ИКТ как средство коррекции и развития ребенка с учетом требований ФГОС в образовательной среде
статья по теме

Симакова Валентина Владимировна

В статье представлен опыт работы  использования интерактивной доски для развития и коррекции психических процессов обучающихся начального звена с задержкой психического развития. Применение интерактивной доски на коррекционных занятиях повышает познавательную активность обучающихся и способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ как средство коррекции и развития ребенка

с учетом требований ФГОС в образовательной среде.

Симакова Валентина Владимировна, педагог-психолог,

КГКОУ «Школа № 4», г.Амурск

Аннотация статьи: В статье представлен опыт работы  использования интерактивной доски для развития и коррекции психических процессов обучающихся начального звена с задержкой психического развития. Применение интерактивной доски на коррекционных занятиях повышает познавательную активность обучающихся и способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Ключевые слова: задержка психического развития, интерактивная доска, познавательные процессы.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-коррекционного процесса. Предметом многочисленных исследований являются различные методы и приёмы использования компьютерных технологий.

В 2008 году я начала применять в своей работе интерактивную доску, и сделала вывод, это именно то оборудование, которое соответствует современным требованиям образовательного процесса, в том числе – федеральному государственному образовательному стандарту.

В настоящее время во многих образовательных учреждениях данное оборудование есть, о нем много пишут и говорят. На данный момент можно отметить, что ажиотаж вокруг данного технического средства спадает, и уже никого интерактивной доской не удивишь.

Хотелось бы представить данное оборудование, как ценный инструмент для коррекции и развития детей. Почему интерактивная доска?

По данным психологических исследований люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того, что они видят, слышат и делают одновременно.

Главная идея занятий с использованием интерактивной доски в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Использование мультимедиа на психологических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу. Кроме того, решается экономический вопрос, так как дидактическое пособие представлено  в картинках на экране, которые сегодня нам может предоставить интернет.

На основе этих данных можно сказать, что использование средств информационных технологий расширяет стандартные методы обучения и улучшает качество знаний обучающихся. Интерактивная доска позволяет педагогу-психологу преподнести необходимый для коррекции и развития, обучающихся материал очень живо и увлекательно.

Количество детей с нарушениями развития познавательных процессов очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Если коротко остановиться на том, как влияют данные нарушения на усвоение детьми школьной программы, то, могу сказать, что у данной группы детей нарушено произвольное внимание, затруднены точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности и другое.

С этими обучающимися проводились психокоррекционные занятия с использованием интерактивной доски. На занятиях решались такие задачи, как:

  • развивалась познавательная сфера и произвольность психических процессов;
  • формировались эмоционально-волевые процессы, положительное отношение к изучаемому материалу.

Мной разработаны и успешно применяются в работе упражнения на развитие психических познавательных процессов таких, как внимание, память, мышление, в программе InterWrite. Хочу отметить, что все игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. А это значит, дети чувствуют себя уверенно, могут свободно выражать свои мысли, с интересом приступают к работе и т.д.

В основу Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ЗПР положены деятельностный и дифференцированный подходы. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающегося, предоставление разнообразия содержания форм и методов работы. Деятельностный подход обеспечивает развитие личности обучающегося с ЗПР, через создание условий для общекультурного и личностного роста на основе формирования социальных или жизненных знаний и умений. Поэтому, на своих занятиях создаю условия для успешной социализации обучающихся через введение разнообразных организационных форм (игра, игра-путешествие, упражнение, загадка) отвечающих возрастным и образовательным потребностям с использованием интерактивной доски.

Представляю вашему вниманию авторскую разработку «Игры с Колобком». Обязательным участником игры является персонаж из сказки «Колобок», который посещает ребят для того, чтобы поделиться интересными новостями, попросить у них помощи, в свою очередь, дети сами могут с ним поделиться своими переживаниями, впечатлениями, достижениями. Таким образом, организую коррекционно-развивающий процесс, при котором каждый обучающийся с трудностями получает возможность овладеть необходимыми навыками и умениями для усвоения разнообразного материала через присвоение новой социальной роли «Помощника». За работой на интерактивной доске ребенок забывает о том, что ему надлежит выполнить сложное задание (анализ, синтез, аналогии, исключение). Он помогает игрушечному персонажу, присваивает роль помощника, тем самым у ребенка снижается тревожность, повышается интерес и т.д.

Предлагаю посмотреть, как это работает.

Ребята, у нас гость! Кто? (Колобок) Какое настроение сегодня у Колобка? (Колобок грустный) А вот, чтобы узнать, что его так расстроило нам необходимо выполнить задания. Посмотрите, у Колобка конверт, заглянем в него? (На экране появляется стихотворение с грустным содержанием). Хочу пояснить стихотворение о том, что человек губит природу, а природа просит беречь ее. Послушайте, что я скажу: «Прочитайте его внимательно и запомните, о чем в нем говорится». После прочтения стихотворения, обучающимся предлагается просмотреть картинки, при этом, обязательным элементом является лишняя. Дети по одному подходят к доске и перемещают за черту на экране подходящее, лишнее исключают и объясняют, почему они так поступили. Прочитайте еще раз стихотворение и расставьте картинки в нужном порядке.

Ребята, а какие чувства вы испытываете, читая это стихотворение? Далее, на экране появляются слова, обозначающие чувства людей, из которых дети выбирают те, что испытывают, и по одному перемещают их в свои конверты. Давайте откроем конверт Колобка. Так что он чувствует? Такие же что и мы, грусть. Покажите без слов чувство грусти. А если я вас попрошу изобразить печаль, уныние, что происходит? (Изображаем мы эти чувства также) Значит это слова ...? Дети отвечают: «слова-приятели», т.е. синонимы. Почему Колобок испытывает такие чувства? Почему ему грустно?

Ребята как можно помочь Колобку, чтобы у него изменилось настроение? Дети высказываются, предлагают сделать ему приятное, поговорить  о хорошем, радостном. Значит нужно найти решение, которое поможет исправить ситуацию в стихотворении. Подумайте, что может сделать человек для природы? После предположений детей, сообщаю им, что в сундучке есть два стихотворения. Давайте выберем то, которое поможет Колобку стать веселым. Дети читают стихотворения и решают, почему подходит то, а не другое. Дадим Колобку новый конвертик, что мы в него положим?

На этапе рефлексии обязательным является развитие личностных УУД. Помимо того, что узнали нового, выясняется, кому сегодня помогали? Как они это делали? Встречаются ли такие ситуации в жизни? Как тогда нужно поступить? Для чего это нужно человеку, обществу и т.д.

Что в итоге:

- дети добились цели, а цель их была помочь Колобку,

- я, как психолог, выявила уровень умения исключать лишнее, проводить анализ, строить синонимичный ряд; идёт задействование таких анализаторов, как зрительный, слуховой, развивается память, внимание и мышление; дети устанавливают причинно-следственные связи, определяют последовательность; воспитываются коммуникативные навыки и т.п.

И это всё сразу и в одной игре. В связи с чем, могу утверждать, интерактивная доска позволяет сделать занятие насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче, добиться максимального коррекционного эффекта. Работа в данном направлении ведется и в настоящее время. Пополняется коллекция разработанных игр и упражнений для их использования на интерактивной доске.

И последнее, было установлено, что работа детей с привлечением данного оборудования повышает познавательную мотивацию. Все 100% учеников отмечают, что упражнения на доске выполнять интересно. Недовольство у ребят выражается только в одном – занятия с использованием этого оборудования, как им кажется, проходят быстро.

Таким образом, в работе с детьми с задержкой психического развития эффективным средством психокоррекции можно считать интерактивное оборудование, в частности интерактивную доску, которая является эффективным средством в развитии познавательных процессов, повышает интерес ребят. И поэтому, необходимо использовать все ее возможности.

Список литературы:

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. – Питер, 2-е издание, 2008.
  2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.- 136 с.
  3. Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 94-99.
  4. Коррекционная педагогика в начальном образовании /Под ред. Г.Ф. Кумариной – М.: Академия - 2001.
  5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии - СПб.: Речь, 2006. - 400с.
  6. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии /авт.-сост. И.Н. Хоменко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 85с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка в 1 классе с учетом требований ФГОС

Урок русского языка разработан для  учащихся 1 класса в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения...

Проектирование учебных занятий с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития

Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....

Статья "Развитие речи учащихся начальной школы с учетом требований ФГОС НОО"

Выступление на окружном семинаре учителей начальных классов...

Контрольная работа "Основные требования ФГОС к образовательной среде школы"

Образовательная среда в психологическом аспекте выполняет роль атмосферы, благоприятного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимодействия. Источником этого климата является в...

Курсы повышения квалификации «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС

Курсы повышения квалификации «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной сан...


 

Комментарии

Курдюмова Галина Викторовна

Спасибо, Валентина Владимировна, за предоставленный материал. Статья интересна тем, что в ней отражены преимущества использования ИКТ на коррекционных занятиях по сравнению с другими техническими средствами, так как позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся; за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации; обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности и другое.