Современная семья глазами ребенка (исследование).
презентация к уроку на тему

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Какое определение «Семье» дают современные дети?

Какие функции  на взгляд детей выполняет семья?

Какие ценности у детей?

Как изменился гендерный статус в семье?

В ходе исследования 95% детей сообщили, что их семьи «идеальные».

 

Таким образом, несмотря социальные кризисы, семейные проблемы, конфликты, недостаточность воспитательных навыков  и времени на воспитание и общение родителей с детьми, дети считают свою родную семью идеальной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovremennaya_semya_glazami_rebenka.ppt907.01 КБ
Файл sovremennaya_semya_glazami_rebenka.docx304.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современная семья глазами ребенка Халимон Марина Николаевна

Слайд 2

- союзом мужчины и женщины; - добровольностью вступления в брак; - члены семьи связаны общностью быта; - вступлением в брачные отношения; - стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. В итогах Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» закреплено международное определение семьи, как базовой ячейки общества, характеризующаяся следующими признаками:

Слайд 3

Семья В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства. В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м. Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд) понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям: - психическая, духовная и эмоциональная близость её членов; - пространственная и временная ограниченность; - закрытость, межличностная интимность; -длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Слайд 4

Семья глазами ребенка Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Слайд 5

Результаты исследования Какое определение «Семье» дают современные дети? Семья –это группа близких людей Семья – это самое главное Семья – это забота, ласка, тепло, внимание, поддержка Семья – это любовь, счастье, радость, взаимопонимание Семья – это жизнь Семья – это семь и Я; это мама, папа, брат, сестра, бабушки, дедушки и Я Семья – это близкие люди, которые всегда помогут, всегда с тобой Семья – это Родина

Слайд 6

Результаты исследования Функции семьи определенные детьми - Семья дает ласку, любовь, радость, счастье. - Семья оберегает, защищает, оказывает поддержку, дает веру в себя. - Семья учит, сохраняет традиции. - Семья – источник жизни. - Семья обучает и обеспечивает выполнение гигиенических навыков, одевает, кормит.

Слайд 7

Иерархия потребностей Маслоу Структура ценностей согласно результатам опроса детей Результаты исследования Потребность в самоакутализации Эстетические потребности Познавательные способности Потребность в уважении Потребность в любви Потребность в безопасности Физиологические потребности

Слайд 8

Результаты исследования Как изменился гендерный статус в семье? Дети отвечали на вопрос «Кто в семье главный папа, мама, бабушка или дедушка?» 70 % опрошенных детей считают себя в семье главными

Слайд 9

Можно Нельзя Вредит Любить Бить Родители (папа) много работают Заботиться, помогать Не обращать внимание Вредные привычки родителей, употребление ПАВ (алкоголь, табакокурение) Баловать, играть Кричать Злость Разговаривать (выслушивать, объяснять что хорошо, что плохо) Оскорблять, напоминать про неудачи Играют на компьютере (телефоне и т.д.) Результаты исследования Детям было предложено написать страницу книги родителям «Советы родителям. Как воспитывать ребенка»

Слайд 10

В ходе исследования 95% детей сообщили, что их семьи «идеальные». Таким образом, несмотря на социальные кризисы, семейные проблемы, конфликты, недостаточность воспитательных навыков, времени на воспитание и общение родителей с детьми, дети считают свою родную семью идеальной . Результаты исследования

Слайд 11

Счастлив тот, кто счастлив дома Л.Н. Толстой Семья –это круг друзей, где тебя все понимают, любят и уважают. И ты должен отплатить им своей любовью. В семье всегда тебя поймут и простят.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Халимон Марина Николаевна, педагог-психолог

Современная семья глазами ребенка.

Понятие «семья» является для нас обычным общеупотребляемым термином. И нам кажется, что мы абсолютно точно понимаем его значение, уместно употребляем это понятие. Однако четкое научное определение довольно затруднено. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических, социально-экономических условий, кроме того от конкретных целей исследования, и конечно же от той области, относительно которой дается определение.

В первую очередь семья  - это социальное явление, это важнейшая общественная ценность. В 2010 году в итогах Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» закреплено международное определение семьи, как базовой ячейки общества, характеризующейся следующими признаками:

-  союзом мужчины и женщины;

- добровольностью вступления в брак;

- члены семьи связаны общностью быта;

- вступлением в брачные отношения;

- стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства. В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи.

Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд (нем. Klaus Schneewind)) понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:

- психическая, духовная и эмоциональная близость её членов;

- пространственная и временная ограниченность;

- закрытость, межличностная интимность;

- длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Вслед за социокультурными изменениями общества  меняется содержание понятия «семья». Под семьей   также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Какое определение «Семье» дают современные дети?

В опросе и дискуссии приняли участие дети 7-10 лет.

Полные семьи – 85%.    Неполные – 15%.

Многодетные - 15%.

Дети, воспитывающиеся опекунами или проживающие с бабушкой и дедушкой – 2 % 

Нуклеарные семьи – 77% (у 50% родственники проживают далеко)

Сложные (расширенные) семьи – 23% 

Семьи, получающие социальную поддержку – 1.5%

Научные источники

Дети

Семья — базовая ячейка общества.

(Международное определение)

Семья –это группа близких людей.

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

(Большая  Советская энциклопедия)

Семья – это самое главное.

Семья – это традиции.

Семья - это круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка.

(Россия, старин.)

Семья – это забота, ласка, тепло,  внимание, поддержка.

Семья - некая совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям[18]:

- психическая, духовная и эмоциональная близость её членов;

- пространственная и временная ограниченность;

- закрытость, межличностная интимность;

- длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

(Клаус Шнеевинд)

Семья – это любовь, счастье, радость, взаимопонимание.

Семья – это жизнь.

Семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

                   (Энтони Гидденса)

Семья – это семь и Я; это мама, папа, брат, сестра, бабушки, дедушки и Я.

Семья - это группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком.

(Франция, старин.)

Семья – это близкие люди, которые всегда помогут, всегда с тобой.

Семьи - это совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м.

(Генеалогическое определение)

Семья – это Родина.

 Как видно из перечисленных определений, семья – это источник эмоциональной поддержи детей. Это структура, подпитывающая детей энергией любви.  Жизнь детей наполнена, прежде всего, эмоциями, чувствами и именно родная семья, состоящая из близких людей – папы, мамы, братьев, сестер, бабушек, дедушек наполняет детей позитивными чувствами.

Какие функции выполняет семья?

Семья выполняет определенные функции (внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей). Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

- репродуктивная;

- хозяйственно;

- регенеративная;

- образовательно-воспитательная;

- сфера первоначального социального контроля;

- рекреативная;

- духовного общения;

- социально-статусная;

- психотерапевтическая.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.

По степени важности дети так определили функции семьи:

Функции семьи определенные детьми.

Семья – это традиции. Семья – полная. Семья – источник жизни.

Семья дает ласку, любовь, радость, счастье.

Семья оберегает, защищает, оказывает поддержку,

дает веру в себя.

Семья учит, воспитывает (что хорошо, что плохо).

Семья одевает, кормит.

Семья обучает и обеспечивает выполнение гигиенических навыков.

Таким образом, для детей важно удовлетворение базовых потребностей в любви и безопасности, принятии. Согласно иерархии потребностей Маслоу ребенок способен принимать знания, учиться, если удовлетворены его базовые потребности.

 

http://www.psychologos.ru/images/snimok_ekrana_2014-03-22_v_22.27.32_1395512939.png

Какие ценности у детей?

Современные дети любопытны, быстры, они получают много информации через средства массовой информации, растут вместе с развивающимися гаджетами. Их темп жизни ускорен – после окончания уроков детей ждет внеурочная деятельность, занятия в спортивной, хореографической, музыкальной школах. Что же оказалось для детей важным, значимым или просто занимающим много времени и сил.

Иерархия ценностей у детей:

Семья.

Дружба.

Прогулки (с друзьями, родителями)

Воображение, личное пространство.

Школа.

Внеурочная деятельность, кружки, секции и т.д.

Гаджеты.

Семья стоит на первом месте и составляет половину сознательной жизни ребенка. Интересно, что среди ценностей у детей важное место занимает воображение. Дети фантазируют, мечтают, создают новые миры. Дети хотят иметь собственное пространство не только в виде личной комнаты, вещей, игрушек. Детям важно сохранить свой внутренний мир – мир воображения – где можно быть героем, победителем, принцессой  и волшебницей. Фантазии помогают детям самостоятельно преодолевать трудные, конфликтные ситуации. Стать сильнее, значимее. И, со слов детей, близкие люди понимают и принимают потребность детей в личном эмоциональном пространстве, дают свободу для фантазий и игр.

Как изменился гендерный статус в семье?

Дети отвечали на вопрос «Кто в семье главный папа, мама, бабушка или дедушка?»

папа

27% - 43%

мама

42% - 38% (в т.ч. 20% постоянно проживают с мамой)

бабушка

12%  - 6%

дедушка

19% - 13%

ребенок

70 %

Таким образом, социальный статус отца в семье изменился. Отец, который не проживает в семье не является для ребенка «главным», скорее это папа-«праздник» или папа-«незнакомец».

Психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием

С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь "требовательная", условная, которую ребенок должен заслужить. Любовь отца служит как бы наградой за успехи, достижения и хорошее поведение. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

А. Греймс отмечает: "Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности".

Сравнение "включенных" в совместную деятельность отцов и "включенных матерей", т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной – образец, модель построения будущих семейных отношений.

Детям было предложено написать страницу книги родителям

«Советы родителям. Как воспитывать ребенка»

Как можно воспитывать ребенка:

Как нельзя воспитывать ребенка:

Что вредит семье:

Любить

Бить

Родители (папа) много работают.

Заботиться, помогать

Не обращать внимание

Вредные привычки родителей, употребление ПАВ (алкоголь, табакокурение)

Баловать, играть

Кричать

Злость

Разговаривать (выслушивать, объяснять что хорошо, что плохо)

Оскорблять.

Рассказывать о неудачах ребенка.

Играют на компьютере (телефоне и т.д.)

Читать сказки, др. книги.

Ездить к родственникам

Покупать необходимые вещи (еда, одежда)  и приятные -  игрушки и сладости (много!)

Разрешать играть на компьютере (телефоне, планшете)

В ходе исследования 95% детей сообщили, что их семьи «идеальные».

Таким образом, несмотря социальные кризисы, семейные проблемы, конфликты, недостаточность воспитательных навыков  и времени на воспитание и общение родителей с детьми, дети считают свою родную семью идеальной.

И мы, взрослые, можем быть либо грозными великанами, либо волшебниками, создающими свою идеальную семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в музее "Космос глазами ребенка"

Урок может быть проведен с учениками вторых классов. Предмет «Окружающий мир». Программа «Школа России». Проходит урок в нетрадиционной форме, после урока по теме «Звездное небо» как закрепление пройд...

Урок "Современная семья глазами ребенка".

Семья – это источник эмоциональной, психологической поддержи детей. Это структура, подпитывающая детей энергией любви.  Жизнь детей наполнена, прежде всего, эмоциями и чувствами. И именно р...

Конспект родительского собрания "Счастливая семья глазами ребенка"

Здравствуйте уважаемые коллеги! Здесь вы можете взять необходимые материалы для родительского собрания на тему "Счастливая семья глазами ребенка"....