментальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление: Реализация ФГОС образования учащихся с интеллектуальными нарушениями

Тема: Учимся понимать друг друга

Форма проведения: Тренинг гармонизации детско-родительских отношений.

Участники:

Целевая группа родителей в количестве 10-12 человек с детьми, имеющими выраженные нарушения здоровья и/или обучающимися на дому.

I. Целевой блок

Цель: Сохранение психологического здоровья детей в семье через гармонизацию детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Повышать психологическую грамотность родителей по вопросам организации конструктивного взаимодействия с ребенком в ОВЗ.
  2. Расширять представления родителей о психологическом здоровье детей в ОВЗ.
  3. Вооружить знаниями о видах и причинах возникновения ранних форм отклоняющегося поведения детей.
  4. Познакомить с практическими приемами нормализации эмоционального состояния ребенка в ОВЗ.
  5. Оптимизировать детско-родительские отношения через использование телесно-ориентированных психотехник.

Формируемые базовые учебные действия (БУД)

Компонент жизненных компетенций учащихся

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

- уважительное отношение,

-формирование активной позиции ребенка при взаимодействии с родителями;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- умение устанавливать значение результатов совместной деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов, жизненных интересов.

- умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески перерабатывать;

- умение формулировать цели взаимодействия;

- умение действовать по изученному алгоритму, ориентироваться в схемах, плакатах;

- формирование умения работать с новой информацией, структурировать знания, строить цепь рассуждений;

- умение анализировать  полученную информацию.

- уметь контролировать своё время и управлять им;

- планировать своё и совместные действия в соответствии с поставленной задачей;

- принятие задачи, участие в составлении плана работы;

- умение действовать в соответствии с планом;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- формирование коммуникативных навыков работы в группе, парах, навыков взаимодействия друг с другом;

- готовность слушать партнера и вести диалог;

- умение строить понятное высказывание, оформлять свои мысли в устной форме;

- умение использовать мимику и пантомимику в процессе взаимодействия;

- взаимодействие во время беседы, во фронтальной работе;

- умение неконфликтно взаимодействовать в паре, группе, осуществление взаимного контроля.

II. Инструментальный блок.

Основные понятия: психологическое здоровье, психологическая грамотность, конструктивное взаимодействие, эмоциональное состояние, телесно-ориентированные техники.

Формы организации деятельности: групповая.

Ресурсы:

  • Для ведущего: Музыкальный центр, релаксационная и танцевальная музыка, коллаж с надписью «Весенняя картина», магнитная доска, магниты, анкета обратной связи, дипломы «Дружная семейка».
  • Для участников: Кресла по количеству участников, старые газеты, корзина для мусора, предметные картинки для коллажа, клей, бумага форматом А4, цветные карандаши, планшеты, птичьи перышки.

III. Организационно-деятельностный блок.

Подготовительная работа:

  1. Проветриваемое помещение с тренинговой и подвижной зонами
  2. Установка кресел для работы в круге
  3. Подготовка оборудования
  4. Оформление дипломов «Дружная семейка»

План занятия:

Вводная часть:

Упражнение «Мои ожидания»

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Упражнение «Знакомство»

Основная часть:

«Лепим комочки»

«Весенняя картина»

«Портрет птички»

«Снежный бой»

«Гнездышко»

«Важная птица»

«Солнышко встает»

«Послушный – непослушный»

«Мы тебя любим»

«Капель»

«Птичий переполох»

Заключительная часть:

Упражнение «Птичьи следы»

Упражнение «Я возьму с собой»

Упражнение «Дружная семейка»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: Осмысление участниками целей занятия и ожидаемых результатов.

Участникам предлагается осознать тему, цель и задачи тренинга, высказать свои ожидания от тренингового занятия.

Ведущий: чтобы чему-то научиться и хорошо отдохнуть давайте сначала поздороваемся, но необычными способами.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: раскрепощение, настрой на активное взаимодействие.

Участники в парах, по сигналу ведущего, здороваются друг с другом руками, ногами, лбами, носами, ушами, попами, животами.

Ведущий: А кто предложит свой способ приветствия друг друга. А теперь пора и познакомиться, но тоже необычным способом

Упражнение «Знакомство»

Цель. Развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.

Мамам предлагается назвать свое имя и качество на первую букву имени свойственное для себя (Например, Татьяна – талантливая). Затем ребенок называет свое имя, а мама на первую букву его имени называет положительное качество ребенка (Например, Саша – скромный).

Ведущий: начинаем наше путешествие. Отгадайте загадку:

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело? (Снег)

Основная часть

Упражнение «Лепим комочки»

Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.

Участникам под веселую музыку предлагается взять газеты, и под девизом «Кто быстрее?» разорвать их и скомкать в снежные комочки

Ведущий: Вот какая зима никак не хочет сдаваться, давайте проводим ее веселой игрой.

Упражнение «Снежный бой»

Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.

Участникам под веселую музыку предлагается закинуть сделанные снежные комочки в корзину для мусора.

Ведущий: Посмотрите, какие мы молодцы, но чтобы быстрее пришла весна, нам поможет теплое солнышко.

Упражнение «Солнышко встает»

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Участникам предлагается встать в круг, взяться за руки. Со словами «Солнышко встает» сомкнуть круг, и синхронно поднимают руки вверх.

Ведущий: Посмотрите, солнышко пригрело наши комочки стали таять, закапало с крыш вот так.

Упражнение «Капель»

Цель: сплочение группы.

Участникам предлагается похлопать по коленям, представить, на что похожи хлопки (капельки с крыши). Сыграть быструю, медленную музыку весенней капели, отдельные капли.

Ведущий: Какое же время года наступило? (весна)  давайте попробуем нарисовать весеннюю картину

Упражнение «Весенняя картина»

Цель: формировать способности конструктивного взаимодействия.

Участникам предлагается составить совместный коллаж на весеннюю тематику из предметных картинок, предложенных каждой детско-родительской паре. Придумать название и рассказать о содержании картины.

Ведущий: Посмотрите на нашу картину, давайте похлопает всем, кто ее «рисовал». Назовите, что же происходит весной (листочки, травка, цветочки, птички прилетают). Птички ищут себе домики, строят гнезда. Предлагаю вам превратиться в птичек и смастерить себе гнездо.

Упражнение «Гнездышко»

Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия.

Участникам предлагается поставить стулья «паровозиком» друг за другом. Мама садится сзади, ребенок впереди. Мама обхватывает ребенка руками. Звучит релаксационная музыка.

Ведущий: Маленькому птенчику хорошо и уютно в своем гнездышке. Мама защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Детки пошевелились, покрутили головкой. Так хорошо сидеть тихонько с мамой в гнездышке, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, птенцу становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Мама не пускает – ей тоже очень приятно, когда ребенок рядом. Она крепко держит, но птенчик не сдается, он все активнее шевелится, пробует освободиться. Вот уже головка, и плечики показалась из гнезда. Мама перестает сопротивляться, она понимает, что пришло время понемногу отпускать своего ребенка, дать самостоятельности, и не мешая быть рядом.

Упражнение «Послушный – непослушный»

Цель: психоэмоциональная разрядка.

Мамы сидят на стульях, дети также на стульях спиной к ним, между ногами. Выполнение по команде.

Ведущий. Птенчики, как и детки, бывают послушными и непослушными. Когда ребенок непослушный, он стучит ногами, хлопает руками – мама его крепко держит, обняв сзади. Когда птенчик послушный, мама его гладит по головке, обнимает.

Но ребенок не может все время сидеть спокойно с мамой, ему нужна самостоятельность. Тогда мама решила научить его лететь.

Упражнение «Птичий переполох»

Цель: снятие эмоционального напряжения, осознание семейного единства.

Мамам вместе с детьми предлагается по команде «День» предлагается «полетать». Мама учит своего птенца, как идти маленькими шагами, как махать крылья никого не задевая. По команде «Ночь» мама с ребенком «прилетают» в свое гнездо и ложатся спать (Повторяется насколько раз). Затем дети по команде «летают» уже одни и возвращаются в свое гнездо к маме (Повторяется насколько раз).

Ведущий: Наступило утро, пора готовиться к важному событию – празднику птенцов. Поэтому сначала нужно привести себя в порядок – почистить перышки.

Упражнение «Портрет птички»

Цель: активизация эмоционально-телесных связей, релаксация.

Звучит приятная, спокойная музыка. Мама и ребенок садятся друг напротив друга. Мама приглаживает перышки ребенка, ребенок – мамы (волосы). Далее они аккуратно пальчиком «рисуют» лицо друг друга. Начинает мама. Осторожно обводит черты лица ребенка пальцем. Ребенок так же «рисует» мамин портрет.

Ведущий: Теперь все готовы и мамы переходят к самому важному – воспитанию птенцов.

Упражнение «Важная птица»

Цель: установление тактильного контакта, взаимопонимания, формирование способности к самовыражению, творчеству.

Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Задача — научить ребенка принимать позу важной птицы, мама сама решает, как будет выглядеть эта «важная птица», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. И мама сначала сама демонстрирует ребенку позу, выражение лица и движения важной птицы. Затем ребенок повторяет за мамой, делает самостоятельно. Мамы присаживаются рядом с детьми.

Ведущий: После этого дети по очереди демонстрируют важную птицу, остальные участники любуются птенцами (хлопают, поддерживают).

Упражнение «Мама молодец!»

Цель: выражение благодарности родителям, развитие чувства признательности к ним.

Ведущий:  Давайте все вместе похвалим маму за правильное воспитание своего ребенка и все вместе скажем «Мама молодец!».

Но ведь и птенцы не подвели своих мам, они очень старались, давайте и им скажем добрые слова «Мы тебя любим»

Упражнение «Мы тебя любим»

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.

Участникам-детям предлагается выйти в круг или просто встать, остальные участники хором говорят ему «Мы тебя любим!», мама подбадривает ребенка, гладит, обнимает.

Ведущий: А теперь нам пора немного отдохнуть и оставить свой след в истории. Для этого я предлагаю вам нарисовать свои  птичьи следы – ладошки и раскрасить их.

Заключительная часть

Упражнение «Птичьи следы»

Цель: закрепить позитивный опыт взаимодействия в группе, релаксация.

Участникам под звуки релаксационной музыки предлагается обвести свои ладошки. Во время раскрашивания их детьми, мамам предлагается ответить на вопросы анкеты обратной связи.

Ведущий: Пока детки заняты важным делом предлагаю мама быстренько ответить на вопросы анкеты, записать и озвучить свои впечатления.

Упражнение «Я возьму с собой»

Цель: подведение итогов занятия.

Участники проводят рефлексию занятия и отвечают на вопросы:

– Что больше всего понравилось?

– Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?

– Что хотелось бы себе пожелать?

Участники осуществляют обратную связь с описанием тех приемов и упражнений, которые они «возьмут» с собой в реальные жизненные условия, с помощью которых попытаются более внимательно относиться к ребенку и семейным отношениям.

Ведущий: Сегодня мы славно поработали – поучили детей самостоятельности, важному поведению, уважению и послушанию. В благодарность и память об участии вам вручаются специальные дипломы.

Упражнение «Дружная семейка»

Цель: передача ответственности за приобретенный опыт.

Каждой семейной паре под аплодисменты присутствующих вручается диплом, подтверждающий участие в тренинге развития детско-родительских отношений «Дружная семейка».

Приложение

АНКЕТА

1. Фамилия, имя, отчество (по желанию)___________________________________________

_________________________________________________________________________________

2. Какие упражнения, игры, задания оказались наиболее полезными для вас и вашего ребенка? (подчеркните нужное)

«Лепим комочки»

«Весенняя картина»

«Важная птица»

«Снежный бой»

«Гнездышко»

«Портрет птички»

«Солнышко встает»

«Послушный – непослушный»

«Мы тебя любим»

«Капель»

«Птичий переполох»

«Птичьи следы»

3. Какие упражнения, игры, задания показались трудными и непонятными?

«Лепим комочки»

«Весенняя картина»

«Важная птица»

«Снежный бой»

«Гнездышко»

«Портрет птички»

«Солнышко встает»

«Послушный – непослушный»

«Мы тебя любим»

«Капель»

«Птичий переполох»

«Птичьи следы»

4. Оцените по 5-бальной шкале эффективность такой форма работы, как детско-родительский тренинг:

• для детей____________________________________________________________________

• для родителей________________________________________________________________

• для семейных отношений_______________________________________________________

5. Ваши замечания, предложения, пожелания для повышения эффективности ведения и организации детско-родительского тренинга __________________________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».Цель:-Сформировать у учащихся представление о толерантности;- Развивать критическое мышление и навыки групповой работы, умение вести диалог и аргу...

План-сетка воспитательной работы в 1 классе на 1 полугодие по программе "Учимся понимать друг друга"

План-сетка на 1 полугодие по направлениям: интеллектуально-познавательная деятельность, эстетическое воспитание, воспитание патриотизма и гражданства, воспитание навыков ЗОЖ, работа с родителями, труд...

Презентация к выступлению на м/о по теме: "Учимся слушать и понимать друг друга".

Презентация составлена к выступлению на школьном методическом объединении учителей начальных классов....

Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности

Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия  со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности

Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия  со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...

Учимся понимать друг друга.

В данной статье описывается дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка через различные каналы восприятия.Как мы можем распознать у человека ведущий канал восприя...

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 3 классов "Мы легко понимаем друг-друга"

Данная разработка внеклассного мероприятия ориентирована на повторение лексики по темам "Дни недели", « Числительные», «Продукты питания», «Глаголы», тренировку умений рассказывать стихи , тренировку ...