Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки
презентация к уроку по теме

Тишкина Елена Анатольевна

Презентация об особенностях работоспособности школьника на уроке, ее динамике в течение, способах эффективной организации урока для повышения работоспособности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnye_sostoyaniya_rebenka.pptx121.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки 2014

Слайд 2

Понятие о работоспособности, напряжении, утомлении . Возрастные особенности работоспособности. Уровень работоспособности зависит от многих факторов : -физиологических (функциональная зрелость организма , функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), -психологических (самочувствие, эмоциональное состояние , мотивация и т.п.), -внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.).

Слайд 3

Работоспособность — это способность организма человека качественно и с достаточной интенсивностью выполнять умственную или физическую работу. Для измерения работоспособности нужно оценить объем работы (умственной или физической), которую человек способен выполнить за фиксированное время (за минуту, за час и т.п.).

Слайд 4

О бщие закономерности динамики работоспособности: - врабатывание, -устойчивый период ( оптимальной работоспособности), - предутомление ( период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки) -утомление.

Слайд 5

В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем: период значительного напряжения, высоких энергозатрат , период организации произвольного внимания и функциональной организации деятельности. В этот период меняются свойства нервных клеток : повышаются их возбудимость, функциональная подвижность, активизируются связи между отдельными нервными центрами головного мозга.

Слайд 6

Устойчивый период ( оптимум ) - это время, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме: в ысокая устойчивая работоспособность, низкое напряжение , согласованность в деятельности всех систем.

Слайд 7

К омпенсаторной период. Ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного на пряжения. Именно этот период характеризуется: снижением внимания, ростом числа отвлечений, снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности.

Слайд 8

У томление. Э то особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется: рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).

Слайд 9

Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. п ервым и очень информативным признаком утомления является изменение подчер ка.

Слайд 10

Внешние признаки утомления при умственном труде Объекты наблюдения Утомление незначительное значительное резкое Внимание Редкие отвлечения Рассеянное , частые отвлечения Ослабленное , реакция на но­вые раздражи­тели отсутствует Поза Непостоянная , потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, под­держивание голо­вы руками, облокачивание Стремление положить голову на стол, вытянуться , обло - качивание на спинку стула Движения Точные Неуверенные , замедленные Суетливые движения рук, пальцев, ухуд­шение почерка Интерес к новому материалу Живой интерес, задает вопросы Слабый интерес, отсутствие вопро­сов Полное отсут­ствие интереса, апатия

Слайд 11

Возрастные особенности работоспособности Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление.

Слайд 12

С остояние здоровья У детей с хроническими заболеваниями, и особенно у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстро наступает утомление.

Слайд 13

Ф ункциональная зрелость организма, соответствие условий и требований работы функциональным возможностям ребенка. Именно функциональная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяет, может ли ребенок: удерживать внимание, быстро врабатываться, определенное время работать без отвлечений - другими словами, работать эффективно.

Слайд 14

Два критических периода , отличающиеся низкой и неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и резким развитием утомления: - начало обучения (6-7 лет) - период полового созревания (11-14 лет).

Слайд 15

Динамика работоспособности во время урока в школе: первые 3-5 минут - врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности , еще 5-7 минут неустойчивой работоспособности, утомление.

Слайд 16

Продолжительность непрерывного чтения: Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5-м классе возможна в течение 20-25 минут . У старшеклассников 30-35 мин ..

Слайд 17

Рационально организованный урок - это не только урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но, что еще более важно, - соблюдается оптимальный темп деятельности, не создается ситуация временного цейтнота, подгонки , дефицита времени.

Слайд 18

Подготовила педагог-психолог Тишкина Е.А. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика показателей эмоционального состояния ребенка

Диагностику эмоционального состояния учащегося на уроках в 1-м классе проводил школьный психолог в 2010-2011уч.г. по методике Р.А.Захаровой "Эмоциональная расположенность к школе".В таблице указан про...

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. (Определение показателя отклонения от аутонормы)

Методика является производной от цветового  теста М. Люшера. Для определения этого показателя детям предлагается в соответствии с инструкцией ранжировать карточки восьмицветного теста М. Люш...

Влияние индивидуальных программ физического воспитания на функциональное состояние организма детей 8-10 лет со сложными нарушениями развития

В данной работе дается обоснование создания и использования индивидуальных программ физического воспитания для детей со сложными нарушениями развития с целью улучшения функционального состояния и, соо...

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку и при этом сохранить здоровье?1. Соблюдать режим дняСправляться с учебными нагрузками гораздо легче, если ребенок будет встават...

Показатели эффективности учебного занятия в системе дополнительного образования

Показатели эффективности учебного занятия в системе дополнительного образования...