Рабочая программа курса "Коррекционно-развивающие занятия" для 3 класса (индивидуальное обучение по СИПР)
рабочая программа (3 класс)

Маркова Людмила Владимировна

Программно-методический материал включает 6 разделов: «Эмоциональное общение со взрослыми и выполнение элементарной инструкции», «Развитие внимания», «Развитие тактильно - двигательного восприятия», «Развитие мышления», «Развитие речевого общения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_krz_3_kl._2020-2021.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей

начальных классов
Протокол № __

от «____» ______ 2020 г.
Руководитель _________
                Л.В Маркова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _____________

        А.В. Тимошева

«___» _______ 2020 г.

  СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

  школы - интерната по МР
___________Б.Н. Мушаева

  Протокол НМС №__  

  от «___» ______ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________Т.Р. Исманов

Приказ № ____

от «___» _____ 2020 г.

 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по курсу

«Коррекционно-развивающие занятия» 

для Сэротэтто Виктора

(индивидуальное обучение по СИПР)

Автор-составитель: учитель-дефектолог Маркова Л.В.

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающегося 3 класса составлена в соответствии с  нормативно-правовой базой:

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.  года №  273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  3.  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 г.;
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), 19.10.2015г.;
  5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»;
  6. Учебным планом МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2019-2020 учебный год.

Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия»   обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии.

Целью обучения в процессе занятий является:

  • Укрепление и охрана здоровья, физическое развитие детей и подростков;
  • Формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
  • Включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
  • Расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о макросоциальном окружении;

Первой ступенью познания мира является опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от приобретённого опыта детей, т. е. от того, насколько полно ребёнок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР практический опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребёнка, тем значительнее роль практического опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействием на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов взаимодействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Основные задачи:

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения; крик, агрессии, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся  с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Программно-методический материал включает 6 разделов: «Эмоциональное общение со взрослыми и выполнение элементарной инструкции», «Развитие внимания», «Развитие тактильно - двигательного восприятия», «Развитие мышления», «Развитие речевого общения»

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводиться работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребёнка, стимуляцию активности.

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребёнка, например: эмоционально – двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются предметно-практические действия. Ребёнок не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать полученною информации., что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые личностные и предметные результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

  • определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
  • определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

  • определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

  • определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
  •  проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

  • осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

  • понимает эмоциональные состояния других людей;
  • понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
  • проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

  • умеет устанавливать и поддерживать контакты;
  • умеет кооперироваться и сотрудничать;
  • избегает конфликтных ситуаций;
  • пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
  • использует элементарные формы речевого этикета;
  • принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
  • охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

  • испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

  стремится помогать окружающим;

Биологический уровень

  • сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

  • сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

  • семейно–бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

  • осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

  • осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

  • не мусорит на улице;
  • не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

  • воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

принимать и оказывать помощь

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание состоит из следующих разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Предметно-практические действия».

Задачи и направления:

— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

— представления о собственном теле;

— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

— отнесение себя к определенному полу;

развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

— формировать представления о возрастных изменениях;

— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

— формировать умения обслуживать себя;

— формировать умения следить за своим внешним видом;

— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Разделы, содержание

Коррекционная работа

Практическая работа

Формирование эмоционального контакта со взрослыми

Формирование эмоционального контакта со взрослыми.

Игры: «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Догонялки», «Пришёл Петрушка», «Иди ко мне – бегите ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати».

Развитие внимания

Формирование внимания.

Дидактические игры «Ку-ку» «Найди свою игрушку» «Найди своё место» «Мишка спрятался» «Мишка спрятался» «Куда девался мяч?»

Выполнение подражательных движений взрослого

Развивать эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, учить выполнять подражательные движения взрослого.

Игры «Прятки» «Делай как я»

Развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания

Развитие мелкой моторики, формирование тактильных ощущений, ручной умелости.

Игры с мелкими предметами. (бусины, мелкие игрушки, фасоль, разнообразные крупы, прищепки и т.п.)

Развитие подражания

Развивать эмоциональный контакт, учить выполнять подражательные движения взрослого.

Игра «Зеркало»

Усвоение действий по образцу

Усвоение действий по образцу, развивать мелкие движения рук, знакомить со свойствами пластилина.

«Отрывание и соединение бумаги и пластилина» Лепка «Сделай целое»

Развитие координации движений, пространственной ориентировки, концентрации внимания

Развитие координации движений, концентрации внимания.

Нанизывания на шнур к Игра «Баррикадо»рупные  и мелкие бусы.  Игра «Переложи игрушку»

Развитие зрительных, слуховых осязательных восприятий, координация работы анализаторов

Формировать умения распознавать и сравнивать формы и цвет  различных предметов. Развитие зрительных,  осязательных восприятий, координация работы анализаторов.

Группировка по образцу плоскостных форм. Круг, квадрат, треугольник. Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине.    

Развитие мышления

Развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления. Сравнение предметов по величине Развитие движения кистей рук и пальцев

Умения определять предмета путём наложения и приложения ять величину  Игра «Гуси» Игра «Зайчик»  

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия»»

№ п/п

Дата проведения

Корректи

ровка

Тема занятия

Зрительное восприятие. «Посмотри на меня».

Зрительное восприятие. «Чего не стало?».

Зрительное восприятие. «Поставь игрушки на своё место».

Зрительное восприятие. «Куда полетела бабочка?».

Зрительное восприятие. «Куда поехала машина?».

Зрительное восприятие. «Чья тень?».

Зрительное восприятие. «Чья тень?».

Зрительное восприятие. «Машинка». «Мишка».

Зрительное восприятие.  «Кукла». «Бабочка».

Зрительное восприятие. «Зелёная травка». «Желтое солнышко».

Зрительное восприятие. «Манипуляция больших и маленьких предметов».

 «Надевание колец на стержень».

«Разбери пирамидку».

«Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ».«МЯУ-МЯУ»).

«На чем играет Петрушка?».

«Как говорят животные?».

Предметно - практическая        деятельность. «Рвём  бумагу  и  складываем  в коробочку».

Предметно - практическая        деятельность. «Смешай краски».

Предметно - практическая        деятельность. «Мыльные пузыри».

Предметно - практическая        деятельность. «Пересыпь горох».

Предметно - практическая        деятельность. «Открой баночку, заполни её фасолью».

Предметно - практическая        деятельность. «Заведи машинку».

Мелкая моторика. Попадание в цель.

Мелкая моторика. Вырезание фигур.

Мелкая моторика. Расслабление  и напряжение

мышц разных частей тела по показу и инструкции

Тактильная чувствительность «Чудесный мешочек».

Тактильная чувствительность. «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет».

Сенсорное развитие. Игра «Найди пару».

Сенсорное развитие. Игра «Узнай фигуру».

Сенсорное развитие. Рисуем на крупе.

Слуховое восприятие. Игра «Угадай, кто сказал»

Слуховое восприятие. Игра «Соедини правильно».

Предметно - практическая        деятельность. «Поделки из пластилина»

Предметно – практическая деятельность. Игра «Колобки, колбаски».

Мелкая моторика: шнуровка.

Мелкая моторика: шнуровка.

Мелкая моторика: собирание бус.

Мелкая моторика: снятие мышечных зажимов.

Сенсорное развитие. Игра «Волшебные лепестки».

Сенсорное развитие. Игра «Когда это бывает?»

Слуховое восприятие. Игра «Жмурки с колокольчиком».

Слуховое восприятие. Игра «Телефончик».

Графомоторные навыки: раскрашивание, разлиновка.

Графомоторные навыки: раскрашивание, разлиновка.

Графомоторные навыки: рисование по клеточкам.

Графомоторные навыки: рисование по клеточкам.

Тактильная чувствительность: собирание матрешки, пирамидки.

Тактильная чувствительность: собирание матрешки, пирамидки.

Сенсорное развитие. Игра «Найди предмет такой же формы».

Восприятие запаха: Игра «Что приготовил повар на обед?»

Восприятие запаха: Игра «Овощи, фрукты».

Кинестетическое развитие. Игра «Весёлые прыжки».

Кинестетическое развитие: Игра «Попрыгунчики».

Пространственная ориентация: ориентировка в линейном ряду.

Пространственная ориентация: ориентировка в линейном ряду.

Пространственная ориентация: ориентировка на словесное обозначение пространственного

расположения предметов.

Пространственная ориентация: ориентировка на словесное обозначение пространственного

расположения предметов.

Пространственная ориентация: составление целого из частей.

Пространственная ориентация: составление целого из частей.

Кинестетическое развитие. Игры с мягкими мячами.

Графомоторные навыки: дорисовывание изображений.

Сенсорное развитие. Игра «Катится – не катится».

Графомоторные навыки: штриховка, обведение по

контуру.

Графомоторные навыки: графический диктант.

Слуховое восприятие. Игра «Хлопни на слово».

Слуховое восприятие. Игра «Хлопни на слово».

Тактильная чувствительность: Игра «Потерянные в рисе».

Восприятие запаха: Игра «Кто больше угадает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике, 4 класс(индивидуальное обучение)

Рабочая программа по математике, 4 класс(индивидуальное обучение)...

Рабочая программа по математике (4 класс, индивидуальное обучение).

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. УМК "Школа 21 века". Программа предназначена для индивидуального обучения на дому....

Рабочая программа русский язык 5 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа русский язык 5 класс индивидуальное обучение...

Рабочая программа по Искусству 9 класс, индивидуальное обучение.

Программа разработанна для индивидуального обучения учеников 9 класса....

Рабочая программа по математике 2 класс индивидуальное обучение

Основными целями начального обучения математике являются:- математическое развитие младших школьников;- формирование системы начальных математических знаний;- воспитание интереса к математике, к умств...

Рабочая программа по алгебре 7 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по алгебре 7 класс (индивидуальное обучение)...

Рабочая программа по геометрии 7 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по геометрии 7 класс (индивидуальное обучение)...