Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Шелухина Ирена Сергеевна

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnye.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Администрация городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 24

(МАОУ СОШ № 24)

                   

                                               

                                                                                                                                                                       

                                                                               

Рабочая программа

индивидуальных

коррекционно-развивающих занятий «Коррекция нарушений устной и

письменной речи»

для слепых обучающихся

(вариант 3.2.),

 1 класс

                                 

                    Составитель:

                                                              Педагог-дефектолог Шелухина И.С.

                                 МАОУ СОШ №24

                                                                                   

Калининград  

 2021

Пояснительная записка

Цель курса: создание условий для всестороннего развития ребенка, обогащения социального опыта, стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Задачи курса:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  4. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

Курс направлен на предупреждение и преодоление специфических ошибок на письме, формирование речевых средств для развития речи в процессе общения и обучения. А также на овладение слепыми обучающимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме, на формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации обучающихся в обществе.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов.

Коррекция нарушений устной и письменной речи слепых обучающихся строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Нарушения речи у большинства слепых обучающихся носят характер общего недоразвития речи, а также специфические нарушения письменной речи, для которых характерно:

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- замены или смешения букв по акустико-артикуляторному сходству;

- пропуск, перестановка, вставка букв и слогов;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- снижение словарного запаса;

- нарушение сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- нарушение чтения;

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Курс предусматривает построение коррекционно-развивающего обучения с учетом    зрительного    диагноза и  психофизиологических    особенностей младших школьников с нарушением зрения, данным обучающимся характерно:

-  снижение динамики и накопления языковых средств, слабой связи речи с предметным содержанием, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения;

- трудности вербализации зрительных впечатлений;

- трудности овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения;

- замедленный темп формирования зрительного образа буквы, замедленное овладение письмом и чтением;

- трудности зрительного контроля, замедленный зрительный анализ и синтез;

- снижение общей и зрительной работоспособности;

- замедленное формирование предметно-практических действий;

- низкий уровень развития зрительно-моторной координации;

- обедненность чувственного опыта, трудности в предметно-практической и учебно-познавательной деятельности;

- снижение объема памяти;

- общая моторная недостаточность, трудности формирования двигательных навыков;

- несформированность полисенсорного опыта;

- снижение уровня эмоционального восприятия;

- трудности осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).

- снижение уровня развития мотивационный сферы;

При реализации коррекционно-логопедической работы также необходимо учитывать особые образовательные потребности, характерные для слепых обучающихся, к ним относятся:

- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;

 - целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;

- расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных

представлений, формирование и расширение понятий;

- целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;

-развитие познавательной деятельности слепых как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;

- учет в организации обучения и воспитания слепого обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения;

- учет темпа учебной работы и зрительной нагрузки (обязательное включение в занятия зрительной гимнастики, для обучающихся с остаточным зрением);

- увеличение времени на выполнение практических работ;

- необходимость постоянной актуализации знаний, умений, создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

Также данный курс предусматривает    осуществление   тесной   преемственности   между уроками   логопедии, русского языка, чтения и развития речи. Материал организован по принципу от простого к сложному.   На каждом   новом этапе предыдущий материал   вновь   повторяется, но на обобщенном   уровне, и включается в более сложную логическую задачу.  Такой метод помогает ребенку воспринимать знания системно и лучше понимать материал.

Специфика курса проявляется в учебно-тематическом планировании. В процессе обучения предусматривается обязательное сочетание развития речи, сенсорных функций, мелкой и общей моторики, познавательной деятельности, то есть формирование речи у детей с  нарушением  зрения,  как  целостной   психической  функции,  как  средство   развития мыслительных операций.

Место коррекционно-развивающего  курса в  учебном плане

На коррекционном занятии используется индивидуальная форма работы, 1 занятие в 2 недели (1 час), 17 занятий в  год.

Описание ценностных ориентиров коррекционно-развивающего  курса

-Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
-Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание  и милосердие как проявление         любви.
-Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных         отношений.
-Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
-Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных         явлений.
-Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной         ответственности.
-Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
-Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её         народу.
-Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить         ей.
-Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения         коррекционно-развивающего курса

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- принимать статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе:

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результатов;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

- достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;

Предметные:

- правильность и скорость фонемного анализа и синтеза;

- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения;

- умение узнавать и различать гласные и согласные звуки, отличать буквы и звуки;

- разделять слово на слоги с использованием графических схем;

- обозначать гласные, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные на письме;

- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами второго

  ряда и буквой мягкий знак;

- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова,  

  обозначающие предмет, его признак, действие;

- правильно записывать предложения -  употреблять прописную букву  

  в начале, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак

  в конце предложения;

- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;

- выделять из короткого текста предложения, определять главную мысль предложения;

- определять тему текста, его главную мысль;

- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками,

  восстанавливать предложения и текст с заданным звуком;

-  устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; различать предложение, словосочетание, слово;

- понимать смысловое значение интонации;

- готовность к восприятию орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

- правильность и скорость перевода фонемы в графему при выполнении репродуктивных заданий (списывание, диктант);

  Метапредметные:

  Регулятивные:

- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности с помощью учителя;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;

- различать способ и результат деятельности;

- использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

- адекватно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

 Познавательные:

- строить адекватное учебной ситуации речевое высказывание в устной форме;

- стремиться к смысловому прочтению текста в соответствии с учебной задачей, извлекать необходимую информацию из прослушанных, прочитанных текстов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- выделяет доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель с помощью педагога;

- расширять свои представления об окружающем мире в процессе актуализации знаний по лексическим темам;  

- соблюдать орфографические правила написания слогов, слов, предложений;

- различать предмет и его название, ставить к словам вопросы, дифференцировать названия предметов и действий;

- уметь заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов;

- овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- работать в паре, подгруппе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Коммуникативные:

- выражать собственное мнение, адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть диалогической формой речи (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и определять очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

- использовать речь для регуляции своих действий, уметь договариваться, находить общее решение;

Содержание коррекционно-развивающего курса

.I. Речь. Предложение.

Слово и предложение - единицы речи. Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения). Осознание роли языка и речи в жизни человека. Связь слов в предложении. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение предложений в устной и письменной речи. Определение существенных признаков предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдение в устной речи интонации конца предложений. Составление предложений по схеме, рисунку, на определённую тему. Устные и письменные упражнения в составлении нераспространенных и распространенных предложений. Восстановление деформированных предложений. Устные и письменные упражнения в составлении предложений с разной эмоциональной окраской: выражение радости, восторга, удивления, вопроса, повествования. Выделение предложений из текста. Лексическая тема: «Времена года».

Предложение и текст как единицы речи. Связь предложений в тексте. Текст - единица речи. Уметь передавать содержание текста. Выделение предложения из рассказа, состоящего из двух-трех предложений. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Тема текста. Связь по смыслу предложений в тексте.

II. Слог. Слоговой анализ. Перенос слов.  

Слоговой анализ.  Слогообразующая роль гласных. Ударение. Преобразование слогов в слова. Прямые и обратные слоги. Открытые и закрытые слоги. Звуковой состав слогов. Различение слогов со звонкими и глухими согласными. Слоги с твердыми и мягкими согласными.  Деление слов на слоги с буквами и и й. Перенос слова. Перенос слов по слогам.  Слова, которые нельзя переносить. Отличие деление на слоги и деление слов для переноса. Знать правила переноса и уметь переносить слова. Лексическая тема: «Осень. Сбор урожая».  

III. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных звуков.

Понятия «звук» и «буква».  Гласные и согласные звуки (их признаки). Уточнение способа образования гласных звуков. Роль звуков в различении смысла слов. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.  Дифференциация гласных звуков. Уточнение роли гласных II ряда.

Обозначение мягкости согласных гласными буквами. Определение ударного и безударного слога в слове. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука. Дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, гласных I-II ряда в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Сравнение, группирование слова по указанным характеристикам звуков.

Распознавание гласных звуков и букв, уметь наблюдать за произношением слов и проводить звуковой анализ. Коррекция фонематического слуха через выделение определённого звука в процессе упражнений.

Лексические темы: «Деревья в нашем парке», «Перелётные птицы», «Явления природы осенью», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши».

IV. Мягкий знак.

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Мягкий знак в функции разделения. Использование на письме разделительных ь и ъ. Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения и разделения. Лексическая тема: «Животные севера».

V. Согласные звуки и буквы. Дифференциация согласных звуков.

Различение гласных и согласных звуков. Уточнение артикуляции согласных звуков.  Различение согласных звуков изолированно и в словах (устно и при письме). Звонкие и глухие согласные, особенности произношения. Сопоставление значения слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Упражнение на определение слов с сомнительной согласной в предложениях, текстах с последующим анализом и записью.

Лексические темы: «Одежда. Сезонная одежда», «Обувь. Сезонная обувь», «Явления природы зимой», «Зима и зимние забавы», «Зимующие птицы», «Мебель», «Домашние электроприборы», «Семья», «Профессии», «Транспорт», «Весна. Весенние явления», «Насекомые».

Тематическое планирование

.№ урока

Разделы и темы уроков

Кол-во часов

Основные видыдеятельности обучающихся

1

Логопедическое обследование устной и письменной речи.

1

Понимать и выполнять задания по инструкции учителя и действовать в соответствии с ней.

I. Речь. Предложение.

2

Составление предложений из слов и словосочетаний. Выделение предложений из текста. Лексическая тема: «Времена года».

1

Выполнять простые формы фонематического анализа и синтеза.

Определять существенные признаки предложения.

Составлять предложения из слов и словосочетаний, по схеме, рисунку, на определённую тему.

Делить предложения на слова.

Выделять из сплошного текста предложения (2-3предложения).

Восстанавливать деформированные предложения.

Оформлять предложения на письме.

II. Слог. Слоговой анализ. Перенос слов.

3

Деление слов на слоги.

Лексическая тема: «Осень. Сбор урожая».  

1

Делить слова на слоги.

Знать открытые и закрытые слоги. Выполнять фонематический анализ прямого и обратного слога.

Определять количество слогов в слове и их границы.

4

Дифференциация открытых и закрытых слогов. Перенос слов.

1

Знать правила переноса и уметь переносить слова с одной строки на другую. Знать какие слова нельзя переносить. Отличать деление на слоги и деление слов для переноса. Знать правила переноса и уметь переносить слова.

III. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных звуков.

5

Гласные звуки и буквы. Лексическая тема: «Деревья в нашем парке».

1

Различать понятия «звук» и «буква».  Знать признаки гласных звуков. Распознавать гласные звуки и буквы, наблюдать за произношением слов и проводить звуковой анализ. Выделять определённый звук в процессе упражнений.

IV. Мягкий знак.

6

Мягкий знак - показатель мягкости и разделительный ь. Лексическая тема: «Животные севера».

1

Обозначать твердость и мягкость согласных в конце и в середине слова.

Употреблять мягкий знак в функции разделения. Использовать на письме разделительный ь. Дифференцировать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком  в функции смягчения.

V. Согласные звуки и буквы. Дифференциация согласных звуков.

7

Звонкие и глухие согласные звуки.  Мягкие и твердые согласные звуки.

Лексическая тема: «Одежда. Сезонная одежда».

1

Различать согласные звуки изолированно и в словах (устно и при письме). Сравнивать артикуляцию и способ образования согласных звуков. Определять согласный звук по звонкости-глухости. Различать мягкие и твёрдые согласные звуки. Определять парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

8

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Дифференциация звуков [Ж]-[Ш].  

Закрепление правила правописания ЖИ – ШИ.

Лексическая тема: «Домашние электроприборы».

1

Сравнивать звуки [Ж]-[Ш] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям.  Знать о звуках [Ж], [Ш], как твердых звуках.

Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Дифференцировать звуки [Ж]-[Ш] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах. Уметь правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.

9

Дифференциация звуков [С]-[Ш].  

Лексическая тема: «Семья».

1

Сравнивать звуки [С]-[Ш] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям.  Различать твердые и мягкие, звонкие и глухих согласные по акустическим признакам. Знать о звуке [Ш], как твердом звуке. Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Дифференцировать звуки [С]-[Ш] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах.

10

Дифференциация звуков [З]-[Ж].  

Лексическая тема: «Профессии».

1

Сравнивать звуки [З]-[Ж] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям.  Различать твердые и мягкие, звонкие и глухих согласные по акустическим признакам. Знать о звуке [Ж], как твердом звуке. Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Дифференцировать звуки [З]-[Ж] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах.

11-12

Дифференциация звуков [С]-[Ц].

Лексическая тема: «Транспорт».

2

Сравнивать звуки [С]-[Ц] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям.  Различать твердые и мягкие, звонкие и глухих согласные по акустическим признакам. Знать о звуке [Ц], как твердом звуке. Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Дифференцировать звуки [С]-[Ц] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах.

13-14

Дифференциация звуков [Ч]-[Щ].  

Закрепление правила правописания ЧУ – ЩУ.

Лексическая тема: «Весна. Весенние явления».

2

Сравнивать звуки [Ч]-[Щ] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям.  Знать о звуках [Ч], [Щ], как твердых звуках.

Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Знать о звуках [Ч], [Щ], как мягких звуках. Дифференцировать звуки [Ч]-[Щ] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах. Уметь правильно писать слова с сочетаниями чу, щу.

15-16

Дифференциация звуков [Ч]-[Ц].  

Лексическая тема: «Насекомые».

2

Сравнивать звуки [Ч]-[Ц] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям.  Различать твердые и мягкие, звонкие и глухих согласные по акустическим признакам. Знать о звуке [Ч], как мягком звуке. Знать о звуке [Ц], как твердом звуке. Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Дифференцировать звуки [С]-[Ц] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах.

17

Логопедическое обследование устной и письменной речи.

1

Понимать и выполнять задания по инструкции учителя и действовать в соответствии с ней. Записывать предложения под диктовку после двукратного прослушивания с внешним проговариванием.

                

Описание материально-технического обеспечения

В целях комфортного доступа слепого обучающегося к образованию необходимо использовать адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей инвалидов по зрению) официальные сайты образовательных организаций.

В процессе обучения слепых необходимо использовать:

  1. учебники: специальные (созданные на основе учебников для нормально видящих обучающихся, но адаптированные в соответствии с особыми образовательными потребностями и познавательными возможностями слепых) учебники, напечатанные рельефно-точечным шрифтом и содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом на плоскости;
  2. «озвученные» учебники, фонические материалы;
  3. специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, печатные брайлевские машинки, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для обучающихся со светоощущением и с остаточным зрением).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1

Методика предусматривает проведение занятий в  индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа создана для  учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика"  (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч.  В.П. Канакина,  2016 г.)...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа  для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...

Программа индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с учеником 4 класса, обучающимся по АООП.

В статье описываются формы и методы индивидуальной психокоррекционной работы педагога-психолога с ребенком с ЗПР....

Рабочая программа курса "Коррекционно-развивающие занятия" для 3 класса (индивидуальное обучение по СИПР)

Программно-методический материал включает 6 разделов: «Эмоциональное общение со взрослыми и выполнение элементарной инструкции», «Развитие внимания», «Развитие тактильно ...