Авторская программа "Я, родители и дети".
материал (2 класс) по теме

Дёмина Ирина Александровна

Это программа совместной деятельности учителя, родителей и классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_roditeli_i_deti.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Клетня

 « Я, родители и дети».

Авторская программа на тему  «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!»

        Составитель программы

                                                                                                       

       Дёмина  Ирина Александровна учитель начальных классов

 средней общеобразовательной школы №2 п. Клетня  Брянской области

                                         п. Клетня 2011год

Введение. Актуальность проблемы.

Великий драматург сказал:

Семья – это точка опоры
Нет семьи - растет сорная трава
Под названием “перекати-поле”.

                                    Виктор Розов

Меня всегда волновал вопрос о создании родительского коллектива, о совместном досуге родителей и детей, о часе общения с родителями моих учеников, о форме, месте проведения родительских собраний, чтобы было интересно в первую очередь родителям, моим ученикам и мне. И нашла выход - нетрадиционные формы работы. С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разработке программы .

 Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.Меня, как классного руководителя эта работа увлекла. Поэтому и в школе №2, в начальных классах, я стала внедрять в свою практику проведение нетрадиционных форм работы с родителями.  Я  в 1-х классе провожу собрания в форме семейной гостиной под названием “Рождение  родительско -ученической  семьи”. Я сама люблю это собрание. Здесь раскрываются все: родители, дети и я. И как пройдет эта первая встреча, так и будем совместно работать 4 года в начальной школе. Церемония рождения родительско -ученической семьи проходит очень почетно и торжественно. Педагогическая культура родителей  и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Поэтому я решила разработать программу для сплочения учителя, родителей и детей.

Свою программу я назвала « Я, родители и дети» ( ЯРД).

Программа ориентирована на реализацию основных направлений развития системы родительско – ученического коллектива. В содержании этой  программы заложена идея дополнения «ответственности учителя, родителей и учеников». При разработке  программы   были поставлены следующие цели:

  1. Способствовать сплочению родительского и классного коллективов
  2. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
  3. Повысить чувство ответственности за воспитание детей.
  4. создание условий для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы

Для достижения поставленных целей  я перед собой поставила следующие задачи:

- образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;

-формирование целостного разностороннего  представления  о воспитании;

-обучение родителей методам воспитания в семье и за её пределами;

-воспитание разносторонней личности ученика;

-выработка ответственности за собственное благополучие и благополучие близких и родных;

-становление начального опыта совместной деятельности учителя, родителей и детей.

Совместная воспитательная деятельность позволяют прививать детям общечеловеческие ценности   гуманистического характера:

*понимание жизни как высшей ценности;

*человек как ценность всего смысла познания;

*ответственность учителя и родителей за воспитание детей.

Средствами моей программы «Я, родители и дети» можно формировать следующие ключевые компетентности :

-компетентность в области общественно – политической деятельности , патриотическое воспитание ( реализация прав и обязанностей гражданина);

-компетентность в учебно- познавательной деятельности ( совместный поиск и получение информации из различных источников, умение её анализировать, применять на практике );

-компетенция  в нравственном и правовом воспитании ;

- компетенция в области этического и эстетического воспитания.

Особое значение  совместного воспитания родителей и учителя приобретает воспитание во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, целью которого  является объединение общих интересов. Предпочтение  отдаётся нетрадиционным  формам деятельности :походам, исследовательской деятельности ,  творческим отчётам , викторинам  и т. п.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учителя и родителей на воспитание  разносторонней личности.

Приоритетными  в моей  программе « Я, родители и дети » становятся  следующие принципы:

* Принцип комплексного подхода.

-работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей и детей

-ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.

* Принцип  гуманизации  воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.

*Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных,    социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране.          

*Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Благодаря совместной деятельности  процесс воспитания должен быть простым и ненавязчивым,но при этом научно обоснованным.

Программа “Я, родители и дети  ” призвана объединить усилия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения. Общение с детьми и их родителями предполагает модель, направленную на результативное взаимодействие.

Модель взаимодействия

“АДМИНИСТРАЦИЯ- РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ

Срок реализации программы 1 год. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (любой воспитанник в возрасте от 6 до 10 лет), а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы “Я. Родители и дети  ”. С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка - мама, папа – ребенок).

Программа  предполагает тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.

Первый уровень

“Забота о ребенке”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей.

Второй уровень

“Просветительский”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей: семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми школьного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность.

Третий уровень

“Реориентационный”.

Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.

Для выполнения задач программы “Я, родители и дети  ” необходимо выделить основные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:

1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей” предполагает:

проведение исследования с целью изучения как родительских запросов в отношении дополнительных образовательных услуг, так и установок родителей на нравственное и эстетическое развитие детей;

для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;

изучение семьи воспитанника для того, чтобы ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Методы изучения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

2. Направление « Формирование у родителей понимания к школьному образовательно-воспитательному пространству, предполагает:

  1.  определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и образованию ребенка;
  2. непосредственное включение родителей в процесс образования и воспитания детей в творческих объединениях:
  3. присутствие родителей на занятиях;
  4. периодическое выполнение ими “семейных заданий”;
  5. обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей.
  6. родители выступают как субъекты целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

3. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:

    - сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;

проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;

4. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи” предполагает:

    - создание “просвещенной культуры” родителей и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагога и родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.

5. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:

    - сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;

проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;

5. Направление “Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности” предполагает: 

  1. подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями;
  2. выяснение организационных проблем существующих в творческих коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы;
  3. определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими методами они
    предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают;
  4. непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшему развитию учреждения.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Что изменится

Каким образом фиксирую, замеряю

  1. готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
  2. активное использование воспитательного потенциала родителей  и учителя в воспитании  личности;
  1. диагностика уровня воспитанности школьника
  2. анкетирование родителей «Вопросы воспитания»
  3.  изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
  1. приоритетность и общепризнанность в школьном и родительском  коллективах  ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;
  2. развитость нравственного, этического ,эстетического , патриотического  воспитания ;
  3. приобщение  родителей и  детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

  1. диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
  2. диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
  3. диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
  4. письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;
  5. диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
  6. диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);
  7. диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

Система реализации программы:

 Моя программа позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность  в решении  общих проблем воспитания и образования  учащихся.

Совместная деятельность может считаться системной, если выделяются  «ключевые» дела. «Ключевые» дела , проекты- это совместная деятельность учителя, родителей и детей.

 Под совместными проектами я  подразумеваю  учебно – познавательную деятельность, результаты которой  должны быть осязаемыми,  т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая –результат, готовый к внедрению.

Жизнеспособность моей программы  заключается в возможности применения другими педагогами   в других условиях с возможными изменениями в концептуальной основе системы.

В построении своей программы я использовала разные направления воспитательной деятельности :нравственное и правовое , этическое и эстетическое  ,патриотическое и экологическое, здоровый образ жизни.

Формы работы с родителями – как традиционные ( родительские собрания , индивидуальные консультации , посещение на дому ) , так и нетрадиционные ( тематические консультации , родительские чтения , родительские вечера ).

Эффективность моей программы  обеспечивается: четким планированием;

адекватной оценкой имеющихся ресурсов и возможностей; актуальностью совместной деятельности  воспитательного и образовательного процесса:школьников, учителя  и родителей.

Концепция желаемого состояния программы разработана с учётом актуальных задач стоящих передо мной по теме повышения родительской компетенции в воспитании детей. Программа  является , в первую очередь, как ответ на объективные нужды и потребности моих  учеников и родителей.


Основное содержание программы  « Я, родители и дети».

Вид деятельности

Месяц

Направления деятельности

работа с коллективом учащихся

работа с родителями

Проект «Россиянин».

Формирование

осознанного

отношения к

ценностям

Отечества: его

прошлому,

настоящему и

будущему.

Формирование

чувства

собственного

достоинства,

самостоятельности,

начиная с умения

использовать свои

школьные права,

выполнять

школьные

обязанности.

сентябрь

1.        Классный час:
формирование школьного
актива (актив класса).

2.        Анкетирование учащихся по
выявлению интересов для
занятий в кружках (школы,
УДО).

3.        Праздник Знаний.

4.        «Занятия Светофора
Светофорыча».

5.        Знакомство с Уставом
школы, режимом работы
школы.

6.        «Не забудет никто никогда
школьные годы. Знакомство с
историей школы.

7.        Конкурс рисунка «Моя
школа».

1.        Операция «Занятость»,
этап «Интерес».

2.        Ознакомление с УДО
(агитация в кружки).

3.        Формирование
родительского комитета
(класс, школа).

4.        Планирование работы.

Октябрь

1.        Классный час. «Я ученик.
Права и обязанности».

2.        Поздравительный концерт
«Спасибо вам, учителя!».

3.        Выставка рисунков. «У
природы нет плохой погоды».

4.        «На часы я погляжу, что вам
делать расскажу». Режим дня.

5.        Беседа «какого ты рода,
племени».

6.        «Край родной, навек
любимый». Родной город.
Азбука краеведения.

7.        Классный час «Культура
речи и поведения».

Конференция «Как помочь ребенку в приготовлении уроков, развить его внимание, память, аккуратность».

Ноябрь

1.        Посещение картинной
галереи «Что такое музей
искусства?».

2.        Классный час «Культура
речи и поведения».

3.        Русская сказка. Народное
искусство. Иллюстрации к
русским народным сказкам.

4.        Праздничный концерт,
посвященный дню Матери.

1.        Родительское собрание
«Возрастные
особенности детей
десятого года жизни».

2.        Анкетирование на
тему: «Стиль воспитания
в семье».


Работа с учителями

Беседа с учителем музыки.

Декабрь

1.        Классный час «Мой
любимый город».

2.        Выставка рисунков «Мой
любимый город».

3.        Классный час «Культура
речи и поведения».

4.        Народные традиции
«Декабрь год кончает...».
Игры русского народа,
потешки, забавы.

5.        «Новогодняя фантазия».
Утренник.

6.        Посещение елки.

Тестирование «Я и моя

семья».

Нетрадиционное собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских интересов младших школьников».

Анкетирование по теме собрания.

Беседа с учителем ИЗО

Январь

Беседа по предупреждению дтт , техника безопасности игр на свежем воздухе; использование внеурочного времени; безопасность на водоёмах.

1.         Классный час         «О коляде». «Раз
крещенским вечером».

2.Беседа        «Русские праздники зимы».

3.        Выставка рисунков «Русский  костюм».

4.        Классный час «Зимние
народные праздники:
Рождество, Святки».

5.Подготовка творческого дела «Праздник первой оценки».

6. Лыжная прогулка.

«Круглый стол». Поговорим о дружбе.

 Микроисследование « Народные традиции»

Творческое дело «Праздник первой оценки».

Поход  в зимний лес.

Беседа с библиотекарем

Февраль

1.        Беседа у книжной полки
«Великая Отечественная
война».

2.        Выставка рисунков
«Подвиги наших дедов».

3.        Классный час «Культура
речи и поведения».

4.        Игра «Приходите ко мне в
гости, я вас чаем угощу».
Воспитание культуры
общения, умения правильно
вести себя в гостях и радушно
принимать гостей.

5.        Рыцарский турнир.

Анкетирование по теме «Культура поведения»

Нетрадиционное собрание «Конференция отцов»

Творческое дело «Рыцарский турнир»

Беседа с учителем музыки

Март

1.        Утренник «Мама дорогая».

3.Классный час «Масленица  широкая».

2.        «Приходи, весна, с
радостью». («День сороки»).

3.Кл. час «Легко ли быть белой вороной»

Родительское собрание «Воспитание ненасилием в семье»

Анкетирование к родительскому собранию.

Беседа с учителем ИЗО

Консультация с библиотекарем.

Апрель

Май

1.        КВН «Эти забавные животные»

2.Светлый
праздник Пасха».

        Выставка работ
«Пасхальные яйца».

3.        Выставка рисунков
«Интерьер русской избы».

4.        Просмотр кинофильма ( К ДНЮ космонавтики), конкурс рисунков «Мир фантастики».

5.        Классный час «Пасха».

Анкетирование к КВН

1.Встреча  с  малолетним узником  Образцовой П.И.  посвященная дню   Победы.

2.        Классный час «Культура
речи и поведения».

3.        Фотоальбом «Вот и стали...»

4.        Прощание со2 классом.

1.        Родительское собрание
«Веселимся всей семьёй».

2.        Операция «Семья»

1.        Родительское собрание
«Вот и стали мы на год
взрослей».

2.        Прощание со 2 классом.

Анкетирование к родительскому собранию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)

Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...

Авторская программа по здоровьесбережению детей, учащихся начальных классов. "Сохраним здоровье""

Данная программа посвящена актуальной проблеме в области сохранения здоровья детей в системе специального образования и являеться результатом обобщения опыта работы воспитателя(учителя) с детьми, имею...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч) «ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)» учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области Образцовой Людмилы Николаевны

Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе.  Программа  поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течени...

Авторская программа для подготовки детей к школе АБВГДейка

Программу писала сама. Являюсь и автором и разработчиком....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»

Основной целью   программы является успешная подготовка  детей к школе, которая  занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Шк...

Анонс авторской программы «Родители – помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»

Программа «Родители – помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся» является составной частью программы по внеурочной деятельности "Я-исследователь". ...