Презентация для родительского собрания по теме "Адаптация первоклассников".
презентация урока для интерактивной доски (1 класс) на тему

Булахова Виктория Алексеевна

Данную презентацию можно использовать для родительского собрания по теме "Адаптация первоклассников к обучению в школе". Презентация содержит интерактивную игру для родителей по принципу вопрос-ответ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание 30 ноября 2017 года Психологическое сопровождение адаптации первоклассников Руководитель психологической службы Булахова В.А.

Слайд 2

Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из: реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития; реализация тех возможностей, которые предлагает ему школьная среда.

Слайд 3

Психологические особенности возраста и социальной ситуации: возрастной кризис 6-7 лет; изменение статуса «Я - ученик!»; новая обстановка – школьная среда.

Слайд 4

Перспективные задачи развития для ребенка-первоклассника: развитие логического и понятийного мышления ; формирование чувства успешности ; развитие произвольности, соответствие требованиям школы .

Слайд 5

Признаки у ребенка успешной адаптации или дезадаптации: нравится в школе; легко усваивает программу; уверен в себе; хорошее соматическое и психологическое здоровье; адекватная оценка своих достижений; комфортно чувствует себя в коллективе; комфортно чувствует себя в ситуации общения с учителем не нравится в школе; не справляется с программой; не справляется с заданием; участились простудные или хронические заболевания ; не удовлетворен результатами своей работы; не общается с одноклассниками или конфликтует с ними; испытывает трудности в общении с учителем.

Слайд 6

Общение со взрослым - непонимание роль и позиция учителя; - непонимание вопросов и объяснений учителя; непонимание формата урока. Взаимодействие со сверстниками - активная конкурентная позиция; неумение слушать и слышать; неумение общаться; нежелание или неумение сотрудничать. Причины затруднений у ребенка обычно лежат в 3 сферах : Самосознание и мотивация - завышенная оценка своих возможностей и способностей; - конфликт между «хочу» и «надо»; - некритичное отношение к результатам своей деятельности.

Слайд 7

Рекомендации родителям первоклассников: МОЖНО И НУЖНО НЕЛЬЗЯ 1. Интересоваться тем, что особенно получилось сегодня в школе, акцентировать внимание на успехах Просить пересказать полностью как прошел каждый урок в школе, фиксировать внимание на неудаче 2. Хвалить за успехи, в соответствии с реальным уровнем достижений Критиковать или наказывать за промахи или неуспехи. Предъяв-лять слишком высокие требования к ребенку 3. Сравнивать успехи ребенка с его собственными Сравнивать с другими детьми.

Слайд 8

Рекомендации родителям первоклассников: МОЖНО И НУЖНО НЕЛЬЗЯ 4. Доверять учителю и поддерживать его требования; следовать нормам и правилам школы. Критиковать учителя, нормы и правила школы. 5. Учить договариваться с одноклассниками и учитывать их мнение. Противопоставлять себя классу, исходить только из собственных интересов. 6. Оставлять время для игры и развлечений ребенка зная, что ведущей деятельностью становится учебная. Запрещать игру как вид деятельности или игрушки.

Слайд 9

Психологическая поддержка первоклассников в процессе адаптации индивидуальные развивающие занятия; индивидуальная диагностика учащихся; консультирование педагогов; наблюдение во внеучебной деятельности. групповые развивающие занятия; групповая экспресс-диагностика класса; консультирование родителей; наблюдение на уроке.

Слайд 10

Групповые занятия у психолога направлены на: развитие навыков конструктивного общения, сотрудничества; формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки; снижение количества страхов и эмоционального напряжения; проживание в игре эмоциональных затруднений или конфликтных ситуаций.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение адаптации

обучающихся в 1 классе.

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных в первом и втором триместре учебного года.  В зависимости от того, насколько комфортно пройдут первые месяцы и первый год ребенка в школе, зависит не только успешность обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.


Совершенно очевидно, что для школы и ее психологической службы на первый план выходит задача построения эффективной системы психолого-педагогического и логопедического  сопровождения каждого отдельно взятого ученика и классного коллектива в целом.  

Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих:

  • реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;
  • реализация тех возможностей, которые предлагает ему школьная среда.

Конечно, эти две составляющие должны согласовываться, взаимодополнять друг друга. Привести их в соответствие – задача всего педагогического коллектива – учителей, психологов, логопедов.  

Прежде всего наша с Вами общая задача  (школы и семьи) – это сформировать положительное отношение ребенка к школе  и всему, что с ней связано:

  • к учебной деятельности
  • к учителю и другим значимым взрослым
  • к одноклассникам
  • к собственным результатам деятельности

Для психолого-педагогического сопровождения в 1 классе характерны следующие особенности.


Первоклассники – это возраст 6-7 лет и часто именно в этом возрасте происходит возрастной кризис у детей. Он совпадает с появлением новой обстановки - школьной среды.
 В 1 классе происходит  осознание важности изменения своего статуса: "Я уже ученик!".

Задача данного возраста – полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации.

Перспективные задачи развития для ребенка первоклассника – это:

  • развитие интеллектуальных возможностей, в частности – логического и понятийного мышления;
  • формирование чувства успешности, прежде всего в учебной деятельности и общении со значимыми взрослыми;
  • развитие произвольности, соответствие требованиям новой школьной среды.

Каковы признаки успешной адаптации ребенка в школе и дезадаптации:

  • идет в школу с удовольствием, нравится в школе;
  • не нравится в школе, идет в нее неохотно;

  • легко усваивает программу;

  • не справляется с программой, просит родителей объяснить материал урока;
  • уверен в себе и своих силах;

  • отказывается выполнять задание, считает что не справится с ним;
  • хорошее соматическое и психологическое здоровье;
  • участились простудные или  хронические заболевания;
  • адекватная оценка своих достижений;

  • не удовлетворен результатами своей работы или безразличен к ним;
  • комфортно чувствует себя в коллективе;
  • не общается с одноклассниками или конфликтует с ними;
  • комфортно чувствует себя в ситуации общения с учителем.
  • испытывает трудности в общении с учителем (боится, стесняется, спорит).

Причины затруднений ребенка часто лежат в 3 сферах:

 в сфере общения со взрослым

 непонимание вопросов или объяснения учителя,

непонимание особой позиции учителя,

специфики учебных ситуаций и учебного общения

 в сфере взаимодействия со сверстниками

неумение слушать товарища и следить за его работой,

неумение координировать свои действия,

нехватка опыта содержательного общаться со сверстниками,

активная конкурентная позиция

нежелание согласовывать с другими ребятами свои интересы и желания и т.д.),

в сфере собственного самосознания и мотивации

 завышенная оценка своих возможностей и способностей

конфликт между «хочу» и «надо»

необъективное или некритичное отношение к результатам своей деятельности

неверное восприятие оценок учителя

Рекомендации родителям, как снизить риски появления признаков дезадаптации у первоклассников

Можно и нужно

нельзя

Интересоваться «как дела в школе», спрашивать что особенно получилось сегодня, акцентировать внимание на успехах

Просить пересказать полностью как прошел каждый урок в школе, фиксировать внимание на неудаче (повышается тревога у ребенка, снижается самооценка и уверенность в своих силах)

Хвалить за успехи, в соответствии с реальным уровнем достижений

Критиковать или наказывать за промахи (или неуспехи). «Не пойдем …», «Не куплю…»

Сравнивать с собственными достижениями ребенка, сделанными ранее

Сравнивать с другими детьми

Поддерживать требования учителя; нормы и правила школы

Критиковать  учителя, нормы и правила школы

Помогать ребенку и отмечать успехи

Предъявлять  слишком высокие требования к ребенку

Учить договариваться с одноклассниками и учитывать их мнение

Противопоставлять себя классу, исходить только из своих интересов

Учебная деятельность ведущая, но также оставлять время для игры и развлечений ребенка

Запрещать игру как вид деятельности (игрушки)

И отдельная роль в адаптации первоклассников к школе принадлежит педагогу-психологу.  

Психологическая поддержка первоклассников в процессе адаптации осуществляется через:

  • Индивидуальные развивающие и коррекционные занятия;
  • Индивидуальная диагностика учащихся;
  • Консультирование учителя по возрастным и личностным особенностям учеников;
  • Наблюдение за психологическим состоянием детей во внеучебной деятельности.

  • Групповые развивающие и коррекционные занятия;
  • Групповая экспресс-диагностика класса;
  • Консультирование родителей по результатам диагностики и запросам;
  • Наблюдение на уроке за психологическим состоянием обучающихся.

Групповые занятия у психолога направлены на :

- развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества.
- формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки

- снижение количества страхов и эмоционального напряжения.

- проживание в коллективной или индивидуальной игре эмоциональных затруднений или конфликтных ситуаций.

Перспективной задачей в содержании коррекционно-развивающей работы с первоклассниками является формирование у детей эффективного адаптационного стиля, чтобы в дальнейшем (во 2-3 классах)  ребята могли самостоятельно справляться с проблемами, а их обучение в школе было комфортным.

Литература

  1. Битянова, М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М.Р.Битянова. – М., 1998.
  2. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников / О.В.Хухлаева. – М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию для будущих первоклассников

Материал будет полезен учителям, набирающим в следующем году первоклассников. Самое время встретиться с родителями и помочь им подготовиться к этому событию.Успехов!...

Презентация к родительскому собранию "Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность".

Содержание данного методического материала даёт ответы на следующие вопросы: какие факторы влияют на уровень здоровья первокласснико; что такое режим дня и каким он должен быть....

Презентация к родительскому собранию по адаптации первоклассников.

Яркая презентация по адаптации первоклассников в школе .На родительском собрании очень нужная " штука",предметно показать и рассказать о трудностях ребёнка в школе и дома, о  первых шагах в обуче...

Презентация к родительскому собранию "Как помочь первокласснику? "

Презентация знакомит родителей с основными трудностями, возникающими при обучению письма у учеников первого класса. Данная презентация дает рекомендации как преодолеть эти трудности....

Презентация на родительское собрание "Школа будущих первоклассников"

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.На что необходимо обратить внимание в первую очередь. Речевая готовность  к школе....

Презентация к родительскому собранию "Режим дня первоклассника"

Презентация к родительскому собранию "Режим дня первоклассника"...