Гендерный подход в обучении и воспитании
консультация на тему

Смирнова Евгения Федоровна

Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году. Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое используется для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей (деление на мужчин и женщин). А разделение их социальных ролей, различия в ожидаемых образцах поведения  обозначаются английским словом «гендер».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernyy_podhod_v_obuchenii_i_vospitanii.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Из чего только сделаны МАЛЬЧИКИ?

Из улиток, ракушек и зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны МАЛЬЧИКИ!

Из чего только сделаны  ДЕВОЧКИ?...

Из конфет и пирожных  и сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны  ДЕВОЧКИ!...

С.Маршак «О мальчиках и девочках» (1968)

Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году. Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое используется для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей (деление на мужчин и женщин). А разделение их социальных ролей, различия в ожидаемых образцах поведения  обозначаются английским словом «гендер».

Термин «гендерные роли» следует отличать от понятия «гендерные стереотипы», т.е. сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о поведенческих характеристиках мужчин и женщин. Они, как правило, имеют противоположное значение:

  1. Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью. Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью, рациональностью. Женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности.
  2. Инструментальностъ - экспрессивность, сознательность - бессознательность. Бытует мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.
  3. Власть - подчинение. Женскими считаются преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчинам приписываются противоположные качества.
  4. Порядок - хаос. Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала. Дисциплина, организованность, порядок – мужского.
  5. Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны.
  6. Сила - слабость. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности.
  7. Импульсивность, активность - статичность, пассивность. Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.
  8. Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм. Женщин отличает консервативность и верность, мужчин - радикализм, непостоянство.

Но, можем ли мы сказать, что не встречаем логичных женщин и чувственных мужчин; активных, властных, доминантных, агрессивных женщин и пассивных, подчиняющихся мужчин? У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола.

 

В нашей школе, по данным на декабрь 2014г., обучаются 243 мальчика (46%) и 289 девочек (56%). А вот успешность обучения у девочек в разы превосходит мальчиков. Среди 62-х медалистов девочек – 49 (79%), мальчиков - 13 (21%).

Возможно, эти результаты являются следствием поведенческих характеристик мальчиков, но, может быть, это показатель степени комфортности представителей мужского пола.

Основные предпосылки проблем смешанных форм образования

Большинство методик и технологий современного обучения рассчитаны на некую среднюю личность – дети, ребенок, ученик. Пол ребенка учитывается только на уроках физкультуры в старшей школе, вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме.

Преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана».

Длительное вынужденное ограничение двигательной активности особенно тяжело переносится мальчиками и способствует возникновению стресса, вызванного эмоциональным перенапряжением в условиях нефизиологичной двигательной депривации. Кроме того, соблюдение статичной позы затрудняет формирование пространственных понятий, которые складываются на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном пространстве, посредством подвижных игр, а не компьютерных.

Особенности поведения девочек – чувство взаимосвязанности, предпочтение сотрудничества соревнованию как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям, направленность на практические аспекты знаний, их вербализация и одновременное стремление к применению их в жизни, - также оказываются неучтенными. В среднем и особенно в старшем школьном возрасте девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания.

Обучение мальчиков и девочек одного хронологического, но разного психологического (в силу разных сроков созревания) возраста накладывает негативный отпечаток и на культуру их общения.

Период оформления половозрастной идентичности, совпадающий с периодом средней школы (5–8 класс), характеризуется изменением прежде всего межличностных отношений. Ведущей деятельностью становится общение. При этом у девочек, в связи с опережающим физическим и речевым развитием, определяется тенденция к превосходству над мальчиками в их социальных позициях. Обособление девочек носит дискриминационный по отношению к мальчикам характер, но при этом девочки продолжают активно стремиться к общению с мальчиками, но это общение строится на авторитарных началах. У мальчиков в этот же период проявляется тенденция к избеганию общения с противоположным полом, сочетающаяся с короткими, преимущественно агрессивно окрашенными контактами. Это обстоятельство – одна из причин снижения мотивации учения на второй ступени.

Эта тенденция к дисгармонии во взаимодействии мальчиков и девочек сохраняется и в более старшем возрасте, являясь отчасти причиной дисгармоничных семейных отношений, искажений ролевого взаимодействия мужчин и женщин.

Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов и нейропсихологов, определяют  различия в структуре и работе головного мозга. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Поэтому воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Приемы и методы работы на уроках с мальчиками

Мальчикам нужен высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Обязательным является разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Работу на уроке желательно строить в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала должно проводится после практической работы, то есть через опыт. В работе с мальчиками  целесообразна дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, «включение» положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления. Необходимо использовать групповые формы работы с обязательной сменой лидера. Оценка полученных результатов в дискуссиях, то есть вербальных результатов, может быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной.

Приемы и методы работы на уроках с девочками

Девочкам необходим размеренный темп урока и предъявление нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала должны дозироваться, использоваться типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил и последующим обучением применению их на практике - высокопродуктивные методы работы с девочками.

Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала  необходима как для девочек, так и для мальчиков, но в другой последовательности: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению. Обязательным для девочек  является использование большого количества наглядного материала, продуктивным – обучение с опорой на зрительную память. Групповые формы работы также  эффективны, но акцент должен быть сделан на взаимопомощь. Любая выполненная работа девочек требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы.

Девочки более склонны к отвечающему установленным нормам поведению, обязательнее мальчиков. Они регулярнее и тщательнее выполняют домашние задания, более внимательны на уроках, более честолюбивы в отношении отметок, более прилежны, усидчивы, настойчивы и основательны. Иначе говоря, они активнее мальчиков в проявлении своих способностей. Причем, эти различия можно наблюдать не только на уроках, но и в общественных делах и во внеучебных занятиях.

Роль учителя

Большая роль в психологическом комфорте на уроке отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению понимать его своеобразие, подстраиваться под индивидуальность, учитывать ее, следовать логике ее развития.

Целью гендерного подхода в образовании является организация учебной деятельности, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний, раскрытия способностей и самореализации мальчиков и девочек.

При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями обучающихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.

Таким образом, учет в образовательном процессе способностей, склонностей и других особенностей женской и мужской индивидуальности, будут способствовать эмоциональному комфорту обучающихся, а также повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в обучении иностранному языку

В данной статье подробно описано, как можно использовать гендерный подход в обучении иностранному языку....

Особенности гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников.

В последнее время в педагогических кругах все чаще звучит вопрос о гендерном воспитании и обучении учащихся. В своей статье я постаралась раскрыть особенности гендерного подхода на примере моих учащих...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....

Гендерный подход в обучении и воспитании

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охр...

Гендерный подход в обучении учащихся начальной школы

Материал помогает учитывать психологические особенности мальчиков и девочек при подготовки к урокам....

Гендерный подход к обучению, воспитанию и развитию младших школьников как условие сохранения их здоровья.

Для того чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надёжные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из п...