Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки
презентация к уроку по теме

Тишкина Елена Анатольевна

Презентация об особенностях работоспособности школьника на уроке, ее динамике в течение, способах эффективной организации урока для повышения работоспособности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnye_sostoyaniya_rebenka.pptx121.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки 2014

Слайд 2

Понятие о работоспособности, напряжении, утомлении . Возрастные особенности работоспособности. Уровень работоспособности зависит от многих факторов : -физиологических (функциональная зрелость организма , функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), -психологических (самочувствие, эмоциональное состояние , мотивация и т.п.), -внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.).

Слайд 3

Работоспособность — это способность организма человека качественно и с достаточной интенсивностью выполнять умственную или физическую работу. Для измерения работоспособности нужно оценить объем работы (умственной или физической), которую человек способен выполнить за фиксированное время (за минуту, за час и т.п.).

Слайд 4

О бщие закономерности динамики работоспособности: - врабатывание, -устойчивый период ( оптимальной работоспособности), - предутомление ( период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки) -утомление.

Слайд 5

В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем: период значительного напряжения, высоких энергозатрат , период организации произвольного внимания и функциональной организации деятельности. В этот период меняются свойства нервных клеток : повышаются их возбудимость, функциональная подвижность, активизируются связи между отдельными нервными центрами головного мозга.

Слайд 6

Устойчивый период ( оптимум ) - это время, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме: в ысокая устойчивая работоспособность, низкое напряжение , согласованность в деятельности всех систем.

Слайд 7

К омпенсаторной период. Ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного на пряжения. Именно этот период характеризуется: снижением внимания, ростом числа отвлечений, снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности.

Слайд 8

У томление. Э то особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется: рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).

Слайд 9

Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. п ервым и очень информативным признаком утомления является изменение подчер ка.

Слайд 10

Внешние признаки утомления при умственном труде Объекты наблюдения Утомление незначительное значительное резкое Внимание Редкие отвлечения Рассеянное , частые отвлечения Ослабленное , реакция на но­вые раздражи­тели отсутствует Поза Непостоянная , потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, под­держивание голо­вы руками, облокачивание Стремление положить голову на стол, вытянуться , обло - качивание на спинку стула Движения Точные Неуверенные , замедленные Суетливые движения рук, пальцев, ухуд­шение почерка Интерес к новому материалу Живой интерес, задает вопросы Слабый интерес, отсутствие вопро­сов Полное отсут­ствие интереса, апатия

Слайд 11

Возрастные особенности работоспособности Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление.

Слайд 12

С остояние здоровья У детей с хроническими заболеваниями, и особенно у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстро наступает утомление.

Слайд 13

Ф ункциональная зрелость организма, соответствие условий и требований работы функциональным возможностям ребенка. Именно функциональная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяет, может ли ребенок: удерживать внимание, быстро врабатываться, определенное время работать без отвлечений - другими словами, работать эффективно.

Слайд 14

Два критических периода , отличающиеся низкой и неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и резким развитием утомления: - начало обучения (6-7 лет) - период полового созревания (11-14 лет).

Слайд 15

Динамика работоспособности во время урока в школе: первые 3-5 минут - врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности , еще 5-7 минут неустойчивой работоспособности, утомление.

Слайд 16

Продолжительность непрерывного чтения: Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5-м классе возможна в течение 20-25 минут . У старшеклассников 30-35 мин ..

Слайд 17

Рационально организованный урок - это не только урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но, что еще более важно, - соблюдается оптимальный темп деятельности, не создается ситуация временного цейтнота, подгонки , дефицита времени.

Слайд 18

Подготовила педагог-психолог Тишкина Е.А. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика показателей эмоционального состояния ребенка

Диагностику эмоционального состояния учащегося на уроках в 1-м классе проводил школьный психолог в 2010-2011уч.г. по методике Р.А.Захаровой "Эмоциональная расположенность к школе".В таблице указан про...

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. (Определение показателя отклонения от аутонормы)

Методика является производной от цветового  теста М. Люшера. Для определения этого показателя детям предлагается в соответствии с инструкцией ранжировать карточки восьмицветного теста М. Люш...

Влияние индивидуальных программ физического воспитания на функциональное состояние организма детей 8-10 лет со сложными нарушениями развития

В данной работе дается обоснование создания и использования индивидуальных программ физического воспитания для детей со сложными нарушениями развития с целью улучшения функционального состояния и, соо...

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку и при этом сохранить здоровье?1. Соблюдать режим дняСправляться с учебными нагрузками гораздо легче, если ребенок будет встават...

«Функциональная грамотность школьников как показатель качества образования»

Доклад для педсовета  на тему "Функциональная грамотность школьников как показатель качества образования"....

Показатели эффективности учебного занятия в системе дополнительного образования

Показатели эффективности учебного занятия в системе дополнительного образования...