Изучение словарных слов в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Бирюля Елена Анатольевна

Блочное (или тематическое) изучение словарных слов. Словарные слова поделены на тематические группы. Работа с каждой группой слов ведется на каждом уроке в течение 1-2 недель. Данная методика позволяет учащимся успешо запоминать написание слов, способствует расширению активного словарного запаса слов. Ведется систематическая отработка умений по  фонетике, орфографии. словообразованию, лексике, синтаксису.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.


1.СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ). 
Чаще всего использую этот вид работы в 1 классе, когда словарных слов изучено, ещё мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово. 
КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ). 
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы. 

Например: 
Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь 
1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением; 
2.парн.согл. Д , которую можно проверить (звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции. 

2."НЕМОЙ" СЛОВАРИК. 
Тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв. 

3."ТОЛКОВЫЙ" СЛОВАРЬ. 
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений… 

4."ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ" СЛОВАРИК. 
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием. 

5."КАРТИННЫЙ" СЛОВАРЬ. 
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки. 

6.ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. 
Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм). 

7.СХЕМЫ - УГАДАЙКИ. 
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. 
___О___О___ (воробей, молоко..) 
_______СС__ ( касса, масса…) 

8.КОПИЛКА - МИНУТКА. 
На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д. 
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы 

9."ЛИШНЕЕ СЛОВО". 
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. 
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 
СОРОКА 
ВОРОНА 
ПЕТУХ 
КОРОВА 
ДОРОГА 
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения: 
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5. 
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2. 
3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную . 
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д. 
Аргументов м.б. много, и «лишних» слов тоже! 

10.БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ). 
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. 

11."МНЕМОНИЧЕСКИЙ" СЛОВАРИК. 
Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами. 
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. 
Например: 
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ. 
МЕБЕЛЬ из ЕЛи. 
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа. 

12. "ШИФРОВКИ". 
Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или подсказывают идею. 

Шифровка "слоговое сложение". 
Раздели данные слова на слоги. 
Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. 
Поставь ударение, выдели орфограмму. 
ВЕС НА ГО РОД НА РОД 
ТРА ВА У ГОН ВА ГОН 
ТЕ МА ЛЕ ТО ФОН ТАН ТЕ ЛЕ ФОН 
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно объявляю, чью шифровку мы отгадываем. 

Шифровка – алфавит. 
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 
а б в г д е ё ж з… 
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова. 
1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную. 

Шифровка "Убери лишнее". 
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: 
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш 
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА). 
Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные). 

Шифровка "Части слова". 
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. 
Например: 
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ. 
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА. 
Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА. 
Окончание – как у слова КОНЬКИ. 
В итоге получается слово ЗА МОРОЗ К И . 

Шифровка "Добавь гласные". 
(Или «Испорченная печатная машинка»). 
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. 
Например: КПСТ (КАПУСТА). 
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например: 
Живые существа: КРВ (КОРОВА) 
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК) 
СБК (СОБАКА) 
ВРН (ВОРОНА) 

13. КРОССВОРДЫ. 
Этот вид работы требует больше времени. Поэтому использую его во внеклассной работе и в качестве домашнего задания. 

14."НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ" 
По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова. 

15."ПРОБА ПЕРА". 
В 3-4 классах практикую работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. ( Причём, хочется отметить, что для способных детей словарь дополнен словами, не входящими в программу данного класса). С пятницы и до понедельника предлагаю написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору: 
1. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву; 
2. на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-, -оло-; 
3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)… 
4. можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов. 
"Проба пера" - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. Создают целую книгу рассказов – помощников. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно. 

16."ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ" 
Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова… 
ЗАДАНИЯ: 
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»). 
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…). 
3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…». 
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…). 
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам. 
Например: 
М_ШИНА – МАШИНИСТ 
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например: 
К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д. 
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: 
Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д. 

17."ГОЛОВОЛОМКИ" 
Составление и разгадывание ребусов. 

18.ЗАГАДКИ – ШУТКИ (ИГРЫ). 
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…). 
2. Вкаких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…) 
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…). 
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок. 

19. "МУДРЫЙ СЛОВАРИК". 
Я люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов. 



Предварительный просмотр:

Структура работы с блоком словарных слов.

I. Знакомство с блоком словарных слов.

Приемы работы: орфоэпическое чтение слов, объяснение лексического значения слов, озаглавливание блока, записываем в словарики

II. Орфографическое чтение слова с послоговым проговариванием (опора на речедвигательную, кинестическую память учащихся), запись на доске и в тетради.

Приемы работы: запись слов в тетради с выделением орфограммы и расстановкой ударения, деления слов на слоги, способы переноса слов (опора на моторную орфографическую память)
III. Словарное слово рассматриваем на фонетическом уровне.

Приемы работы: фонетический разбор слова, выделение «опасного» места в слове, установка на запоминание

IV. Предполагаю упражнения словообразовательного и морфологического характера.

Приемы работы: определение частей речи, составление словообразовательного «гнезда» словарного слова, морфемный разбор одного из слов.

V. Словарное слово вводится в речь

Приемы работы: подбор словосочетаний, составление предложений, чтение смыслового текста по группе слов, списывание из текста предложений со словарными словами, синтаксический разбор предложений, текстовые упражнения по методике Бакулиной Г.А.

При изучении словарных слов опираюсь на четыре вида памяти детей:

Зрительную

Слуховую

Моторную

Кинестическую  (послоговое проговаривание или орфографическое чтение)

Процесс обучения организую по направлениям:

  • Фонетика
  • Орфография
  • Морфология
  • Лексика
  • Синтаксис 


Домашнее задание.
1. Записать новые словарные слова, поставить ударение в словах, выделить орфограммы.
2. Выполнить один из разборов слова (фонетический, по составу, морфологический) или синтаксический разбор предложения.
Понедельник. Выбери одно слово из изучаемой группы словарных слов и сделай фонетический анализ слова (см.памятку).
Вторник. К одному из новых словарных слов подбери два-три родственных слова и разбери их по составу.
Среда. Составь распространенное предложение с одним из новых словарных слов. Выполни морфологический разбор слова. (см.памятку). Старайся, чтобы словарное слово, которое ты выберешь для разбора, было не в начальной форме.
Четверг. Составь распространенное предложение с одним из новых словарных слов. Выполни синтаксический разбор предложения (см.памятку), выпиши из предложения словосочетания с вопросом.

Словарные слова

А

Б

В

Г

Д

абажур

багаж

вагон

газета

давно

абзац

багровый

валенки

галерея

далеко (даль)

абрикос

багряный

ванна

гаммы

двадцать

авария

базар

ванная

гектар

двенадцать

Австралия

балкон

варежки

герой

девочка

автобус

банан

василёк

гладить

девятнадцать

автомобиль

барабан

вверх

головоломка

Дед Мороз

агроном

баран

вдвоём

голубой

дежурный

адрес

баранка

вдоль

горизонт

декабрь

Азия

баскетбол

вдруг

город

деревня

акация

бассейн

везде

город

деревянный

аккорд

батон

вермишель

горох

десерт

аккуратный

берег

весело

горячий

дециметр

алеет (алый)

берёза

веселье

готов

диалог

аллея

беседа

весенний

готовить

диван

алмаз

библиотека

ветер

готовый

директор

алмазный

билет

ветреный

граждане

длина

алфавит

биография

веять

гражданин

длинный

альбом

благодарю

винегрет

грамм

до свидания

Америка

болото

виноград

грамматика

долина (дол)

ананас

борьба

вкусный

грипп

дорога

Антарктида

ботинки

вместе

громко

дорожка

апельсин

будто

внимательный

группа

дрожжи

аппарат

бульдозер

внутри

 

 

аппетит

быстро

вокзал

И

К

апрель

бьёт

вокруг

идти

кабина

аптека

 

волейбол

издалека

кабинет

арбуз

З

волос

изложение

каблук

аромат

забор

волшебный

изморозь

как будто

артист

завод

воробей

изморось

какао

артистка

завтра

ворона

иллюстрация

календарь

афиша

завтрак

ворота

иметь в виду

калина

Африка

загадка

восемнадцать

иней

калитка

 

задача

восемь

инженер

кампания*

Е

закон

воскресенье

иногда

камыш

Евразия

запад

восток

интересный

капель

Европа

заря

восход

искусство

капитан

ежевика

зашёл

впервые

истина 

капуста

езда

заяц

вперёд

истинный

карандаш

если

звонишь

впереди

 

карнавал

ещё

звонят

всегда

О

карниз

 

здание

вторник

обаяние

картина

Ж

здесь

вчера

обаятельный

картон

желаю

здравствуйте

въезжает

обед

картофель

жёлтый

земляника

выражать

облако

касса

женщина

зеркало

выразительный

обложка

кассета

жжёт

зима

вышел

обман

кастрюля

животное

 

вьёт

оборона

каток

жужжит

М

вьюга

образ

кафе

 

магазин

 

обратно

квартира

Л

майонез

Н

объезжает

килограмм

лаборатория

макароны

наверное

обычно

километр

лагерь

малина

навсегда

овёс

кипит

ладонь

мальчик

навстречу

овощи

класс

ландыш

мандарин

надеяться

овраг

клеить

ластик

масса

надолго

овца

ковер

ласточка

матч

назад

овчарка

коктейль

лаять

машина

налево

огород

колено

лекция

маяться

наоборот

огромный

количество

лелеять

мебель

направо

огурец

коллектив

лепесток

медведица

например

одежда

коллекция

лестница

медведь

народ

одиннадцать

колокольчик

лиловый

медленно

нарочно

однажды

колхоз

лимон

мелькает

насекомое

одноклассник

команда

линия

месяц

нашёл

одуванчик

комбайн

лисица

металл

недавно

озорник

комната

литература

металлический

неделя

около

компания*

лопата

метр

незабудка

октябрь

компьютер

лопата

метро

несколько

опасный

конструктор

лучше

мечта

ноябрь

опять

конструкция

льёт

миллиметр

 

оранжевый

концерт

 

молодой

С

орех

коньки

П

молоко

салазки

орешник

копейка

падеж

молоток

салфетка

орфограмма

копыто

палатка

монолог

салют

осенний

копытце

палец

морковь

самолёт

осина

корабль

пальто

мороженое

сантиметр

основа

корзина

памятник

мороз

сапоги

ответ

коридор

парад

Москва

сахар

отдых

коричневый

пассажир

мочалка

сахарница

отец

корова

пейзаж

мужчина

сверкает

Отечество*

корреспондент

пенал

муравей

сверкать

отечество*

космонавт

перешёл

мыло

свитер

оттенок

космос

периметр

 

свобода

оттуда

костёр

перо

Р

свободно

отчаяние

костюм

перрон

работа

север

отчество

кофе

перчатка

рабочий

Северная Америка

отъезжает

Красная площадь

песок

равнина

сегодня

охота

красота

песчаный

развеваться*

сейчас

очень

Кремль

петух

развиваться*

секрет

 

кровать

печаль

район

секунда

Т

крокодил

пианино

ракета

семнадцать

такой

кросс

пингвин

ранец

сентябрь

такси

кроссворд

пирог

ранний

серебро

тарелка

кроссовки

питомник

рассказ

серебряный

театр

крыжовник

платок

расстояние

сеялка

телеграмма

 

плохо

растение

сеять

телёнок

У

площадь

ребенок

сзади

телефон

угощение

победа

ребус

синица

теннис

ужасный

погода

ребята

сиреневый

теперь

ужин

подошёл

резинка

сирень

тепловоз

узел

подснежник

ремонт

ситуация

террариум

улица

подъезжает

решение

скатерть

терраса

упражнение

поездка

реять

сковорода

территория

ураган

пожалуйста

рисунок

сколько

тетрадка

урожай

пожелание

рисую

скоро

тетрадь

Ученик

позавчера

Родина*

славяне

товарищ

ученица

поздравление

родина*

славянский

тогда

учитель

полдник

ромашка

слева

только

учительница

полотенце

роса

случай

томат

 

помидор

росли

смородина

тонна

Э

помощник

Россия

сначала

тополь

экипаж

понедельник

россияне

снова

топор

экология

понимать

росток

собака

торжественный

экскаватор

поперёк

рояль

совесть

тоска

экскурсия

пополам

русский

совсем

тоскует

экскурсовод

поровну

русский язык

солдат

традиция

экспресс

порог

рябина

солнце

трактор

электричество

портрет

 

соловей

трамвай

электричка

портфель

Ф

солома

тревога

электровоз

порхает

фабрика

сорока

тринадцать

электростанция

порядок

фамилия

сосед

троллейбус

эскалатор

посуда

фантазия

сосулька

тяжёлый

эстафета

потом

фасоль

сочинение

 

 

потому что

февраль

сочинить

Х

Ю

почерк

финиш

спасибо

характер

юг

пояс

фиолетовый

спектакль

хлебороб

Южная Америка

правило

фойе

справа

хозяин

юннаты

правильно

фонарь

справедливость

хозяйство

юность

правительство

футбол

сразу

хоккей

юноша

праздник

 

среда

холод

юный

праздничный

Ц

ссора

хорошо

 

предмет

центнер

стакан

 

Я

прекрасный

цирк

стеклянный

Ш

яблоко

престиж

цитата

стеречь

шалаш

яблоня

престижный

 

столица

шампунь

ягода

привет

Ч

столько

шёл (зашёл, ушёл, нашёл)

язык

приветливый

чаепитие

сторожка

шелестит

яйцо

пример

человек

странный

шёлк

якорь

природа

чемодан

стрекоза

шествовать

январь

программа

через

строить

шестнадцать

янтарь

прогресс

черёмуха

суббота

шефствовать

ясно

происшествие

черника

субботник

шинель

ястреб

простор

чёрный

сумма

шорох

ящерица

проталина

чеснок

счастье

шоссе

 

профессия

четверг

счёт

шофёр

 

процесс

четырнадцать

считать

шьёт

 

прошёл

чирикает

 

 

 

путешественник

что

 

Щ

 

путешествие

чтобы

 

щебет (птиц…)

 

пчёлы

чувство

 

щегол

 

пшеница

чудесный

 

щенок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами в начальной школе.

Творческий отчёт. Представлен теоретический материал и формы работы на уроках по данной теме....

моя работа над словарными словами в начальной школе.

Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важнейших вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Безударные гласные, находясь в с...

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Взаимодействие русского и немецкого языков при изучении словарных слов в начальной школе

Взаимодействие русского и немецкого языков при изучении словарных слов в начальной школе. Знакомство и изучение другого языка, фактов из истории слов родного языка способствуют формированию навыка нап...

Изучение словарных слов в начальных классах

Данный метод разнообразит работу по заучиванию словарных слов....

Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе

Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе...

Рабочие листы при изучении словарных слов в начальной школе

Рабочие листы при изучении словарных слов в начальной школе...