Главные вкладки

    Гармонизация движений, эмоций, общения и поведения на занятиях по психогимнастике
    статья на тему

    Аксенова Анна Анатольевна

    Гармонизация движений, эмоций, общения и поведения на занятиях по психогимнастике

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл garmonizatsiya_dvizheniy.docx23.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гармонизация движений, эмоций, общения и поведения

    на занятиях по психогимнастике

    Практически у всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка. Предлагаемые  занятия по психогимнастике направлены на коррекцию общей, мелкой и артикуляционной моторики при помощи специального обучения. Основная их цель заключается в гармонизации движений, эмоций, поведения и общения. На этих занятиях решаются следующие задачи:

    • становление координации общих движений;
    • развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
    • воспитание чувства ритма и темпа;
    • формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
    • развитие физиологического и речевого дыхания;
    • активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук;
    • воспитание умения работать сообща.

    Психогимнастика помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

    Занятия по психогимнастике проводятся с детьми, начиная с 3-летнего возраста. Такое раннее включение ребенка в коррекционно-воспитательную работу, по мнению Л.С. Выготского, способствует раскрытию его потенциальных возможностей и обеспечивает предпосылки для перехода на следующую ступень психического развития. Частые занятия будут наиболее эффективны, если проводить их тематически и с учетом индивидуального подхода к детям. Предлагаемая система представляет собой цикл упражнений, проводящихся в форме непрерывной сюжетно-ролевой игры, с поэтапной отработкой, постепенным усложнением действии и повторением цикла на самом высоком уровне, что способствует формированию у детей питательных стереотипов. Важно, что на подобных занятиях все дети успешны, правильно всё, что они делают, поскольку у каждого ребенка возникают такие-то эмоции и мышечные ощущения, и дети учатся произвольно их регулировать.

    На гармонизацию психической деятельности мозга рефлекторно влияет чередование противоположных по характеру движений:

    •  напряженных и расслабленных;
    •  резких и плавных;
    •  быстрых и медленных;
    •  дробных и цельных;
    •  едва заметных и неподвижных;
    •  вращений и прыжков;
    •  свободного передвижения и столкновений.

    Занятия по психогимнастике начинаются с разминки, которая должна помочь собрать внимание и интерес ребенка, настроить на активную работу и контакт с окружающими, сбросить инертность физического и психического самочувствия. Игровые упражнения разминки направлены на развитие слухового, зрительного, двигательного и тактильного внимания, ориентировки в пространстве. Для этого используются упражнения:  «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Кто спрятался на картинке» (зашумлённые картинки), «Чудесный мешочек», «Чего не стало и что изменилось» , «Где спряталась (стоит) игрушка», загадывание загадок

    За разминкой следует основная часть, во время которой дети выполняют упражнения, способствующие совершенствованию:

    - мимических упражнений, упражнений для мышц шеи, для артикуляционных мышц

    •  физиологического и речевого дыхания, его ритма и темпа;
    • мелкой и общей моторики (дети получают возможность почувствовать различные мышечные ощущения пальцев рук, улучшить координацию общих движений, выработать правильную осанку); проводится  упражнения с использованием различных предметов (кнопки, шнуровки, стопоры, прищепки и т.д.)
    • эмоций (дети учатся понимать чужие эмоции и воспроизводить их, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях);
    • общения (дети упражняются в несловесном воздействии друг на друга);
    • поведения (дети учатся регулировать свои поведенческие реакции и искать выходы из затруднительных ситуаций). Используются различные пластические этюды, обыгрывание ситуаций

    Занятие  на примере  лексической темы:  

    «Дикие животные»

    •   Мимические упражнения
    • Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди.
    • Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).
    •   Упражнения для мышц шеи  Медведь отмахивается от пчел. Круговые. повороты головы.
    •  Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
    • Бобры, пилят дерево. Круговое движение нижней челюсти.
    • Упражнения для щек и губ
    • Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
    • Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
    • Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
    • Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).
    • Ежик фыркает. Вибрация губ.
    •  Упражнения для языка
    • Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
    • Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения
    • звука.
    • Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
    • Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
    • Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.
    • Облизывает лапу сластена косолапый,
    • А пчелы налетают, медведя прогоняют.                  
    •  И. Лопухина
    •    Развитие речевого дыхания и голоса    
    • Ежики принюхиваются.
    • Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)
    • -Кто как голос подает. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».
    •  Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су,
    • Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»
    •  Психогимнастика. Пластические этюды
    • Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
    • Обыгрывание ситуаций
    • Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
    • Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
    • Олени в тундре. Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
    • Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.

    В конце занятия проводится релаксация, закрепляется положительный эффект, эмоциональное состояние детей приводится в равновесие.

    Структурные компоненты занятия по психогимнастике могут варьировать в зависимости от сюжета и возраста детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Час общения. Правила поведения на уроке и на перемене.

    Часто классный час проходит, как час общения, это не значит что к нему не нужно готовиться. Думаю обязательно нужны здесь и стихи и произведения(небольшие) известных писателей. А когда есть "скелет" о...

    Культура общения и поведения учащихся

    Классный час посвященый культуре общения и поведения учащихся...

    Выступление на спец. семинаре "Психокоррекция общения и поведения у/о младших школьников"

    Коррекционная педагогика. Доклад на спец.семинаре "Психокоррекция общения и поведения умственно отсталых младших школьников" Использование  арттерапии  и куклотерапии как основных приемов ра...

    Доклад выступления на спец.семинаре "Психокоррекция общения и поведения умственно отсталых младших школьников"

    Коррекционная педагогика. Доклад на спец.семинаре "Психокоррекция общения и поведения умственно отсталых младших школьников" Использование  арттерапии  и куклотерапии как основных приемов ра...

    Классный час «Культура общения. Правила поведения в театре»

    Разработка классного часа( конспект, презентация, аудио)...

    Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

    Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

    Классный час на тему «Культура общения. Речевое поведение ». 3 класс

    Данный материал предназначен для учащихся 3-4 классов....