Детская тревожность
консультация (1 класс) по теме

Миронова Наталья Владимировна

Статья для родителей об особенностях ведения уроков руссского языка в начальнгой школе в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trevozhnost_mladshego_shkolnika.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №25»

города Нижнекамска Республики Татарстан

"Тревожность младшего школьника"
на заметку родителям

подготовила

учитель начальных классов

Миронова Наталья Владимировна

Нижнекамск 2013

Детская тревожность.

         Причиной возникновения всегда является внутренний конфликт ребёнка, его борьба самим с собой, противоречивость его стремлений. Когда его одно сильное желание противоречит другому, а одна потребность мешает другой.

        Наиболее частыми причинами такого внутреннего конфликта являются ссоры между людьми, одинаково близкими ребенку, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого; несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребёнку. Например: родители что-то разрешают ребёнку и даже поощряют его, а в школе  не одобряют и наоборот. Противоречия возникают ещё и тогда, когда завышены возможности ребёнка родителями.

        Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются заниженной самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

        Такие детки очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. В таком случае, прослеживается разница в поведении в школе и вне школы.

        Вне занятий это живые, общительные  и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы учителя низким, глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как замедленной, так и очень торопливой. Как правило всё это сопровождается двигательным возбуждением: ребёнок теребит свою одежду, манипулирует чем-либо. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера: они грызут ногти, сосут пальцы, выдёргивают волосы. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Если вы заметили некоторые проявления тревожности в своём ребёнке воспользуйтесь следующими рекомендациями:

1. Поручение, которое даётся ребёнку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы заранее обрекаете ребёнка на неуспех, а следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворённость собой.

2. Повышайте самооценку тревожного ребёнка начиная любую деятельность словами :"Я в тебя верю" . При выполнении задания необходимо создать общий положительный эмоциональный фон.

3. Не допускайте сравнение с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребёнка, сопровождая словами "Посмотри, у тебя сегодня получилось гораздо лучше, чем вчера. А завтра я думаю, что будет ещё лучше". Такие прогнозы на ближайшее будущее не дают повода ребёнку считать себя безнадёжным неудачником. Это способствует повышению уверенности в себе и своих силах.

4. Желательно не ставить тревожного ребёнка в условия  ситуации соревнования, публичного выступления. Ситуации публичного выступления тоже является стрессовой, поэтому не стоит настаивать, чтобы ребёнок отвечал перед всем коллективом класса. Его ответы желательно выслушать в индивидуальном порядке.

5. Детская тревожность вызывается неизвестностью. Поэтому, предлагая ребёнку задание, необходимо подробно выстроить путь его выполнения, составить план.

6. Развитие самостоятельности у того ребёнка будет являться и развитием его уверенности в себе.

Такие дети бывают зависимы от мнения значимых для них взрослых, и именно эта зависимость делает их несамостоятельными и неуверенными. Они могут чётко выполнить подробное распоряжение взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения. Их терзает мысль "А вдруг,  я сделаю не правильно?"

Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям поручения с возможностью творчества.

Ребёнок должен знать, что взрослые рядом и готовы ему помочь. Хотя поиску из создавшихся ситуаций следует учить тоже. Ведь, как известно, безвыходных ситуаций нет!

Список использованной литературы

1. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998 г., № 2.

2. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2.

3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480 с.: ил.

4. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 1995 г. – 168 с.

5. Степанов С. С. Попытка словаря трудностей. /Ж. “Семья и школа”, 1994 г., №1.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://www.km.ru/referats/A515B21E2D244ED9876AE3DBEE9028DD


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская тревожность. Тренинг для родителей

Детская тревожность, подкрепленная взрослым рассудком, может превратиться в чудовище, пожирающее последние островки счастья в человеке. На месте съеденных островков образуются дыры....

Что нужно знать родителям о детской тревожности.

В статье описаны причины возникновения детской тревожности..., Памятка "Как общаться с тревожным ребёнком"....

Детская тревожность

Работа психолога с детской тревожностью...

Детская тревожность

Зачастую детская тревожность не воспринимается взрослыми как явный симптом эмоционального неблагополучия. Вместе с тем она способна вызвать серьезные препятствия функционирования ребенка в разли...

Детская тревожность

Ребенок переступает порог школы...Это ответственно и страшно. как помочь ребенку?На этот вопрос есть решение!...

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Эта статья знакомит родителей с трудностями адаптации  первоклассников к школе; с причинами их возникновения, проявлениями тревожности и помощи старших в преодолении этих трудностей....

Что нужно знать родителям о детской тревожности.

Выступление  на  родительском  собраниии....