Нравственное воспитание младшего школьника
статья на тему

Курдова Нияра Зияидиновна

 

Нравственное развитие личности – это обогащение нравственных знаний, возникновение все более общественных ценных переживаний, пробуждений и укрепление потребности в образовании, в труде на благо, в содержательном духовном общении. Нравственное воспитание в школе – это направляющая деятельность педагогов в развитии учащихся. Но подлинное право влиять на нравственное развитие школьников завоевывается неустанным творческим трудом. Оно принадлежит только тем, кто, владел мастерством воспитания, усиливает у ребят чувство человеческого достоинства, помогает им становиться самостоятельнее и умнее, кто раскрывает перед ними настоящую ценность человеческой жизни и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_mladshego_shkolnika.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младшего школьника

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Перед школой стоят ответственные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в труде. Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладели умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информаций. Это требует приведения методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В школе нравственное воспитание осуществляется в тесной связи и взаимодействием с трудовым. на каждом возрастном этапе развития ребенка доминирует своя сторона воспитания (что ни в коем случае не означает единственная). В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научаться следовать им в различных ситуациях.

В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилась по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Изучение отечественной и зарубежной научной литературы дает возможность формировать представление о нравственном идеале, о гуманизме и нравственной активности личности.

В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственных знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные опыты наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Важное значение для нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Для этого необходимо познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна как на уроках чтения, так и по всем предметам. Но надо, к сожалению, отметить, что в практике  школы еще недостаточно используются такие формы работы.

Характерной особенностью организации школьного нравственного воспитания в настоящее время является осуществление его в соответствии с научно разработанной программой, в которой предусматривается реализация принципа преемственности.

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Эти ситуации ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности к другим людям.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и пролается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток, юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование нравственного облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. От этой воспитательной работы зависит, каким станет ребенок: просто добросовестным, честным, хорошим человеком или мелким, эгоистичным и даже откровенным носителем зла.

Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке?

Научность и идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу и др.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника каждый своему делу как каждый общему, умение согласованно действовать вместе с  другими  для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг каждый другу, умение критически относиться каждый себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой: Видимо, несколько ослабить иногда излишне регламентацию поведения детей на уроке.

Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности.

Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений        . детям дается задание придумать задание, записать его на карточке, определить последовательности его выполнения. Потом карточки объединяются, получается общий задачник.

Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Как показывает опыт, домашние задания могут быть более эффективно использованы для решения воспитательных задач, если выполнение эпизодически поручать группе учеников.

Характер заданий для домашней групповой работы иной, нежели для индивидуальной. Упражнения на повторение могут быть заданы в форме дидактических игр и практических заданий.

В формировании личности младшего школьника особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступков.

На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как В,В. Хромов, Л.А. Матвеева,

И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других.

В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.

Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, считает Дробницкий О.Г., в том числе и учебная, которая по мнению психологов, обладает большими воспитательными возможностями (Божович Л.И.)

Для младшего школьника это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие школьника, определяет появление многих новообразований, причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении школьников. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

С точки зрения педагогической теории процесс нравственного воспитания в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов. Под понятием «педагогические действия» подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе учебно-воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении, взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей, как и непосредственное, так и опосредованное воздействие на личность школьника. Поэтому важнейшими компонентами структуры процесса воспитания, как указывает А.Н. Леонтьев, являются процессы, идущие как бы навстречу друг другу. «Один из них, - подчеркивает он, - есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой – активность самой системы по отношению к воздействующему объекту».

Количественная сторона педагогических действий в процессе нравственного воспитания выражается в их силе и стойкости, а качественная - изменением в облике и характере личности, проявляющееся в степени ее убежденности, которая реализуется в различных видах деятельности, формах отношения и поведения.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей, как правило используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания динамичные и творческий: учителя постоянно внося свои коррективы, направленные на его совершенствование, эффективность процесса воспитания, как говорила Н.К. Крупская, «зависит от знания каждым преподавателем того живого материала, с которым он имеет дело; он должен знать, что ему необходимо внимательно изучать этого ученика и знать его близко».

Воспитание школьников предусматривает формирование гармонически развитой личности. Нравственное воспитание благодаря широте влияния на личность является стержнем воспитания. Суть нравственно-воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного  воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности. (И.С. Марьенко).

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельность формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Воспитывая ум и волю ребенка, учитель все время должен иметь в виду и нравственный результат своих усилий. Формируя нравственность представления и мотивы поведения, систему моральных ценностей, духовные потребности, педагог вместе с тем влияет на все стороны личности и решает задачи умственного, трудового, эстетического воспитания.

Раскрытие особенностей формирования нравственных чувств, убеждений, навыков и привычек личности, разработка содержания, форм и методов нравственного воспитания с учетом возрастных особенностей задача педагогической науки. Психология и педагогическая теория нравственного воспитания и развития современных школьников.

Уровень нравственного развития детей способствует успешному осуществлению учебной деятельности. Поэтому одна из задач воспитания детей еще в дошкольном возрасте состоит в нравственной подготовке их школьному обучению. Сама учебная деятельность, этическая направленность содержания, методов и организации учебного процесса является основным источником и средством нравственного становления младших школьников. Преодоление учебных трудностей требует не только интеллектуального напряжения, но и нравственных усилий. В процессе обучения происходит развитие познавательной деятельности, восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти. Это дает возможность воспитывать интерес у детей к явлениям общественной жизни.

Моральный облик ребенка формируется прежде всего в процессе разнообразной деятельности в учении, труде, игре, в общественно-полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознано подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.

В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил – одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом.

А.С. Макаренко придавал исключительно большое значение этической беседе как средству изложения теории морали. Он писал: «В свей практике я пришел к убеждению, что и для нас необходимо изложение теории морали».

Я в своем опыте даже имел уже разработанные конспекты таких бесед теоретического морального типа, имел время несколько совершенствовать свою работу в этом направлении, я и видел очень хорошие, большие результаты такой теории морали…».

В.А. Сухомлинский на протяжении всей своей педагогической деятельности использовал слово как важнейшее педагогическое средство. Он был твердо убежден в том, что на всех этапах духовного развития учащихся практическая деятельность должна сочетаться с разъяснением политических идей и нравственных норм. Уровень сформированности нравственных представлений и понятий является значимым показателем нравственного развития школьников. Работа по их целенаправленному и систематическому формированию составляет важную задачу воспитания. Ее решение даст возможность заложить твердые основы внутренней культуры школьника.

Непрерывное накопление знаний о нормах морали для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил нравственно, правильно сделал выбор поступка, действия, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникший ситуации. Взрослые же не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь, действительно, жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор поступка. Еще труднее приходиться ребенку.

Приведем пример. Не сразу сумели найти правильный ответ учащиеся 3 класса во время обсуждения проблемной ситуации, предложенной им учительницей (она взяла ситуацию из жизни классного коллектива, изменив имена детей): В 3 классе учились два друга: Сережа и Витя. Однажды Сережа пришел к другу домой и увидел, что его мама больна. Сержа подумал: «Вот почему Витя стал хуже учиться , даже плохих отметок нахватал». А в это время его спросила Витина мама: «Как там учится мой Витя? Что-то тревожно за него».

Учитель задает детям вопрос: «Как, по вашему мнению, поступил Сережа?». Ситуация не из легких. Одни считали, что нельзя говорить о плохих отметках больной маме. Другие искали выход в создавшейся ситуации: и сказать правду нельзя больной, но и не говорить – нечестно. Третьи стояли на том, что говорить больному неприятные известия не нужно, но следует всем классом помочь Вите исправить плохие отметки, а также взять на себя выполнение части домашних дел вместо заболевшей Витиной мамы.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия или линии поведения в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.

Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах и требованиями морали.

Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах, правилах поведения, утверждаемых в развитом обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. И действительно, младших школьник, жизненный опыт которого невелик, не всегда может представить последствия своего поступка, особенно в новой, непривычной ситуации. Примеров таких невольных ошибок в жизни можно привести немало. Так, дежурный по классу Олег, ученик 2 класса, распределяя по просьбе учительницы цветную бумагу для урока трудового обучения, выбрал самые большие и яркие листы и отдал их своему другу. Остальные дети это заметили и сказали учительнице. Та сделала замечание Олегу, назвала его несправедливым. Рассказывая родителям о случившемся, Олег недоумевал: «И почему это я несправедливый? Я же не себе взял, а дал другу». Недоумение ребенка свидетельствует о том, что он не сумел увидеть сложности человеческих отношений, когда его справедливый и даже благородный поступок в отношении к другу обернулся несправедливостью в отношениях к остальным детям.

Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. Так как убеждения основаны на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать тем или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек, то успешное их формирование следует отнести к подростковому и старшему школьному возрасту. Вместе с тем, следует отметить, что истоки этого процесса могут быть отнесены  и к младшему школьному возрасту.

На основе нравственных знаний, осмысления и освоения норм морали, системы ценностей, оценок действий, поступков, поведения людей по нравственному критерию добра и зла развиваются и нравственные чувства ребенка.

Сообщение нравственных знаний происходит в процессе обучения, главным образом на уроках чтения и развития речи. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал значение детского чтения для нравственного формирования ребенка. Он говорил, что каждое произведение может показать ребенку ту или другую сторону жизни. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам героев. Они прямолинейны и бескомпромиссны в своих оценках добра и зла, готовы вместе с героями книг бороться за правду и справедливость.

Нравственные занятия способствуют также появлению стремлений у младшего школьника стать лучше. Возникновение потребности в нравственном самосовершенствовании усиливается под влиянием положительного примера.

Нравственные занятия способствуют также появлению стремлений у младшего школьника  стать лучше. Возникновение потребности в нравственности самосовершенствовании усиливается под влиянием положительного примера.

Одним из важных источников накопления нравственных знаний - осмысливание детьми личного опыта.

Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. Но в то же время имеющиеся нравственные представления постоянно обогащаются, становятся более содержательными, благодаря накоплению собственного опыта, осознанию совершенных действий, поступков.

Нравственные представления школьников помогают регулировать взаимоотношения детей, на их основе создается общественное мнение детского коллектива.

Таким образом, в процессе нравственного развития младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с 1 класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Это дает возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью понимать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуации, последствия своего поступка.

Нравственное просвещение младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения, который в умелых руках педагога становится средством и ознакомления учащихся с объективными моральными требованиями общества, и формирования у них нравственных отношений и мотивов поведения.

Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности  человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить и на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных этических беседах во внеурочное время.

Проведение бесед – одно из часто используемых учителем средств нравственного воспитания школьников. При опросе учителей об основных средствах нравственного воспитания больше половины отвечающих указали на беседы. На первый взгляд создается впечатление об излишней увлеченности словесным воспитанием. Однако изучение опыта нравственного воспитания больше половины отвечающих указали на беседы. На первый взгляд создается впечатление об излишней увлеченности словесным воспитанием. Однако изучение опыта нравственного просвещения свидетельствует чаще всего о другой болезни воспитательного процесса, о которой говорил В.А. Сухомлинский: «Воспитание словом – самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах – словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом».

К концу младшего школьного возраста у учащихся возникает относительно устойчивый интерес к нравственным знаниям. Устойчивость интереса младших школьников к вопросам нравственности, безусловно, зависит от того, насколько внимательно и серьезно относятся к проявлению такой его пытливости взрослые – родители и учителя. Если взрослый отмахивается от вопросов ребенка, обрывает его рассуждения на полуслове, допускает бестактную насмешку или ограничивается общими фразами, то при таком отношении ребенок или замыкается, или начинает искать ответы «на стороне», что может привести к накоплении неправильных, искаженных знаний и оценок явлений в жизни.

Получая обстоятельные ответы взрослых, в разъяснении которых подчеркиваются существенные связи и зависимости сложных жизненных явлений, человеческих отношений, действий и поступков, ребенок постепенно учится обобщать, осмысливать полученную информацию, тем самым преодолевается ситуативность его мышления, оценок, рассуждений и выводов.

Для школьников основным занятием, серьезным и ответственным трудом является учение. Процесс обучения представляет учителю большие возможности для осуществления нравственного воспитания школьников. Педагог использует и содержания учебного материала, и формы организации учебной работы, и влияние личного примера. Он организует влияние на воспитанников  и вне школы, рекомендуя читать соответствующую литературу, слушать и смотреть телепередачи. Участвовать в трудовых делах и т.д. Продуманная воспитательная работа с ее конкретным и глубоким содержанием содействует развитию личности в целом. Моральный облик не может формироваться по частям. Нравственные качества учащихся формируются в течении всех лет пребывания их в школе, и с каждым годом объем и прочность качеств увеличиваются. Те или иные акценты воспитателей при формировании  каких-либо отдельных моральных качеств у младших школьников, в конечном счете, сказываются на нравственном совершенствовании личности в целом. Успех нравственного воспитания, как и воспитания вообще, зависти от учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В практике многих школ складывается определенная система нравственного  воспитания. Она предусматривает постепенное повышение требований к школьникам в зависимости от их возраста, усложнения разнообразных видов деятельности.

Работа учителя бывает наиболее плодотворной при всестороннем учете особенностей каждого ученика – темперамента, характера, склада ума, нравственного опыта, физического состояния.

Формирование нравственного облика личности ученика осуществляется не автоматически, а путем целенаправленной и систематической воспитательной работы школы и семьи путем самовоспитания, которое связано с высоким уровнем самокритики. Борьба школьника со своими недостатками, сочетающаяся с воздействием общественного мнения и контроля ученического коллектива, становится закономерностью формирования его нравственного облика.

В педагогической теории и практике нашли наиболее распространенные два различных подхода к процессу нравственного воспитания учащихся: интеллектуалистический, где первостепенное значение придается вооружению школьников нравственными знаниями, и поведенческий, когда главное внимание обращается на выработку нравственных  навыков и привычек поведения, на накопление или нравственного опыта жизни в той или иной социальной группе.

Каждый из этих подходов в отдельности, в изолированном виде, во избежания односторонности не может быть взят в качестве теоретических основ построения процесса нравственного воспитания. Например, если учителя руководствуются только  интеллектуалистическим подходом, то всю воспитательную работу среди учащихся они сводят к разъяснению нравственных знаний, правил поведения. Механическое заучивание норм нравственности создает условие для разрыва между сознанием и поведением, мыслью и поступком, словом и делом, что в конечном итоге приводит к лицемерию, раздвоению личности.

При планировании процесса нравственного воспитания важно учитывать отношения как совокупность зависимостей и связей между людьми, составляющими по меткому выражению А.С, Макаренко «истинный объект педагогической работы». При научном анализе и освещении различных сторон процесса нравственного воспитания необходимо обращать внимание на изучение нравственных отношений, возникающих в деятельности и общении и дающих  возможность более глубоко раскрывать его сущность. Нравственные отношения могут быть объективными, складывающиеся вне зависимости от сознания школьников, и субъективными – личностными. В этих отношениях находит сове выражение определенный характер поведения  и общения учащихся их взгляды, убеждения и ориентации.

Решая вопрос о формировании нравственного облика младшего школьника, передовые учителя – воспитатели подходят к данной проблеме с точки зрения объективного воздействия на личность всей системы общественных отношений (политических, правовых, моральных, бытовых, семейных и пр.) и его собственных отношений к жизни, его конкретного участия как субъекта в развитии общественных отношений. Повседневная жизнь школьников, из деятельность, поведение, взаимодействие со взрослыми  - все это определяется общественными отношениями. Поэтому задача школы в формировании  у учащихся единства нравственного сознания и поведения заключается в том, чтобы организовать такой общественный опыт поведения воспитанников, который помог бы им почувствовать, осознать и практически выполнять свои обязанности по отношению к обществу, к своему классному коллективу, друг к другу, к труду.

Школа  не может пускать на самотек переработку учащимися  накопленного ими опыта социального поведения. Задача как раз и стоит в том, чтобы в процессе организованного воспитания максимально использовать моральный опыт учащихся. Им надо помочь осознать суть и характер тех отношений, которые возникают у них в жизни. Поэтому осмысливание учащимися своих отношений, их практического  взаимодействия между собой, атак же конструкции этих отношений на основе новых моральных понятий являются необходимыми условиями нравственного воспитания и самосовершенствования.

К.Д. Ушинский писал, что ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души и ее строя. Поэтому наряду с формированием нравственного сознания и поведения надо уделять должное внимание формированию нравственных чувств как важнейшего источника побуждения школьников к нравственным действиям и поступкам.

А.С. Макаренко также большое внимание уделял чувствам. Он говорил, что воспитать настоящий характер – значит, воспитать человеческое чувство, а если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то значит, мы ничего не воспитаем.

Воспитание моральных чувств, их направленности происходит прежде всего в деятельности, в коллективном труде. Активно участвуя в деятельности, школьник испытывает различные чувства, переживает отношение к нему взрослых и сверстников. Учащиеся переживают оценку поведения и успеваемости, воздействие положительного примера, поощрения, наказания. Глубокие нравственные переживания также вызывают общественное мнение коллектива. В воспитательной практике еще неполно и неумело и используется игра, художественная литература. Телевидение радио, театр, живопись. С помощью этих средств воспитания в наибольшей степени можно воздействовать на эмоции учащихся, формировать их нравственные чувства.

Однако нельзя недооценивать роли умного и меткого слова педагога, согретого искренним чувством. Доступное и ясное, оно раскрывает ученику смысл его поступков и значение требований, которые адресованы ему. Бодрое и уверенное, оно мобилизует силы школьника, вдохновляет его верой в себя. Содержательное и образное, оно расширяет детский кругозор, учит учеников открывать новое в вещах, явлениях, людях. Гневное и страстное, оно рождает стыд и раскаяние, горячее желание загладить свою вину. Остроумное и меткое, оно активизирует детскую мысль и творческий дух. сердечное и чуткое, оно заставляет воспитанника доверчиво открыть свою душу, делиться заветными чувствами и мыслями.

Проектируя характер и степень эмоциональной реакции на те или иные жизненные отношения учащихся, обеспечивая тем самым устойчивость положительных моральных чувств, учитель одновременно формирует и привычные формы поведения, нравственную потребность вести себя в определенной ситуации так, а не иначе.

Возрастают возможности повышения уровня воспитанности детей. Этому все более активно содействует семья. Все более полно удовлетворяются потребности населения в школах с продленным днем и других детских учреждениях.

В настоящее время начальные классы школы призваны решать самостоятельные задачи наиболее интенсивного обучения и нравственного воспитания. Совершенствование содержания начального обучения все больше обеспечивает прочную для этого основу. Важное значение для этого имеют исследования, проводимые под руководством В.В. Давыдова,

Л.В. Занкова, М.А. Мельникова, Д.Б. Эльконина, С.М. Языкова.

Цели и задачи нравственного воспитания являются исходным компонентом процесс воспитания, как процесса целенаправленного, призванного играть ведущую роль в нравственном развитии ребенка. При наличии четкой цели нравственного воспитания младших школьников каким может и должно быть содержание задач этого воспитания?

Попробуем конкретизировать общие задачи нравственного воспитания школьников применительно к его младшей ступени.

В число этих задач включается формирование важнейших моральных отношений детей к окружающей их  действительности, к ее явлениям, людям, самому себе, а именно: добросовестное отношение к учению, к труду; заботливое отношение к общественному достоянию; гуманное отношение к людям, старшим и младшим; чувство дружбы, коллективизма, правдивость и честность на словах и на деле; дисциплинированность, организованность, настойчивость; трудолюбие и др. В соответствии с указанной целью и задачами нравственного воспитания детей следует совершенствовать , а систему самовоспитания.

Практическая реализация учителем задачи преемственности в содержании и организации воспитания дошкольников и младших школьников означает прежде всего знание особенностей нравственной развития детей, поступающих в школу, активное влияние на их подготовку к школе не только в отношении грамотности, но и в отношении формирования нравственных качеств, организацию обучения и воспитания (прежде всего, нравственного), не допускающих задержки детей на уже достигнутом уровне развития, а, наоборот, содействующих закреплению хорошего и наиболее интенсивному дальнейшему развитию.

Нравственное воспитание школьников осуществляется в единстве всех сторон личности – сознания, чувства и воли, проявляющихся в деятельности. Именно поэтому лучшие учителя не ограничиваются сообщением учащимся тех или иных сведений из области морали, а главное внимание обращают на организацию их активной общественно-полезной работы. В этом в значительной степени состоит искусство воспитания. На основе личного участия каждого в коллективных делах создаются нравственные знания.

Отдельные мероприятия, пусть даже и запоминающиеся, не могут обеспечить глубокого нравственного воспитания школьников. Эта цель достигается тем, что вся организация жизнедеятельности детей строится на разумных началах, так, как она осуществлялась, например, в учреждениях Макаренко. Тогда нравственные представления и понятиями, формирующиеся у школьников, органически сливаются с их собственным жизненным опытом, а убеждения воспитанников обретают материальные корни в их нравственных чувствах, потребностях и привычках.

В то же время искреннее слово учителя и сообщение знаний о морали чрезвычайно важны, если только они подкрепляются личным примером учителя и практической деятельностью школьников.

Основным и необходимым условием нравственного воспитания школьников является также овладение искусством организации и воспитания коллектива как единого  творческого организма.

В нравственном развитии личности воспитатели осуществляют принцип, завещанный А.С. Макаренко, - большую требовательность к отдельной личности, а в месте с тем и глубокое уважение к ней, умение считаться с ее своеобразием, показывать ее неповторимость.

Искусство нравственного воспитания включает и установление личных творческих контактов, глубоких духовных нитей между воспитателем и воспитанниками. Воздействия на весь коллектив, воспитатель мастер вовсе не остается «в стороне» по отношению к каждому воспитаннику и всему коллективу. Наоборот, чем ярче развиваются многосторонние способности воспитании, тем богаче и своеобразное его контакты с отдельными детьми.

Нравственное развитие личности – это обогащение нравственных знаний, возникновение все более общественных ценных переживаний, пробуждений и укрепление потребности в образовании, в труде на благо, в содержательном духовном общении. Нравственное воспитание в школе – это направляющая деятельность педагогов в развитии учащихся. Но подлинное право влиять на нравственное развитие школьников завоевывается неустанным творческим трудом. Оно принадлежит только тем, кто, владел мастерством воспитания, усиливает у ребят чувство человеческого достоинства, помогает им становиться самостоятельнее и умнее, кто раскрывает перед ними настоящую ценность человеческой жизни и культуры.

К сожалению, в школьной практике иногда встречаются недостойные примеры, характеризующие некоторых учителей как несправедливых людей. Своей бестактностью и бессердечностью они наносят огромный моральный урон делу воспитателя. Их придирки к детям, упреки, грубость в обращении с ними, необъективность в оценке знаний дезорганизуют жизнь детского коллектива, нарушают нормальный педагогический процесс.

Учитель, обладающий лишь профессиональными навыками, не является еще совершенным учителем. Таковым становится тот, кто обладает высокими нравственными качествами и преисполнен сильными мотивами. Единство профессиональной выучки и нравственной чистоты делает учительскую профессию самой благородной, почетной и привлекательной.

Педагогическая этика учителя – понятие сложное и многогранное. Одной из важнейших задач современной школы является совершенствование системы нравственного воспитания, осуществляемой на основе принципов морали, чтобы в подрастающем поколении выросли активные сознательные творческие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...