Психолог в школе вчера, сегодня, завтра
статья на тему

Статья содержит размышления автора о профессии педагога-психолога, о ее прошлом, настоящем и будущем. Акцент ставится на важности работы с родителями обучающихся, как ведущего фактора формирования психики современного ребенка. Автор представляет программу курсов психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pyankova_yuyu.docx59.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пьянкова Юлия Юрьевна, педагог-психолог МАОУ «СОШ №6»

г. Краснокаменск, Забайкальский край

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Аннотация. Статья содержит размышления автора о профессии педагога-психолога, о ее прошлом, настоящем и будущем. Акцент ставится на важности работы с родителями обучающихся, как ведущего фактора формирования психики современного ребенка. Автор представляет программу курсов психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей).

Ключевые слова: педагог-психолог, личностные УУД, курсы, семья

        Кажется, еще вчера передо мной открылась дверь кабинета педагога-психолога, дверь моего рабочего кабинета. Темное узкое помещение с двумя рабочими столами, два шкафа с книгами, учебниками, журналами, а еще с папками, в которых бережно складировались распечатанные анкеты, методики, бланки. Работа выстроена по плану, но ты с опаской стучишься в классные кабинеты и просишь разрешения провести намеченную диагностику. Кто ты и зачем в школе, кому приносишь пользу? Этот вопрос лет десять назад задавала не только я сама себе, но, мне казалось, все окружающие. А потому кому-то хотелось сбросить на тебя не твое анкетирование, другим – родительское собрание. Нет, дело не в тебе! Это все отношение к профессии педагога-психолога. Здесь, в глубинке, где я работаю, понятие психологического сопровождения в школе понималось долго и сложно. Причины проблем, случавшихся у детей, искали где угодно, только не в нем, не в его семейных отношениях. Основной работой с такими учениками были беседы и нравоучения. Но это было вчера.

        Сегодня профессия педагог-психолог набирает обороты. В школе его знают все. Его кабинет материально-технически оборудован, он проводит он-лайн консультирование, дети с удовольствием посещают его занятия, а родители идут за помощью. Уважительно к педагогу-психологу относятся учителя и понимают, что вместе с ним можно найти причину затруднений ребенка и выстроить дальнейший план работы. Психолог знает и может все! Вот что думают о нем сейчас. Разрабатывает и апробирует программы, участвует в конкурсах, проводит всевозможные экспертизы и спокойно продолжает выполнять свои обязанности.

        Сегодня – внутренний мир школьника стоит во главе угла. Возможно, к этому привели новые стандарты. Личностные УУД имеют такое же право, как предметные и метапредметные и занимают на уроке равные позиции. Современный учитель должен обладать психологическими знаниями и умениями, а кто поможет ему в этом, как ни психолог?

        Семья – это рычаг, управление которым заводит такой сложный механизм – как детская психика. Семья – это вектор развития ребенка. Современная школа и родители- партнеры! С каждым днем я убеждаюсь в том, что, не работая с родителями, ни учитель, ни психолог, ни администрация не сможет добиться того результата, на который рассчитывает. Но работа работе рознь. Сработать можно и так, что взрослый не захочет приходить в школу. Ведь не у каждого учителя есть психологическое понимание образовательного процесса. Сложно педагогу-стажисту избавиться от назидательного тона и стремиться наряду с процессом передачи знаний передавать еще эмоции, опыт.

        Так в моей практике появилась идея создания программы курсов повышения психолого-педагогической компетентности родителей «Путь к счастливой семье». Начав с ее реализации полагаю, что культура взаимоотношений родителей и учителей измениться, а значит, изменится представление о ребенке как о растущей личности, о гражданине нашей страны, о продолжателе рода.

Изучение социального паспорта школы и сравнение данных за три года позволило выявить семьи, требующие особого внимания со стороны школы. Наблюдается незначительное сокращение количества семей, находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации –183 (АППГ184), в социально-опасном положении – 72 (АППГ84). Увеличивается количество неполных семей (причина – развод родителей): 76-97-125.

100% учащихся, состоящих на профилактических учетах, проживают в проблемных семьях.

        Анализ уровней трудновоспитуемости в сравнении с прошлыми годами свидетельствует о стабильности общих результатов. Усиление негативных установок у у учащихся проявляется к 6,7 классу.  32% учащихся находятся на начальном уровне, который характеризуется наличием  отдельных конфликтов; неустойчивостью, случайностью отклонений в поведении; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе. Чаще в эту группу попадают дети внешне благополучные, обучающиеся на «хорошо» и «отлично», тем самым вызывают у классных руководителей резонанс. Дальнейшее наблюдение за семьей учащихся данной группы указывает на наличие тех или иных проблем в семье (непонимание родителей, развод, гиперопека) [4, 65]

9% учащихся определены в группу «дезорганизаторы»: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе. В данной группе выявлены учащиеся, которые на протяжении 3-х лет показывают такие результаты. Эти дети проживают в неполных или вновь созданных семьях.

Родители детей этих двух групп с интересом идут на контакт со школой, желают получить совет по различным вопросам семейной жизни. Особенно ярко свою позицию проявляют одинокие отцы, стремящиеся получить максимум информации по секретам создания условий для развития своего ребенка.

2% учащихся  особо трудных: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности [2, 13].  Как бы не казалось странным, но в данной группе много детей с высокими умственными способностями, когда-то «хорошо» (со слов родителей) пережившие какого-либо рода психологическую травму (смерть одного из родителей, развод, лишение родительских прав).

Индивидуальное консультирование родителей показывает, что законные представители своего ребенка не видят и не замечают отклонений в поведении, не знают, чем можно объяснить результаты диагностики, негодуют несоответствием полученных результатов и собственным видением ситуации.

Параметры, по  которым наблюдается наибольшее количество трудновоспитуемых  детей – общественно-трудовая активность, учеба и отношения с классом. Этот факт может свидетельствовать о недостаточном выполнениихозяйственно-бытовой, воспитательной функций семей, функции социализации.

       Изучение учебной мотивации, социометрии в динамике показало, что низкие результаты на протяжении школьных лет не меняются у 28% учащихся. Причинами этого являются не только учебные затруднения, но у успешных в школе детей – трудности в установлении межличностных контактов, семейные особенности [5,72]

        Полученные данные в ходе диагностики позволяют сформировать группы родителей, которым необходимо прохождение курсов повышения психолого-педагогической компетенции.

Длительность курса составляет 72 часа. Каждый блок включает в себя 6 занятий по 1,5 часа, из них 3 занятия подразумевают самоподготовку, выполнение домашних заданий; 1 занятие – дистанционное обучение.Все встречи с родителями подразумевают сочетание теоретического и практического материала.

Планы мероприятий с различными категориями слушателей составлены в соответствии с едиными информационными блоками, но различаются содержанием отдельных занятий, подобранных практических упражнениях, домашних заданиях и др.

Сформированность ресурсной базы:

Кадры: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-предметник, медицинский работник, администрация школы

Помещение: актовый зал, спортивный зал, учебные кабинеты, столовая, библиотека

Оборудование: экран, проектор, методические материалы, аудиоматериалы, видеоматериалы, колонка, микрофоны, спортивный инвентарь, школьный сайт

Нормативно-правовое обеспечение:

 Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

 Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г.  № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Перечень поручений Президента РФ от 12.12.2014 г. №  ПР-2876  по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»;

Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;

Стратегия  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Критерии качества реализации программы:

  1. Самодиагностика и качественный анализ  родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин (в начале и в конце курсов)
  2. Тест-зачет в конце курсов

Сегодня педагог-психолог находится в той позиции, которая повышает престиж его профессии. Этому способствуют и ФГОС, и изменение сознания взрослых, и жизнь в информационном обществе.

Завтра… оно будет еще лучше. Психолог будет востребован всегда, везде. Это интересная работа, особенно, когда ты осознаешь результат, которого можешь достичь вместе со своими клиентами.

Эта профессия не умрет. Это – профессия будущего!

Список  литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 6- е изд., перер. и доп. М.: Академический проект, 2001.

2. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993.

3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.

4. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов ГельмутаФигдора. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000

5. Дружини В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996.

6. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. –Л., 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник «Томск - вчера, сегодня, завтра»

Праздник«Томск - вчера, сегодня, завтра»для 4 классов...

"Москва вчера, сегодня, завтра" конспект классного часа для начальной школы

"Москва вчера, сегодня, завтра" - это конспект классного часа для начальных классов, посвященного истории жизни в городе Москва. Рассматривается жизнь москвичей в прошлом, их быт и особенности жизни с...

Проект "Наша школа:вчера, сегодня,завтра"

Школа, школьные коридоры, школьный класс. Как много значат эти дорогие сердцу слова. И детские годы, а потом и юношеские, неразрывно связаны со школой.. И, став взрослым, мы обязательно будем памятью ...

«НАША ШКОЛА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Коллективный исследовательский проект ...

Интерактивная игра "Школа вчера, сегодня, завтра."

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы....

Презентация к проведению классного часа на тему "Школа вчера, сегодня, завтра"

Презентация подготовлена для проведения классного часа по теме "Школа вчера, сегодня, завтра"...