Консультация для учителей начальной школы по теме: "Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)"
консультация по теме

Червякова Анна Игоревна

Консультация для учителей начальной школы (мультимедийная презентация) по теме: «Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokazateli_razvitiya_detey-pervoklassnikov_s_zpr.pptx215.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для учителей начальной школы: «Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)» Подготовила: Червякова А.И. педагог-психолог МБОУ СОШ №2

Слайд 2

Развитие моторики Нормативное развитие : Умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, самокате, двухколесном велосипеде. Учатся плавать, играть в бадминтон, теннис. Умеют работать с ножницами, бумагой, картоном, тканью. Умеют вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу, пользоваться молотком . Дети с ЗПР: Выполнение мелких движений затруднено. При обучении езды на велосипеде испытывают трудности, отмечаются некоординированные движения ног, нарушение равновесия.

Слайд 3

Сенсорно-перцептивная деятельность Нормативное развитие: Правильно различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство. Успешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности. Дети с ЗПР: В процессе дифференцировки сложных геометрических форм наблюдаются хаотичные способы работы, без предварительной ориентировки в задании. В целом характерно выраженное недоразвитие конструктивной и изобразительной деятельности

Слайд 4

Интеллектуальная деятельность Нормативное развитие: Решает простые задачи со сложением и вычитанием. Правильно дифференцирует количество независимо от формы, величины и пространственного расположения объектов. Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответы. Классифицирует предметные картинки по их назначению, называет видовые и родовые признаки. Устанавливает причинно-следственные отношения в рассказах, выделяет существенное звено. Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы. Знает буквы, читает слоги, может самостоятельно прочитать простой текст. Дети с ЗПР: Затруднено решение задач без опоры на наглядность. Порядковый счет сформирован, но при дифференцировке количества с трудом переключается на один признак, иногда соскальзывает на форму или цвет объектов. При обобщении методом исключения ориентируется на существенный признак предмета, но формулировка ответа не четкая. Составляет последовательные умозаключения в рассказах средней трудности, выделяет причинноследственные отношения, но затрудняется в составлении развернутого рассказа. Затруднено сочленение знакомых букв в слоги, иногда путает похожие по звучанию или очертанию буквы. Процесс чтения формируется медленно.

Слайд 5

Игровая деятельность Нормативное развитие: Создает план игры. В процессе игры способен обобщать, анализировать свою деятельность. Может играть по несколько дней, обогащая замысел игры. Предпочитает групповые игры индивидуальным. Дети с ЗПР: Сформирована сюжетноролевая игра. Предпочитает любимые игры. Склонен к индивидуальным или парным играм. Сюжет игры недостаточно развернут, наблюдаются повторения сюжета, подражательность.

Слайд 6

Навыки Нормативное развитие : Может выполнять длительные индивидуальные поручения (убирает комнату, ухаживает за растениями). Свободно владеет ножницами. Умеют пришить пуговицу . Дети с ЗПР: Навыки самообслуживания сформированы(самостоятельно одевается, умывается, ест). Однако при выполнении поручений не проявляет инициативы, самостоятельности. Склонен к недлительному сосредоточению на задании. Затруднено овладение ножницами, шитьем в связи с недоразвитием мелкой моторики.

Слайд 7

Поведение Нормативное развитие : Способен оценивать свои и чужие поступки, однако в оценках ориентируется на взрослого. Укрепляются навыки общественного поведения: первым здоровается, благодарит за оказанную помощь, бережно относится к вещам. Дети с ЗПР : В оценках окружающих ориентируется на взрослых или авторитетных детей. Обнаруживает склонность к подражательному поведению, аффективным реакциям. В некоторых случаях отмечается избирательное поведение.

Слайд 8

Таким образом, у первоклассников с ЗПР наблюдаются следующие отклонения: 1. Недоразвитие игровой деятельности. Дети чаще предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. В процессе сюжетно-ролевой игры возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом, трудности выполнения определенных ролей. Задержка в развитии игровой деятельности наблюдается при всех формах ЗПР. 2. Недостаточная познавательная активность, нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка. Эти явления могут серьезно тормозить эффективность развития и обучения ребенка. Быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала.

Слайд 9

3. Недоразвитие обобщенности, предметности и целостности восприятия негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций. Это наглядно проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование . 4. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение школьников с ЗПР. Они не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками.

Слайд 10

Для первоклассников с ЗПР характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности . Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера, а также такие характеристики деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль, работоспособность при относительно высоких показателях развития мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей начальных классов. Виды работ по развитию звукового анализа.

Для начала необходимо определить какие же ошибки считаются дисграфическими, то есть выделить специфические ошибки на письме.Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанн...

Консультация для учителей начальной школы Здоровьесберегающие минутки в учебном процессе

Эту консультацию я проводила на ШМО начальной школы.Здесь я делилась опытом с коллегами по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс...

Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности....

Консультация для учителей начальных классов "Развитие артикуляционной моторики"

Консультация для учителей с целью оказания методической помощи на уроках обучения грамоте...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"

В  данной работе рассказывается об организации работы с детьми с ОВЗ, об использовании ИКТ в работе с такими детьми....