ОСНОВНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
консультация (1 класс) на тему

Тверитинова Татьяна Александровна

Содержание данной статьи поможет родителям  понять, что учить ребенка надо так, чтобы стимулировать не только умственное, но и психическое развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОСНОВНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Сколько раз каждый из нас поражался тому, как быстро летит время! Кажется, что совсем недавно ваш малыш делал первые шаги и произносил первые слова, а теперь совсем близко пора, когда ваш ребенок, перешагнув порог школы, станет первоклассником. Для него и для вас наступит период ответственной и трудной работы: изо дня в день узнавать новое, учиться думать и рассуждать, строить свои отношения со сверстниками. И, конечно, каждого родителя не могут не волновать вопросы: как сложится школьная жизнь ребенка? Как он будет учиться? Готов ли он к школьному обучению? Что может и что должна сделать семья, чтобы школьные годы стали для ребенка радостным и счастливым периодом взросления, познания, труда?

Итак, для того, чтобы ваш ребенок хорошо усваивал школьный материал, его надо много чему научить, особенно в дошкольном возрасте. Родителям необходимо понять, что учить ребенка надо так, чтобы стимулировать не только умственное, но и психическое развитие. О том, чему и как учить дошкольника, написано немало, и все же мы довольно часто сталкиваемся с удручающим фактом: родители плохо представляют себе, что же именно они должны делать.

У них нет четкой программы действий, а значит, отсутствует и необходимая последовательность. Родители теряются в потоке разнообразной информации, начинают метаться: чему учить? Какую книжку прочитать? Какую игру лучше приобрести? В какой детский сад отдать своего малыша? И так до бесконечности: вопросы, вопросы, вопросы. А бедные дети с четырех-пяти лет, вынужденно, под давлением родителей пишут палочку, выучивают числовой ряд, заучивают наизусть длинные непонятные им стихотворения и многое, многое другое. Но что это дает для их психического развития, для развития основных познавательных процессов: восприятия, мышления, самостоятельной речи?

Очень часто педагоги и психологи сталкиваются с печальным явлением, когда не в меру способный, по мнению родителей, ребенок шести лет прекрасно считает аж до ста, но не может сосчитать десять лежащих перед ним спичек. Почему так? - спросите вы. Отвечаем: ребенок дошкольного возраста еще не способен осознать, что счет - это не способ получить похвалу родителей, а средство определения количества. Не менее печальное зрелище - знание ребенком букв, не связанное со звуко-буквенным анализом слова, а тем более с умением составлять из отдельных букв слоги и слова. Такие знания могут стать серьезным тормозом на пути не только к овладению грамотой, но и к успешному освоению школьной программы в целом.

Так чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребенка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении.

С чего же начинается обучение и подготовка ребенка к школе? Конечно же с семейного воспитания. Помните народную мудрость: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу"? В повседневном общении с детьми закладываются семена будущего характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Пренебрежение этим зачастую обходится очень дорого! Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение или, что еще хуже, нежелание учиться - результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентации, которые в ней усваиваются.

Все родители без исключения заботятся о том, чтобы их ребенок ни в нем не нуждался, был сыт, обут и одет.
Многие не жалеют времени и сил, чтобы научить своего трехлетнего сына или дочь писать, читать и считать, ошибочно полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако для полноценного воспитания этого вовсе не достаточно. Столь же ревностно должны мы заботиться о том, чем мы заполняем ум, сердце и душу ребенка, ибо от этого во многом зависит его психологическое развитие, а значит, его становление как личности.

Развивать познавательные способности ребенка - это не значит дать ему "готовые" знания, умения и навыки; речь, прежде всего, идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определить возможные способы их получения, научить думать и рассуждать. От того, насколько у школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.

Можно ли ставить такую сложную задачу применительно к дошкольнику? Конечно можно! Именно в период дошкольного возраста закладывается своеобразная база данных, которая будет необходима ребенку на протяжении всего обучения.

Для правильного развития и воспитания ребенка родителям очень важно создать эмоциональный комфорт, от них требуется постоянное внимание к своему поведениию и к поведению своего малыша, терпение, гибкость, чуткость и тактичность, стремление и умение понять мотивы поведения ребенка в том или ином случае. Несдержанность, окрики, брань взрослых порождают не только чувство обиды, недоверия, несправедливости, но и состояние тревожности, неуверенности в себе, что может оказать пагубное влияние на дальнейшее обучение ребенка вне дома, в общеобразовательных учреждениях.

Мы радуемся, что ребенок любит рисовать, лепить, конструировать, играть с кубиками, в куклы и машинки, - малыш занят, и родителям этого достаточно. Но часто ли вы задаете себе вопросы: что дают ему эти занятия? Как он играет, конструирует, лепит, рисует, работает? Какие затруднения при этом испытывает? Доводит ли начатое дело до конца? Между тем наблюдение за игровой деятельностью ребенка может сыграть решающую роль в познавательном развитии ребенка и подготовке его к школе. Не мешая ребенку, не подавляя его инициативы, понаблюдайте за ним, чтобы тактично помочь ему осознать и обогатить его деятельность, организовать занятия, направить их в нужное русло умственного развития.

Вот малыш играет с куклой: одевает, раздевает, кормит. Обратите его внимание на смысл этих действий: раздевает, чтобы уложить спать или искупать; одевает, чтобы пойти в гости или на прогулку; кормит, воспитывает и т. д. Проявите свою фантазию и разбудите фантазию малыша - это поможет вам и ему выработать свою модель семейного поведения.

Перед рисованием спросите его, что он хочет изобразить и что нужно для этого - краски, карандаши, фломастеры; почему он хочет выбрать именно этот цвет, а не какой-то другой. Обсудите завершенный рисунок: что удалось, а что не получилось, причем важно, чтобы ребенок сам обратил внимание на то, что получилось, а что - не очень. 

Теперь поговорим об эмоциях и воле дошкольника. От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы, иначе она может сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.

Если ребенка воспитывают правильно, то уже к шестилетнему возрасту он не только усваивает основные нравственные понятия, но и приучается действовать в соответствии с ними. Существенно изменяется представление ребенка о самом себе, о своем "Я": он начинает иметь более четкое представление о своих возможностях, понимать, как относятся к нему окружающие и чем объясняется это отношение. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение - ребенок в ответ на замечание взрослых уже не плачет, не бросает занятие, а старается исправить ошибку, найти новые способы завершения начатого.

Ребенок-дошкольник часто сталкивается с различными трудностями - интеллектуальными, бытовыми, поведенческими. Но, каков бы ни был характер деятельности, вызвавшей те или иные затруднения, их можно условно разделить на две группы:


- во-первых, это такие проблемы, с которыми ребенок просто не может справиться самостоятельно, в силу своего возраста;
- во-вторых, это такие проблемы, которые ваш ребенок может преодолеть самостоятельно, используя свой прошлый опыт или действуя путем собственных проб и ошибок.

Главная задача родителей в первом случае - тактично, не настаивая, помочь малышу справиться с возникшей трудностью, объяснить, направить; а во-втором - так же чутко и гибко подтолкнуть ребенка к решению проблемы, заставить его использовать накопленный ранее опыт.

Однако взрослым необходимо помнить, что оценка всех действий ребенка должна быть в максимальной степени объективной и точной, потому что ребенок в возрасте 5 - 6 лет видит себя глазами других людей, и их отношение служит для него основой, эталоном самооценки. В этот период ваш малыш нуждается в сопереживании и понимании со стороны взрослых - родителей и воспитателей, одновременно он со своей стороны начинает оценивать поступки других людей, их характер и поведение, поэтому для родителей очень важно именно в этот период укрепить свой авторитет в глазах малыша.

К 6 - 7 годам у ребенка возникают такие чувства, как стыд, если тот или иной его поступок не соответствует принятым в семье нормам морали, и гордость, если поступок им соответствует, а особенно, если он связан с преодолением определенных трудностей и препятствий. Поэтому родителям необходимо очень внимательно наказывать или поощрять ребенка, от этого в будущем будет зависеть его стремление к хорошим поступкам.

Именно в этом возрасте у ребенка возникает осознанная потребность в общении с другими детьми. Он учится соотносить свои поступки с действиями товарищей, считаться не только со своими, но и с их желаниями и интересами, оценивать поступки сверстников и ориентироваться на их оценку.
В этом возрасте зарождаются настоящие дружеские отношения, - родителям важно именно научить ребенка дружить, в каких-то случаях уступать, а в каких-то отстаивать свое мнение. Эти навыки требуются для облегчения прохождения такого важного испытания в жизни первоклассников, как жизнь в абсолютно новом школьном коллективе.
Умение общаться и находить общий язык не только со взрослыми, но и со своими ровесниками - еще одно необходимое условие развития и подготовки детей к школе.

Нужно сказать, что стремление к общению у дошкольника основано на потребности познания другого человека, незнакомых людей и сравнении себя с ними. По тому, каков ваш ребенок среди незнакомых людей, можно судить не только о его характере, привычках, но и о просчетах родителей в его воспитании. Ведь родители и другие близкие - первые люди, которые не только удовлетворяют его потребность в общении, но и дают ему эталон поведения. Поэтому взрослые обязаны заботиться о должном эмоциональном и эстетическом уровне общения ребенка, о том, чтобы научить его сопереживать и доброжелательно относиться к собеседнику.

Еще одно немаловажное условие готовности ребенка, на которое необходимо обратить особое внимание родителей, - это воспитание у малыша желания учиться. Для этого прежде всего сами родители должны четко понимать, зачем их ребенок идет в школу, - не за пятерками и хорошим аттестатом, а за знаниями, умениями и навыками.

Школьные годы - часть жизни ребенка, и поэтому важно, чтобы она была наполнена не только счастьем познания, приобщением к сокровищам мировой культуры, но и радостью общения, напряженного труда и в то же время творчества. Именно этому и нужно обучить вашего ребенка прежде всего.

Первое и самое главное условие психической подготовки ребенка к школе - сотрудничество с окружающими его взрослыми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Причем под сотрудничеством следует понимать таким образом организованную совместную деятельность ребенка и взрослого, в процессе которой последний передает свой социальный опыт в разных его формах, а первый его перенимает и делает своим. Поэтому взрослый должен уметь смотреть на себя и свою жизнь глазами ребенка, постоянно заботясь не только о том, что и как он передает ребенку, но и о том, чтобы малыш захотел усвоить передаваемое.

У многих детей трудности вхождения в школьный коллектив связаны с тем, что они вовремя не научились строить межличностные взаимоотношения, не умеют подчинять свои желания и поступки требованиям взрослых и интересам своих товарищей. Не привыкшие считаться с чужим мнением, дети становятся эгоистичными, упрямыми, капризными, недоброжелательными по отношению к своим одноклассникам и иногда даже к учителю. Если ребенок нерадостен, импульсивен, тревожен, то причина кроется, как правило, в эмоциональной атмосфере семьи, в неуважительном и нетерпимом отношении друг к другу.

В заключение хотелось бы снова привести цитату А.С. Макаренко: "Воспитательный процесс - процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается
 вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

Подготовка детей к обучению в школе.

Развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста. Разработка занятий....

Рабочая программа "Подготовка детей к обучению в первом классе "

Программа по подготовке детей к школе, проводимая в МБОУ СОШ №28, авторская. Программа состоит из пояснительной записки, содержания материала, планируемых результатов и формы роведения занятий....

Коррекционно-развивающая программа подготовки детей к обучению в школе

программа состоит из блока занятий направвенных на развитие у детей мелкой моторики руки....

«ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Отличительной чертой развития образовательного процесса в современных условиях является создание системы непрерывного образования. Одним из основных условий обеспечения функционирования и развития еди...

Презентация "Организация работы по подготовке детей к обучению в школе"

Подготовка детей к начальной школе - одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Правильно организованная работа групп предшкольной подготовки - залог успешного обучения дет...

Методика проведения педагогической диагностики (подготовка детей к обучению в школе).

Это входящая педагогическая диагностика, которая проводится после двухнедельной адаптации первоклассников в школе....