Материал к заседанию РМО Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога-психолога
презентация к уроку по теме

Тишкина Елена Анатольевна

В презентации представлен новый профессиональный стандарт педагога-психолога: общее представление о структуре профстандарта, направлениях деятельности по психолого-педагогическому сопровождению. Описаны  особенности содержания по каждому направлению: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profstandart_16.03.17.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога-психолога Тишкина Е.А., педагог-психолог МБОУ « Излучинская ОНШ»

Слайд 2

Профессиональные стандарты в России разработаны в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)» утвержден приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года №514н.

Слайд 3

Зачем нужен профессиональный стандарт ? Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога-психолога. Стандарт – средство отбора психологических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Стандарт – основа формирования программ ВПО и ДПО. Стандарт – инструмент реализации стратегии развития практической психологии образования в меняющемся мире российского образования. Стандарт – инструмент повышения качества ПП- сопровождения образования .

Слайд 4

Профессиональные стандарты педагога-психолога применяются работодателями с 1 января 2017 года

Слайд 5

Структура профессионального стандарта педагога-психолога: 1. Общие сведения. 2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт. 3. Характеристика обобщенных трудовых функций. 4. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Слайд 6

1. « Общие сведения» Наименование вида профессиональной деятельности: Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (психолог в сфере образования)

Слайд 7

Основная цель вида профессиональной деятельности: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления 1. «Общие сведения»

Слайд 8

2. «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт» А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ (3.1.)

Слайд 9

2. «Описание трудовых функций , входящих в профессиональный стандарт» Обобщенные трудовые функции Трудовые функции код наименование наименование А Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ. (3.1.) Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации Психологическая диагностика детей и обучающихся Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Слайд 10

2. «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт» В. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления (3.2.)

Слайд 11

Какими компетенциями должен владеть педагог-психолог ?

Слайд 13

Каждая из сфер деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса (А, В) представлена с точки зрения трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний. 3. «Характеристика обобщенных трудовых функций»

Слайд 14

Трудовые действия Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 3.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

Слайд 15

Необходимые умения: И спользовать качественные и количественные методы психологического обследования. Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований. Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся. Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ. Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся. Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий. Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями.

Слайд 16

Необходимые знания: Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии. Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования. Теория и методы организации психологического исследования Методы статистического анализа данных психологического исследования Методы верификации результатов исследования Методы интерпретации и представления результатов исследования Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ Профессиональная этика Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Слайд 17

Трудовые действия Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 3.1.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций

Слайд 18

Необходимые умения: Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой. Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации. Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом. Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления. Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательные технологий.

Слайд 19

Необходимые знания: История и теория проектирования образовательных систем. Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса. Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса. Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования. Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды. Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей. Законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка. Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Слайд 20

Трудовые действия Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам. Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. 3.1.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

Слайд 21

Необходимые умения: Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье.

Слайд 22

Необходимые знания: Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития. Этические нормы организации и проведения консультативной работы. Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Современные теории и методы консультирования .

Слайд 23

Трудовые действия Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 3.1.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

Слайд 24

Необходимые умения: Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций. Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся. Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками. Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями.

Слайд 25

Необходимые знания: Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи. Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами и др.) Современные теории, направления и практика коррекционно-развивающей работы. Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы. Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы.

Слайд 26

Трудовые действия Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи. Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся. Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности. Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с ФГОС. Психологическая диагностика детей и обучающихся 3.1.5.

Слайд 27

Необходимые умения: Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования. Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов. Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям. Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи. Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции. Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня. Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей. Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся

Слайд 28

Необходимые знания: Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования. Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи. Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. Методы математической обработки результатов психологической диагностики. Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования. Психология личности и социальная психология малых групп.

Слайд 29

Трудовые действия Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности. Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов). Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка. Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса 3.1.6.

Слайд 30

Необходимые умения: Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся. Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающимися. Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения участников образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры. Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций.

Слайд 31

Психологическая профилактика 3.1.7. Трудовые действия Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся. Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер. Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения. Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения. Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям. Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.

Слайд 32

Необходимые умения: Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе. Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды. Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде

Слайд 33

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Внедрение стандартов нового поколения на уроках математики

Материал посвящён формированию УУД на уроках математики. Из опыта работы....

Материал к заседанию РМО

Диагностический инструментарий в  работе педагога-психолога для обследования обучающихся начальной школы в рамках новых ФГОС...

Методическое объединение «Внедрение стандарта второго поколения»

Методическое объединение «Внедрение стандарта второго поколения»...

Проблемы эффективного взаимодействия образовательных организаций в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.

Создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы, создание единой нормативной, методической базы  и было бы решением проблемы.Взаимодействие  - двустор...

Обобщение опыта по теме"Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога - новый шаг к качеству образования"

В представленной презентации представлены документы регламентирующие внедрение профстандарта в образовательные учреждения, включающие перечень профессиональных и личностных качеств, предъявляемых педа...

Новое содержание образования и внедрение в профессиональную деятельность инновационных технологий

laquo;Новое содержание образования и внедрение в профессиональную деятельность инновационных технологий.»...