Конспект занятия с элементами тренинга для младших школьников. «Белая ворона».
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Часто в детском саду и начальной школе берет начало проблема изгоя в классе. Если она не решается сразу, то в старших классах всем будет очень нелегко. Педагоги, родители, психологи думают над тем, как интегрировать изгоя в класс, как изменить отношение ребят к нему. Здесь нам поможет психокоррекционная сказка. А.Смирновой. "Ежик". Практикум по сказкотерапии Т.Д. Зенкевич - Евстигнеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belaya_vorona.docx | 33.91 КБ |
belaya_vorona.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад комбинированного вида №34.
г.п. Селятино.
Занятие с элементами тренинга для младших школьников.
«Белая ворона».
Подготовила и провела:
педагог-психолог Гирко Инна Ивановна.
13.01.2015г.
Цель:
- формирование у школьников понятия толерантности;
- создание благожелательного отношения учащихся друг к другу;
- обучение детей конструктивному решению проблемных ситуаций;
- ознакомление учеников со сказкой «Сказка для тех кого не любят в классе» Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
Два больших стола для групповой работы, пространство для активных упражнений, стулья по числу участников, клубок, бланки для ответов на анкету, принадлежности для групповой работы, ватман, архетипические карты, «облака».
План работы:
- Знакомство;
- Разминка «Волшебный клубок»;
- Выработка правил в группе:
- Вводная часть:
- Чтение и обсуждение сказки. « Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева «Сказка для тех кого не любят в классе».
- Место ребенка в классе «Отверженный или звезда».
- Практическое упражнение «Облака».
- Упражнение «Человекомашины».
- Упражнения «Я и другие»
- Упражнение «Индивидуальный рисунок».
- Ритуал прощания.
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие называется «Белая ворона», но прежде чем мы начнем занятие, я предлагаю вам с помощью клубочка познакомиться
1. Упражнение «Волшебный клубок».
Цель: сплочение коллектива, узнать своих одноклассников ближе, раскрепощение детей.
Дети по кругу передают клубок, разматывая нить. Тому, у кого клубок находится в руках, предлагается закончить фразу: «Никто не знает что я …»
После того, как все дети высказались и в руках у каждого находится нить, предлагается выполнить ряд упражнений: сделать круг( молча), закрыть глаза и выстроить квадрат, треугольник.
Вопросы для обсуждения:
-Трудно ли было выполнять задание?
-Почему, что мешало?
2.Выработка правил в группе:
- Быть активным.
- Слушать друг друга.
- Когда один говорит, остальные не перебивают.
- Смеяться можно, но не с человека (но по-доброму)
- Каждая мысль имеет право на существование и высказывания. (Каждая мысль - вклад в общее дело).
3. Беседа:
Ребята, давайте с вами поговорим о «Белой вороне».
Кто из вас слышал такое выражение -«белая ворона»?
Почему ворону называют белой. Какие качества вы приписали бы ей?
А кто знает, что означает это выражение? Кого в жизни называют «белой вороной»?
Ответы детей :
– Того, кто не похож на других, кто чем-то отличается и т.д.
. – А чем может отличаться человек?
Ответы детей:
– Внешностью (некрасивый), манерой поведения, чудаковатостью, особыми способностями и т.д.
–Белая ворона – это такой человек, который чем-то отличается (выделяется из толпы), но, как правило, большинству ребят он не нравится.
-А как обычно ведут себя одноклассники по отношению к такому человеку?
Ответы: Обзывают, игнорируют при общении, не приглашают на дни рождения, смеются, делают мелкие пакости и т.д.
Я хочу разобрать с вами один случай.
4. «Сказка для тех, кого не любят в классе». ( см. приложение 1.).
Вопросы для обсуждения сказки:
Что бы вы посоветовали ежику, чтобы над ним не смеялись?
Можете ли вы назвать эту компанию дружной.
-Кто в этой сказке был белой вороной?
-Можно ли белочку считать белой вороной?
-Почему белочка не стала помогать зайчонку?
Герой данной сказки – ежик некрасивый, колючий, толстый, но является ли это поводом для насмешек? В описанной ситуации проявились лучшие черты его характера и худшие стороны друзей одной компании.
Итог сказки: такие Ежики, Белочки, Медвежата и прочие живут среди нас, и мы с вами можем оказаться на их месте.
И так, что же мы будем делать если…?
Каким должен быть класс, чтобы в нём никогда не произошла подобная история?
5. Анкета: Место ребенка в классе «отверженный или звезда». (см.приложение 2).
6. Упражнение «Облака».
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение класса.
На полу раскладываются облака разной формы на определенном расстоянии друг от друга , но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.
Сложно ли было перешагивать одному, и как когда на помощь пришел товарищ?.
Запомните, что особое место, в жизни каждого человека играет дружба. Вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание.
7.Упражнение «Человекомашины».
Цель: создание эмоционально- положительного настроения, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга.
Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.
Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер, электропилу, электрофен, и т.п.).
Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.
8.Упражнения «Я и другие»
Цель. Создание условий для отработки полученных навыков (партнерского общения, взаимодействия в команде) в ролевой игре.
Повысить работоспособность и настроиться на ролевую игру можно при помощи упражнения «Карточная история», в котором задача повышения сплоченности, развития эмпатии решается за счет целостности группового действия, в данном случае рассказа.
Для упражнения используется колода карт (можно смешать две колоды), которая выкладывается в центре стола. Тот, кто начинает, выкладывает две карты и придумывает рассказ, в какой-то степени связанный с изображениями на картах. Следующий участник выкладывает свои две карты и продолжает рассказ. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся карты. Во время рассказа карты выкладываются на столе (на полу) по спирали, вокруг колоды.
9. Упражнение «Индивидуальный рисунок».
Цель: развивать сплоченность группы, двигаясь от стадии к стадии, от работы на личном пространстве до работы на общей территории.
— Индивидуальный рисунок -это может быть животное, не существующее в природе, а также то, что может символизировать самого обучающегося. Каждый участник должен свой рисунок «выщипать» (вырвать). Ведущий предлагает разместить свой рисунок на ватмане и приклеить; рисунок дорисовывается группой. Для создания единого образа, придумывается название, которым подписывается рисунок. Упражнение Рисунок можно вывесить в классе, где занимаются ребята, и оставить до конца занятий, что будет напоминать о позитивных моментах совместной работы и переживаниях.
Подведение итогов занятия.
Литература:
- Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии - С-П, 2014.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие – M.:Генезис, 2001.
Приложение 1.
Сказка для тех, кого не любят в классе.
Маленький ежик заблудился в лесу. Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но с каждым шагом только углублялся в чащу леса. Стемнело, пошел дождь, вместе с его капельками из глаз ежика падали слезинки.
Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ни чем огорчать.
Расчитывать на чью-либо помощь было бесполезно, потому что друзей ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали только за то, что он не такой мягкий и пушистый, как они, а колючий, маленький, да к тому же еще и толстый, когда сворачивался в клубок.
Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что-то очень нежное и доброе. С ежиком даже не пытались подружиться- ведь тогда не над кем будет посмеяться.
Каждое утро в лесу пятеро друзей- Зайчик, Медвежонок, Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика.
Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая ежик несколько дней хромал, потому что падая в яму, подвернул лапку. Но никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше. И вот однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а новые никак не придумывались. Что-то странное произошло между друзьями. Они стали ссориться и подшучивать друг над другом.
-Что это вы меня дразните?-возмутился Медвежонок. – Я же не какой-нибудь еж! – И тут Медвежонок удивился, несколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте Ежика.
-Косолапый! Косолапый! –кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка.
-Перестаньте! Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес. Увидев, что участь Ежика постигла его самого, Медвежонок ушел. «Вот и не стало у меня друзей,- грустил он, - никому – то я теперь не нужен». Медвежонок шел, не глядя себе под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся. – Ой, как больно! Помогите! Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему было больно, когда он упал в яму…
А тем временем Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто-то повстречался ему на пути. «Сейчас он начнет надо мной смеяться», -подумал Медвежонок. Но вместо этого Ежик погладил бок, которым тот ударился, что-то пошептал, и боль сразу прошла. -Спасибо, - улыбнулся Медвежонок,- я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре? – Потому что меня никто ни о чем не спрашивал - ответил ежик. И тут Медвежонку стало стыдно за то, как несправедливо относились они к Ежику. – Я больше тебя никогда не обижу, сказал он. Ему захотелось сделать для Ежика что-нибудь хорошее. Узнав, что тот заблудился, Медвежонок с радостью проводил его домой. По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело, совсем не обязательно смеяться над кем-то.
-Знаешь, -сказал он Ежику,-это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе я никогда не понял, как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят, и как здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям.
На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала: Смотрите! Косолапый разговаривает с колючкой! – Как же они смешно смотрятся! - поддержал ее Енот.
-Не обижайте моего друга, - попытался остановить их Медвежонок.-Чтобы дружить, совсем не обязательно делать кому-то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу.
-Вот уж нет! – крикнул Заяц. С предателями мы не водимся!
-Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, - сказал Медвежонок ,- благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого-то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы разные: Белочка – самая пушистая, Енот - самый маленький, я – большой, Заяц - самый быстрый, но это же не мешало нам быть вместе.
-А ну их! – Крикнул Барсук - Пойдемте лучше в сороку колючками кидаться.
-Они так ничего и не поняли, вздохнул Медвежонок.
-Не расстраивайся,- успокоил его Ежик, - пройдет время, и они поймут, обязательно поймут…
Пока Барсу, Енот и Белочка гоняли сороку, зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась: - Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и неосторожный!
– Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит,- попросил Зайчик.
- Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь?
- У меня ничего нет!
- Вот когда будет, тогда и позовешь! – весело сказала Белочка и побежала по тропинке.
-Белочка! Постой!-Закричал Зайчик. –У меня дома есть сочная морковка- бери сколько захочешь, только не оставляй меня на съедение лисе!
-А я не ем морковку! – раздался вдалеке голос, и беличий хвост скрылся за деревьями.
- Барсук! Енот! – кричал Заяц, но никто не шел на помощь.
Спустя какое-то время появилась Лиса, которой так боялся Зайчик. Она подошла к нему поближе и облизнулась. «Вот и все»- подумал Заяц и закрыл глаза. Лиса схватила его за уши, открыла рот… но вдруг….
Вдруг что-то больно укололо ее в спину.
- О-о-ой! – закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца. – Что это? Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка.
- Ладно, маленькая колючка,- прошипела Лиса, потирая спину. – Я до вас еще доберусь! – крикнула она, убегая.
Медвежонок помог Зайцу выбраться.
- Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? – спросил Зайчик.
- Просто давай играть вместе, - предложил Ежик.
- А вы меня возьмете? – удивился Заяц.
- Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц.
- Ежик, я причинил тебе так много неприятностей…
- Не продолжай, Зайчик, я не держу на тебя обиду, главное, что ты все понял…
Оставшись втроем, Белочка, Енот и Барсук почувствовали, что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали, Медвежонка и Зайчика потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно: ведь теперь он не один, а с Мишкой – самым сильным среди них, и Зайчиком – самым быстрым и ловким.
- Вы как хотите, - сказал Барсук, - а я иду мириться. Мне надоело придумывать, чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же и попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком…. Может они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера, как им хорошо и весело.
Енот задумался.
- Да пусть идет, сказала Белочка, - нам и вдвоем будет не хуже!
- Нет, такая жизнь меня больше не устраивает, - ответил Енот, скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научить залечивать раны.
- Как хотите, - надулась Белочка, - проживу и без вас, - сказала она и взбежала вверх по дереву к своему дуплу.
Несколько дней подряд наблюдала Белочка, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на помощь к тем, кому это нужно.
- Иди к нам, Белочка, - звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике.
Спустя еще один день, Белочка наконец поняла, как грустно и скучно оставаться одной. « А как же Ежик жил все это время?» - подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева.
Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем, кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные игры, рассказал множество удивительных историй. Спасатели дружили много лет, ибо в этой команде каждый занял свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть.
Приложение 2. Анкета: Место ребенка в классе «отверженный или звезда».
С кем бы я хотел сидеть в классе?
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
С кем ты не хочешь сидеть?
1.--------------------------------------------
Каждый ученик пишет на отдельном листке фамилии троих ребят, с которыми он хотел бы сидеть за одной партой.
Фамилии подсчитываются. Чем чаще повторится в заполненных ребятами листочках та или иная фамилия, тем более высокое положение в классе занимает ее обладатель.
«звезда» получит вместо средних трех выборов втрое, вчетверо, а то и впятеро больше предпочтений.
«отверженные»? Их имена устанавливают с помощью дополнительного вопроса: «С кем ты не хочешь сидеть?». Названная в ответ на такой вопрос фамилия и является отрицательным выбором (в социологии ответ на вопрос «С кем ты хочешь сидеть?» является положительным выбором). Как видите, «отверженные» входят составной частью в число «изолированных».
«Отверженными» называют «изолированных», получивших отрицательные выборы. Отрицательный выбор говорит об очень плохом отношении к человеку. Ведь к обычному «изолированному» (не «отверженному») ребята испытывают равнодушие — его не замечают. «Отверженного» же активно не любят, даже ненавидят.
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга для младших школьников.
«Белая ворона».
Подготовила и провела:
педагог-психолог Гирко Инна Ивановна.
Цель:
- формирование у школьников понятия толерантности;
- создание благожелательного отношения учащихся друг к другу;
- обучение детей конструктивному решению проблемных ситуаций;
- ознакомление учеников со сказкой «Сказка для тех кого не любят в классе» Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
Два больших стола для групповой работы, пространство для активных упражнений, стулья по числу участников, клубок, бланки для ответов на анкету, принадлежности для групповой работы, ватман, архетипические карты, «облака».
План работы:
- Знакомство;
- Разминка «Волшебный клубок»;
- Выработка правил в группе:
- Вводная часть:
- Чтение и обсуждение сказки. « Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева «Сказка для тех кого не любят в классе».
- Место ребенка в классе «Отверженный или звезда».
- Практическое упражнение «Облака».
- Упражнение «Человекомашины».
- Упражнения «Я и другие»
- Упражнение «Индивидуальный рисунок».
- Ритуал прощания.
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие называется «Белая ворона», но прежде чем мы начнем занятие, я предлагаю вам с помощью клубочка познакомиться
1. Упражнение «Волшебный клубок».
Цель: сплочение коллектива, узнать своих одноклассников ближе, раскрепощение детей.
Дети по кругу передают клубок, разматывая нить. Тому, у кого клубок находится в руках, предлагается закончить фразу: «Никто не знает что я …»
После того, как все дети высказались и в руках у каждого находится нить, предлагается выполнить ряд упражнений: сделать круг( молча), закрыть глаза и выстроить квадрат, треугольник.
Вопросы для обсуждения:
-Трудно ли было выполнять задание?
-Почему, что мешало?
2.Выработка правил в группе:
- Быть активным.
- Слушать друг друга.
- Когда один говорит, остальные не перебивают.
- Смеяться можно, но не с человека (но по-доброму)
- Каждая мысль имеет право на существование и высказывания. (Каждая мысль - вклад в общее дело).
3. Беседа:
Ребята, давайте с вами поговорим о «Белой вороне».
Кто из вас слышал такое выражение -«белая ворона»?
Почему ворону называют белой. Какие качества вы приписали бы ей?
А кто знает, что означает это выражение? Кого в жизни называют «белой вороной»?
Ответы детей :
– Того, кто не похож на других, кто чем-то отличается и т.д.
. – А чем может отличаться человек?
Ответы детей:
– Внешностью (некрасивый), манерой поведения, чудаковатостью, особыми способностями и т.д.
–Белая ворона – это такой человек, который чем-то отличается (выделяется из толпы), но, как правило, большинству ребят он не нравится.
-А как обычно ведут себя одноклассники по отношению к такому человеку?
Ответы: Обзывают, игнорируют при общении, не приглашают на дни рождения, смеются, делают мелкие пакости и т.д.
Я хочу разобрать с вами один случай.
4. «Сказка для тех, кого не любят в классе». ( см. приложение 1.).
Вопросы для обсуждения сказки:
Что бы вы посоветовали ежику, чтобы над ним не смеялись?
Можете ли вы назвать эту компанию дружной.
-Кто в этой сказке был белой вороной?
-Можно ли белочку считать белой вороной?
-Почему белочка не стала помогать зайчонку?
Герой данной сказки – ежик некрасивый, колючий, толстый, но является ли это поводом для насмешек? В описанной ситуации проявились лучшие черты его характера и худшие стороны друзей одной компании.
Итог сказки: такие Ежики, Белочки, Медвежата и прочие живут среди нас, и мы с вами можем оказаться на их месте.
И так, что же мы будем делать если…?
Каким должен быть класс, чтобы в нём никогда не произошла подобная история?
5. Анкета: Место ребенка в классе «отверженный или звезда». (см.приложение 2).
6. Упражнение «Облака».
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение класса.
На полу раскладываются облака разной формы на определенном расстоянии друг от друга , но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.
Сложно ли было перешагивать одному, и как когда на помощь пришел товарищ?.
Запомните, что особое место, в жизни каждого человека играет дружба. Вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание.
7.Упражнение «Человекомашины».
Цель: создание эмоционально- положительного настроения, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга.
Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.
Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер, электропилу, электрофен, и т.п.).
Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.
8.Упражнения «Я и другие»
Цель. Создание условий для отработки полученных навыков (партнерского общения, взаимодействия в команде) в ролевой игре.
Повысить работоспособность и настроиться на ролевую игру можно при помощи упражнения «Карточная история», в котором задача повышения сплоченности, развития эмпатии решается за счет целостности группового действия, в данном случае рассказа.
Для упражнения используется колода карт (можно смешать две колоды), которая выкладывается в центре стола. Тот, кто начинает, выкладывает две карты и придумывает рассказ, в какой-то степени связанный с изображениями на картах. Следующий участник выкладывает свои две карты и продолжает рассказ. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся карты. Во время рассказа карты выкладываются на столе (на полу) по спирали, вокруг колоды.
9. Упражнение «Индивидуальный рисунок».
Цель: развивать сплоченность группы, двигаясь от стадии к стадии, от работы на личном пространстве до работы на общей территории.
— Индивидуальный рисунок -это может быть животное, не существующее в природе, а также то, что может символизировать самого обучающегося. Каждый участник должен свой рисунок «выщипать» (вырвать). Ведущий предлагает разместить свой рисунок на ватмане и приклеить; рисунок дорисовывается группой. Для создания единого образа, придумывается название, которым подписывается рисунок. Упражнение Рисунок можно вывесить в классе, где занимаются ребята, и оставить до конца занятий, что будет напоминать о позитивных моментах совместной работы и переживаниях.
Подведение итогов занятия.
Литература:
- Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии - С-П, 2014.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие – M.:Генезис, 2001.
Приложение 1.
Сказка для тех, кого не любят в классе.
Маленький ежик заблудился в лесу. Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но с каждым шагом только углублялся в чащу леса. Стемнело, пошел дождь, вместе с его капельками из глаз ежика падали слезинки.
Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ни чем огорчать.
Расчитывать на чью-либо помощь было бесполезно, потому что друзей ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали только за то, что он не такой мягкий и пушистый, как они, а колючий, маленький, да к тому же еще и толстый, когда сворачивался в клубок.
Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что-то очень нежное и доброе. С ежиком даже не пытались подружиться- ведь тогда не над кем будет посмеяться.
Каждое утро в лесу пятеро друзей- Зайчик, Медвежонок, Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика.
Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая ежик несколько дней хромал, потому что падая в яму, подвернул лапку. Но никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше. И вот однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а новые никак не придумывались. Что-то странное произошло между друзьями. Они стали ссориться и подшучивать друг над другом.
-Что это вы меня дразните?-возмутился Медвежонок. – Я же не какой-нибудь еж! – И тут Медвежонок удивился, несколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте Ежика.
-Косолапый! Косолапый! –кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка.
-Перестаньте! Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес. Увидев, что участь Ежика постигла его самого, Медвежонок ушел. «Вот и не стало у меня друзей,- грустил он, - никому – то я теперь не нужен». Медвежонок шел, не глядя себе под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся. – Ой, как больно! Помогите! Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему было больно, когда он упал в яму…
А тем временем Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто-то повстречался ему на пути. «Сейчас он начнет надо мной смеяться», -подумал Медвежонок. Но вместо этого Ежик погладил бок, которым тот ударился, что-то пошептал, и боль сразу прошла. -Спасибо, - улыбнулся Медвежонок,- я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре? – Потому что меня никто ни о чем не спрашивал - ответил ежик. И тут Медвежонку стало стыдно за то, как несправедливо относились они к Ежику. – Я больше тебя никогда не обижу, сказал он. Ему захотелось сделать для Ежика что-нибудь хорошее. Узнав, что тот заблудился, Медвежонок с радостью проводил его домой. По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело, совсем не обязательно смеяться над кем-то.
-Знаешь, -сказал он Ежику,-это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе я никогда не понял, как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят, и как здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям.
На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала: Смотрите! Косолапый разговаривает с колючкой! – Как же они смешно смотрятся! - поддержал ее Енот.
-Не обижайте моего друга, - попытался остановить их Медвежонок.-Чтобы дружить, совсем не обязательно делать кому-то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу.
-Вот уж нет! – крикнул Заяц. С предателями мы не водимся!
-Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, - сказал Медвежонок ,- благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого-то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы разные: Белочка – самая пушистая, Енот - самый маленький, я – большой, Заяц - самый быстрый, но это же не мешало нам быть вместе.
-А ну их! – Крикнул Барсук - Пойдемте лучше в сороку колючками кидаться.
-Они так ничего и не поняли, вздохнул Медвежонок.
-Не расстраивайся,- успокоил его Ежик, - пройдет время, и они поймут, обязательно поймут…
Пока Барсу, Енот и Белочка гоняли сороку, зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась: - Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и неосторожный!
– Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит,- попросил Зайчик.
- Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь?
- У меня ничего нет!
- Вот когда будет, тогда и позовешь! – весело сказала Белочка и побежала по тропинке.
-Белочка! Постой!-Закричал Зайчик. –У меня дома есть сочная морковка- бери сколько захочешь, только не оставляй меня на съедение лисе!
-А я не ем морковку! – раздался вдалеке голос, и беличий хвост скрылся за деревьями.
- Барсук! Енот! – кричал Заяц, но никто не шел на помощь.
Спустя какое-то время появилась Лиса, которой так боялся Зайчик. Она подошла к нему поближе и облизнулась. «Вот и все»- подумал Заяц и закрыл глаза. Лиса схватила его за уши, открыла рот… но вдруг….
Вдруг что-то больно укололо ее в спину.
- О-о-ой! – закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца. – Что это? Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка.
- Ладно, маленькая колючка,- прошипела Лиса, потирая спину. – Я до вас еще доберусь! – крикнула она, убегая.
Медвежонок помог Зайцу выбраться.
- Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? – спросил Зайчик.
- Просто давай играть вместе, - предложил Ежик.
- А вы меня возьмете? – удивился Заяц.
- Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц.
- Ежик, я причинил тебе так много неприятностей…
- Не продолжай, Зайчик, я не держу на тебя обиду, главное, что ты все понял…
Оставшись втроем, Белочка, Енот и Барсук почувствовали, что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали, Медвежонка и Зайчика потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно: ведь теперь он не один, а с Мишкой – самым сильным среди них, и Зайчиком – самым быстрым и ловким.
- Вы как хотите, - сказал Барсук, - а я иду мириться. Мне надоело придумывать, чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же и попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком…. Может они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера, как им хорошо и весело.
Енот задумался.
- Да пусть идет, сказала Белочка, - нам и вдвоем будет не хуже!
- Нет, такая жизнь меня больше не устраивает, - ответил Енот, скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научить залечивать раны.
- Как хотите, - надулась Белочка, - проживу и без вас, - сказала она и взбежала вверх по дереву к своему дуплу.
Несколько дней подряд наблюдала Белочка, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на помощь к тем, кому это нужно.
- Иди к нам, Белочка, - звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике.
Спустя еще один день, Белочка наконец поняла, как грустно и скучно оставаться одной. « А как же Ежик жил все это время?» - подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева.
Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем, кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные игры, рассказал множество удивительных историй. Спасатели дружили много лет, ибо в этой команде каждый занял свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть.
Приложение 2. Анкета: Место ребенка в классе «отверженный или звезда».
С кем бы я хотел сидеть в классе?
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
С кем ты не хочешь сидеть?
1.--------------------------------------------
Каждый ученик пишет на отдельном листке фамилии троих ребят, с которыми он хотел бы сидеть за одной партой.
Фамилии подсчитываются. Чем чаще повторится в заполненных ребятами листочках та или иная фамилия, тем более высокое положение в классе занимает ее обладатель.
«звезда» получит вместо средних трех выборов втрое, вчетверо, а то и впятеро больше предпочтений.
«отверженные»? Их имена устанавливают с помощью дополнительного вопроса: «С кем ты не хочешь сидеть?». Названная в ответ на такой вопрос фамилия и является отрицательным выбором (в социологии ответ на вопрос «С кем ты хочешь сидеть?» является положительным выбором). Как видите, «отверженные» входят составной частью в число «изолированных».
«Отверженными» называют «изолированных», получивших отрицательные выборы. Отрицательный выбор говорит об очень плохом отношении к человеку. Ведь к обычному «изолированному» (не «отверженному») ребята испытывают равнодушие — его не замечают. «Отверженного» же активно не любят, даже ненавидят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"
Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...
Конспект игрового занятия с элементами тренинга «Мы весёлые ребята»
Занятие разработано для группы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и повышенным уровнем активности. Продолжительность занятия: 45 минут. Тип занятия: игровое с элемен...
Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»
Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»...
Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...
Конспект внеурочного занятия с элементами тренинга "Радость человеческого общения" 4 класс
Внеурочное занятие для 4 класса разработано для формирования благоприятного психологического микроклимата в классе и культуры общения, в него включены беседа с элементами обсуждения, игры, игровые упр...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга "Дружба и что помогает нам дружить"
Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга.Тема: «Дружба и что помогает нам дружить?»Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о пол...
конспект занятия по английскому языку для младших школьников
Подробный конспект занятия для младших школьников на тему: "Погода и времена года" с заданиями....