Применение арт-терапевтических методик в работе с младшими школьниками
методическая разработка по теме

Криницына Анастасия Вячеславовна

 

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

 

В.А. Сухомлинский.

 

Арт-терапия - это один из наиболее эффективных, интересных и качественных методов работы с детьми, имеющими самые разнообразные психологические проблемы. По моему убеждению, методики арт-терапии должны бытьв арсенале у любого детского психолога.

 

Художественно-творческая деятельность играет особенно важную роль в развитии развития школьников, поскольку опирается на возрастные особенности детей. С помощью художественно-творческой деятельности (рисунка, танца, музыки, литературы, ролевой игры) дети учатся понимать, оценивать самих себя и особенности окружающих людей. Педагогика искусства обладает значительным развивающим потенциалом для развития школьников, когда за счёт синкретичной природы искусства у детей происходит комплексное формирование основных социокультурных и личностных качеств: представления о себе, осознания социальной роли, личностной и социальной самооценки, способности к самовоспитанию и творческой мотивации и многого другого.

 

 

Применение психологом данных педагогических технологий опирается на то, что художественно-творческая деятельность, направленная на развитие личности школьников, представляет собой процесс самовыражения, сопровождающийся проявлением индивидуальности, осознанием себя и окружающего мира в образной форме, развитием эмоциональной и эстетической активности детей в различных видах искусства.

 

В технологии определены следующие условия формирования личности школьников в художественно-творческой деятельности: 1) развитие субъективности ребёнка; 2) рефлективность художественной деятельности; 3) опора на сензитивность к искусству, развитие эмоциональной сферы и воображения школьника; 4)развитие творческой мотивации.

 

Технология предполагает несколько этапов в работе психолога: 1) констатирующий; 2) формирующий; 3) контрольный.

 

На первом этапе происходит проведение диагностики уровня развития творческой личности с помощью разработанного критериально-диагностического комплекса включающего критерии развития личности младших школьников: личностные  и  социокультурные, а также комплекс педагогической диагностики (анкетирование, работа с рисунком, наблюдение, основанные на выявлении соответствия детей этапу развития).

 

По результатам обследования было выявлено количественное и качественное изменение в развитии детей: повышение самооценки, творческого образа «Я», гармонизация представлений о себе. Были выявлены следующие изменения в развитии школьников: 1)увеличение насыщенности представления о себе; 2) развитие осознанного самооценивания; 3) формирование ценности творчества; 4) стремление к самовоспитанию, саморазвитию.

 

В целях достижения творческого, наиболее высокого этапа необходимо вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, применение педагогических технологий.

 

На втором этапе внедряется технология, включающая следующие направления:

 

1 - развивающее: занятия по психологии, изобразительному искусству, музыке, литературе, классные часы с применением арт-педагогических технологий по принципу художественного познания своего «Я» и мира, создание творческой развивающей среды в школе, творческие игры (в классе и общешкольные), развивающая работа в «Мастерской развития», ведение «Творческого дневника»; использование арт-педагогики в единстве с арт-терапевтическими элементами;

 

2 - воспитательное: восприятие искусства, творческие вечера, уроки (внедрение технологий великих учёных-педагогов Б.П. Юсова, Б.М. Неменского, А.В. Бакушинствого, Д.Б. Кабалевкого), экскурсии, коллективные творческие игры, социоигровые занятия, уроки творчества; включение в творческий процесс всех школьников, педагогов и семьи (семинары для педагогов, администрации школы, курсы для родителей, кружки для школьников), методы самовоспитания, коммуникативные методы, диалог, полилог, самонаблюдение.

 

3 - художественно-эстетическое: культурологические занятия-обсуждения произведений искусства («Мир искусства», «Я и Другие»..), просвещение педагогов; знакомство с формами творчества, развитие эстетического отношения к действительности.

 

Основными формами применения психологом технологий художественно-творческой деятельности являлись изобразительная деятельность, лепка, коллажи, танцевальная и музыкально-хореографическая деятельность, работа с куклами и игровые элементы художественного творчества, сочинение стихов, сказок и рассказов, театральные технологии и психодрама с детьми, интегративный подход (синтез искусств).

 

Каждая из форм художественно-творческой деятельности по-своему влияет на развитие школьников. Театрально-воспитательные технологии способствуют осознанию детьми себя посредством расширения ролевого репертуара, внутреннего опыта проживания жизненных ситуаций, формирования эмпатии. В изобразительной деятельности в рисунке ребёнком отражается отношение к себе, осознаётся содержание образа «Я» и мира пластическими средствами, а путём изменения рисунка и развития координации движения формируется регулятивная сторона осознания и принятия себя. В литературных технологиях развитие происходит с помощью подбора жанра, интересующего каждого ученика, в процессе самовыражения в написании сюжета и выбора героев.

 

В процессе художественно-творческой деятельности младший школьник учится понимать себя, своё поведение, характер, осознаёт свои творческие возможности и социальные роли. Ребёнок воспринимает себя как индивидуальность, всё больше понимая, чем он отличается от других, стремясь самоутвердиться, самовыразиться. В художественно-творческой деятельности проявляются индивидуальные особенности младшего школьника, происходит взаимодействие различных компонентов развития. У ребенка происходит не просто созерцание готовых художественных продуктов, а полноценное активное познание себя и мира через искусство. Опираясь на психолого-воспитательные исследования (Е.И. Коротеева, В.Т. Кудрявцев, И.А. Лыкова и др.), можно выделить следующие особенности художественно-творческой деятельности ребёнка: относительная субъективная новизна этой деятельности; её влияние на развитие личности ребёнка (развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер личности); активизация процессов саморазвития, самовыражения и развития ребёнка на каждой из возрастных стадий.

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегативная арт-терапия в работе о школьниками, педагогами и родителями Криницына А.В., к.п.н., арт-терапевт, психолог

Слайд 2

Использование арт-терапевтических средств «Давайте раскрашивать этот мир вместе» Л. Мардер. Основная особенность- совмещение, синтез, интеграция: -ВСЕХ видов арт-терапии, -Педагогики искусства и арт-психологии, -Уроков и психологических занятий

Слайд 3

Арт-терапия– это … Знание о себе. Коммуникативные связи. Познание себя в творческом процессе. Адаптация в микросоциуме. Преодоление психологических проблем.

Слайд 4

Существуют различные виды арт – терапии: Изотерапия; Сказкотерапия; Музыкотерапия; Танцевальная терапия; Игровая терапия; Фототерапия;

Слайд 5

Возрастные ограничения арт-терапии Арт-терапия, как и искусство, и психологическая помощь - не имеет границ . Я работаю со следующими категориями: -дошкольники, -подготовка к школе, -младшие школьники, -подростки, -старшеклассники - Студенты

Слайд 6

У некоторых детей возникает большое количество различных трудностей и проблем, формируются неадекватные механизмы приспособления к школе – школьная дезадаптация . Такие дети нуждаются в психолого – педагогической помощи. В том числе в арт-терапевтической.

Слайд 7

Артпедагогика Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую). Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Слайд 8

Арт-терапия в работе с детьми с нарушениями Трудности установления контакта, эмоциональных связей выражаются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм - нарушенное развитие отношений со сверстниками. Социальные отношения сложны для аутичного ребенка в силу того, что он малоспособен к моделированию поведения в зависимости от ситуации. Он хуже понимает людей, т.к. зафиксирован на частных проявлениях, не умеет обобщать и выделять главное. Из наблюдений за такими детьми было замечено, что он не идет на контакт с педагогом на «прямую», но может начинать общение через куклу, сказочный персонаж.

Слайд 9

Сказкотерапия для детей как средство преодоления проблем В работе могут использоваться любые сказки, соответствующие возрасту ребенка, в которых он может быть в роли «хорошего» или «плохого» героя, где проигрывает различные эмоциональные состояния героев. -народные и авторские сказки, «Курочка Ряба», «Три поросенка»,«Колобок» и т.д. Запрет: громкая музыка, крик, слишком яркие краски

Слайд 10

Пример арт-педагогического занятия Введение в определённую тему по выбору педагога (например «домашние животные») Рисование,лепка, аппликация, оригами на эту тему. Акцент-на диалоге с ребёнком! Чтение вслух сказки и тут же-движения детей, сопровождающие это(«Подул ветер»-попросить показать), Сочинение сказки в диалоге с педагогом(выбор героя, рисование или лепка его, куда он пойдёт, кого встретит и т.д.) 2 этап-Создание модели окружающего мир в групповой работе с другими детьми.

Слайд 11

Формы:Изготовление цветка. На лепестках-пишутся свои качества

Слайд 12

Развивающее рисование в паре: мама и ребёнок

Слайд 13

Профилактика выгорания педагога Упражнение “Рефлексия” Представьте себя каким–нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета. Упражнение “Чувство” Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются.Затем каждый участник выбирает любую карточку.Ему необходимо изобразить чувство, которое написано на ней.

Слайд 14

Творческая психогимнастика Направлены на психологическое развитие личности,«разминку» эмоциональной сферы. 1.Разогрев . • гимнастика с запаздыванием. Вся группа повторяет за одним из ее участников обычное гимнастическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнения постепенно нарастает; • передача ритма по кругу. Вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм; • передача движения по кругу, • зеркало. Участники группы разбиваются на пары и по очереди повторяют движения своего партнера.

Слайд 15

2.Основная часть. - Моя семья. Клиент выбирает несколько участников группы, расставляет их в пространстве, так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с членами семьи или ближайшим окружением. - Скульптор. Один из членов группы выступает в роли скульптора, т.е. придает членам группы позы, которые, по его мнению, отражают их особенности и конфликты. -Мой класс. Тема связана с выражением чувств к членам группы, своего ближайшего окружения, членам своей семьи. Члены группы расставляются в пространстве, причем физическое расстояние между членами группы должно отражать степень эмоциональной близости. Привычные жизненные ситуации (просьбы, требования, обвинения, ссоры, опоздания и др.). -Тема "Я". Темы, относящиеся к проблемам конкретных клиентов ("Какой я есть"; "Каким хотел бы быть";"Каким кажусь окружающим"; "Я среди людей"; "Моя семья"; "Моя жизнь";и т.д.). 3.Завершение. Рефлексия. Итоговые упражнение на разгрузку

Слайд 16

ПСИХОДРАМА и сюжетно-ролевая игра. «Психодрама» – метод психологической работы, который придумал и разработал Я. Л. Морено. Это исследование жизненных ситуаций посредством их воспроизведения в действии. Психодраматическая сессия состоит из трех частей: «разогрев», «драматическое действие» и «шеринг».

Слайд 17

ПСИХОДРАМА и сюжетно-ролевая игра. -Примеры. Семья . Один из участников группы разыгрывает сцену, типичную для его собственной семьи, предварительно распределив роли членов семьи между участниками. Игра позволяет ему лучше увидеть себя со стороны. В конце, -обсуждение. -Монолог с двойником. Школьник выходит в центр и старается прочувствовать и передать другим словами и жестами те мысли и чувства, которые испытывает в данный момент («здесь и теперь»). Потом у него за спиной встает двойник и начинает жестами и мимикой сопровождать рассказ. Здесь каждый должен побывать и в той и в другой роли. Заканчивается сцена обсуждением.

Слайд 18

«Социометрия в действии» . Ведущий предлагает участникам группы распределиться по диагонали комнаты – по степени выраженности какого-либо признака, по отдельным группам – по критерию наличия или отсутствия признака, характеристики). Критерии: самочувствие / уровень энергии, степень готовности к работе, уровень доверия к группе, степень комфортности в группе, наличие братьев, сестер, родителей, и т.п. - При объединении в отдельные группы ведущий дает задание обсудить в группах, что означает «быть…», «иметь…», «чувствовать»: что значит, для Вас иметь брата или сестру, как Вы чувствуете себя, будучи единственным ребенком в семье? Наличие дедушек, бабушек в семье. Что это для Вас означает, какие чувства вызывает? Кто часто видит сны, кто нет. Обсудите в группах, что это для Вас значит и т.п.

Слайд 19

«Идентификация с частью». Ведущий просит членов группы представить себя на место какого-либо предмета, игрушки, одежды и т.п. и рассказать о своем хозяине/хозяйке в «Я» форме. (Например: " Я – учебник Вани, он редко читает меня. Мой хозяин…и т.п."). Цель : самораскрытие, рассказ о себе, активизация рефлексивных процессов. «Пересядьте те, кто...». Стоящий в центре круга (для начала - ведущий) предлагает поменяться местами тем, кто обладает общим признаком. Тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру. «Показ животного». Ведущий предлагает участникам группы по очереди показывать движениями и звуками какое­-нибудь животное. Группа - повторяет. Цель : активизировать спонтанность и воображение. По окончанию выполнения данных упражнений ведущий просит описать свое состояние, настроение, дать обратную связь о том, как себя чувствует каждый участник.

Слайд 20

Самопознание: -рисунок,лепка, коллаж по теме «Автопортрет»

Слайд 21

«Моя визитка» и «Каракули»

Слайд 22

Отыгрывание негативных эмоций и самочувствия («Грусть», «надежда», «спокойствие»..)

Слайд 23

Социализация детей. «Моё место в классе»

Слайд 24

Использование разных приёмов работы на групповых занятиях

Слайд 25

Парное рисование

Слайд 26

«Рисунок по кругу»

Слайд 27

Рисунок по кругу на тему «Мой класс»

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! ТЕРПЕНИЯ В РАБОТЕ!



Предварительный просмотр:

ИГРЫ С БУМАГОЙ И КРАСКАМИ

Игры-упражнения с изобразительными материалами снижают эмоциональную напряженность детей, помогают им осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.

  1. Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.
  2. Наскальная живопись. На специально отведенной стене, например в рекреации, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).
  3. Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.
  4. Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.
  5. Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.
  6. Отпечатки. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, шишки). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.
  7. Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.
  8. Победа над страхом. Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».
  9. Кляксы. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».
  10. Рисование спиралеобразными линиями. Педагог делает контурный набросок предметов, а ребенок рисует по нему фломастером или ручкой спиралеобразными линиями.
  11. . Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.
  12. Рисование в воздухе. Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.
  13. Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
  14. Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).
  15. Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.
  16. Танцующие руки. Большой лист оберточной бумаги (или старые обои) раскладываются на полу. Детям предлагают в каждую руку взять по цветному мелку любого цвета, затем лечь спиной на бумагу. Включается веселая музыка. Дети одновременно двумя руками рисуют по бумаге, двигая руками в такт музыке. Затем рисунки обсуждаются.
  17. Волшебный салют. На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, кисти. Манипулируя любым образом кистью, брызгать краску на лист бумаги, устраивая «волшебный салют».
  18. Крупный масштаб. Создать изображение, используя малярные кисти, губки, ноги, руки (отпечатки стоп, кистей). Необходимо иметь под рукой ведро с водой, чтобы вымыть руки, ноги, и полотенце.
  19. Работа с глиной (сжимание, разглаживание, формообразование, затем сплющивание).
  20. Работа с бумагой (коллаж). Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.
  21. Подготовительная часть психогимнастического занятия
  22. Задачи:
    • уменьшение напряжения участников группы;
    • снятие страхов и запретов;
    • развитие
    внимания;
    развитие чувствительности к собственной двигательной активности, активности других людей;
    • сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;
    • формирование
     способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.
  23. Как правило, подготовительная часть начинается с упражнений, направленных на развитие внимания. К такого рода упражнениям относятся:
    • гимнастика с запаздыванием. Вся группа повторяет за одним из ее участников обычное гимнастическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнения постепенно нарастает;
    • передача ритма по кругу. Вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм;
    • передача движения по кругу. Один из участников группы начинает
     действие с воображаемым предметом таким образом, чтобы это действие можно было продолжить. Сосед продолжает это действие, таким образом, воображаемый предмет обходит весь круг;
    • зеркало. Участники группы разбиваются на пары и по очереди повторяют движения своего партнера.
  24. Другой вид упражнений направлен главным образом на снятие напряжения и состоит из простейших движений, например, "Я иду по воде" "Я иду по горячему песку", "Спешу на работу", "Возвращаюсь с работы", "Иду к врачу", "Иду на занятие группы" и т.д. Сюда же относятся упражнения по типу "третий лишний", для чего могут использоваться разнообразные подвижные игры.
  25. Следующий тип упражнений направлен прежде всего на сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, на развитие сотрудничества и взаимопомощи. Здесь используются упражнения, предусматривающие непосредственный контакт, уменьшение пространственной дистанции - разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком; успокоить обиженного человека; передать чувства по кругу. В последнем упражнении вся группа садится в круг и закрывает глаза. Один из ее участников передает какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения. А тот, в свою очередь, должен передать это чувство дальше, своему соседу, сохранив его содержание, но выразив его с помощью собственных средств. Таким образом, одно и то же чувство, выраженное с помощью различных движений,
    прикосновений обходит весь круг. Такого рода упражнения способствуют развитию чувства безопасности у клиентов, доверия, эмоционального принятия друг друга.
  26. Используются и другие упражнения, связанные с тренировкой понимания невербального поведения других и развитием способности выражения своих чувств и мыслей с помощью невербального поведения: договориться о чем-либо с другим человеком с помощью только жестов (разговор через толстое стекло); изобразить то или иное состояние или чувство (радость, раздражение, обиду, сочувствие и т.д.); изобразить психологические особенности свои или другого человека (каков я есть, каким бы я хотел быть, каким кажусь окружающим); понять, какое чувство или мысль хотел выразить другой человек с помощью невербального поведения; обратить на себя внимание группы и т.д.
  27. Все перечисленные упражнения составляют подготовительную часть занятия, хотя на более поздних стадиях развития коррекционной группы могут нести и более важную содержательную нагрузку. В начале работы группы подготовительной части может отводиться больше половины времени всего занятия, а иногда и все занятие, поскольку напряжение, тревога, скованность клиента, страх перед неформальными контактами в непривычной ситуации усиливаются и необходимы упражнения, направленные на преодоление именно этих явлений.
  28. В этом случае меньше времени выделяется и на обсуждение того, что происходило в группе, и необходимо ограничиться только самым общим обменом впечатлений. Выбор упражнений, а также их длительность определяются общегрупповой ситуацией, фазой развития группы, целями и задачами группы.
  29. В некоторых случаях первые занятия психогимнастикой могут состоять только из упражнений подготовительной части. Поэтому на данном этапе не следует давать слишком сложных пантомимических заданий и увлекаться интерпретаций упражнений. В такой ситуации гораздо эффективнее предлагать группе общие упражнения, связанные с тренировкой внимания, способностью принимать невербальные проявления вообще, а также упражнения, направленные на сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы. На следующих этапах возрастает удельный вес собственно пантомимических заданий.
  30. Пантомимическая часть психогимнастического занятия
    Пантомимическая часть в психогимнастике является наиболее важной и в зрелой психокоррекционной группе занимает большую часть времени.
  31. Выбирают темы, которые клиенты представляют без помощи слов. Темы могут предлагаться как психологом, так и самим клиентом. Содержания тем для пантомимы не ограничены и могут быть ориентированы на проблемы отдельного клиента, на проблемы всех членов группы и группы в целом, т.е. касаться межличностного взаимодействия.
  32. Чаще всего в пантомимической части используются следующие темы:
    1. Преодоление трудностей. Это темы, отражающие общечеловеческие проблемы и
    конфликты, которые могут быть представлены в символическом виде ("преодоление трудностей", "запретный плод", "перекресток", "болезнь", "здоровье", "счастье", "тревога" и т.д.). Все клиенты по очереди изображают, как они преодолевают жизненные трудности. Символически трудность может олицетворять любой предмет, например скамья или стул изображают преграду, которую нужно преодолеть.
    2. Запретный плод. Все клиенты по очереди рассказывают, как они ведут себя в ситуации, когда их желание расходится с внешними или внутренними нормами. Роль запретного плода также может играть какой-либо предмет.
    3. Моя семья. Клиент выбирает несколько участников группы, расставляет их в пространстве, так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с членами семьи или ближайшим окружением.
    4. Скульптор. Один из членов группы выступает в роли скульптора, т.е. придает членам группы позы, которые, по его мнению, отражают их особенности и конфликты.
    5. Моя группа. Тема связана с выражением чувств к членам группы, своего ближайшего окружения, членам своей семьи. Члены группы расставляются в пространстве, причем физическое расстояние между членами группы должно отражать степень эмоциональной близости.
    6. Привычные жизненные ситуации (просьбы, требования, обвинения, ссоры, опоздания и др.).
    7. Тема "Я". Темы, относящиеся к проблемам конкретных клиентов ("Какой я есть"; "Каким хотел бы быть";
    "Каким кажусь окружающим"; "Я среди людей"; "Моя семья"; "Моя жизнь"; "Моя травма" и т.д.).
    8. Сказка. Тема связана с использованием сказочных сюжетов и фантазий. Клиенты изображают действия в роли волшебников, заколдованных героев сказок.
  33. В ходе пантомимы широко используются вспомогательные приемы типа "двойники" или "зеркала". Суть их состоит в предоставлении клиентам невербальной обратной связи, что позволяет увидеть себя глазами других (если члены группы повторяют невербальное поведение игравшего клиента) и получить информацию о возможных вариантах (когда другие пациенты предлагают свои способы невербального поведения для только что представленной ситуации).
  34. После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает увиденное. Идет эмоциональный обмен собственными переживаниями, возникшими в процессе выполнения задания или наблюдения за невербальным поведением других, своими ассоциациями, воспоминанием, опытом. Предлагается собственное понимание ситуации, анализируются взаимоотношения и взаимодействия участников группы. Материал, полученный в ходе выполнения пантомимических заданий, может быть использован для последующей групповой дискуссии.
  35. Заключительная часть психогимнастического занятия
    Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы, сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятий, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности. Здесь используются упражнения из подготовительной части, главным образом те, которые помогают пережить пациентам чувство общности.
  36. Использование психогимнастики как самостоятельного метода коррекционной работы было предложено Г. Юновой в 1979 г. Психогимнастика Г. Юновой представляла собой модификацию для подростков психодрамы Д. Морено. По методике Г. Юновой каждое занятие, включая в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы, состоит из трех фаз:
    1. Снятие напряжения. Достигается с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих и социометрическое значение: кого выбрать в напарники, с кем быть в одной команде и т.д.
    2. Пантомимическая фаза. На этой фазе членам группы необходимо изобразить невербально свое поведение в случае, если в окно влезает вор, при боязни наступить в лужу и т.д.
    3. Заключительная фаза закрепляет чувство принадлежности к группе, в ней используются различного рода коллективные игры и танцы.
  37. М.И. Чистякова предложила методику, названную ею также психогимнастикой, ориентированную на детей младшего возраста. В одноименной книге представлен систематизированный набор этюдов и игр, направленных как на развитие у детей различных психических функций, так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.
  38. Методика предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой курс из 20 занятий длительностью около трех месяцев с частотой встреч 2 занятия в неделю. Занятие длится от 25 мин до 1 ч 30 мин. Продолжительность занятия зависит от возраста, свойств внимания и поведения детей. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев или фаз.
  39. 1. Мимические и пантомимические этюды.
    Цель - выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модель выражения основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
    2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций.
    Цель - моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности, привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно, этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом.
  40. Цель - коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
    4. Фаза психомышечной тренировки.
    Цель - снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.
  41. Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе. В пределах зала, где проходит психогимнастика, они могут делать все, что хотят. Ведущий не вмешивается в их общение. Необходимо договориться о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Сигнал может быть любым (звонок, колокольчик, свисток, включение лампочки и т.д.), но он должен быть обязательно постоянным.
  42. Между третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на развитие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвижную игру.
  43. Каждое занятие состоит из ряда этюдов. Этюды должны быть коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Используется концентрический метод: от простого - к сложному.
  44. Количество детей в группе дошкольников - не более 6, младших школьников - не более 8 и не менее 3. На занятиях по психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все дети группы.
  45. По мнению М.И. Чистяковой, не имеет смысла составлять группы только по какому-то одному признаку: боязливые, амимичные, дети с неустойчивым вниманием и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы в группе было не более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерическим реакциям ребенка. Дети с раздражительностью, страхами, тиками, навязчивостями, заиканием, истощаемостью могут заниматься вместе. Однако детей с нормальным интеллектом и детей, страдающих пограничной умственной отсталостью, необходимо развести по разным группам, так как вторые должны заниматься вдвое дольше: используется время двух курсов психогимнастики. Психогимнастику могут проходить и дети с задержкой психического развития, и дебильные дети. Однако они должны заниматься раздельно.
  46. В группу приглашаются 1-2 ребенка, не нуждающиеся в психогимнастике, но имеющие артистическую жилку. Они используются для создания эмоционального фона. Хорошо известно, что внешнее выражение эмоций вызывает соответствующие подражательные реакции. Поэтому дети с артистической жилкой желательны в группе, так как с их помощью легче заразить других детей нужной эмоцией.
  47. Необходимо вести журнал, в котором указываются причина приглашения ребенка на занятие психогимнастикой, планирование игр, основные психологические цели для данной группы в целом.
  48. Особое значение М.И. Чистякова придает положительным эмоциям. Поэтому все игры и этюды на вызывание выражения эмоций должны обязательно включать эмоции радости, которые являются заключительными для каждого этюда. Полностью занятие заканчивается обучением детей саморегуляции и их успокоением.
  49. Рубрика:
  50. Практическая психология
  51. Источник:
  52. Осипова А.А., Общая психокоррекция



Предварительный просмотр:

Применение психолого-педагогических методик (арт-терапии)  в исследовательской работе с детьми.

Арт-терапия и арт-педагогика.

 Был слеп Гомер, и глух Бетховен,

И Демосфен косноязык.

Но кто поднялся с ними вровень,

Кто к музам, как они, привык?..

Дмитрий Кедрин, 1944

Арт –терапия (термин -1938, Андриан Хилл) – использование  всех видов искусства,  все чаще  рассматривается  как инструмент  помощи,    способствующей формированию здоровой и творческой личности, реализация на практике  таких функций, как  адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная,  реабилитационная, мобилизующая. Арт-педагогика – воспитательная и развивающая работа педагога с ребёнком. РАЗВИВАЕТ:

  • Знание о себе.
  • Коммуникативные связи.
  • Познание себя в творческом процессе.
  • Адаптация в микросоциуме.
  • Метод реабилитации инвалидов.

Рисунок

используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

Ролевая игра

-занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения,формировании его творческого компонента.Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания,коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Куклы и игрушки можно легко использовать в работе учителя начальной школы. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.

Огромную роль играет и музыка, как активная, так и пассивная, индивидуальная и групповая; которая своим влиянием на чувствительные зоны организма создает все условия для психических изменений организма, создаёт необходимую внешнюю и внутреннюю психологичекую обстановку у ребенка.

Танцевальная и двигательная терапия.

Ритмические движения формируют двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Совершенствуется координация движений, развивает воображение.

Литература.

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. –М.: ИЦ “Академия”, 2001. – 248с.
  2. Зайцева И.А., Кукушкин В.С, Ларин Г.Г., Румега Н.А, Шатохина В.И. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И доп. – М.:ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. – 352с. (Серия “Педагогическое образование”)
  3. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Минск, 1987 г. 272 с.
  4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.,илл.
  5. Красный Ю.Е. Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. М., 2006, 204 с.
  6. Куроленко, Е. М. Музыкальная педагогика для детей с ограниченными возможностями/ Е. М. Куроленко // Педагогика, 2004, N 10. С. 31–35.
  7. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. 220 с.
  8. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. М., 2002. 480 с.
  9. Д. Аллан "Ландшафт детской души"; СПб – Минск, 1997
  10. А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей"; СПб, 2000
  11. А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999
  12. А.А. Осипова "Общая психокоррекция"; М, 2000
  13. В. Оклендер "Окна в мир ребенка"; М, 1997
  14. Психотерапия. Под ред. Б.Д. Карвасарского; СПб, 2000
  15. Проективная психология.; М, 2000
  16. К. Рудестам "Групповая психотерапия"; СПб, 1998

Теория и практика.

Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”. Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арт-терапию. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных знаний не требуется. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

Особенно ценно положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих проблемы в развитии.

Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобретательного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях.

Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях [8].

По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.

В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности [6, с. 34]. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.

В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано худ.творчество.

Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о преимуществе арт-терапии перед другими формами психотер. работы:

  • практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
  • арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
  • продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
  • арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
  • арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
  • арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.

Итак, следует еще раз подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арт-терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Но сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia” в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.

Согласно исследованиям А.И. Копытина, за рубежом заметно возросла роль арт-терапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоц.и повед. нарушения, а также проблемы в обучении.

Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”. По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи.

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию форм худож. экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. Но можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индив. и групп. арт-терапии. В образовании предпочтение отдается груп. формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов. М. Либман ,указывает, что групп.арт-терапия:

  • позволяет развивать ценные социальные навыки;
  • связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
  • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
  • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
  • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
  • развивает навыки принятия решений.

Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она:

  • предполагает особую “демократическую” атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;
  • во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым “нормам”.

Понятно, что составляющая термина “арт” акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Однако в процессе работы зачастую используются музыка, движения, сочинение историй.

Начинается работа с первичного обращения родителей к психологу. Для того, чтобы понять проблему ребенка и причины ее возникновения, используются: диагностика, тесты, анкетирование, как ребенка, так и родителей. После выявления проблемы предлагаются определенные коррекционные мероприятия. Это может быть работа с логопедом, дефектологом, психологом, арт-педагогом. Учитывая сложность проблемы и личностные особенности детей, определяется форм

Основоположником российской школы арт-терапии, по праву, можно считать А.И. Копытина – канд.мед. наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокорр., диагностического и психопрофилактического потенциала.

Интересны так же разработки Л. Д. Лебедевой , посвященные некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Автор вводит в терминологический аппарат педагогики интересную трактовку понятия «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота».

Применение методов арт-терапии и артпедагогики в специальном образовании рассматривается так же в работе Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой и Т. А. Добровольской . Она представляет собой первую в нашей стране попытку обобщения опыта применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями.

ИЗОтерапия - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, туда же можно отнести работу с гримом и бодиарт (как вид живописи «по всему телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественное фотографирование (фототерапия) и еще огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.

Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство. Вокалотерапия - частный случай - лечение голосом, использование вибрационных механизмов для сброса напряжения или диагностики.

Библиотерапия (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание» , сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.

Драматерапия - Метод необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей» . В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры.

Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики : психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания.

Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, что люди знали всегда. В сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений.

Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития связной речи младших школьников

Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....

Применение метода проектов в работе с младшими школьниками.

Применение метода проектов в работе с младшими школьниками....

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

Применение Арт-терапии в работе с младшими школьниками.

В статье рассказывается о применении методики "Арт-терапиия" в воспитаниии младших школьников....

методика работы одаренности младших школьников

Карта интересов для младших школьниковУчитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст в...

Применение технологии проблемного обучения в работе с младшими школьниками (дополнительное образование). Методическая разработка.

Публикуемый материал  содержит теоретический раздел "Общие положения проблемного обучения", в котором рассмотрены понятия проблема и проблемная ситуация, приводится классификация пробле...