Родительское собрание -тренинг "Развиваем внимание"
методическая разработка на тему

Мажарцева Екатерина Александровна

Начиная обучение в первом классе, ученик сталкивается с первой трудностью, - это необходимостью быть внимательным.

Но все ли мы понимаем, что такое внимание? А можем ли мы помочь развить внимание своему ребенку?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

тренинг

«Развиваем внимание»

        

Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
  2. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Форма проведения: «Тренинг»

Ход встречи

 Часто, уважаемые родители, обращаясь к детям, вы призываете: «Будь внимательнее!». Но все ли вы представляете, что это такое и что следует делать для того, чтобы внимание развивалось?

 Нашу встречу мы проведём в форме «Тренинга».

Понятия внимание.

  – «Что такое внимание и каковы его свойства?». (Слайд)

«Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов».

Упражнение «Где-то в толпе»

 Уважаемые родители попрошу вас начать всем вместе прочитать строчки, из стихотворения, которые вы видите на экране. (слайд) (родители начинают читать, ведущий окликает одного по фамилии).

- Что произошло?

Орган вашего слуха различает важную для вас информацию. Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимания.

 Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю)

 Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То, есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

(Слайд )

Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

(в этот момент  подготовленный человек роняет что-то - сумку)

- Что вы сейчас сделали? Все вы повернулись в его сторону. Это – непроизвольное внимания. Оно не контролируется волей. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребёнка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребёнок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Предлагаю вам, уважаемые участники, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно.

                                                       Упражнение «Запоминай порядок» (слайд)

1.Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

2. Играющим показываются различные баночки (5-6). Через 20 секунд водящий поворачивается к сидящим в зале. Ведущий просит назвать в каком порядке стоят баночки. (в быту можно использовать при готовке заменив продуктами питания)

Упражнение «Заметить всё» (слайд)

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить, поменяв местами два каких-либо предмета, ребёнку назвать, какие два предмета переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

                                                 Упражнение  «Ищи безостановочно». (слайд)

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и                

т.п.), по сигналу ребенок начинает перечислять, а вы его дополняете.

Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке, машины, ассортимент хлеба в магазине. Всегда побуждайте ребёнка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы.

Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребёнка.                                    Тест для родителей «Я и мой ребёнок». (слайд)

Вопросы

                      Ответы

Можете ли вы

 Могу и   всегда

 так делаю

Могу, но не

всегда так

поступаю

Не могу

1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?

А

Б

В

2.Посоветоваться с ребёнком, не взирая на его возраст?

А

Б

В

3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

А

Б

В

4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5.Сохранить самообладании, даже если ребёнок вывел вас из себя?

А

Б

В

6.Поставить себя на место ребёнка?

А

Б

В

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А

Б

В

10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

Б

В

А

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

А

Б

В

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?

А

Б

В

                                              Ключ к тесту: (слайд)

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от16 до 30 очков: забота о ребёнке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Свойства внимания

А теперь давайте рассмотрим свойства внимания.

По мере беседы заполняем правую графу таблицы (слайд).

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Устойчивость

Переключаемость

Распределяемость

Концентрированность

Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно.

У младших школьников он не превышает трёх-четырёх символов, а у некоторых и ещё меньше.

Вывод: Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе. (выводим на экран)

Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут.

Вывод: Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых.

Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Так, дав следующее задание, вы продолжаете выслушивать ответ на предыдущее или наблюдать выполнение предыдущего задания. Будьте уверены: новое задание дети не слышали. Для тренировки переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Вывод: Разнообразить виды заданий.

Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма, при проверке собственных работ, при проведении математических диктантов и т.д. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

Вывод: Тренировка: одновременно говорить и писать.

Концентрированность внимания – это возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

Вывод: Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.

В конце работы получается заполненной таблица (слайд заполненный):

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе.

Устойчивость

Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых.

Переключаемость

Разнообразить виды заданий.

Распределяемость

Тренировка: одновременно говорить и писать.

Концентрированность

Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.

 Мы рассмотрели с Вами свойства внимания, а теперь предлагаю несколько приёмов развития внимания у детей, причём выполним эти упражнения сами.

                                       Упражнение  «Разложи по порядку» (слайд)

Предлагаю рассмотреть лежащий перед водящим ним ряд картинок и запомнить расположение каждой из них. Во время короткой паузы, когда водящий закрывает глаза, ведущий перемешивает картинки. Необходимо правильно восстановить картинный ряд. Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, для запоминания, постепенно увеличивается.

Упражнение «На что похоже?» (слайд)

Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурами или картинку. Но можно играть, рисуя фигуры непосредственно в процессе игры.

Взрослый показывает детям один из рисунков и просит отгадать, на что это похоже. Затем можно поменяться ролями – рисовать по очереди будут дети, а отгадывать – взрослый и другие участники игры.

Вывод (слайд)

 Итак, обобщим наши представления о том, что важно в развитии ого для перспективы ребёнка свойства – внимания.

Для этого давайте вспомним Ваши советы и дополним их тем, что предлагают учёные (в процессе изложения появляются слайды):

Окрик, угроза – помеха развитию внимания

«Порционность» занятий, короткие передышки между блоками              

Лучшие стимулы развития внимания – рисование, лепка, конструирование               Телевизор - задерживает внимание

Больше разнообразия в заданиях              

Помощь родителей.

Спасибо за работу!            


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : « Развиваем внимание» Родительское собрание

Слайд 2

Цель : Освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания. Задачи : Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Слайд 3

Что такое внимание и каковы его свойства ?

Слайд 4

Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов.

Слайд 6

механизм особенность внимания виды внимания непроизвольное произвольное

Слайд 7

Упражнение «Запоминай порядок»

Слайд 8

Упражнение 2. «Заметить всё»

Слайд 12

Упражнение «Ищи безостановочно». В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы , или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другой его дополняет.

Слайд 13

Тест для родителей «Я и мой ребёнок». Вопросы Ответы Можете ли вы Могу и всегда так делаю Могу, но не всегда так поступаю Не могу 1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком? А Б В 2.Посоветоваться с ребёнком не взирая на его возраст? А Б В 3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему? А Б В 4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты? А Б В 5.Сохранить самообладании, даже если ребёнок вывел вас из себя? А Б В 6.Поставить себя на место ребёнка? А Б В 7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)? А Б В

Слайд 14

8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? А Б В 9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? А Б В 10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В 11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться? Б В А 12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка? А Б В 13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз? А Б В

Слайд 15

Ключ к тесту: Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко. Если вы набрали от 30 до 39 очков , значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. Сумма от16 до 30 очков : забота о ребёнке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях- излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Слайд 16

Свойства внимания

Слайд 17

свойства внимания объём устойчивость переключаемость распределяемость концентрированность

Слайд 18

Свойства внимания Ваш совет по развитию каждого свойства внимания Объём Устойчивость Переключаемость Распределяемость Концентрированность Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе. Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых. Разнообразить виды заданий. Тренировка: одновременно говорить и писать. Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.

Слайд 19

Упражнение по развитию внимания . Упражнение «Разложи по порядку»

Слайд 21

Упражнение «На что похоже?»

Слайд 22

выводы Помощь родителей Окрик, угроза – помеха развитию внимания «Порционность» занятий, короткие передышки между блоками Лучшие стимулы развития внимания –рисование, лепка, конструирование Телевизор, компьютер - задерживает внимание Больше разнообразия в заданиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: "Развиваем внимание"

Родительское собрание: "Развиваем внимание". Презентация....

родительское собрание - консультация "Внимание и внимательность"

В беседе с родителями на предыдущем родительском собрании пришли к выводу, что наши первоклассники, не слышат порой, что им говорят взрослые. Проблема не со слухом, а в том, что слабо развито внимание...

Родительское собрание Воспитание внимания

1 класс. Дети неусидчивые, нет внимания. Как решить эту проблему?...

Родительское собрание "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"Цель:Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности. Обучить приемам развития внимания.Дать советы по...

Родительское собрание «Развитие внимания младших школьников»

Каждый родитель стремится сделать все возможное, чтобы обучение ребёнка было более успешным, чтобы он в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.Внимание во многом определяет успе...

Выступление на родительском собрании "Развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста"

Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. Родители получат ряд рекомендаций по развитию вни...

Родительское собрание "Развитие внимания у младших школьников"

Данный материал содержит презентацию , буклет для родителей...