АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ "
методическая разработка

    Важное место в  развитиии личности детей отводится сказкотерапии. Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. Они подсказывают  ребенку новые возможности и модели поведения,  стимулируют  проявление скрытых способностей, укрепляют  в ребенке оптимизм и надежду. Он исцеляет душу, придают ребен­ку силы  в свои возможности и формируют его личность . Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем уз­нает из сказок и историй, а затем различным образом применяет это знание в жизни.  Таким образом, становится очевидным значимость сказкотерапии в развитиии личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.С этой целью и была разработана программа коррекции  личностных качеств  детей старшего дошкольного  классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ:

«СКАЗКОТЕРАПИЯ  КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ  

           

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

    «Все , чего я в жизни достиг, я обязан детству » , - говорил известный детский писатель Борис Житков. Все мы родом из детства, многие дети рождаются ,имея те или иные способности. Их, естественно , следует выявить и развивать.Однако способности будут реализованы в полной мере только в том случае, если его развитию сопутствует полноценное формирование личности в целом. Всестороннее развитие является тем источником, которое питает способности,таланты. Без него они не получают нужного расцвета.Выявление способностей у детей- задача учителей начальных классов  Станет ли школа для ребенка вторым домом, будет ли он входить в этот дом с радостью, свяжет ли все значимое в его жизни , останется ли в будущем для самых больших свершений, станет ли полноценным членом общества? Ответ на этот вопрос итог всей школы. Задача  нас , взрослых , как можно раньше создать  условия для развития гармонично-развитой личности.  Это надо начинать уже до момента поступления ребенка в школу. Именно на пороге обучения школы, необходимо чтобы у каждого ребенка, поступающего в школу, были  развиты такие качества как уверенность в себе, уверенность в своих силах, дружелюбие и целеустремленность.

    Каким путем это достичь? В первую очередь необходимо каждому  ребенку вселять с самого начала поступления в школу , что каждый из них- это личность. К этой личности небходимо относиться с уважением. Каждому из них  с самого начала жизненного пути необходимо  научиться реализовываться в жизни, стать самодостаточной личностью. Личность  реализуются в творчестве. Врожденное влечение к творчеству необходимо развивать. Хорошо, когда человек знает, и трижды лучше, когда, опираясь на знание, творит новое. Прекрасно будет, если рядом с юным дарованием будет педагог, способный увидеть и зажечь» божью искорку своего воспитанника». Счастлив тот человек, у которого раскрыты и развиты именно ему присущие способности . Человек счастливый сделает счастливыми и окружающий его мир.

    Важное место в  развитиии личности детей отводится сказкотерапии. Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. Они подсказывают  ребенку новые возможности и модели поведения,  стимулируют  проявление скрытых способностей, укрепляют  в ребенке оптимизм и надежду. Он исцеляет душу, придают ребенку силы  в свои возможности и формируют его личность . Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем узнает из сказок и историй, а затем различным образом применяет это знание в жизни.  Таким образом, становится очевидным значимость сказкотерапии в развитиии личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

     С этой целью и была разработана программа коррекции  личностных качеств  детей старшего дошкольного  классов.

    Новизна данной программы заключается в объединении методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике детей  старшего дошкольного возраста.

 В основе данной программы лежат труды   Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой  «Практикум по сказкотерапии»

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа рассчитана на 4 учебных года и носит блочный характер. Дети знакомятся с темами, затем происходит дальнейшее более глубокое их изучение. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Особой задачей в работе с детьми является развитие  личностных качеств детей младшего школьного возраста.

Цель: способствовать развитию личности детей младшего школьного возраста.

Задачи:

        1.Способствовать в развитии воображения, творческого мышления,                                                                      творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

2.Способствовать развитию личности  детей старшег о дошкольного возраста;

3.Повышать самооценку у детей;

4.Помогать в решении личностных и межличностных проблем;

5.Формирование умений слушать другого;

6.Раскрытие внутренних способностей ребенка;

7.Повышать уверенность в себе и своих силах.

8. Создание положительной мотивации к школьному обучению.

Форма занятий:

 - групповая работа ( 10-12 ч.) ;

 -игры;
         -упражнения;
         - элементы сказкотерапии с импровизацией;
         - рисование;
         -беседы.

IV. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ .

Вся работа по данной программе ведется  в рамках   предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста , занятия в  кружке «В гостях у сказки». На занятие в данном кружке отводится  33 часа  в год  , из расчета  1 час в  неделю.

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты и способы определения  результативности:

Результатом удовлетворения основных потребностей ребенка в процессе

сказкотерапии становится формирование целого ряда качеств личности:

Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение,

позицию или взгляды;

        Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;

        Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

-Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявления доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

-Когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.

-Поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими людьми.

Сказка пробуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него  проявляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Критерии оценки заключаются в успешном усвоении разделов программы, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков.

VI. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Для оценки эффективности данной программы  по развитию личностных качеств  детей младшего школьного  возраста   проводится диагностика личностных качеств учащихся  младшего школьного возраста в начале и в конце работы, используя соответствующие методики.

№ п/п

Разделы

Название диагностических методик

1

«Я уникальный, неповторимый»

«Лесенка» , «Шары» , «Хоровод»

2

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

«День рождения» , «Необитаемый остров »

3

«Мы вместе»

«Дом ,дерево, человек» , «Кинетический рисунок семьи»

4

«Школа радости»

«Лесная школа»

2.  Анкетирование родителей и педагогов  по теме  «Эффективность занятий сказкотерапией учащихся младшего школьного возраста» .

VII. ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Разделы

1

«Я уникальный, неповторимый»

2

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

3

«Мы вместе»

4

«Школа радости»

   

   1 раздел «Я уникальный, неповторимый»

Цель раздела: повышение уверенности в себе, повышение уровня самооценки,  разрешение проблем личностного и межличностного характера.

2 раздел «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Цель раздела: формирование умения работать в группе, создание комфортной доверительной атмосферы в группе, дружеских взаимоотношений.

3 раздел «Мы вместе» .

Цель раздела: развитие доверительных отношений в детско-родительской паре; развитие коммуникативных навыков; выработка навыков совместного конструктивного сотрудничества в детско-родительских парах, сплочение членов семьи.

4 раздел «Школа радости» .

Цель раздела: развитие личности ребёнка младшего школьного возраста , формирование социальных черт личности  школьника, необходимых для  формирования положительной мотивации к школьному обучению.

VIII. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятия  № 1-2.

1. Прветствие

2. Упражнения для первичного знакомства.  «Мой сказочный герой». Детям предлагается рассказать о себе от имени какого - либо сказочного героя .

3.Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия. «Привет! Ты мне нравишься!»

4 .«Сочиняем сказку». Руководитель группы начинает историю: «Жили - были...».

5 .«Шустрики - мямки».

6 .«Ручеек по выбору».

7. Рефлексия. «Сказочные дома».

8 . Диагностика личностных особенностей .

Занятие № 3 «Сказка про Тобика»

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

2.«Встреча эмоций».

3.«Сказочные герои». Детям демонстрируется плакат с изображением героев сказок, каждый из персонажей отображает определенную эмоцию. Ребенок должен узнать эмоцию, объяснить свое решение и рассказать отчего, по его мнению, сказочный герой весел, злой, грустит и т. д.

4. Слушание сказки «Сказка про Тобика».

5. Обсуждение сказки.

6. «Чего Я боюсь». Рисунок страха.

7.Упражнение «Мы хорошие».  

8. Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие № 4 «Бабочка»

1. Приветствие «Здороваемся носами , лбом……».

2. «Ты мне нравишься тем, что…..».

3. Слушание сказки «Бабочка».

4. Обсуждение сказки.

5. «Это я - бабочка». Рисунок образа.

6.Обсуждение рисунков.

7. «Веселая зарядка».

8. Рефлексия «Сказочные доомики».

Занятие № 5 «Настенькино счастье»

 1. Приветствие.

2. Упражнение «Какой Я.  Скажи всем»

3. Чтение сказки « Настенькино счасье». Дети удобно рассаживаются на полу, руководитель читает им сказку.

4.Беседа по содержанию сказки.

5.Рисунок «Я в будущем».

6.Обсуждение рисунков.

7. «Хвасталки». Дети рассказывают о своих достижениях.

8 . Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие № 6 «Сказка про пони Лу»

1. Приветствие. Ритуал приветствия

2. Игра «Рыбаки и рыбки».

3. Чтение сказки «Сказка про пони Лу»

4.Беседа по содержанию сказки.

5. Упражнение  «Цветик - семицветик». В  центре зала на стуле сидит  ребенок, другие дети его хвалят.

6 Игра «Кораблик».

7. Рефлексия «Сказочные домики».

Занятие № 7 «Ромашка»

1 Приветствие. Ритуал привествия.

 2. Игра «Мышь в мышеловке».

3. Чтение сказки  « Ромашка». Дети удобно располагаются, руководитель читает им сказку.

4. Беседа по содержанию сказки.

5. Упражнение « Что во мне есть хорошего?»

6. Игра  «Соломинка на ветру».

7. Рефлексия «Сказочные домики».

Занятие №8

1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2. Игра «Дракон».

3.Слушане сказки «Сказка про храброго зайца»

4. Обсуждение сказки.

5. Беседа « Если  рядом будет кто-то без настроения,  как ты можешь поднятьему настроение?

6. «Закончи предложение».

Я хочу...

Я умею... Я смогу... Я добьюсь...

7. «Паровозик».

8. Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие №9 «Стойкий оловянный солдатик»

1. Приветствие. Ритуал приветствия

2.«Говорят не только слова». Руководитель предлагает детям сказать одну и ту же фразу зло и миролюбиво. Например:

Я не хочу с тобой играть. Это не честно. Ты разрушил мою работу. Ты рисуешь моим фломастером.

2. Чтение сказки « Стойкий оловянный солдатик».

3. Обсуждение сказки.

4. «Ругаемся овощами». Руководитель предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква» и т. д.

5.«Разыгрывание ситуации». Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

• два мальчика поссорились - помири их;

• ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;

• твой друг обижен на тебя, извинись перед ним, попробуй помириться.

6. Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие № 10 «Работница и ленивица»

1. Приветствие. Ритуал приветствия.

 2.  Игра «Ветер дует на...»

3. Чтение русской народной сказки «Работница и ленивица».

4.Обсуждение сказки.

5. Игра «Рукавички».

6.Игра  «Строим цифры».

7. Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие № 11 «Теремок»

1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2.«Встреча  друзей.». Дети говорят комплименты друг другу.

3. Упражнение « Я пожож на..».

4. Слушание сказки «Сказка про Теремок».

5. Обыгрывание сказки.

6. Беседа  «Что  я люблю делать». «Что я не люблю делать».

7.Упражнение «Мы  вместе- сила».  

8. Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие № 12 «Зимовье зверей»

  1. Приветствие. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «На какое животное я похож».
  3. Слушание сказки «Зимовье зверей».
  4. «Обсуждение сказки».
  5. Игра «Ладошки».
  6. Игра «Кого не стало».
  7. Рефлексия. «Вазы с цветами»

Занятие № 13 «Заюшкина избушка»

 1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2. Игра «Поменяйся местами».

3. Упражнение « Я знаю , что ты..».

4. Слушание сказки « Заюшкина избушка».

5. Обыгрывание сказки.

6. Игра «Перестройся»

7.Упражнение «Мы  вместе- сила».  

8. Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие № 14 «Три поросенка» 

1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2. Игра « Кого не стало».

3. Упражнение «  Мне у тебя нравится то, что….».

4. Слушание сказки «  Три поросенка».

5. Обыгрывание сказки.

6. Игра «Кого не стало»

7.Упражнение «Повадырь».  

8. Рефлексия. «Ваза с цветами».

Занятие № 15 «Репка» 

1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2. Игра « Кого не стало».

3. Упражнение «  Мне у тебя нравится то, что….».

4. Слушание сказки «Репка».

5. Обыгрывание сказки.

6. Игра «Кого не стало»

7.Упражнение «Повадырь».  

8. Рефлексия. «Ваза с цветами».

Занятие № 16 « Волк и семеро козлят» 

1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2. Игра « Солдаты».

3. Упражнение « Мы с тобой дна команда».

4. Слушание сказки «Волк и семеро козлят».

5. Обыгрывание сказки.

6. Игра «Кого не стало»

7.Упражнение «Мосты».  

8. Рефлексия. «Ваза с цветами».

Занятие № 17 «Кенгуру » 

1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2. Игра « Солдаты».

3. Упражнение « Мы с тобой дна команда».

4. Слушание сказки «Кенгуру».

5. Обыгрывание сказки.

6. Игра «Кого не стало»

7.Упражнение «Мосты».  

8. Рефлексия. «Ваза с цветами».

Занятие № 18 «Маленькое семечко»

 1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2. Игра «Выборы».

3.Слушане сказки «Маленькое семечко»

4. Обсуждение сказки.

5. Игра «Повадырь»

6. «Закончи предложение».

Я думаю...

Я иногда... Я очень... Я рад...

7. « Болото».

8. Рефлексия. «Ваза с цветами».

Занятие № 19  «Мальчик- золотой хохолок, девочка- золотая коса»

1. Приветствие

2. Упражнение «Мой сказочный остров ».

3.Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия. «Я тебя выбираю, потому что …»

4 .Игра со свечкой

5. Слушание сказки «».«Мальчик- золотой хохолок, девочка- золотая коса»

6. Обсуждение сказки.

7 . Игра «Шустрики - мямки».

8.Рефлексия «Ваза с цветами»

Занятие № 20 « Чайка по имени Долли»

1. Приветствие.

2. Упражнение «Какой Я.  Скажи всем»

3. Чтение сказки «« Чайка по имени Долли»

 4.Беседа по содержанию сказки.

5.Рисунок « Мое любимое время года».

6.Обсуждение рисунков.

7. «Хвасталки». Дети рассказывают о своих достижениях.

8 . Рефлексия. «Сказочные домики».

Занятие № 21 «Сказка о вороненке»

 1. Приветствие.

2. Упражнение «Художник»

3. Чтение сказки «Сказка о вороненке»

 4.Беседа по содержанию сказки.

5. Упражнение «Моя мама…»

6. Игра «Веселый счет»

7. Игра «Великаны и гномы».

8. Рефлексия «Солнце, елка, туча»

Занятие № 22 «Сережа»

1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2.Упражнение « Какой я ребенок».

3.Слушание сказки «Сережа».

4.Обсуждение сказки.

5. «Эмоции»

6.Игра «Ладошки».

7.Игра «Кого не стало».

8.Рефлексия. «Вазы с цветами

Занятие № 23 «Про ежика Васю»

1. Приветствие.Круг.

2. Упражнение «Догонялки»

3.   Слушание сказки «Сказка про ежика Васю»            

4.   Упражнение «Плач»

5.   Упражнение «Семья»

6.   Упражнение «Ваза»

7. Рефлексия «Лепестки»

Занятие № 24 «Приключение медвежонка»

1. Приветствие.Круг.

2 .Упражнение «Филин»

3.Упражнение « Волшебные слова»

4.Упражнение «Мама называет меня ласково…..»

5.Слушание сказки «Приключение медвежонка»

6.Обсуждение сказки.

7. работа с бросовым материалом. Изготовление подарка для мамы.

8. Рефлексия. Ваза с цветами.

Занятие № 25 «Айога»

1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2. Игра « Великаны, гномы».

3. Упражнение «  Мне у тебя нравится то, что….».

4. Слушание сказки «Айога».

5. Обыгрывание сказки.

6. Игра «Кого не стало»

7.Упражнение «Статуя».  

8. Рефлексия. «Ваза с цветами».

Занятие № 26 «Три бобовых зернышка» 

1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2. Игра « Море волнуется».

3. Упражнение «Мой папа….».

4. Слушание сказки «Три бобовых зернышка»

5.Обсуждение сказки

6. Игра «Пауки и мухи».

8. Рефлексия. «Ваза с цветами».

 Занятие № 27 «Создание лесной школы»

1.Ритуал приветствия.Круг.

2. Игра «Кого не стало»

3.Упражнение «Статуя».  

4.Слушание сказки «Создание лесной школы»

5.Обсуждение сказки.

6. Работа над рисунком «Лесная школа»

7.Рефлексия. Солнце.Туча.Елка.

Занятие № 28 «Букет для учителя» 

1.Ритуал приветствия.Круг.

2. Игра « Арам-Шим-Шим»

3. Слушание сказки «Букет для учителя».

4.Обсуждение сказки.

5. Упражнение «Мастера»

6.  Упражнение «Цветы».

7. Изготовление подарка для педагога.

8.Выставка работ.

9.Рефлексия.

Занятие № 29  «Смешные страхи»

1.Приветствие. Круг.

2. Упражнение «Я боюсь»

3. «Нарисуй свой страх»

4. «Избавься от своего страха».

5.Прослушивание сказки «Смешные страхи».

6. Обсуждение сказки

7. Игра «Молодые волки».

8.Рефлексия.

Занятие № 30 «Морковка»

 1.Приветствие. Круг.

2. Упражнение «Я люблю…»

3.Слушание сказки «Морковка».

4.Обсуждение сказки «Морковка».

5.Работа над рисунком «Моя учительница».

6.Выставка работ.

7. Рефлексия «Круги»

Занятие № 31 «Совесть»

1. Приветствие. Ритуал приветствия.

2. Игра « Ладошки».

3. Упражнение « В школе….».

4. Слушание сказки «Совесть».

5. Обыгрывание сказки.

6. Игра «Веселый счет»

7.Упражнение «Поводырь».  

8. Рефлексия. «Ваза с цветами».

Занятие № 32 «Школьные правила»

1. Приветствие

2. Упражнение «Моя школа-это ».

3.Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия. «Я тебя выбираю, потому что …»

4 .Игра «Слушай меня».

5. Слушание сказки «Школные правила»

6. Обсуждение сказки.

7 . Игра «Шустрики - мямки».

8.Рефлексия «Ваза с цветами»

Занятие № 33 Диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

                                  IХ. СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2001. - 144 с.
  2. . Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М., 2002. - 325 с.
  3. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.: Речь, 2002. – 292 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 240 с.
  6. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М.: «Киасс», 1996. - 320 с.
  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. - 596 с.
  8. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. - С. 53-58.
  9. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»: Прогресс; М.; 1990. - 235 с.
  10. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.
  11. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева — СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
  12. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева — СПб.: Речь, 2007. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)

Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...

Авторская программа "Я, родители и дети".

Это программа совместной деятельности учителя, родителей и классного коллектива....

Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))

Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...

Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Студия Мульти-Пульти" (для детей 8-11 лет)"

Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смо...

Авторская программа по предшкольному обучению детей ИЗО

Программа может быть использованhttp://nsportal.ru/node/add/bookа на занятиях по предшкольной подготовки детей, а также на занятиях в детских садах....

Авторская программа по здоровьесбережению детей, учащихся начальных классов. "Сохраним здоровье""

Данная программа посвящена актуальной проблеме в области сохранения здоровья детей в системе специального образования и являеться результатом обобщения опыта работы воспитателя(учителя) с детьми, имею...