Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Час общения»
рабочая программа (2 класс) по теме

Бирлова Леся Ивановна

Предлагаемая программа учебных занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Час общения" 2 класс135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности по курсу « Час общения»

для учащихся 2 классов

учителя  начальных классов Бирловой Л.И.

 

Содержание программы.  

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе.

6. Содержание учебного предмета, курса, модуля и т.д.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

8.Описание материально-технического и учебно - методического обеспечения рабочей программы.                                                                

1. Пояснительная записка.

Цель: курса психологических занятий:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной  школьной жизни.

Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Программа  кружка  «Час общения» соответствует  федеральному     государственному  образовательному  стандарту  начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы    Хухлаевой  О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » - Издательство Генезис Москва,2012г.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.  В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно- мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                1. Введение в тему.

                2. Развёртывание темы.

                3. Индивидуализация темы.

                4. Завершение темы.

Формы организации: используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.        

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего   образования  для обязательного изучения курса «Азбука общения» во 2 классе отводится  34 часа  в год  (1 час  в неделю).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Развитие и воспитание  состояния духовности сопровождается присвоением детьми основных законов нравственности и выработкой свода правил общения в разных общественных условиях и ситуациях. В кругу тех вопросов, над которыми должны задуматься душа, сердце и ум Ребёнка, кроме вопросов, которые вытекают в связи с перечисленными выше качествами, первостепенными являются:

  • Человек рождается для человека, для людей.
  • Чего ждёт человек от человека, от людей.
  • Чего ждут люди от человека.
  • Как помочь человеку утвердиться.
  • Радоваться успехам друга, близких людей.
  • Что значит: Любовь есть истина, Как надо любить.
  • Что значит: Радость есть особая Мудрость. Как проявлять эту Мудрость.
  • Что значит: Ласка есть часть правды. Как быть ласковым.

 Всё содержание уроков общения находит подкрепление и развитие в каждодневной жизни ребёнка, в общении с членами семьи, с учителями и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, старшими и младшими и т. д. Любовь и сердечность должны быть развиты именно в сложных реалиях жизни, на что непосредственно и направляют ребёнка уроки общения.

     

Предполагаемые результаты освоения программы.

     

 Во время прохождения начального курса программы «Азбука общения» предполагается, что у учащихся произойдёт формирование следующих умений и способностей:

  • осознание себя с позиции школьника
  • умение адекватно вести себя в различных ситуациях
  • умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
  • способность справляться со страхами, обидами, гневом
  • умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
  • умение справляться с негативными эмоциями
  • стремление к изучению своих возможностей и способностей
  • успешная адаптация в социуме.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе.

2-й класс

Личностные результаты:

  • Развивать  творческие способности детей;
  • Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
  • Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
  • извлекать необходимую информацию  из текста
  • определять и формулировать цель в совместной работе
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  • формулировать своё собственное мнение и позицию
  • учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД  служат психогимнастические и ролевые игры,  психодрама, дискуссионые игры, эмоционально символические, релаксационные  и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.

6. Содержание учебного предмета, курса, модуля и т.д.

2 класс

Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)

Я – второклассник. Как я изменился за лето?

Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.

Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.

Что значит  «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 8 часов)

Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?

Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?

Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными,  а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?

Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях

Раздел 3. Культура общения (8 часов)

Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения?  Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.

Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.

Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине.  Как эти правила помогают в общении.

Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.

Как правильно познакомиться?

Как правильно держать себя, чтобы понравиться?

Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10часов)

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:

  • из умения договориться;
  • из умения понять другого;
  • из умения уступить, если это нужно для дела;
  • из умения правильно распределить роли в ходе работы.
  • Что значит понимать другого и как можно  этому научиться?
  • Как научиться договариваться с людьми?
  • Что такое коллективная работа?

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

2-й класс

    № урока

Тема/ раздел курса

Кол-во

часов

Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

Дата

Я-фантазер.

1

Я – второклассник. Я-фантазер.

1

Рисунок «Идеальная школа».

2

Я умею фантазировать.

1

Просмотр мультфильма «Фантазеры».

3

Мои сны.

1

Рисунок «Рисунок сна».

4

Я умею сочинять.

1

Рисунок к стих.Остера «Вредные советы».

5 - 6

Я-ученик.

2

Подготовка поздравительных открыток «С днем   учителя».

7

Мои  мечты.

1

Сочинение «Мои мечты».

8

Фантазии и ложь.

1

Игровая форма проведения.

9

Ложь большая и маленькая.

1

Занятие мини-диспут.

Я и моя школа.

10

Я и моя школа.

1

Сочинение «Моя школа».

11

Что такое лень?

1

Игра-драматизация.

12 - 13

Я и мой учитель.

2

Сказка «О мальчике Вале».

14

Как справляться с «Немогучками».

1

Разбор ситуаций, их инсценировка.

Я и мои родители.

15

Я и мои родители.

1

Презентация «Моя семья».

16

Я умею просить прощения.

1

Разбор ситуаций, их инсценировка.

17

Почему родители наказывают детей?

1

Тренинг «Изобрази ситуацию».

Я и мои друзья.

18

Настоящий друг.

1

Работа с рисунками на тему: «Мой друг».

19

Умею ли я дружить?

1

20

Трудности в отношениях с друзьями.

1

Тренинг «Изобрази ситуацию».

21

Ссора и драка.

1

Тренинг «Изобрази ситуацию».

Что такое сотрудничество?

14 ч

22

Что такое сотрудничество.

1

Занятие мини-диспут.

23 - 24

Я умею понимать другого.

2

Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?».

25

Я умею договариваться с людьми.

1

26

Мы умеем действовать сообща.

1

Рисунок «Мой класс».

27

Что такое коллективная работа?

1

Способы работы в коллективе. Создание общего рисунка всем коллективом.

28 - 30

Коллективная работа «Мы»

3

Коллективный плакат «Мы. Наши таланты. Наши достижения. Мои трудности. Наши мечты».

31

Мы умеем действовать сообща.

1

Игра «Мы - команда».

32 - 33

Коллективная работа «Подготовим вместе праздник»

2

Выбор концертных номеров, репетиция, подготовка оформления классной комнаты.

34

Праздник «Наш удивительный класс».

1

Занятие – праздник.

Итого: 34 часа

8.Описание материально-технического и учебно - методического обеспечения рабочей программы.

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2008год.

Список литературы.

1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка.  – Флинта: Наука, 2007.

2. Григорьев Д.В.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.;  Просвещение, 2010.

3. Максимова Т. Н. Классные часы. 2 класс.- Москва: «Вако», 2008.

4. Максимова Т. Н. Классные часы. 2 класс.- Москва: «Вако», 2008.

5. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.

6. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2008.

Литература для учащихся.

1.Данкова Р.Е. Вежливые дети. Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении.- Оникс 21 век, 2008.

2. Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. Учимся играючи. Рипол Классик Дом XXI век, 2008.

3.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. Изд. 2-е, испр., доп. М: Олма-Пресс, 2002.

4. Хрусталева Е.  Школа хороших манер для маленьких принцесс.-АСТ, 2008.

Специальное сопровождение (оборудование)

• Классная доска с набором для приспособления для крепления таблиц
• Магнитная доска
• Экспозиционный экран
• Персональный компьютер
• Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс

Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....

"Мы-магниты" в рамках внеурочной деятельности по курсу "Азбука общения"

Занятие "Мы-магниты" в рамках внеурочной деятельности  по курсу "Азбука общения" является 8 и 9 занятием. Цель занятия: направить детей на создание положительного, благоп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Маленькая Вселенная. Планеты общения.»

Программа внеурочной деятельности «Маленькая Вселенная» на практике представляет собой систему работы по формированию коммуникативных ценностей у младших школьников средствами чтения.Главн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ и ОБЩЕНИЯ"

Рабочая программавнеурочной деятельности"АЗБУКА  ЗДОРОВЬЯ и ОБЩЕНИЯ"(социальное направление)для 1 - 4 классов...