Конспект классного часа "Как дружить не ссорясь" 3 класс
классный час (3 класс) на тему

Староверова Татьяна Вадимовна

Как дружить не ссорясь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_druzhit_ne_ssoryas_5.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:   20.02.2016                                                                                                                        Учитель школы:

Школа: 95                                                                                                                                                                                                                                  Соколова О.Н.

Класс: 3- (5)                                                                                                                                     Методист ЧПК№1:

Кабинет: № 213                                                                                                                                 Посадских Л.С

Время занятия: 12.05-12.50

Состав группы:                                                                                      

Кузнецова Татьяна

Радаева Каралина

Гарина Олеся

Азанова Анастасия

Гречина Анастасия

Тема: «Как дружить не ссорясь».

Цели: развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться со сверстниками , умение избегать ссоры и обиды;

формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

формирование уважительного отношения друг к другу;

Метапредметные: уметь находить компромиссы;

уступать в различных ситуациях, избегая конфликта;

 

Оборудование: костюмы, сценарий, презентация, песня, звездочки.

Этапы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас классный час. Сейчас сядут те ребята, у кого хорошее настроение, кто готов активно работать и внимательно слушать.

Приветствие учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Личностные: самоопределение к учебной деятельности

Регулятивные: самоорганизация

Мотивационный

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

Практический: отгадывание загадок

5 мин

Целевая установка и определение темы.
- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, мы  познакомим   вас со сказкой
«Тысячецвет» , которую написала А. Неелова
На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет.
Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть.
– Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.
Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячецвет изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:
«Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».
Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня всебольше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.
Вот такая грустная сказка и одновременно поучительная.
• На месте ручейка вы простили бы цветочек?
• Как вы думаете, изменился бы цветок, если бы ручеек его простил?
• Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей)
(На сайт тема:« Дружить не ссорясь!»).
- А как вы думаете, что обозначает слово «ссора»?

  - А вы когда-нибудь ссоритесь с друзьями?

   - А что чувствуют те, кто ссорится?

  -  А можно ли обойтись без ссор?

Принимают установку учителя

Слушают сказку

Высказывают свое мнение

Беседуют с учителем

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Постановка темы и учебной задачи

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация

2 мин

- Давайте поставим задачи нашего классного часа:

  1. Познакомиться с понятием «Ссора»
  2. Узнать способы разрешения ссоры
  3. Научиться вести себя правильно при возникновении ссоры.

Определение темы классного часа

Постановка учебных задач

Регулятивные: планирование своих действиий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

7 мин

- А что такое “ссора”?

- Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом. Выражают они свое несогласие в грубой форме, иногда дело доходит до драки.

- Как вы думаете, а как можно разрешить ссору?

- Что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам принять участие в тестировании. Просмотрите, это бланк ответов под названием «Нет ссоре!».

Я буду зачитывать вариант, а вы поднимайте руку, если согласны с данным утверждением. Я сразу буду заносить данные в наш бланк. А после мы сделаем вывод, умеете ли вы вести себя достойно в ссоре (прил.1).

- Посмотрите на бланк и попробуйте самостоятельно сделать вывод.

Ребята, а для чего нам нужно знать причины  возникновения? (Ответы детей).
- Правильно, чтобы предотвратить ссору, а если они произошли, то определить способы их разрешения. Это и будет нашей задачей урока.

Беседуют с учителем

Участвуют в тестировании

Анализируют бланк ответов

Формулируют вывод

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативные: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.

Познавательные: анализ, синтез

Решение частных задач

Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация;

Практический.: анализ ситуаций.

Практич.: творческая работа.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Наглячдн.: плакат.

Словесн.: беседа.

10 мин

Задание 1

Поисковая деятельность.

Ребята, я хочу вам рассказать об одном случае, который наблюдала в нашей школе.
Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».
«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.
Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.

- Что же произошло между мальчиками?
(Спор, ссора, драка)
- Правильно, произошела ссора.

Работа в группах
Анализ ситуации. Коллективная деятельность
.
- Для этого вернемся к случаю о мальчиках и ответим на вопросы:
А) Какую цель преследовал каждый из мальчиков?
Б) Из-за чего возникла ссора?
В) Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).


(На слайд выставляется Таблица«Причины возникновения ссор:

а) неумение договориться).

- В вашем классе, я думаю, тоже иногда случаются ссоры. Попробуйте найти правильный выход из следующих ситуаций.

  • На уроке физкультуры во время игры Юля нечаянно толкнула Марину. Марина упала, заплакала, обиделась на Юлю. (Юля должна извиниться перед Мариной, помочь ей встать, спросить, всё ли с ней в порядке.)
  • Андрей нарисовал на листке портрет Славика и передал ему. Славик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея. (Андрей должен сказать: «Извини, я думал, что тебе понравится»,  и убрать мусор с парты.)
  • Продолжаем заполнять Таблицу «Причины ссоры»:
  • - Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку
  • - Не бояться признавать свою вину.

А сейчас послушайте рассказ Н.Чабаевского “Одинаковые” и вы должны будете ответить на вопрос: «Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе?»


Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятеркиМы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:Да ты стала хуже…Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!


ВОПРОСЫ: 
За что мама осудила Соню?  - Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась - и это значительно хуже»?

- Что бы вы сказали Соне?

Как ей надо было

поступить?
Молодцы, ребята!

Задание 2

Для этого задания вам следует разделиться на группы.

- К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить.

– Ребята, на столиках у вас заготовки – кирпичики  для дома. Каждый кирпичик  - это черта характера, которой должен обладать настоящий друг.

– Мы – одна семья и должны работать вместе, помогая, друг другу.

Бригадирами нашей стройки будут У1 и У2, они заложат фундамент нашему дому «Дружба». – Вы должны подобрать черту характера и вложить в домик.

– Молодцы! Вы отлично потрудились! Дом получился на славу!

Какие черты характера вы включили в свой домик?

А какие черты характера вы не вложили в домики и почему?

- Да, потому что этими чертами характера настоящий друг обладать не может, они отрицательные, они разрушают дружбу.

- Ну, вот, мы выяснили качества друга.

Давайте теперь посмотрим в наш общий дом.

- Вам нравится наш общий дом?

- А почему в этом домике будет всем комфортно?

Анализируют ситуации

Высказывают свое мнение

Выполняют общеклассное задание – построение домика

Беседуют с учителем

Слушают и осмысливают

Отвечают на вопросы

Внимательно слушают задание

Выполняют задние и обсуждают полученные результаты.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания; анализ.

Регулятивные: обоснования своего суждения

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения

Регулятивные:

действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные: построение речевого высказывания

Личностные: понимание чувств  других людей и сопереживание им; 

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения;

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Коммуникативные: построение речевого высказывания

Первичное закрепление материала

Словесный: слово учителя; беседа

Наглядный: учебная презентация;

10 мин

Задание 3

 - Давайте узнаем, что же говориться в пословицах о ссоре? Для этого объединитесь в группы. Сейчас я выдам вам карточки, а вам нужно будет собрать пословицы.

 1. Ссора до добра не доводит.

 2.Лучше один раз разобраться, чем весь век ссориться.

  3. От одного слова — да навек ссора.

  4. Не будет добра коль меж своими вражда.

  5.Бранное слово приводит к ссоре.

  6. От одного слова - навек ссора.

- Вы отлично поработали, ребята!

Задание 4

Психологический тест.

Во время ссоры мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведения в подобных ситуациях.

Учитель обращается к иллюстрациям с животными и подписями к ним.

Черепаха

Акула

Медведь

Лиса

Сова

Не общаться

Быть сильным

Уступить

Ты – мне,
я – тебе

Сотрудничество

Учитель: Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего?

Проверим вашу позицию, выполнив тест. Перед вами бланк ответов.

Ч

А

М

Л

С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Вс.

Вс.

Вс.

Вс.

Вс.

– Я зачитываю вам предложение, а вы отвечаете. Около цифры вы должны поставить:

+ если поступаете так,

– если так не поступаете,

(варианты ответов написаны на доске заранее, но скрыты).Пословицы надо комментировать

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
  3. Мягко стелет, да тяжело спать.
  4. Рука руку моет.
  5. Ум хорошо, а два лучше.
  6. Кто спорит – ничего не стоит.
  7. Кто сильнее, тот и прав.
  8. Ласковое дитя двух маток сосет. а упрямое – ни одной.
  9. Ты – мне, я – тебе.
  10. Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
  11. Лучший способ решать конфликты – избегать их.
  12. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  13. Убивай врагов своих добротой.
  14. Кто дарит – наживает друзей.
  15. Ни у кого нет полного ответа, но у всех ест, что добавить.

Подсчитайте все плюсы по столбикам. Где больше всего? Значит, вы чаще поступаете как …(черепаха, акула, медведь, лиса, сова).

– В разных ситуациях мы ведем себя по-разному.

- Ребята, в начале нашего классного часа, мы узнали, какими качествами обладает настоящий друг. А сейчас я предлагаю вам вспомнить и узнать законы дружбы. Следования этим законам поможет вам обрести настоящую дружбу, которая сохранится на долгие года!

– Посмотрите, наша полянка покрыта белыми и чёрными квадратами. Это означает, что белое в результате каких-либо действий может стать чёрным, а чёрное белым. Давайте, превратим эту полянку в полянку красивых и добрых цветов, которыми украсим нашу планету.

Право убрать квадрат имеет тот, кто знает правило, что нужно для того, чтобы жить дружно.

- Что это за законы?  (Дети, называя законы дружбы, убирают квадраты, и полянка превращается в поляну цветов).

– Какая чудесная полянка получилась у нас!

-  Давайте еще раз повторим  эти правила.                            

Работают в группах

Собирают пословицы

Объясняют смысл пословиц

Называют законы дружбы

Беседуют с учителем

Коммуникативные: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания

Регулятивные: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания;

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

 

Физминутка

Вторичное закрепление

Словесный: слово учителя, беседа;

Наглядный: учебная презентация

3 мин

7 мин

Видео

Задание 5

- Конечно, в жизни любого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за  равнодушия, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться.

Давайте подумаем, как можно помириться. (Варианты ответов детей: извиниться, улыбнуться, сказать что-то доброе и т.д.).

 - Когда, вы были помладше, вы  мирились, используя эту прибаутку.

«Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись…»

- Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает.

Смотрят и выполняют движения

Беседуют с учителем

Слушают учителя

Коммуникативные: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Заключение

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с карточками.

5 мин

- Наш классный час подходит к концу. Я попрошу вас, выполнить 2 маленьких задания. На партах лежат листочки. Посмотрите, какое  слово на нем написано? (ссора)

(слово написано и на доске).

-Какое другое слово в нем спряталось? (Сор).

– Что такое сор? Это мусор. А что мы делаем с мусором?

– Значит, и ссора – это то, что человеку не нужно, что нужно выбрасывать из своей жизни.

(ребята комкают листочки со словом ссора и выбрасывают).

- Поэтому, давайте стараться, никогда не ссорится.

- Очень хочется, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату.
На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу.

- Закончить хочется словами Леопольда «Ребята, давайте жить дружно».

- Спасибо!

Беседуют с учителем

Выполняют самостоятельное задание

Регулятивные: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания;

Приложение 1.

Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом. Выражают они свое несогласие в грубой форме, иногда дело доходит до драки.

- Как вы думаете, а как можно разрешить ссору?

Что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей)

Я предлагаю вам принять участие в тестировании.

Вам дается 2-3 минуты, чтобы подумать и выбрать нужный ответ. Ответов может быть несколько, но они должны  отвечать на вопрос “Что нужно делать, чтобы не ссориться?”.

На доске (в увеличенном виде): бланк ответов “Нет ссоре!”

1.

Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку.

 

2.

В любой ситуации стоять на своем.

 

3.

Говорить спокойно, не употреблять грубых слов.

 

4.

Извиниться, если действительно не прав.

 

5.

Ответить силой на грубость.

 

6.

Слушать спокойно другого.

 

7.

Использовать в своей речи грубые слова, которые бы

“задавили” соперника.

 

8.

Говорить как можно больше добрых, ласковых, хороших

слов.

 

9.

Не бояться признавать свою вину.

 

Каждый ребенок зачитывает свои ответы, и на доске напротив каждого варианта ставится количество человек, выбравших этот вариант ответа.

Подвести итог получившейся таблицы.

-- Ребята, а для чего нам нужно знать причины  возникновения? (Ответы детей).
- Правильно, чтобы предотвратить ссору, а если они произошли, то определить способы их разрешения. Это и будет нашей задачей урока.

Бланк ответов “Нет ссоре!”

1.

Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку.

 

2.

В любой ситуации стоять на своем.

 

3.

Говорить спокойно, не употреблять грубых слов.

 

4.

Извиниться, если действительно не прав.

 

5.

Ответить силой на грубость.

 

6.

Использовать в своей речи грубые слова, которые бы “задавили” соперника.

 

7.

Говорить как можно больше добрых, ласковых, хороших слов.

 

8.

Не бояться признавать свою вину.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа " Моя Малая Родина" 2 класс

В конспекте представлен материал по теме "Моя Малая Родина" ....

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа "Учимся дружить"

Конспект классного часа "Учимся дружить" для обучающихся начальных классов....

Конспект классного часа "Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.)" (1 класс)

Цель деятельности учителя: выявить наиболее значимые ориентации учащихся.Планируемые результаты:Предметные: Формирование ценностного отношения учащихся к жизниЛичностные: формирование значимых ориента...