Ученики с задержкой психического развития. Какие они? Рекомендации по обучению детей с ЗПР.
консультация на тему

Рязапова Елена Викторовна

Материалы содержат информацию о сущности, проявлениях, особенностях личности и возможностях обучения детей с ЗПР, а также рекомендации для педагогов по работе с данной категорией обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧЕНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. КАКИЕ ОНИ?

Слайд 2

Что такое ЗПР? Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма

Слайд 3

ЗПР выражается в: недостаточности общего запаса знаний ограниченности представлений об окружающем мире незрелости мышления преобладании игровых интересов быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности Это эмоциональная и волевая незрелость в сочетании с отставанием в развитии познавательной сферы

Слайд 4

Характеристика детей с ЗПР замедлен процесс приема и переработки информации недостаточно сформированы пространственно – временные представления в нимание неустойчиво, концентрация снижена, объем ограничен, отвлекаемость и истощаемость повышены, переключение и распределение недостаточны снижена продуктивность произвольной памяти н е умеют применять рациональные способы запоминания информации, преобладает механическое заучивани е

Слайд 5

Характеристика детей с ЗПР недостаточный уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования трудности при построении развернутого речевого высказывания, не всегда правильно понимают речевую инструкцию учителя без дополнительного показа, объяснения сниженная познавательная активность не сформирована учебная мотивация н арушена произвольная регуляция поведения: чрезмерная возбудимость или чрезмерная заторможенность

Слайд 6

Особенности личности детей с ЗПР У детей с ЗПР могут проявляться следующие личностные особенности: яркость, поверхностность , нестойкость эмоций, неустойчивость настроения, импульсивность легкая внушаемость неуверенность в себе, боязливость, робость, тревожность отсутствие чувства долга, ответственности несамостоятельность , пассивность, безынициативность нежелание систематически трудиться, установка на получение помощи лживость , изворотливость

Слайд 7

Школьники с ЗПР могут: принимать и использовать помощь усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции переносить его на аналогичные задания учиться в общеобразовательных школах при соблюдении определенных условий



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  1. Подбирать материал оптимальной степени сложности: он не должен быть слишком легким и слишком сложным. Материал должен быть сложен в такой степени, чтобы учащийся мог бы справиться с ним при наличии усилий и некоторой помощи взрослого. Только в этом случае будет достигаться развивающий эффект.
  2. Не требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не ставить учащегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. Не рекомендуется спрашивать первыми.
  4. Создавать максимально комфортную психологическую атмосферу на уроке: не вызывать к доске, не заставлять отвечать, если ребенок сам не проявляет инициативу. Проводить устный опрос наедине.
  5. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  6. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, с многократным повтором основных моментов.
  7. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  8. Ряд вопросов излагать в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограничены); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы); некоторые наиболее сложные вопросы исключать из рассмотрения.
  9. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не в слишком большом количестве, т.к. объём восприятия снижен.
  10. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Учащиеся должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  11. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
  12. При выполнении задания инструкция должна быть короткой. Необходима четкая и ясная формулировка указаний.
  13. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  14. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащихся на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания у них снижен.
  15. Постепенно, но систематически включать ребенка в оценивание своей работы.
  16. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, смена интонации и использование других приемов привлечения внимания.
  17. Не допускать переутомления, давать кратковременную возможность для отдыха, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
  18. При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а только с самим собой на предыдущем уровне развития.
  19. Постоянно поддерживать уверенность учащихся в своих силах, обеспечить им субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
  20. Развивать чувство самоуважения детей с учетом реального осознания ими своих трудностей и проблем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....

Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

     Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в под...

электронный вариант .Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучаться по варианту 7.2

Примерные рабочие программы (ПРП) составлены по 8 учебным предметам, относящимся к 6 предметным областям и 3 курсам коррекционно-развивающей области в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО обуч...

Рабочая программа для ученика с задержкой психического развития по обучению грамоте.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной адаптированной основной  образовательной программы образования дет...