Программа по внеурочной деятельности "Учимся общению"
рабочая программа (1 класс) на тему

Дюкарева Елена Вячеславовна

    Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь они теперь занимают более значимую социальную позицию – школьника. Данная программа призвана помочь детям адаптироваться к новой роли, к общению в кругу детей и взрослых.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Коррекционная программа по внеурочной деятельности

«Учимся общению»

для обучающихся 1-х классов

Составлена на основе программы Р.В.Овчаровой «Игровая психокоррекция трудностей общения у дошкольников и младших школьников»;  М.А. Панфилоовой «Лесная школа. Коррекционные сказки».

   Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

ФГОС, утвержденный приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 года. №373.

  1. Приказ Минобрнауки от 26 ноября 2010г. №1241 п.16 (направления развития личности)
  2. Письмо Минобрнауки № 13296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС».

Пояснительная записка

    Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь они теперь занимают более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Данная программа способствует снижению негативных эмоций у первоклассников, позволяет наиболее успешно пройти адаптационный период к школе.

    Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования  -  внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция – это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов, одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее. Эти задачи призвана решить эта программа путем ряда психологических упражнений, расширения круга знаний о самом себе, осознание собственных чувств, потребностей через прослушивание сказок. Тридцать лесных сказок раскрывают пять основных тем: адаптация к школе, отношение к здоровью, отношение к урокам, отношение к вещам, школьные конфликты. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются  к своим чувствам. Первоклассники легче оценивают свои поступки, учатся осознавать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил позволяет снизить школьную тревогу детей. Они учатся использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.

      Программа предполагает работу в следующих направлениях: настроения, чувства, черты характера, самооценка, общение, понимание чувств другого, вербальные и невербальные элементы общения, правила поведения.

К сожалению, изучение основ психологии не входит в число базовых учебных предметов, но соответствует требованиям нового стандарта, поэтому целесообразно включить данную программу во внеурочную деятельность младших школьников.

Название программы - Учимся общению

Рабочая программа рассчитана на 60 часов (2 часа в неделю), 35 часов (1 час в неделю):  30 сказок чередуются с заданиями и упражнениями психологического характера, направленных на развитие у детей навыков рефлексии, общения, умения лучше понимать себя и других людей.

Цели и задачи

  1. Развитие лучшего понимания себя и других людей;
  2. Улучшение периода адаптации к школе, снижение уровня школьной тревожности, повышение уверенности в собственных силах, формирование позитивной модели поведения в реальной жизни;
  3. Формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества;
  4. Расширение словарного запаса в области чувств и эмоций: обогащение словарного запаса путем накопления новых слов;
  5. Получение новых знаний через осознание собственного опыта, через анализ различных ситуаций;
  6. Развитие воображения, внимания, памяти, процессов мышления;
  7. Развитие умения находить конструктивные способы общения.

Ожидаемые результаты        

  • Личностные результаты:

Овладение начальными навыками адаптации;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Вестник образования России).

        

  • Метапредметные результаты

- Развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты;

-Формирование умения слушать собеседника и вести диалог;

Формирование умения выражать свою точку зрения и аргументировать ее, готовить свое выступление и публично выступать.

  • Предметные результаты

- Овладение первоначальными представлениями о психологии;

- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка;

- Развитие умения ориентироваться в целях, задачах, средствах  и условиях  общения;

- Развитие умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

К  концу года дети должны овладеть следующими универсальными учебными действиями (УУД):

Личностные:

- полностью адаптироваться к школьному обучению и другим видам деятельности в рамках школы;

- иметь позитивное отношение к окружающему миру, потребность к самореализации в процессе школьной деятельности;

- уметь осознавать свои чувства, принимать их, высказываться о них; уметь выслушивать окружающих, сопереживать, поддерживать, оказывать помощь, радоваться успехам и др.;

- владеть простейшими умениями конструктивного общения;

- владеть простейшими приемами разрешения конфликтных ситуаций на начальном уровне;

- восстанавливать настроение;

- адекватно оценивать себя и окружающих.

Метапредметные

- развивать способность анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;

- формировать умение находить информацию в книгах, закреплять навык чтения;

- формировать умение пересказывать;

- воспитывать интерес к окружающему миру живой, неживой природы, людей, социуму.

Предметные

- иметь минимальные базовые знания по психологии;

-иметь базовые знания о нормах родного языка;

- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;

- развивать творческие способности.

  Ожидаемые результаты:

  • Ребёнок, адаптированный к школьной жизни с положительной мотивацией к обучению;
  • Ребёнок, умеющий осознавать свои чувства, понимающий других людей, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью, навыками продуктивного общения;
  • Уверенный в себе человек, понимающий себя и других, бережно относящийся к окружающему миру и обществу в целом.

Основные методы работы на занятии – методы обучения в группе:

  • игровые;
  • наглядно-демонстрационный;
  • вербальные;
  • невербальные.

Принципы работы: развития, доступности, системности, наглядности, комплексности.

 Формы организации деятельности учащихся: беседы, дискуссии, на открытом пространстве, экскурсии, общение в кругу, работа в парах, индивидуальные письменные и устные задания.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятий

Содержание

Часы

Адаптация к школе (13 часов)

1.

Здравствуй, школа!

Прослушивание сказки   «Создание лесной школы»

1

2.

Знакомство. Это Я.

Упр. «Снежный ком»

Упр. «Кто Я», « Меня зовут», «Я живу»…

Развитие осознания самого себя и умения представить себя;

Восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (зрительного, слухового).

1

3.

Осенняя пора…

(внеаудиторное)

Экскурсия в парк. Наблюдение за явлениями природы. Сбор букетов из листьев.

2

4.

Букет для учителя.

Прослушание  «Букет для учителя». Знакомство с ролью учителя и ученика, правилами поведения в школе. Соотнесение себя с новой социальной ролью. Обогащение словаря.  Развитие воображения.

1

5.

Настроение.

Что такое настроение.

Знакомство с понятием настроение. Развитие умения чувствовать свое настроение, обозначать его.

Изготовление карточек.

Рисование настроения.

1

6.

Смешные страхи.

(коррекционно-диагностическое)

Прослушивание сказки «Смешные страхи». Осознание и обозначение школьных страхов.

 (при необходимости – коррекция инд.)

3

7.

Моя семья (диагностическое)

Рисунок «Моя семья».

Осознание значимости семейных отношений, своей роли в семье.

1

8.

Игры в школе.

Прослушивание сказки «Игры в школе».

Осознание нового социального статуса. В какие игры играть в школе: правила поведения на уроке, на перемене.

1

9.

Я – ученик.

(диагностическое).

Рисунок «Портрет ученика».

Определение уровня самооценки обучающихся».

1

10.

Школьные правила.

Прослушивание сказки «Школьные правила». Закрепление материала. Упражнение сочинения правил в стихотворной форме. Прорисовывание. Обобщение материала.

1

Мой мир (9 часов)

11.

Человек.

Органы чувств. (внеаудиторное)

Знакомство с органами чувств, способами познания окружающего мира (обзорно).

2

12.

Какой Я (внешность)

Мои глаза, мои уши, мой нос…

Для чего мне это нужно.

1

13.

Мои вещи. Как собрать портфель.

Прослушивание сказки «Как собрать портфель».

1

14.

Отношение к вещам.

Прослушивание сказки «Сон белочки».  Прорисовывание. Обсуждение.

Формирование бережного отношения к вещам.

Обозначение качеств личности (организованность, бережливость, аккуратность), способствующих коллективной деятельности.

1

15.

Человеческие качества.

Прослушивание сказки

  1. «Госпожа Аккуратность».
  2. «Жадность».
  3. «Воровство».

Прорисовывание. Обсуждение. Формирование стремления к развитию положительных качеств личности. Расширение словаря.

3

16.

Человеческие качества.

Какой Я…

Закрепление пройденного материала.

Рисунок «Какой Я».

1

Учимся дружить! (6 часов)

17.

Один – двое.

Упражнения на понимание, что легче выполнять одному, а что в паре.

1

18.

Один – вместе.

Создание коллажа «Наш класс».

Понимание результатов коллективной деятельности.

1

19.

Вместе.

Игра «Лабиринт».

Правила совместной деятельности.

1

20.

Дружба.

(внеаудиторное)

Игры на свежем воздухе. Поиск: как играть интереснее. Что такое дружба. Обсуждение.

1

21.

Мои друзья.

Упр. «Построим корабль». Поиск: можно ли построить  корабль одному?..

Рисунок «Мои друзья», «Подарок другу».

1

22.

Подарки в день рождения.

Прослушивание сказки «Подарки в день рождения».

Побуждение к осознанию разной ценности подарков. Формирование желания делать приятное.

1

Как понимать друг друга без слов (12 часов)

23.

Тело. Поза.

Напряжение – расслабление.

Введение новых понятий. Осознание своего тела, что такое поза. Обучение поочередному напряжению и расслаблению разных  частей тела. Знакомство с релаксацией.

1

24.

Эмоции.

Рисование эмоций. Расширение и закрепление знаний об эмоциях. Развитие умения определять эмоциональное состояние человека по выражению лица.

Расширение словарного запаса.

1

25.

Выражение лица.

Напряжение-расслабление.

Гимнастика для лица. Напряжение и расслабление мышц лица. Упр. «Зеркало». Поиск: всегда ли мне легко смотреть в зеркало. Почему? Развитие внутренних ощущений, умения работать перед зеркалом.

1

26.

Мимика – язык лица. Соответствие эмоционального состояния мимике.

Введение нового понятия.

Работа перед зеркалом. Дифференциация эмоциональных состояний на продуктивные и непродуктивные  для общения.

Можно ли помочь человеку, когда он…

(проигрывание ситуаций)

1

27.

Жесты.

Язык жестов.

Знакомство с языком жестов. Развитие неречевых процессов. Функциональность жестов. Соответствие эмоциональному состоянию человека. Дифференциация жестов.

1

28.

Язык жестов и речевое сопровождение.

Согласование и рассогласование. Продуктивность общения с помощью жестов.        

1

29.

Что же такое жесты…

(обобщение).

Закрытые и открытые жесты. Продуктивность общения с помощью жестов. Составление рассказов. Проигрывание ситуаций.

1

30.

Интонация.

Знакомство с интонацией. Соответствие интонации эмоциональному состоянию человека.

1

31.

Как мы говорим.

Согласование – рассогласование.

Чтение произведения Н.Носова «Живая шляпа» с элементами рассогласования.

1

32.

Интонация. Доверие.

(обобщение).

Интонация и продуктивное общение.

Упр. на доверие «Падение».

Доверие и недоверие . проигрывание ситуаций.

1

33.

Походка.

Упр. «Пройти как…»

Развитие умения по походке распознавать настроение человека.

1

34.

Читаем без слов.

Закрепление полученных навыков. Проигрывание ситуаций. Воспитание внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, сопереживания.

1

Отношения к урокам и к знаниям (4 часа)

35.

Домашнее задание.

Прослушивание сказки «Домашнее  задание».  Прорисовывание. Обсуждение. Развитие положительной мотивации к обучению. Рефлексия чувств.

1

36.

Что такое отметка.

Прослушивание сказки «Школьные оценки». Способы выражения отношения, оценивания (мимика, жесты, интонация…).

Прорисовывание. Обсуждение.

1

37.

Легко ли быть школьником?

Прослушивание сказки «Ленивец».

Прорисовывание. Обсуждение. Повышение мотивации к получению знаний. Воспитание трудолюбия, терпения. Расширение словаря.

1

38.

Взаимопомощь или …медвежья услуга.

Прослушивание сказки «Списывание». Анализ выражения «Медвежья услуга».

1

Как стать большим или сказки о школьных конфликтах (16 часов)

39.

Нужен ли режим? (внеаудиторное)

Подвижные игры на свежем воздухе. Поиск: всегда ли мы успеваем погулять. Почему? Что можно сделать, чтобы выходить на прогулку каждый день. Расширение словаря.

2

40.

Режим дня.

Прослушивание сказки «Режим. Телевизор». Рисование «Режим дня». Обсуждение. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, стремление к активному отдыху и продуктивной деятельности. Расширение словаря.

1

41.

Помощники.

Прослушивание сказки «Бабушкин помощник». Прорисовывание. Обсуждение.

Поиск: домашние обязанности – это помощь близким? У всех ли есть обязанности по дому? Воспитание трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, побуждение к формированию привычки убирать за собой.

1

42.

Храбрая конфета.

Прослушивание сказки «Прививка». Прорисовывание темы. Обсуждение. Воспитание смелости.

1

43.

Нежная улыбка.

Прослушивание сказки «Ябеда». Прорисовывание. Обсуждение.

Расширение способов общения. Побуждение к осознанию своих чувств. Воспитание взаимопонимания, взаимопомощи. Развитие коммуникативных умений.

1

44.

Как обратить на себя внимание?

Прослушивание сказки «Шапка-невидимка». Поиск: нужно ли обращать на себя внимание? В каких случаях.

Прорисовывание. Обсуждение. Воспитание взаимоуважения, взаимопомощи, трудолюбия, желания радоваться успехам друзей.

1

45.

Нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Прослушивание сказки «Задача для Лисёнка». Поиск: что такое ложь? Если промолчать – это будет считаться обманом?..

Понимание смысла поговорки «Что посеешь – то и пожнешь».

Прорисовывание. Обсуждение. Воспитание адекватного отношения ко лжи.

1

46.

Спор или дискуссия.

Прослушивание сказки «Спорщик». Знакомство с правилами проведения дискуссии.

Проведение дискуссии «Нужен  ли детям компьютер?»

1

47.

Обида.

Прослушивание сказки «Обида». Поиск: что такое обида? Почему обижаться плохо. Разбор выражений «затаить обиду», «камень за пазухой». Прорисовывание. Обсуждение. Воспитание умения прощать друг друга.

1

48.

«Хвостатые и бесхвостые».

Прослушивание сказки «Хвосты». Развитие умения придумать финал сказки. Формирование умения принимать себя и своих друзей такими, какие они есть.

1

49.

«Сердитая подушка».

Прослушивание сказки «Драки». Поиск: почему мы дерёмся? Как себя защитить.

Формирование умения осознавать момент накопление агрессии. Знакомство со способами выпуска агрессии.

1

50.

Школа клоунов.

Прослушивание сказки «Грубые слова».

Игра «Школа клоунов». Работа в парах. Побуждение детей к желанию радовать друг друга.

1

51.

Мальчики и девочки.

Прослушивание сказки «Дружная страна».  Закрепление правил разрешения конфликта. Формирование доброго отношения друг к другу, умения прощать друг друга.

1

52.

Цветок добрых дел.

Рисование цветка добрых слов. Развитие умения делать приятное, осознавать свои личные качества и качества друзей, формировать умение радоваться успехам друзей.

1

53.

Гордость школы.

Прослушивание заключительной сказки «Гордость школы».

Отгадывание загадок. Рисование любимых героев.

Подведение итогов.

1

                         Итого 60 часов

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятий

Содержание

Часы

Адаптация к школе (7 часов)

1.

Здравствуй, школа!

Знакомство. Это Я.

Прослушивание сказки   «Создание лесной школы»

Упр. «Снежный ком»

Упр. «Кто Я», « Меня зовут», «Я живу»…

Развитие осознания самого себя и умения представить себя;

Восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (зрительного, слухового).

1

2.

Осенняя пора…

(внеаудиторное)

Экскурсия в парк. Наблюдение за явлениями природы. Сбор букетов из листьев.

1

3.

Букет для учителя.

Прослушание  «Букет для учителя». Знакомство с ролью учителя и ученика, правилами поведения в школе. Соотнесение себя с новой социальной ролью. Обогащение словаря.  Развитие воображения.

1

4.

Настроение.

Что такое настроение.

Знакомство с понятием настроение. Развитие умения чувствовать свое настроение, обозначать его.

Изготовление карточек.

Рисование настроения.

1

5.

Моя семья (диагностическое)

Рисунок «Моя семья».

Осознание значимости семейных отношений, своей роли в семье.

1

6.

Игры в школе.

Прослушивание сказки «Игры в школе».

Осознание нового социального статуса. В какие игры играть в школе: правила поведения на уроке, на перемене.

1

7.

Я – ученик.

(диагностическое).

Школьные правила.

Рисунок «Портрет ученика».

Определение уровня самооценки обучающихся».

Прослушивание сказки «Школьные правила». Закрепление материала. Упражнение сочинения правил в стихотворной форме. Прорисовывание. Обобщение материала.

1

Мой мир (6 часов)

8.

Какой Я (внешность)

Мои глаза, мои уши, мой нос…

Для чего мне это нужно.

1

9.

Мои вещи. Как собрать портфель.

Прослушивание сказки «Как собрать портфель».

1

10.

Отношение к вещам.

Прослушивание сказки «Сон Белочки».  Прорисовывание. Обсуждение.

Формирование бережного отношения к вещам.

Обозначение качеств личности (организованность, бережливость, аккуратность), способствующих коллективной деятельности.

1

11.

Человеческие качества.

Прослушивание сказки

  1. «Госпожа Аккуратность».
  2. «Жадность».
  3. «Воровство».

Прорисовывание. Обсуждение. Формирование стремления к развитию положительных качеств личности. Расширение словаря.

3

Учимся дружить! (3 часа)

12.

Один – двое.

Один – вместе.

Упражнения на понимание, что легче выполнять одному, а что в паре.

Создание коллажа «Наш класс».

Понимание результатов коллективной деятельности.

1

13.

Дружба.

(внеаудиторное)

Игры на свежем воздухе. Поиск: как играть интереснее. Что такое дружба. Обсуждение.

1

14.

Мои друзья.

Упр. «Построим корабль». Поиск: можно ли построить  корабль одному?..

Рисунок «Мои друзья», «Подарок другу».

1

Как понимать друг друга без слов (5 часов)

15.

Эмоции.

Рисование эмоций. Расширение и закрепление знаний об эмоциях. Развитие умения определять эмоциональное состояние человека по выражению лица.

Расширение словарного запаса.

1

16.

Мимика – язык лица. Соответствие эмоционального состояния мимике.

Введение нового понятия.

Работа перед зеркалом. Дифференциация эмоциональных состояний на продуктивные и непродуктивные  для общения.

Можно ли помочь человеку, когда он…

(проигрывание ситуаций)

1

17.

Жесты.

Язык жестов.

Знакомство с языком жестов. Развитие неречевых процессов. Функциональность жестов. Соответствие эмоциональному состоянию человека. Дифференциация жестов.

1

18.

Интонация.

Как мы говорим.

Согласование – рассогласование.

Чтение произведения Н.Носова «Живая шляпа» с элементами рассогласования.

1

19.

Читаем без слов.

Закрепление полученных навыков. Проигрывание ситуаций. Воспитание внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, сопереживания.

1

Отношения к урокам и к знаниям (4 часа)

20.

Домашнее задание.

Прослушивание сказки «Домашнее  задание».  Прорисовывание. Обсуждение. Развитие положительной мотивации к обучению. Рефлексия чувств.

1

21.

Что такое отметка.

Прослушивание сказки «Школьные оценки». Способы выражения отношения, оценивания (мимика, жесты, интонация…).

Прорисовывание. Обсуждение.

1

22.

Легко ли быть школьником?

Прослушивание сказки «Ленивец».

Прорисовывание. Обсуждение. Повышение мотивации к получению знаний. Воспитание трудолюбия, терпения. Расширение словаря.

1

23.

Взаимопомощь или …медвежья услуга.

Прослушивание сказки «Списывание». Анализ выражения «Медвежья услуга».

1

Как стать большим или сказки о школьных конфликтах (10 часов)

24.

Нужен ли режим? (внеаудиторное)

Подвижные игры на свежем воздухе. Поиск: всегда ли мы успеваем погулять. Почему? Что можно сделать, чтобы выходить на прогулку каждый день.

Прослушивание сказки «Режим. Телевизор».

 Расширение словаря.

1

25.

Помощники.

Прослушивание сказки «Бабушкин помощник». Прорисовывание. Обсуждение.

Поиск: домашние обязанности – это помощь близким? У всех ли есть обязанности по дому? Воспитание трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, побуждение к формированию привычки убирать за собой.

1

26.

Храбрая конфета.

Прослушивание сказки «Прививка». Прорисовывание темы. Обсуждение. Воспитание смелости.

Прослушивание сказки «Ябеда». Воспитание взаимопонимания, взаимопомощи. Развитие коммуникативных умений.

1

27.

Как обратить на себя внимание?

Прослушивание сказки «Шапка-невидимка». Поиск: нужно ли обращать на себя внимание? В каких случаях.

Прорисовывание. Обсуждение. Воспитание взаимоуважения, взаимопомощи, трудолюбия, желания радоваться успехам друзей.

1

28.

Нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Прослушивание сказки «Задача для Лисёнка». Поиск: что такое ложь? Если промолчать – это будет считаться обманом?..

Понимание смысла поговорки «Что посеешь – то и пожнешь».

Прорисовывание. Обсуждение. Воспитание адекватного отношения ко лжи.

1

29.

Спор или дискуссия.

Прослушивание сказки «Спорщик». Знакомство с правилами проведения дискуссии.

Проведение дискуссии «Нужен  ли детям компьютер?»

1

30.

Обида.

Прослушивание сказки «Обида». Поиск: что такое обида? Почему обижаться плохо. Разбор выражений «затаить обиду», «камень за пазухой». Прорисовывание. Обсуждение. Воспитание умения прощать друг друга.

1

31.

«Сердитая подушка».

Прослушивание сказки «Драки». Поиск: почему мы дерёмся? Как себя защитить.

Формирование умения осознавать момент накопление агрессии. Знакомство со способами выпуска агрессии.

1

32.

Мальчики и девочки.

Прослушивание сказки «Дружная страна».  Закрепление правил разрешения конфликта. Формирование доброго отношения друг к другу, умения прощать друг друга.

1

33.

Гордость школы. Цветок добрых слов.

Прослушивание заключительной сказки «Гордость школы».

 Рисование цветка добрых слов. Развитие умения делать приятное, осознавать свои личные качества и качества друзей, формировать умение радоваться успехам друзей.

Подведение итогов.

1

          Итого 35часов

        

Литература

  1. Амонашвили Ш.А.  Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М.,1990.
  2. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова  Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1991.
  3. Овчарова Р.В.  Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
  4. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога в образовании. – М.,1995.
  5. Самоукина Н.В.  Игры в школе и дома:психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
  6. Учимся общаться с ребенком/В.А. Петровский, А.М. Виноградов, Л.М. Кларина и др. – М., 1993.
  7. Панфилова М. Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».

Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».  Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Речь и культура общения"

Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной к...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Час общения»

Предлагаемая программа учебных занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников....

программа по внеурочной деятельности "Школа общения"

Программа по внеурочной деятельности "Школа общения"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этикет и культура общения" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Программа курса внеурочной деятельности «Школа общения» 3 класс .

Общение – основное условие развития ребѐнка, важнейший фактор формированияличности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познаниеи оценку самого себя через посредство других лю...