консультация для учителей начальной школы
консультация по логопедии (1 класс)
Данная разработка поможет учителям начальной школы узнать, что такое самомассаж и как его применять на своих уроках при работе с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для учителей начальных классов.
Тема: Самомассаж кистей и пальцев рук.
Цель: Ознакомить учителей с технологией проведения самомассажа с детьми в игровой форме.
Задачи:
- познакомить учителей с приемами самомассажа и предметами для его проведения;
- развивать творческие способности педагога;
-развивать нетрадиционный подход в работе с детьми.
Массаж – это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека, как руками, так и специальными аппаратами, через воздушную, водную или другую среду.
Самомассаж – это применение массажных приемов на самих себе.
Чем полезен самомассаж?
Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, активизирует биологически активные точки, повышает иммунитет, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер, он содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности. Помимо этого игровой самомассаж кистей рук - важная составляющая сенсорного воспитания.
Правила проведения самомассажа
Длительность одного сеанса самомассажа для детей младшего школьного возраста может составлять 5 - 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 - 6 раз.
Помещение должно быть хорошо проветренным;
Одежда не должна стеснять движений;
Обязательно вымыть руки и лицо ребенка;
Ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;
Соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);
Не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи;
Все движения делаются по ходу лимфатических путей
(от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю).
Виды самомассажа кистей рук.
#1041;ез использования предметов
#1057; использованием предметов : специальные массажеры, природный материал, подручный материал .
Приёмы самомассажа.
Поглаживание.
Прямолинейное, круговое, спиралевидное поглаживание тыльной или ладонной поверхности кистей рук подушечками 2-х, 5-ти пальцев. Направление движения — от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Растирание Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.
Разминание Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Вибрация Пунктирование 2-мя, 5-ю пальцами (игра на пианино); поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки; поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.
Для самомассажа используют: массажер су-джок, массажные мячики, грецкие орехи, шишки, веточки ели, зубные щетки, бельевые прищепки, камни, бумагу, фасоль и т.д.
Использование предметов:
- способствует хорошему эмоциональному настроению,
- стимулирует умственную деятельность,
- повышает общий тонус,
- снижает психоэмоциональное напряжение,
- координирует движения пальцев рук,
- расширяет словарный запас,
- приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Примеры проведения самомассажа .
- Сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
«Вырос у нас кабачок»
Пальцы в кулачек | |
Вырос у нас чесночок, | Разогнуть указательный палец правой руки и растирать круговыми движениями. |
Перец, томат, кабачок, | Разогнуть средний палец правой руки и растирать круговыми движениями. |
Тыква, капуста, картошка, | Разогнуть безымянный палец правой руки и растирать круговыми движениями. |
Лук и немножко горошка, | Разогнуть мизинец правой руки и растирать круговыми движениями. |
Овощи мы собирали, | Разогнуть мизинец левой руки и растирать круговыми движениями. |
Ими друзей угощали, | Разогнуть безымянный палец левой руки и растирать круговыми движениями. |
Квасили, ели, солили, | Разогнуть средний палец левой руки и растирать круговыми движениями. |
С дачи домой увозили. | Разогнуть указательный палец левой руки и растирать круговыми движениями. |
Прощай же на год, | Разогнуть большой палец правой руки. |
Наш друг – огород! | Разогнуть большой палец левой руки. |
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
3. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
- Специальным мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
Я мячом круги катаю, | Между ладоней |
Взад-вперед его гоняю. | Смена рук |
Им поглажу я ладошку, | Соответственно |
Будто я сметаю крошку. | Смена рук |
- Массаж подушечек пальцев рук.
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее.
На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.
Дети любят всех зверей:
Птиц, и ящериц, и змей,
Пеликанов, журавлей,
Бегемотов, соболей,
Голубей и глухарей,
И клестов и снегирей.
Любят горного козла,
Обезьянку и осла,
Дикобраза и ежа,
Черепаху и ужа.
- « Полянка». Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладем его на колени, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.
На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. | Прыгаем всеми пальцами по коврику. |
И катались по траве, От хвоста и к голове. | Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев. |
Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. | «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик. |
Мимо змеи проползали, «С добрым утром!» - им сказали. | Ладони по очереди ползут как змеи. |
Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. | Ладони по очереди гладят коврик. |
- Упражнение с прищепками. Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. ( Предварительно проверьте силу кусания на себе!)
Вот проснулся, встал гусенок, Пальцы щиплет он спросонок. | Левая рука |
- Дай, хозяйка, корма мне Раньше, чем моей родне! | Правая рука |
После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и в классе в качестве разминки. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.
Список использованной литературы:
#1041;абушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: «Каро», 2005.
#1042;олосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Программа логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. – М: РУДН, 2007.
#1042;оробьева Т.А., Крупенчук О.И. логопедические упражнения. – СПб.: «Литера», 2009.
#1044;ьякова Е.А. Логопедический массаж. – М: «Академия», 2005.
#1050;рупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение. – СПб.: «Литера», 2010.
#1060;ирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе: танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - Пресс», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей начальных классов. Виды работ по развитию звукового анализа.
Для начала необходимо определить какие же ошибки считаются дисграфическими, то есть выделить специфические ошибки на письме.Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанн...

Консультация для учителей начальной школы Здоровьесберегающие минутки в учебном процессе
Эту консультацию я проводила на ШМО начальной школы.Здесь я делилась опытом с коллегами по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс...

Консультация для учителей начальных классов от учителя -логопеда по коррекционной работе с учащимися с недостатками дикции при стёртой дизартрии
Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией включает в себя снятие мышечных зажимов в органах артикуляции, артикуляционные уп...

Консультация для учителей начальной школы по теме: "Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)"
Консультация для учителей начальной школы (мультимедийная презентация) по теме: «Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Консультация для учителей начальных классов на тему "Пропуск букв на письме у учащихся начальных классов"
Консультация для учителей начальных классов...
