Главные вкладки

    Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
    тест на тему

    Сапогина Светлана Юрьевна

    Анкета Н.Г. Лускановой, модифицированная Е.И. Даниловой для учащихся начального  звена, дает возможность определить уровень школьной мотивации детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

    В ходе опроса более 200 школьников 6—8-летнего возраста было отобрано 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Анкета Н.Г. Лускановой, модифицированная Е.И. Даниловой для учащихся начального  звена, дает возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребенка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости. Анкетирование рекомендуется проводить школьному психологу. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны записать те ответы, которые им подходят.

    Инструкция

    «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

    Обработка результатов

    Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.

    Количественный анализ

    Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

    • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

    • нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

    • ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

    Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

    Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

    5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

    4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

    3-й уровень. 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

    роках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

    1-й уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

    Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

    Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как: успеваемость по различным предметам, положение ребенка в группе и особенности его взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

    Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

    1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят.

    2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

    Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

    Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивация может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.

    Подсчитывается процент подростков с разными уровнями школьной мотивации. За 100% принимается общее число подростков каждого класса.

    Качественный анализ

    Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.

    Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта — о психологической защите.

    О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Как ты относишься к домашнему заданию?»).

    Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Как ты относишься к своему классному руководителю?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа.

    Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты относишься к своим одноклассникам?»). О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса. При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2-х или 3-х человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос — первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом. Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 («С каким настроением ты идешь утром в школу?») и 3 («Если бы вам сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?») в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 («Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?») при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

    Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.

    Школьная мотивация зависит не только от уровня умственного развития учащихся класса. Хотя часто, чем выше интеллектуальное развитие учащихся класса, тем выше уровень мотивации, возможны и случаи обратной зависимости: чем выше уровень умственного развития, тем ниже школьная мотивация вследствие возникающих конфликтных отношений с отдельным педагогом или педагогическим коллективом в целом при полном отсутствии познавательного интереса. Низкая школьная мотивация наблюдается также при неудовлетворении в школе каких-либо внутренних потребностей ученика, например, лидерских притязаний в классном коллективе. Также достаточно часто встречается ситуация, особенно в начальной школе, когда даже не слишком успешные в учебе дети, имеющие невысокий уровень умственного развития, показывают высокую школьную мотивацию. Большое значение имеет личность классного руководителя и его отношения с классом.

    При изучении степени адаптации ребенка к начальной  школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы (именно они включены в сводную таблицу).


    Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

    1. Как ты чувствуешь себя в школе?

    1) Мне в школе нравится.

    2) Мне в школе не очень нравится.

    3) Мне в школе не нравится.

    2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

    1) С хорошим настроением.

    2) Бывает по-разному.

    3) Чаще хочется остаться дома.

    3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем

    ученикам, как бы ты поступил?

    1) Пошел бы в школу.

    2) Не знаю.

    3) Остался бы дома.

    4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

    1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.

    2) Бывает по-разному.

    3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

    5. Как ты относишься к домашним заданиям?

    1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

    2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

    3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

    6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

    1) Нет, не хотел бы.

    2) Не знаю.

    3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

    7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

    1) Рассказываю часто.

    2) Рассказываю редко.

    3) Вообще не рассказываю.

    8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

    1) Мне нравится наш классный руководитель.

    2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

    3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

    9. Есть ли у тебя друзья в классе?

    1) У меня много друзей в классе.

    2) У меня мало друзей в классе.

    3) У меня нет друзей в классе.

    10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

    1) Мне нравятся мои одноклассники.

    2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

    3) Мне не нравятся мои одноклассники.


    Сводная таблица с результатами анкетирования

    «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой»

    _______________________________________________________________________

    п/п

    Ф.И.О. учащегося

    Ответы на вопросы анкеты

    Уровень мотивации

    5

    8

    9

    10

    Сумма баллов

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    Кол-во 2-3 ответов

    % учащихся

    _________________________________________________________________

    _____________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    отчет по адаптации учащихся 1 класса на основе анкеты для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

    Диагностические методики в период адаптации учащихся 1-Х КЛАССОВАнкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой...

    Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации".

    Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"....

    Методика диагностики школьной мотивации Н.Г.Лускановой

    Методика диагностики школьной мотивации Н.Г.Лускановой...

    Анкета школьной мотивации ( по Н.Г.Лускановой)

    Анкета школьной мотивации ( по Н.Г.Лускановой)...

    Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой

    Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения, психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения, эмоции, которые ученик пе...

    Школьная мотивация по методике Лускановой Н.Г.

    Школьная мотивация по методике Лускановой Н.Г....