Аутсайдер в классе. Рекомендации педагогам и родителям.
методическая разработка на тему

Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом, не участвует в принятии

решении либо привлекается к участию  наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autsayder_v_klasse._rekomendatsii_roditelyam_i_pedagogam.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Аутсайдер в классе.

Рекомендации педагогам и родителям.

Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом, не участвует в принятии

решении либо привлекается к участию  наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих

Памятка для родителей

Если ваш ребенок аутсайдер, то он:

  1. не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
  2. не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
  3. одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
  4. по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство желудка или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
  5. задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
  6. у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
  7. выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
  8. выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
  9. приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
  10. выбирает нестандартную дорогу в школу.

Памятка для учителей и администрации школ

Если ученик имеет статус аутсайдера, то:

  1. его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
  2.  на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинает распространяться шум, помехи, комментарии;
  3. во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
  4. его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны;
  5. на оскорбления других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
  6. как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстников;
  7. хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
  8. опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
  9. во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним

Причины появления аутсайдеров в коллективе

  1. Значительные культурные, социальные, национальныеразличия между ребенком и окружением.
  2. Сниженная самооценка, ожидание отвержения со стороны других. Если ребенок вступает в контакт, ожидая отвержения или подвоха, он будет естественным образом заранее защищать себя и вести себя отвергающее по отношению к другим.
  3. Недостаточно развитые социальные навыки. Ребенок воспроизводит модель поведения жертвы, если когда-то он подвергался физическому насилию (например, к нему применялись суровые физические наказания). Такие дети плохо ощущают границы тела, их поведение, мимика, жесты транслируют их незащищенность, и часто именно они становятся жертвами агрессии со стороны других детей либо сами ведут себя агрессивно.

Отношение других детей к аутсайдерам

1) Игнорирование;

 2) Вербальная агрессия (дразнят, обругивают, унижают «словами»);

 3) Физическая Агрессия. Аутсайдер может являться мишенью («козлам

 отпущения») для окружающих. Его унижают или бьют. Его вещи и предметы разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно

 приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями).

 Как помочь ребенку - аутсайдеру

1) Оказать ребенку эмоциональную поддержку.

 2) Разобраться в причинах происходящего.

 3) Укрепить и развить в ребенке навыки и качества, необходимые для того, чтобы он мог справиться с ситуацией:

 - Помочь ребенку увидеть, какое его поведение приводит к социальной изоляции;

 - Помочь ребенку понять причины отвергающего поведения других детей.

 Как ребенку не стать аутсайдером

5 вещей, которые должен уметь ребенок, чтобы успешно адаптироваться в коллективе:

 1. Вступать в общение и поддерживать его. Обращаться к другим детям, задавать вопросы, поддерживать разговор,

 2. Организовывать совместное времяпровождение: вместе играть, проявлять юмор, выступать с инициативой и поддерживать чужую инициативу

 3. Управлять выражением своих чувств: не подавлять их, но подбирать хорошие способы для выражения себя. Конструктивно выражать агрессию,  реагируя сообразно ситуации.

 4. Замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические  (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.

 5. Ощущать и поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми,  быть эмоционально включенным в общение, выражать свои чувства и разделять чувства других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание. Рекомендации педагогам и родителям

В работе перечислены причины и поводы возникновения заикания, а так же рекомендации для родителей и для педагогов, работающих с ребёнком с логоневрозом....

Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.

В статье рассматриваются причины и возрастные проявления агрессивного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, даются рекоментации родителям и педагогам....

Рекомендации педагогам и родителям по подготовке к школьному обучению детей с разными типами темперамента

Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальной для учеников условий обучения....

Рекомендации педагога-психолога родителям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Уважаемые родители!  Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и &laqu...

Дисграфические ошибки на письме (причины и коррекция). Рекомендации педагогам и родителям.

Дисграфические ошибки на письме. Причины и методы их коррекции. Данная методическая разработка будет интересна педагогам и родителям....

Рекомендации педагогам и родителям по развитию воображения детей

Рекомендации педагогам и родителям по развитию воображения детей...

Рекомендации педагога-психолога родителя 1-4 класс

ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ:∙    Если ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть. ∙    Если ребенок живет во вра...