Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию когнитивной сферы младшего школьника.
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Чернавцева Людмила Геннадьевна

Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная дея­тельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. уме­ние подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требова­ний); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана дей­ствия, т.е. умения выполнять задания в интеллекту­альном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуаль­ными процессами - восприятием, вниманием, научить­ся произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. уме­ния осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individprogramma.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Пояснительная записка.

Целью развивающей работы является последовательное и планомерное формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний.

Исходя из этого, можно выделить основные задачи:

  • формировать умения осуществлять различные умственные действия,
  •  развивать самостоятельность детей,
  •  способность к рассуждению,
  • самоконтроль,
  • формировать позитивные личностные характеристики школьников путем целенаправленного развития их когнитивной сферы, т.е. формировать такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации.

 Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует  Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования.

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и  анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников и рассчитана на учащихся начальной школы в возрасте 7 – 8 лет.

Занятия проходят во внеурочное время  раз в неделю. Материал рассчитан на 33 урока  по 40 минут. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было проводить подвижные игры.

Результатом прохождения занятий по данной программе является повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении всем школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС второго поколения.

                                   ПРОГРАММА КУРСА

1 четверть

1. Развитие мышления (установление причинно-следственных связей между изучаемыми учебными и житейскими материалами)

2. Развитие внимания (устойчивости, повышение объема)

3. Развитие памяти (аудиальной, долговременной)

4. Развитие воображения (формирование способности искать и находить новые способы решения поставленных задач)

5. Развитие личностно-мотивационной сферы (снятие страха самовыражения)

2 четверть

1. Развитие логического мышления

2. Развитие внимания (развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане)

3. Развитие памяти (овладение мнемическими приемами запоминания)

4. Развитие воображения (решение задач поискового характера)

5. Развитие личностно-мотивационной сферы (развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах)

3 четверть

1. Развитие мышления (владение навыками применения логических операций)

2. Развитие внимания (устойчивость внимания, устранение импульсивности)

3. Развитие памяти (тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти)

4. Развитие воображения (развитие творческого воображения и  конструкторского мышления)

5. Развитие личностно-мотивационной сферы (ориентация на освоение способов получения знаний)

4 четверть

1. Развитие мышления (обучение критически мыслить, развитие дивергентного мышления)

2. Развитие внимания (распределение внимания)

3. Развитие памяти (мнемические приемы запоминания)

4. Развитие воображения

5. Развитие личностно-мотивационной сферы (формирование мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний)

Содержание занятий.

№ п/п

Развиваемые психологические процессы

Методы и технологии

Кол.

1

Развитие словесно-логического мышления

Развитие наглядно-образного мышления, развитие речи

Аналогии

Раздели на группы

1

2

Развитие графических навыков, пространственной ориентации, зрительно моторной координации

Развитие  самооценки и объективности восприятия

Рефлексия эмоционального состояния

Нарисуй по точкам

Оцени свою работу

2

3

Развитие слухового восприятия, внимания,  словесно-логического мышления

Развитие наглядно – образного мышления

Вставь слово

Найди пару

2

4

Развитие графических навыков, пространственной ориентации,

Развитие  самооценки и объективности восприятия

Рефлексия эмоционального состояния

Нарисуй по точкам

Оцени свою работу

2

5

Развитие словесно-логического мышления

Развивать восприятие пространства,  слуховое  внимание

Противоположности

Слушай команду

1

6

Развитие слухового восприятия, умения ориентироваться в пространстве, умение следовать инструкциям

Развитие самооценки и объективности восприятия

Раскрась правильно

Оцени свою работу

1

7

Развитие слухового восприятия и звуко - буквенного анализа, самоконтроля

Развитие наглядно-образного мышления, пространственной ориентации, слухового восприятия

Найди ошибку

Определи фигуру

2

8

Развитие словесно-логического мышления

Назови одним словом

Конкретизация понятий

2

9

Развитие самоконтроля, умения следовать инструкциям

Развитие слухового восприятия и звуко - буквенного анализа, самоконтроля

Учитель — ученик, ученик — учитель

Найди ошибку

1

10

Развитие словесно-логического мышления, умения слушать и слышать

Развитие графических навыков, пространственной ориентации, зрительно моторной координации

Лишнее слово

Нарисуй по точкам

2

11

Развивать восприятие пространства,  слуховое  внимание

Развитие зрительной памяти

Развитие концентрации  внимания, усидчивости

Слушай команду

Кто точнее нарисует

Определи точный силуэт

1

12

Развивать внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, коммуникативные навыки

Развитие концентрации  внимания,  мышления

Горячий камень

Шифровальщик

2

13

Развитие словесно-логического мышления, умение слышать и слушать

Глагольные ассоциации

1

14

Развитие слухового восприятия и внимания

Развитие пространственной ориентации развитие пространственной ориентации

Магнитофон

Переверни рисунок

2

15

Развивать зрительную память, способность к анализу различных зрительных образов

Что? Где?

Близкие знакомые

1

16

Развитие пространственной ориентации, самоконтроля, внимания, слухового восприятия    

Развитие солесно-логического мышления,

Куда указывают стрелки?  

 Восстанови порядок

1

17

 Развитие графических навыков, пространственной ориентации, зрительно -моторной координации

Нарисуй по точкам

1

18

Психогимнастика

Развитие мышления, внимания

этюд «Что слышно?» (игра на внимание)

Что на свете зелёно-
го цвета?

1

19

Развитие воображения, связной речи

Развитие пространственной ориентации развитие пространственной ориентации

Составление связного текста по вопросам

Переверни рисунок

2

20

Развитие словесно-логического мышления, умение слышать и слушать

Развитие слухового восприятия и звуко - буквенного анализа, самоконтроля

Глагольные ассоциации

Найди ошибку

1

21

Развитие слуховой памяти

Развитие внимания

Свободный диктант

Методика Мюнстерберга

2

22

Развитие мышления, связной речи

Психогимнастика

Последовательные картинки

этюд «Дракон кусает свой хвост»(подвижная игра на лов-
кость, сплочённость);
этюд «Штанга»(расслабление мышц)

2

23

Развитие мышления

кроссворд «Какие сказки живут в домике?»

1

Итого:

33

ЛИТЕРАТУРА

  1. Локалова Н.П.  120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
  2. Языканова Е.В.  Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В.  Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008.

 

                                                                                                     Приложение .

  Индивидуальная  коррекционно-развивающая программа

                                 

   ЦЕЛЬ: Развитие произвольности познавательной деятельности ребенка младшего школьного возраста

1.        Занятие.

•        «Переплетенные линии» (внимание)

•        «Докрась вторую половинку картинки» (внимание)

•        «Сравнение предметов» (мышление) анализировать в чем их сходство и различие

2.        Занятие.

•        «Зачеркни букву» (внимание)  просматривать небольшой текст в газете, журнале и зачеркивать конкретную букву

•        «Докрась вторую половинку» (внимание)

•        «Сравнение предметов» (мышление)

3.        Занятие.

•        «Зачеркни букву» (внимание)

•        «Пиши кружочками» ( восприятие, фонематический слух) записать кружочками слова под диктовку

•        «Оканчивание слов» (скорость мышления) вы начинаете слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивает

4.        Занятие.

•        «Слушай внимательно» ( произвольность) следовать согласно инструкции

•        «Пиши кружочками» (восприятие)

•        «Разложи по порядку» (мышление) определять порядок размещения картинок по смыслу

5.        Занятие.

•        «Слушай внимательно» (внимание)

•        «Соедини фигуры» (наглядно-действенное мышление) по образцу соединить прямыми линиями геометрические фигуры

•        «Оканчивание слов» (скорость мышления)

6.        Занятие.

•        «Узнай, кто это?» (восприятие) по частям рисунка определить целое

•        «Пиши кружочками» (восприятие)

•        «Найди лишнюю картинку» (мышление)

7.        Занятие.

•        «Определи звуки» (восприятие) показать предмет из числа нарисованных, название которого начинается с того же звука, как и произносимое взрослым любое слово

•        «Нелепицы» (мышление) рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно

•        «Найди лишнюю картинку» (мышление)

8.        Занятие.

•        «Определи звуки» (восприятие)

•        «Оканчивание слов» (мышление)

•        «Разложи по порядку» (мышление)

9.        Занятие.

•        «Найди квадрат» (восприятие) найти из 10 четырехугольников 5 одинаковых квадратов

•        «Говори наоборот» (мышление)

•        «Запомни фразы» (память) повторить или передать смысл прочитанных взрослым фраз

10.        Занятие.

•        «Раскрась фигуры» (произвольная сфера)

•        «Я – фотоаппарат» (память) рассмотреть и без подсказки перечислить увиденные на столе, в комнате и т.п. предметы

•        «Бывает – не бывает» (мышление)

11.        Занятие.

•        «Копирование образца» (произвольная сфера) скопировать образец, состоящий из точек.

•        «Найди лишнюю картинку» (мышление)

•        Отгадывание загадок (творческие способности) узнавать предмет по словесному описанию его свойств и признаков

12.        Занятие.

•        «Узнай, кто это?» (восприятие)

•        Рисование узоров (произвольная сфера) рисовать узоры, соединяя под диктовку треугольники, кружки и квадраты

•        Отгадывание загадок

13.        Занятие.

•        «Вычеркни букву» (внимание)

•        «Говори наоборот» (мышление)

•        Назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие (мышление)

14.        Занятие.

•        Упражнения на развитие пространственных представлений (восприятие) выполнить операции, связанные с понятиями «правый», «левый»

•        «Сравнение предметов» (мышление)

•        «Я – фотоаппарат» (память)

15.        Занятие.

•        Упражнения на развитие пространственных представлений (восприятие) операции: «в центре», «справа», «слева»

•        «Раскрась фигуры» (произвольная сфера) закрасить цветными карандашами каждую из предложенных геометрических фигур

•        «Определи понятие»(мышление)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие когнитивной сферы младших школьников во внеурочной деятельности

Структура внеурочной деятельности в лицее.  Клуб "Почемучки" . Учебно-тематический план, работа с одаренными детьми....

Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1

Методика предусматривает проведение занятий в  индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат»

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат» направлена на работу с учащимися, имеющими признаки школьной дезадаптации.Актуальность программы связана с...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа создана для  учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика"  (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...

Эмоционально-когнитивная сфера младших школьников

В статье рассматриваются особенности развития эмоционально-волевой и когнитивной сфер у детей младшего школьного возраста...

курсовая работа "Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования

Курсовая работа для учащихся  выпускных курсов отделения Дополнительного образования...