Сборник методических рекомендаций по проведению интеллектуальнных игр как средства коррекции школьной дезадаптации младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Пеньковская Татьяна Карловна

Интеллектуальные игры, в которые с удовольствием играют и взрослые, представляют большой интерес для младших школьников. В таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Это игры, заставляющие думать, представляющие ребёнку возможность проверить и развить свои способности, посоревноваться с другими детьми. Участие детей в интеллектуальных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные качества. В таких играх большую роль играет логическое мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. 

Сборник методических рекомендаций включает рекомендации по подготовке, проведению и анализу результатов проведения интеллектуальных игр как средства коррекции школьной дезадаптации младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игры, в которые с удовольствием играют и взрослые, представляют большой интерес для младших школьников. В таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Это игры, заставляющие думать, представляющие ребёнку возможность проверить и развить свои способности, посоревноваться с другими детьми. Участие детей в интеллектуальных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные качества. В таких играх большую роль играет логическое мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Помимо всего прочего, интеллектуальные игры – это, в основном, командные игры, а работа в коллективе, команде способствует развитию у детей навыков общения и взаимодействия со сверстниками. Эти навыки, на наш взгляд, помогают преодолеть проявления дезадаптации.

Подготовка

        Перед проведением занятий с использованием интеллектуальных игр в классе нужно выявить дезадаптированных детей. Это можно сделать с помощью наблюдения, бесед, анализа продуктов деятельности детей (рисунки). Наиболее точным методом является социометрия. Примеры вопросов: «Кого бы ты взял/не взял с собой на необитаемый остров?», «Кого бы ты пригласил/ни за что не пригласил на свой День Рождения?». Можно предложить детям выбрать двоих или троих одноклассников на каждый вопрос. Очень важно пообещать детям, что результаты не будут разглашаться. Это залог того, что дети будут отвечать честно и не будут бояться обидеть друг друга. Социометрия позволяет выявить лидеров класса и дезадаптированных детей. В группу риска попадают те дети, которые набрали больше всех отрицательных выборов. Диагностировать дезадаптацию может только психолог, поэтому после проведения социометрии нужно посоветоваться с ним.

        Для дезадаптированных детей можно составить индивидуальные социограммы, которые позволят увидеть тех детей, с которыми дезадаптированный ребёнок общается (хотел бы общаться). Это будут те дети, которых он выбрал для путешествия на необитаемый остров или на День Рождения. При формировании команд нужно учитывать эти данные и стараться включать дезадаптированного ребёнка в команду с теми детьми, которых он выбрал.

Готовим вопросы

        Перед созданием вопросов для игр нужно выбрать тему и узнать интересы детей по этой теме (например, какие мультфильмы они часто смотрят, каких необычных животных знают и др.). Результаты опроса можно использовать при создании вопросов. Особое внимание следует обратить на ответы дезадаптированных детей и включить в игру хотя бы несколько вопросов, в которых дезадаптированный ребёнок разбирается. Обязательно нужно продумать наводящие вопросы и подсказки.

        Рекомендации по составлению вопросов мы приводим ниже.

Проводим игру

Работа в команде

        На первом занятии можно распределить детей по командам учителю, учитывая данные социометрии, или предложить детям распределяться по командам самостоятельно, если у них уже был опыт такой деятельности. При самостоятельном распределении детей всё равно нужна помощь учителя. Можно обговорить условия разделения на команды: количество команд, примерное количество участников в команде и самое главное условие – ни один участник не должен остаться без команды.

        На первом занятии могут возникать различные проблемы: с распределением ролей в команде (тогда учителю стоит вмешаться и распределить роли самому), с нежеланием продолжать играть после первых неудач (в этом случае учитель может словесно поддержать команду, предложить им вне очереди выбирать вопрос или рассказать о призах не только за первое место, но и за самую тихую и слаженную работу), с обвинением друг друга в проигрыше (тогда учитель может ещё раз напомнить детям, что в командной игре команда – единое целое, и не стоит обвинять кого-то в неверном ответе).

        Если команда готова принять дезадаптированного ребёнка, а он отказывается участвовать в игре, то не стоит настаивать. Пусть ребёнок посидит и просто посмотрит на ход игры. Если игра его заинтересует, он проявит желание принять участие. Если ребёнок застенчивый, и может побояться сам высказать своё желание, то можно спросить его ближе к середине занятия, не хочет ли он присоединиться к командам.

        Если ребёнок так и не захотел принять участие в игре, можно попросить его остаться после игры и побеседовать с ним о том, почему он отказался участвовать. Главное – помнить, что не стоит вовлекать ребёнка в игру против его воли: пугать двойками за поведение, замечаниями, выгонять с занятия. Эти методы только утвердят мнение ребёнка о том, что делать что-то вместе с одноклассниками не нужно, и даже страшно.

        Во время беседы нужно выяснить причину нежелания ребёнка участвовать и пообещать ему помочь в разрешении проблемы. Если ребёнок боится, что его не возьмут в команду – можно напомнить, что одно из правил предполагает разделение на команды абсолютно всех детей. Если ребёнок переживает, что не сможет помогать команде в решении заданий, и из-за него команда проиграет, можно сказать, что в игре обязательно будут вопросы, на которые он знает ответ. Если и это не придаст ему уверенности в своих силах, можно назвать один-два вопроса по тому мультфильму (животному и т.д.), который ребёнок знает. Если ребёнок не хочет играть, потому что «все одноклассники плохие», то можно заверить его, что заставлять дружить с плохими одноклассниками его никто не будет. А даже самые вредные одноклассники могут оказаться хорошими товарищами по игре – ведь когда вместе думаешь над ответом, нет времени ругаться. Важно, чтобы итогом беседы стало желание ребёнка попробовать поиграть на следующем занятии. Можно пойти на хитрость – предложить ребёнку провести «научный эксперимент»: попробовать играть, а если ему не понравится, то в любой момент прекратить.

Дисциплина

        Ещё одна из проблем, которые могут возникнуть – дисциплина. С одной стороны, на внеурочном занятии важно создать доброжелательную обстановку и не нагружать детей правилами, как на уроке. С другой стороны, упускать дисциплину нельзя. При работе в 3-4 классе можно сформулировать правила поведения во время игры вместе с детьми. В 1-2 классе можно самостоятельно объяснить правила детям. Для привлечения внимания детей можно звонить в колокольчик, хлопать в ладоши и т.д. Важно сразу обговорить, какие будут «штрафы» за нарушение правил – например, за обсуждение после сигнала у команды отнимается один квадрат (вычитаются баллы).

Баллы, очки, призы

        За верные ответы командам можно выдавать квадратики, ставить плюсики в сводную таблицу, прибавлять баллы. Уже с первых занятий дети сами смогут контролировать свои достижения – собирать и пересчитывать квадраты, считать баллы. В подсчётах баллов не ошибаются даже те, кто на уроках математики путается в самых простых вычислениях.

        В конце занятия нужно поблагодарить детей за участие, объявить итоги игры (какая команда какое место заняла) и наградить детей. Лучше, если призы будут для всех команд. Так дети не огорчатся даже из-за самого последнего места. В качестве призов можно использовать наклейки, блокнотики, карандаши, ластики. Можно обговорить, что призы выдаются не только за участие в игре, но и за составление вопросов.

Игроки становятся авторами

        После игры можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по категориям игры (один-два вопроса на каждую), соответствующие теме игры. Важно объяснить принцип создания вопроса: сначала придумать ответ, проверить, подходит ли он по теме и по категории, а потом создавать вопрос. Если дети будут затрудняться при придумывании ответа, можно подсказывать им слова.

        Детям очень нравится, когда придуманные ими вопросы появляются в следующей игре (с оформлением учителя). Это повышает их самооценку. Некоторые дети радуются своему вопросу в игру даже больше, чем победе.

Делаем выводы и идём дальше

        При анализе первого занятия стоит обратить внимание на то, какие трудности возникали (по вопросам и по работе в командах) и постараться продумать второе занятие так, чтобы можно было избежать этих трудностей.

        На втором занятии можно предложить детям самостоятельно распределяться по командам. Важно проследить, чтобы у дезадаптированных детей не возникало конфликтов с одноклассниками. Если дезадаптированный ребёнок после распределения остался один, то можно предложить ему самостоятельно выбрать любую команду.

        Перед началом второй игры стоит вместе с детьми вспомнить правила игры. На третьем занятии можно не напоминать детям правила и посмотреть, как они их сами запомнили и соблюдают. Если дети стараются соблюдать все правила, то об этом стоит сказать и похвалить детей. Если дети не выполняют правила игры без напоминания, то правила следует напомнить.

        Во время занятий нужно следить за поведением дезадаптированных детей, их реакцией на разные ситуации, возникающие в игре. Может получиться так, что все дезадаптированные дети будут собираться в одну команду, которая будет отставать от остальных. В таком случае можно предложить кому-то помочь команде – присоединиться к ней. Либо, как-то обыграв ситуацию, перемешать команды и включить дезадаптированных детей в разные команды.

        После проведения игр можно повторно провести социометрию и проанализировать результаты. Оценивать стоит даже самые небольшие положительные изменения.

Как составлять игры для детей?

        Создание игры нужно начать с выбора темы. Тема должна быть близка детям. Можно сделать игру по недавней экскурсии (например, про космос после экскурсии в Музей Космонавтики). Но в сложных темах вопросы не должны быть слишком трудными, на воспроизведение материала («В каком году первая женщина полетела в космос?»). Можно выбрать простую тему (например, «Еда»). Как показал наш опыт, эта тема очень близка и интересна детям. Можно предложить детям самим придумать тему следующей игры.

        После выбора темы нужно определиться с категориями. Это могут быть категории с музыкальными вопросами, с угадыванием по картинке, со словом-отгадкой, содержащем в себе буквосочетание (-ОТ-) и др.

        После этого нужно выбрать, как будут распределяться вопросы внутри категории: от простого к сложному или одинаковой сложности. За вопросы, различные по сложности, стоит давать разные баллы (за верный ответ на самый простой вопрос – 10 баллов, на самый сложный – 40-50).

        Следующий этап – создание вопросов. Вопросы даже в одной категории могут быть разными по форме: с выбором ответа, открытые вопросы, вопросы в стихотворной форме и т.д. Нужно продумать подсказки не только на самые сложные вопросы, но и на вопросы средней сложности.

        При поиске ответа на вопрос есть несколько непростых моментов. Самое сложное - определить, с чего начать. Это трудно даже взрослым, а для детей может стать непреодолимым препятствием. Поэтому мы старались все вопросы сформулировать так, чтобы дети, во-первых, имели отправной пункт для обсуждения, а во-вторых, могли начать обсуждать "с разных точек".  Например, вопрос, содержащий два омонима или музыкальный фрагмент и описание, вопрос с картинкой и загадкой, несколько вариантов ответа, из которых нужно выбрать верный. Очень хорошим вариантом считаем использование буквосочетаний, содержащихся в ответе (так называемая "матрица"). Это позволяет детям выдвигать гипотезы, а потом проверять их. Кроме этого, такой приём способствует развитию орфографической зоркости.

        После того, как вопросы и подсказки будут готовы, можно начинать оформлять игру. Делать это удобно в программе Microsoft Office PowerPoint, где можно настроить навигацию по презентации с помощью гиперссылок.

        После оформления игры нужно продумать дополнительные материалы для игры: листы-черновики, подарки для победителей.

        Мы придерживались определённых принципов при создании игр. Этими принципами могут руководствоваться и педагоги, создающие свои игры:

        А) Не знаю - рассуждаю - догадываюсь – проверяю (этот принцип отражает то, что вопросы на воспроизведение материала не будут интересны детям, гораздо интереснее им те вопросы, где можно догадаться, порассуждать).

        Б) Предметное содержание в необычной форме (можно включать в игры вопросы, отражающие содержание учебных предметов, но стоит разнообразить такие вопросы, например, представить пословицу в виде набора картинок).

        В) Подбор заданий с учётом интересов детей (и тема игры, и сами задания должны быть понятны и интересны детям, должны соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям).

        Г) Предоставление детям возможности порассуждать, перебирая варианты (к этому принципу хорошо подходят вопросы с выбором ответа: не зная верного ответа, дети проверяют каждый вариант и догадываются до правильного).

        д) Детей привлекают музыкальные вопросы (музыкальные вопросы создают положительный эмоциональный настрой, смену активной сенсорной системы).

        Е) Также интересны вопросы с картинками (у детей младшего школьного возраста наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому картинки воспринимаются с большим удовольствием, чем текст).

        Ж) Дети становятся авторами (занятия можно разбить на две части: игра и придумывание детьми вопросов по теме игры; во-первых, из этих вопросов можно создавать игры, во-вторых, этот этап работы позволяет закрепить развивающиеся навыки общения и совместной деятельности со сверстниками у дезадаптированных детей).

        Мы надеемся, что наш опыт будет вам полезен, игры принесут много положительных эмоций учителям и ученикам и помогут преодолеть дезадаптацию.

        Проект может быть использован в работе классного руководителя в рамках реализации плана воспитательной работы.

        Презентации-игры в электронном виде можно скачать по адресу https://sites.google.com/site/luchik712/intellektualnye-igry-vo-vneurocnoj-deatelnosti-kak-sredstvo-preodolenia-skolnoj-dezadaptacii-mladsih-skolnikov 

        На сайте можно оставить вопросы и комментарии.  Будем рады сотрудничеству!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры

В статье представлен анализ особенностей школьной тревожно-сти младших школьников. Раскрыта модель психолого-педагогической коррек-ции школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульпту...

Методическая разработка "Интеллектуальный марафон как средство формирования познавательной деятельности младших школьников".

Данное мероприятие может быть проведено как классный час, так и внеурочное мероприятие....

Дипломная работа - проект "Интеллектуальные игры как средство коррекции школьной дезадаптации младших школьников"

В образовательных учреждениях педагог часто сталкивается с проблемой школьной дезадаптации младших школьников, но высокие требования учебной программы не позволяют уделять достаточного внимания дезада...

Профилактика проявлений школьной дезадаптации младших школьников «Я познаю этот мир»

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка с особыми потребностями в обучении. Этот период труден и для ребёнка, который прошёл подг...

Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников с ЗПР

Данная программа направлена на профилактику дезадаптивного поведения учащихся начальной школы....