Занятие с элементами тренинга «Я скоро стану пятиклассником»
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования. Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся. 

В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_skoro_stanu_pyatiklassnikom.docx92.78 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 1

Педагог-психолог ХАЛИМОН Марина Николаевна

Занятие с элементами тренинга

«Я скоро стану пятиклассником»

Цель тренинга: Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся 4-х классов в адаптации к обучению в 5 классе.

Задачи тренинга:

  • способствовать снижению тревожности;
  • выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы;
  • дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения;
  • определить свои эмоциональных состояний;
  • стимулирование фантазию, воображение учащихся.

Актуальность:  Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования. Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся. 

В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом. 

Ни для кого не секрет, что зачастую учителя сами настраивают негативно учащихся к обучению в среднем звене школы. Заходя в класс, можно иногда слышать такую фразу: "Вот попадете в пятый класс, там узнаете..." Безусловно, зерно, брошенное на тревожную почву, дает негативные всходы. У детей изначально формируется страх перед обучением, боязнь учителей-предметников, тревога за свои учебные результаты в будущем.

Очень часто тревожность учащихся усугубляет и семья. Многие родители, вместо того чтобы поддержать в ребенке уверенность в собственных силах, предупреждают его о том, что у него ничего не получится, что он станет последним учеником в классе и т. д.
        С целью преодоления тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих переход в пятый класс, и следует проводить подобного рода занятия. Данное занятие -  это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, которыми могут встретиться учащиеся в начале учебы в 5-м классе.
 

Продолжительность занятия:  45 минут (школьный урок). 
Категория участниковучащиеся 4-х классов. 

Ход занятия

Здравствуйте ребята. Давайте познакомимся.

Начнем с упражнений, которые помогут справиться с волнением, поднять настроение, настроиться на рабочую волну.

Упражнение 1. Кинезиологические упражнения

Цель: стимуляция познавательных способностей.

Инструкция:

1.Массаж рук. Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала с тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. После большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершаем круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

2.«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

3.«Думающая шляпа». На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить. Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

В скором времени вам предстоит переход из начальной школы в старшую.  Вы подниметесь на следующую ступеньку в своем взрослении. Переход из начальной школы в среднее звено может вызывать разные эмоции, переживания. Думали ли вы о предстоящих переменах?

(около5 мин. на сбор информации об эмоциях и переживаниях учащихся)

Продолжаем знакомство. Быть старшеклассником – это знать «Какой я». Охарактеризуйте себя, используя представленные характеристики (приложение 1).

Упражнение 2 "Кто я? Какой я?" 
Цель: Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию.

Ход упражнения. Необходимо продолжить три предложения:
Я думаю, что я...; 
Другие считают, что я...; 
Мне хочется быть...

Быть старшеклассником – это уметь понимать свои эмоции и контролировать их.

Упражнение 3. Мои эмоции.

Цель: Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние свое и других людей, тренировать умение владеть своими эмоциями.
Необходимые материалы: трафарет фигурки человека (приложение 2).

Ход упражнения. Разукрасить человечка, используя заданные цвета эмоций. Радость – желтым,  злость - красным, спокойствие - голубым,  скуку, усталость – фиолетовым, интерес, уверенность – зеленым.

Следующее упражнение поможет вам снять напряжение и получить позитивные эмоции.

.

Упражнение 4. Релаксационное упражнение «Апельсин»

Представьте, что перед вами большая корзина с апельсинами. Потянитесь правой рукой и возьмите апельсин. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. (Повторить 3 раза). Повторить весь процесс для правой руки.

Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперёд. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте ещё потянемся. (Повторить 3 раза). Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.

А теперь представьте, что вы пытаетесь жевать очень тягучую большую жвачку. Вам очень трудно её жевать, челюсти движутся с трудом, но вы пытаетесь её прокусить. Надавливайте сильнее. Вы так стараетесь сжать её зубами, что напряглась даже шея. А теперь остановитесь, расслабьтесь. Почувствуйте, как свободно свисает ваша нижняя челюсть, как это приятно — расслабиться. (Повторить 2 раза). А теперь расслабьтесь, приоткройте рот, пусть ваши челюсти отдохнут.

А вот прилетела бабочка. Она опускается прямо вам на нос. Попробуйте прогнать её без помощи рук. Правильно, сморщивайте нос, сделайте столько морщин на носу, сколько вы сможете. Покрутите носом — вверх, в стороны. Хорошо! Вы прогнали бабочку! Теперь можно расслабить лицо.

Быть старшеклассником – это быть внимательным, организованным, уметь ценить время.

Упражнение 5. Минута.

Цель: Формирование внутреннего ощущения времени.

С закрытыми дети пытаются сосчитать минуту. Сверяют значение внутреннего ощущения с реальным.

Упражнение 6. Таблицы Шульце

Цель: развитие произвольного внимания.

Ход упражнения: Вычеркнуть в таблице цифры от 1 до 25, зафиксировать время прохождения задания.

Быть старшеклассником – значит уметь признавать свои слабы е и использовать сильные стороны. В каждом из нас живет дракон, способный проявлять наши разные черты характера, способности. Если мы можем укротить своего внутреннего дракона, победить его, то он станет нашим помощником и союзником в преодолении трудностей.

Упражнение 7. Мой дракон

Цель: Обозначение трудностей, которые возникают при переходе в 5 класс.

Ход упражнения. 1. Определить трудности, с которыми ученики сталкиваются при переходе в 5 класс, и  качества, способствующие  преодолению трудностей (интерактивная беседа). Изобразить их символически, используя образ многоголового дракона.

                                2. Дать характеристику своему дракону. Описать важные характеристики дракона (рассказ у доски по желанию учащихся или подписать на рисунке).

        

Упражнение 8. Кинезиологические упражнения

Цель: стимуляция познавательных способностей.

Инструкция:

  1. «Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
  2. «Живот – голова». Одновременно правой рукой гладить по голове, левой хлопать по животику.

Заключение. Подведение итогов. Какие личностные качества способствуют преодолению трудностей при переходе в 5 класс.

Приложение 1.

умный    

талантливый

сильный      

храбрый

отзывчивый

энергичный

приветливый

эмоциональный

настойчивый

        

Приложение 2

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"

Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...

Занятие с элементами тренинга «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»

Цель:систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.Задачи:1.Пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; воспитание чувство самосохранения.2.Формирование умения п...

Занятие с элементами тренинга для старшеклассников «Формула успеха»

Оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ГИА....

Конспект игрового занятия с элементами тренинга «Мы весёлые ребята»

Занятие разработано для группы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и повышенным уровнем активности. Продолжительность занятия:  45 минут. Тип занятия: игровое с элемен...

Конспект занятия с элементами тренинга для младших школьников. «Белая ворона».

Часто в детском саду и начальной школе берет начало проблема изгоя в классе. Если она не решается сразу, то в старших классах всем будет очень нелегко. Педагоги, родители, психологи думают над т...

Занятие с элементами тренинга "Я и Ты"

Процесс глобализации, определяет потребности  современного общества в толерантности как сознательно формируемой модели взаимоотношений, как отдельного человека, так и  общества в целом.Нацио...

Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»

Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия:  «Мамочка моя милая, самая любимая»...