Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе.
материал (1 класс) на тему

Каюмова Татьяна Вячеславовна

Психологическая готовность к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе.

 «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» - Л.Венгер.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Выделяют  компоненты психологической готовности к школе:  

Интеллектуальная готовность: 

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Личностная готовность:

 Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой “социальной позиции” (Л.И. Божкович) – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта личностная готовность выражается в  позитивном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе; желание ходить в школу

 Школа привлекает детей главным образом своей основной деятельностью – учением. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говориться, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

 Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу.   Причина подобного отношения к школе, как правило,- ошибки в воспитании детей

Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмоциональный опыт обеспечивается, прежде всего, через включение детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

Социально – психологическая  готовность:

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, согласовывать свои действия,  умение подчиняться правилам и нормам.  Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам  детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Эмоционально - волевая готовность

  Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

 К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты.

Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятие их), стремление “не пасовать”  перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе. В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Причинами школьной незрелости могут быть: 

Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)

Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.

Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)

Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

Рекомендации, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться:

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

 

Право на ошибку.Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.

 

Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

 

Не пропустите первые трудности.Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда. 

Устраивайте праздники.Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

 

Родители знакомятся с результатами   диагностики психологической готовности детей к обучению в школе. 

«Обследование  психологической готовности первоклассников  к обучению в школе»

(2016- 2017 уч.год)

Объект обследования: дети, поступившие в 1 «А»,1 «Б»,1 «В», 1 «Г»,1 «Д» классы (125 учащихся)   МБОУ «Мари- Турекская средняя общеобразовательная школа».

Формы обследования: индивидуальная, подгрупповая.

Обследование состояло из трех блоков:

1 блок- диагностика готовности первоклассников к обучению в школе (методики приведены ниже) ;

2 блок- анкетирование родителей, учителей для сбора информации, влияющей на успешность вхождения ребенка в школьное обучение;

3 блок- беседа с учащимися, родителями и учителями.

Данные, полученные в результате обследования, строго конфиденциальны.

 №1 «Ориентировачный тест школьной зрелости Керна- Йирасека»

Цель: определить развитие тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки;

определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка.

Тест состоит из трех заданий :

1)рисование мужской фигуры по памяти;

2) срисовывание письменных букв;

3) срисовывание группы точек.

Общий результат теста: сумму баллов по отдельным заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3-6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11- как среднее, от 12 до 15- ниже среднего. Дети, которые получили от 12-15 баллов - необходимо дополнительно обследовать.

№2 Тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака.

Цель: диагностика психологической готовности детей 5-7,5 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.

Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов (Лидерс) переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.

Успехов!

МБОУ «Мари - Турекская СОШ»

«Психологическая готовность первоклассников

к обучению в школе»

C:\Users\Admin\Desktop\iQLKKCPYS.jpg

Подготовила: педагог- психолог Каюмова Т.В.

Что такое психологическая готовность детей к школьному обучению?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Выделяют  компоненты психологической готовности к школе: 

Интеллектуальная готовность: 

наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Личностная готовность:

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой “социальной позиции” (Л.И. Божкович) – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта личностная готовность выражается в  позитивном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе; желание ходить в школу

к учителям, к самому себе; желание ходить в школу.

Социально – психологическая  готовность: 

данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам  детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Эмоционально - волевая готовность

Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели.В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Причинами школьной незрелости могут быть:

-недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком);

-недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются;

-невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения);

-пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

Рекомендации,  которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться  (для родителей) :

Избегать  чрезмерных требований. Не спрашивать  с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.

Не думать за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешиваться  во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думать  и не решать за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

Не пропустите первые трудности. Обращать внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращаться  к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно заняться  лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если что-то беспокоит в поведении, не стесняться  обращаться за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью - посетить логопеда.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивать маленькие праздники. Радоваться успехам. Пусть у ребенка будет хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

собрание с родителями будущих первокласснико "Личносто-психологическая готовность детей к обучению в школе"

Собрание с родителями будущих первоклассников проведено на базе ДОУ, с привлечением школьного психолога, воспитателя подготовительной группы и руководителя по физической подготовке. Цель собрания: обо...

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО.  Результаты адаптации первоклассников...

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе и их адаптация

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе и их адаптация Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе обществе...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации обучающихся.

В данной работе даётся описание психологической готовности первоклассников к обучению в школе и результаты адаптации обучающихся (2018-2019 учебный год)....

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников»

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов: физиологическая готовность, интеллектуальная подготовка, эмоционально-волевая зрелость, социально-личност...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...