Программа индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с учеником 4 класса, обучающимся по АООП.
рабочая программа (4 класс)

Надежда Вячеславовна Куликова

В статье описываются формы и методы индивидуальной психокоррекционной работы педагога-психолога с ребенком с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальных коррекционно- развивающих занятий

 с учеником 4 класса, обучающимся по  АООП,

 на 2018-19 учебный год.

Пояснительная записка.

Программа составлена но основании рекомендаций ПМПК, результатов психологического обследования.

Мальчик поступил в 4  класс в 2018-19 учебном году на основании заключения ПМПК, где ему было рекомендованы занятия с психологом по формированию пространственно-временных представлений, моторики, познавательных процессов, планирования и организации деятельности.

По результатам диагностики развития познавательных процессов, эмоциональной сферы у мальчика выявлено:

  • не сформирован навык ориентации на плоскости листа, для выполнения письменных работ ему требуется организующая помощь взрослого, нет автоматизма в определении направлений работы (право-лево, вверх-вниз);
  • не владеет ориентацией во времени-путает понятия месяцы и времена года, не сформирование ориентация в последовательности месяцев и смен времен года;
  • не сформирован навык планирования деятельности, мальчику сложно определить последовательность выполнения действий., осуществить самоконтроль и самопроверку.
  • низкий уровень запоминания вербальной инструкции. Низкий уровень слуховой памяти.
  • снижен уровень работоспособности. Снижена концентрация внимания, испытывает затруднения при переключении с одного вида деятельности на другую;
  • логические операции выполняет с направляющей помощью, самостоятельно логический перенос не осуществляет, обобщающий признак формирует по несущественным признакам.
  • эмоционально-волевая сфера: высокий уровень притязаний, при наличии трудностей склонен к эмоциональным реакциям демонстративного типа. Высокий уровень тревожности, страх оценивания, негативного отношения со стороны сверстников.

Так как, такой характер нарушений познавательной сферы характерен только для этого ученика, возникает необходимость помимо групповых занятий, обеспечить его индивидуальными занятиями, для более результативной коррекции проблем в познавательном развитии ребенка.

Цель  психокоррекционной работы с обучающейся – гармонизация представлений о себе, формирование адекватной самооценки, формирование познавательной мотивации и развитие познавательной деятельности.

Задачи:

  • развивать умения и навыки пространственного ориентирования (от себя, от предмета);
  • обучать умениям различать части суток, дни недели, месяцы, времена года;
  • развивать восприятие пространственных отношений между предметами;
  • развивать умение ориентироваться на листке бумаги в горизонтальном положении;
  • обучать умениям вербализировать пространственные представления;
  • формировать умение ориентироваться по схеме;
  • формировать логические операции (обобщение, сравнение, анализ, синтез);
  • обучать рациональным приемам запоминания;
  • развивать свойства внимания (концентрацию, переключаемость).
  • развивать умение действовать по алгоритму, следуя указаниям на правила выполнения задачи;
  • осуществлять пошаговый, итоговый и перспективный самоконтроль;
  • составлять план выполнения задачи, создавать условия, оптимальные для ее выполнения;
  • выполнять последовательность действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом.

Принципы работы:

1. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога.

2. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность - 30 мин.

1. Планируемые результаты.

  • Совершенствование логических операций (классификация. Сравнение, обобщение, анализ, синтез).
  • Совершенствование способности планировать собственную деятельность.
  • Улучшение эмоционального состояния – формирование адекватной самооценки.
  • Формирование навыка ориентировки на плоскости.
  • Формирование навыка ориентировки во времени и пространстве.
  • Увеличение объема памяти.

2.Содержание программы.

1 раздел. Диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

2. раздел. Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы: упражнения на нахождение своих положительных и отрицательных качеств, разделение оценки себя как личности и оценки результатов работы. Формирование умения переносить усвоенные способы поведения и регулирования своего эмоционального состояния из одной ситуации в другую, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Арт-тарапевтические упражнения по проживанию и изменению психотравмирующих ситуаций (страх, тревога).

3. раздел. Коррекционно – развивающий.

Дидактические игры и упражнения на внимание: нахождения сходства и различия двух изображений, варианты корректурных проб, нахождение ошибок в тексте.

Дидактические игры на развитие вербальной памяти: запомни слова на букву .., запомни и выполни, послушай, запомни слова и  найди их в тексте, запомни только те слова, которые отвечают определенному условию.

Дидактические игры и упражнения на ориентировку на плоскости: графические диктанты, лабиринты, пройди путь, ориентируясь на схему, игра «Муха», выкладывание кубиков Кооса, танграм.

Дидактические игры и упражнения на формирование временной ориентации: что сначала, что потом, разложи картинки с признаками времен года по группам.

Дидактические игры и упражнения на планирование (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?». Определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?». Проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить? Речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?», игры «Найди и исправь ошибки».

Дидактические игры на развитие логических операций: раздели на группы, найди лишнее, найди пару, продолжи последовательность.

4 раздел. Диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы

Система оценки достижения обучающейся планируемых результатов коррекционно-развивающей работы предусматривает проведение диагностических занятий в начале и в конце учебного года.

3.Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий на 2018-19 г.

Раздел

Тема занятия

Дата

1

Диагностический

Диагностика познавательных процессов. (диагностический альбом Н. Я. Семаго, М..М. Семаго)

Аналогии

4 лишний

Классификация

Понимание скрытого смысла

10 слов, 10 предметов

Кубики Кооса

Методика Тулуз-Пьерона

Диагностика личностной сферы (самооценка, уровень тревожности)

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант).

«Проективная методика для диагностики школьной тревожности» А. М. Прихожан.

04.09

11.09

18.09

2

Формирование адекватной самооценки, коррекция страха предъявления себя.

Мои границы.

Я, как планета (коллаж)

Что я могу, что я хочу.

Осознание и визуализация страха.

Взаимодействие со страхом.

Когда возникает тревога, чем себе помочь.

Я оцениваю. Меня оценивают.

Зеркало: что вижу я, а что другие люди.

25.09

02.10

16.10

23.10

30.10

06.11

13.11

27.11

3

Коррекционно – развивающий.

  1. Найди 8 отличий.
  2. Найди 10 отличий.
  3. Найди и подчеркни одну букву.
  4. Найди и подчеркни две буквы.
  5. Найди словечко в тексте.
  6. Узор по клеточкам под диктовку.
  7. Узор по клеточкам под диктовку.
  8. Карта класса: найди дорогу.
  9. Карта класса: придумай дорогу своему другу.
  10. Кубики  Кооса по образцу, деленному на части.
  11. Кубики Кооса по образцу, деленному на части.
  12. Кубики Кооса по памяти.
  13. Собери танграм.
  14. Что сначала, что потом: последовательность временных периодов.
  15. Запомни и сделай.
  16. Найди лишнее.
  17. Собери в группы.
  18. Найди девятое.

04.12

11.12

18.12

25.12

15.01

22.01

29.01

05.02

19.02

26.02

05.03

12.03

19.03

26.03

02.04

09.04

16.04

30.04

07.05

4

Диагностический

Диагностика познавательных процессов. (диагностический альбом Н. Я. Семаго, М..М. Семаго)

Аналогии

4 лишний

Классификация

Понимание скрытого смысла

10 слов, 10 предметов

Кубики Кооса

Методика Тулуз-Пьерона

Диагностика личностной сферы (самооценка, уровень тревожности)

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант).

«Проективная методика для диагностики школьной тревожности» А. М. Прихожан.

14.05

21.05

28.05

4. Научно-методическое обеспечение.

  1. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей». – Ярославль: ТОО “Гринго”. 1995 г.
  2. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89»
  3. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» М., «Генезис», 2008.
  4. Глазунов Д.А. «Развивающие занятия» - М.: Глобус, 2009;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1

Методика предусматривает проведение занятий в  индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа создана для  учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика"  (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч.  В.П. Канакина,  2016 г.)...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа  для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...

Пример программы индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком второго класса общеобразовательной школы VIII вида

Документ содержит как примерную программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так и рекомендации для учителей и родителей....

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс...