Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1
рабочая программа (1 класс) на тему

Аношкина Наталья Викторовна

 Методика предусматривает проведение занятий в  индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.

Данная программа заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.

 Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.   Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.      

     Реализация программы  рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена

на  заседании  

методического объединения

Руководитель МО

___________/ /                                  

«31» августа  2016 г.

         «Утверждаю»

         Директор МОУ «Лицей № 7»

          ____________ / /

           «_____»____________ 2016 г.


 
 
 

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий

для  учащейся (Ребёнок ОВЗ  тип 5.1)


 
 

Автор - составитель:  

Педагог – психолог Аношкина Наталья Викторовна

 

2016 г.

Пояснительная записка

Планируемые результаты усвоения курса:

Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего злоровья;
  • умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
  • умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
  • проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.

Метапредметные  результаты ребенка,  с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы,  является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных, личностных универсальных учебных действий).

   Регулятивные УУД

  1. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
  2. Принимать и сохранять учебную задачу.
  3. Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством психолога.
  4. Планировать совместно с психологом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  5. Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
  6. Осваивать правила планирования, контроля способа решения.
  7. Осваивать способы итогового, пошагового контроля по результату.
  8. Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в заданиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения               данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы психолога.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.

6. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью психолога.

7. Использовать знаково-символические действия.

8.Формулировать проблемы с помощью психолога.

Коммуникативные УУД

1. Отвечать на вопросы психолога, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Уметь договариваться.

3. Слушать и понимать речь других.

4.Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила

5.Уметь задавать учебные вопросы.

6. Иметь первоначальные навыки работы в группе:

распределить роли, распределить обязанности, уметь выполнить работу;

осуществлять контроль;

7.Понимать смысл простого текста; знать и применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).

Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать  свою семью, и своих родственников, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика (формирование интереса (мотивации) к учению).

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

 

Содержание курса

 Количество часов в учебном году – 66  . Методика предусматривает проведение занятий в  индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.

Данная программа заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.

 Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.   Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.      

     Реализация программы  рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.

 Все задания условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной      координации, умения копировать образец;

- задания на развитие  мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

       Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.

Основные принципы, на которых построена программа:

* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

- увеличение объёма материала от класса к классу.

* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

 

Форма организации занятий.

     Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

    Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

  «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность  (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).

    Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». Продолжительность основной части – 30-35 минут.

    Задача  заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия  предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия учителем: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. В конце пособия даны ответы к заданиям. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, ученик  учится оценивать свою деятельность. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.



Календарно - тематическое планирование.

                            Тема занятий

Всего часов

Виды занятий

Дата проведения занятия (планируемая)

Дата проведения занятия (фактическая)

Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование.

1

самостоятельное

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

практическое

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

1

практическое

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

практическое

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

1

практическое

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

практическое

Упражнения на развитие  внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

1

практическое

Упражнения на развитие внимания.

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

практическое

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

практическое

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

практическое

 Промежуточная диагностика и тестирование.

1

самостоятельное

Работа над ошибками.

          1

практическое

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

практическое

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

1

практическое

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

практическое

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

1

практическое

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1

практическое

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1

практическое

Упражнения на развитие  внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

1

практическое

Упражнения на развитие внимания.

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

практическое

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

практическое

  1. 1

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1

практическое

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1

практическое

Итоговая диагностика и тестирование.

1

самостоятельное

Работа над ошибками.

          1

практическое

Подведение итогов. Рефлексия.

1

практическое

Всего часов

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат»

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат» направлена на работу с учащимися, имеющими признаки школьной дезадаптации.Актуальность программы связана с...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа создана для  учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика"  (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч.  В.П. Канакина,  2016 г.)...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа  для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию когнитивной сферы младшего школьника.

Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной де...

Рабочая программа курса "Коррекционно-развивающие занятия" для 3 класса (индивидуальное обучение по СИПР)

Программно-методический материал включает 6 разделов: «Эмоциональное общение со взрослыми и выполнение элементарной инструкции», «Развитие внимания», «Развитие тактильно ...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс...