Сказкотерапия как метод коррекции в образовании
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Фотинская Ульяна Викторовна

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_moya.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 2-3 КЛАССОВ В ГПД.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, морально-нравственное развитие, формирование способности к рефлексии, эмпатии, развитие позитивной «Я-концепции», принятия ответственности за свой выбор и действия.

Тема занятия: «Сказкотерапия как метод коррекции в образовании».

Воспитатель ГПД:  Фотинская Ульяна Викторовна

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках  запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

Для мягкого влияния на поведение ребенка необходимо подбирать специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие.

Можно предложить ученику сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Цель: снижение агрессивности у детей младшего школьного возраста, повышение уверенности в собственных силах, повышение потенциала каждого ребенка, коррекция поведенческих реакций.

Задачи:

- провести первичную диагностику на выявление агрессивности

- разработать и провести цикл занятий по коррекции агрессивного поведения

- провести сравнительную диагностику;

- проанализировать полученные результаты

- сделать выводы по проведенной опытно-практической работе.

 

Методы опытно-практической работы:

эмпирические - наблюдение, тестирование;

теоретические- анализ, синтез, обобщение, классификации.

План осуществления опытно-практической работы

1 этап- организация и проведение диагностики, в которую входит оценка уровня агрессии.

2 этап-проведение курса занятий, направленных на коррекцию агрессивного поведения;

3 этап- сравнительная диагностика;

4 этап- анализ результатов.

В основу данной программы были включены следующие положения:

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

1. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

2. Сказкотерапия – это философия жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация  может через некоторое время обернуться благом.

3. Сказкотерапия  – это процесс экологического образования воспитания ребенка.

4. Сказкотерапия  – это терапия средой, особенно сказочной обстановкой в которой может материализоваться мечта, а главное в ней появляется чувство защищенности.

5. Сказкотерапия – это органичная воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.

Тематический план занятий, который включает несколько блоков:

1.        «Давай познакомимся» (установление межличностных контактов между участниками группы).

2.        «Мир эмоций» (снятие эмоционального напряжения).

3.        «Научись любить себя» (формирование позитивного отношения к себе)

4.        «Все в моих силах» (повышение уверенности в собственных силах).

5.        «Вместе тесно, а врозь скучно» (обучение детей технике разрешения межличностных конфликтов).

6.        «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много» (формирование опыта взаимодействия со сверстниками).

7.        «Праздник» (заключительное занятие).

1.Тема: «Давай познакомимся».

Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.

1. Диагностика самооценки:  «Лесенка».

Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке. Воспитатель  показывает ребенку изображенную на листе бумаги лесенку (количество ступенек - 7) и предлагает ему поставить себя на одну из ступенек. Далее ребенку предлагается выбрать ступеньку, на которую его поставит мама, папа, учитель, друг (подруга).

2. Упражнение: «Мой сказочный герой».

Детям предлагается рассказать о себе от имени какого - либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.

Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться.

3. Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия.

«Привет! Ты мне нравишься!»

Все дети сидят в кругу. Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противоположные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что ...!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).

4. «Сочиняем сказку».

Воспитатель группы начинает историю: «Жили - были...», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до руководителя, он направляет сюжет  истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

5. «Шустрики - мямлики».

Воспитатель рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем - либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» - мямлики. Воспитатель предлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение). Далее воспитатель предлагает детям потанцевать. Под медленную музыку они будут танцевать спокойно - как мямлики, а под быструю и веселую - как шустрики.

6. Игра:  «Ручеек по выбору».

Это облегчает контакт, особенно на этапе знакомства, снижает напряжение. Эта игра дает возможность судить о симпатиях возникших в группе. Если в предыдущей игре группа разделится пополам (на шустриков и мямликов), то можно предложить детям такой вариант игры: шустрики выбирают для игры в «Ручеек» только мямликов и наоборот.

7. Рефлексия: «Сказочные домики».

Предварительно готовится для каждого ребенка персонально лист бумаги формата А4 с изображением домиков. Количество окошек в домике должно соответствовать количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось - улыбающееся личико, не понравилось - грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.

2.Тема: «Мир эмоций».

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

1.Настольная игра «Встреча эмоций».

 Карточки с изображением эмоций раскладываются на две группы (грусть, усталость, веселье, удовольствие и т. д.). Воспитатель предлагает детям представить, как встречаются различные эмоции: та, которая нравиться, и та, которая неприятна. Воспитатель изображает «хорошую», ребенок «плохую».

2. Дидактическая игра: «Сказочные герои».

Детям демонстрируется плакат с изображением героев сказок, каждый из персонажей отображает определенную эмоцию. Ребенок должен узнать эмоцию, объяснить свое решение и рассказать отчего, по его мнению, сказочный герой весел, злой, грустит и т. д. 1. Чтение сказки «Сказка про Чебурашку».

В данной сказке освещается проблема детских страхов (непосредственно страха темноты). Воспитатель читает детям сказку.

Вопросы для беседы:

Расскажи, чего боишься ты? Было ли такое, когда ты сильно испугался? Преодолел ли ты свой страх?

3. Рисование: «Чего Я боюсь».

Детям раздают листы бумаги и карандаши. Им предлагается нарисовать то, чего они боятся. После рисования еще раз поговорить о том, чего же конкретно боится ребенок. Затем необходимо дать детям ножницы и попросить разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, необходимо показать детям, что собрать его не возможно. Мелкие кусочки бумаги необходимо выбросить в мусорное ведро. Мусор увезут и сожгут, а вместе с ним сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

4. Игровое упражнение: «Мы хорошие».

Все дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает всем поднять вверх правую руку, кисть руки сложить в виде ковшика над головой. Такой рукой - «ковшиком» дети гладят себя, опуская руку медленно все ниже и ниже. Затем им предлагается погладить друг друга и громко сказать: «Мы хорошие!».

Рефлексия. «Сказочные домики».

3.Тема: «Научись любить себя».

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

  1. Чтение сказки «Гадкий утенок».

Дети удобно рассаживаются на полу, и Воспитатель читает им сказку «Гадкий утенок».

Вопросы для беседы:

Почему никому не нравился Гадкий утенок в начале сказки? Что же с ним произошло в конце сказки? Чувствовал ли ты себя когда - либо «гадким утенком»? Как ты поступал в данной ситуации? и т.д.

2. Рисование портретов: «Это я теперь!».

Дети рассаживаются на полу, воспитатель предлагает им бумагу и карандаши. Детям предлагается нарисовать самого себя, свой автопортрет. По желанию детей рисунки можно развесить на стенде.

3. Игра – имитация: «Веселая зарядка».

Воспитатель рассказывает, дети показывают." Каждый из вас - хозяин своего тела! Вы - проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или мы - упавшие на спину божьи коровки? Удастся ли перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы - крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть - чуть и полетим. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы -маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачаемся из стороны в сторону - и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из наших двух ног сегодня выше подпрыгнет - левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.

4. Рефлексия «Сказочные домики».

4.  Тема: «Все в моих силах».

Цель: Повысить потенциал ребенка.

1.Познавательное упражнение: «Какой Я?»

Каждому участнику дается карандаш и лист бумаги, разделенный на две части, в правом верхнем углу листа стоит «+», в левом верхнем углу - « - » и следующая инструкция: напиши в-правом столбике под знаком «+» те свои черты характера, интересы и чувства, которые тебе нравятся, а в левом столбике под знаком « - », те, которые не очень нравятся. После выполнения задания, желающие могут зачитать свой перечень остальной группе.

2. Чтение сказки: «Золушка».

Дети удобно рассаживаются на полу, Воспитатель читает им сказку «Золушка».

Вопросы для беседы:

Как жилось Золушке в доме мачехи. Какая она была? Почему принц выбрал именно Золушку? А кем хотите стать вы, когда вырастите? и т.д.

3. Рисунок: «Я в будущем».

Данное упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дает ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах. Дети удобно размещаются по комнате. Им дается следующее задание: нарисовать себя таким, каким видит себя в будущем.

Вопросы для обсуждения:

Как ты будешь выглядеть? Как ты будешь себя чувствовать? Какими будут твои отношения с родителями? Братом? Сестрой? С одноклассниками? С друзьями?

4. Игровое упражнение: «Хвасталки».

Дети садятся на полу в круг. Воспитатель предлагает им рассказать друг другу о своих успехах: «Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Детям предлагается подумать о каком - нибудь своем достижении. При этом не имеет значение, большое это достижение или маленькое. Игру начинает воспитатель. Он подходит к одному из детей и рассказывает о своих успехах, передавая радость от достигнутого. Ребенок, выслушав, должен сказать: «Я рад за тебя». Затем этот ребенок идет к следующему и рассказывает ему о своем успехе. Тот в свою очередь скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру.

Вопросы для анализа:

Понравилась ли тебе эта игра? Легко ли тебе было говорить о своих успехах? Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

5. Игра: «Дизайнеры».

Для игры необходимы тюбики губной помады. Каждый ребенок получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги, но аккуратно. Необходимо следить за тем, чтобы украшали всех, в том числе, и руководителя группы.

6. Групповой рисунок: «Как мы боремся с трудностями».

После беседы воспитатель предлагает детям нарисовать способы преодоления трудностей. Совместное рисование на данную тему, поможет ребенку развить уверенность в себе, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.

7. Дидактическое упражнение: «Закончи предложение».

Дети сидят в кругу. По кругу, по команде руководителя дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу...

Я умею... Я смогу... Я добьюсь...

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. Данное упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.

8.Подвижная игра: «Паровозик».

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения. Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети - «вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

9. Рефлексия: «Сказочные домики».

5. Тема: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов.

Слушание песенки Шаинского: «Добрым быть совсем не просто».

1. Упражнение: «Говорят не только слова».

Воспитатель предлагает детям сказать одну и ту же фразу зло и миролюбиво. Например:

Я не хочу с тобой играть. Это не честно. Ты разрушил мою работу. Ты рисуешь моим фломастером.

Далее детям предлагается обсудить, как было проще говорить: зло или миролюбиво. Дети обсуждают проблему: почему говорить по -доброму и быть добрым сложно и требует особых стараний.

2. Чтение сказки: «Заяц с рюкзаком».

В данной сказке освещается проблема негативного поведения ребенка (детской драчливости).

Вопросы для беседы:

Как ты думаешь, что же произошло с зайцем ночью. Что бы ты сказал такому зайцу, если бы повстречал его. Если тебя кто - либо обидит (ударит, обзовет), как поступишь ты.

3.Словесная игра: «Ругаемся овощами».

Воспитатель предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква» и т. д.

4. Театрализованная игра: «Разыгрывание ситуации».

Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

а) два мальчика поссорились - помири их;

б) ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;

в) твой друг обижен на тебя, извинись перед ним, попробуй помириться.

5. Рефлексия: «Сказочные домики».

6.  Тема: « Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

1. Подвижная  игра:  «Ветер дует на...»

Со словами «Ветер дует на...» Воспитатель начинает игру. Чтобы дети побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» -все светловолосые дети собираются в одну группу. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «у кого много друзей» и т. д. Необходимо дать возможность детям побыть ведущими.

.

2. Чтение русской народной сказки: «Зимовье зверей».

Вопросы для беседы:

Почему животные одержали победу? С кем бы ты ничего не испугался? Как ты понимаешь слова: «Один друг лучше ста слуг»? Как можно сказать по-другому? Какие еще поговорки ты знаешь про друзей?

3. Дидактическая игра: «Рукавички».

Количество пар вырезанных из бумаги рукавичек равно количеству пар участников группы. Воспитатель; раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети расходятся по комнате. Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Необходимо понаблюдать, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом! договариваются. По окончании работы, необходимо подвести итоги: понравилось ли работать в парах, какие были трудности в организации работы, что не получалось.

4. Гимнастическое  упражнение: «Строим цифры».

Дети свободно двигаются по комнате под веселую музыку. По команде руководителя (музыка останавливается, Воспитатель поднимает руки с карточками, на которых изображены цифры). За 1 минуту дети должны из своих тел построить цифру, изображенную на карточке. Если дети справляются с заданием быстро, то время можно сократить.

5. Рефлексия: «Сказочные домики».

7.   Тема: «Праздник. Заключительное занятие».

 

Цель: подвести итог всей проделанной работе.

1.Рефлексия: «Новоселье».

Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, каждый в свое окошко. Как хорошо жить в таком домике, всем вместе, как одна большая дружная семья.

2.Копилка добрых дел: «Чемодан в дорогу».

Воспитатель говорит о том, что наступил момент прощания и скоро все мы разойдемся, но не с пустыми руками, всем мы соберем «чемодан» в дорогу. Каждому раздается лист бумаги А4 на котором нарисован чемодан и цветные карандаши (по желанию дети могут его раскрасить). Затем каждый передает свой «чемодан» соседу, который пишет в «чемодан» свои добрые и хорошие пожелания. Так листочки передают по кругу до тех пор, пока к каждому не вернется его «чемодан».

3. «Сладкий праздник»

Организуется чаепитие и сладкий стол. Воспитатель поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий.

4. Рефлексия: «Какой я здесь и сейчас!»

Вопросы к обсуждению: Что было важно для тебя? Что было трудно сделать, а что легко? Какой ты сейчас? Хочешь ли остаться таким же? Что изменилось? Какие чувства испытываешь сейчас? Они с тобой останутся? Что ты будешь стараться сделать в будущем? Твои мечты и планы? Что необходимо сделать для этого?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказкотерапия - как метод развития навыков эмоциональной саморегуляции педагогов и родителей"

Сказкотерапия  - это не иллюзия! Это пробуждающая, побуждающая к действиям трансформационная терапия!...

Мастер-класс на тему "Сказкотерапия как метод сохранения психического здоровья школьников"

Инновационные технологии воспитательной работы с учащимися....

Сказкотерапия как метод восстановления психоэмоционального равновесия и воспитание эмоционально-нравственной культуры

В статье описано значение здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного образовательного учреждения.   Особое внимание при этом уделяется опис...

Сказкотерапия как метод адаптации первоклассников к обучению.

Сборник из опыта работы педагога- психолога МКОУ НОШ с.Ленинское. В данной работе раскрывается содержание метода сказкотерапия, для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению, важнейшими ...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ "

  Важное место в  развитиии личности детей отводится сказкотерапии. Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. Они подсказывают...

Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей

Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей...

Мастер-класс для учителей - педагогов «Сказкотерапия как метод коррекции речи»

Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности педагога.В жизни много чудес. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Пра...