Использование куклотерапии в работе с детьми с ОВЗ в том числе со слуховой депривацией .
статья на тему

Копылова Татьяна

В мтериале описан  метод психологической коррекции  при помощи куколотерапии, содержится алгоритм создания куклы Севаерная берегиня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_kukloterapii.docx433.51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование куклотерапии в работе с детьми с ОВЗ в том числе со слуховой депривацией .

В последние годы арт-терапия все больше включается в корекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает свои положительные результаты.

Арт-терапия - метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством». Другими словами – терапия творчеством. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным.

Дети с ОВЗ часто не умеют выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах.

С целью диагностики и коррекции отклонений у детей со слуховой депривацией и учитывая положительные результаты в этой области у коллег, мною было решено использовать арт-терапию в своей работе.

Так как я работаю педагогом-психологом в начальной школе, где обучаются ребята от 6 до 12-14 лет, передо мной встал вопрос: какие методы и приемы арт-терапии взять для использования в групповой работе, применение которых допустимо на всех возрастных этапах, включая подростковый возраст?  

Изучив вопрос, я выяснила, что к таким методам относится, например, куклотерапия. Это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, лечение с помощью кукол.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы - марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и т.д. Еще куклу можно создавать, ведь кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения,  помогает актуализировать ресурсы, способствует повышению уверенности в себе, позволяет наделять куклу состояниями и возможностями, которые он хотел бы иметь и развивать. Также, взаимодействуя с куклой, создавая ее, можно  расстаться с  некоторыми травмирующими состояниями.

Процесс создания куклы помогает отреагировать эмоции, напоминает медитатацию, мы погружаемся в себя, прислушиваемся к своему внутреннему миру, передаем частичку себя в куклу.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. В различные времена их изготавливали не только как игрушки для детей, но и как идолы для поклонения богам, обереги для дома и семьи, использовали в религиозных шествиях и для развлечения на ярмарках. Они имели различную форму и размеры, в зависимости от предназначения.

В русской традиции кукла так же имела место в жизни человека. Наши предки еще задолго до возникновения психотерапии умело могли оказывать влияние на психику человека, с помощью обрядов и ритуалов. Куклы использовались как талисманы и обереги во многих таких обрядах.

В процессе создания кукол-оберегов наши предки обращались за помощью к высшим силам: просили защиты от злых сил, просили помощи в осуществлении своих заветных желаний. Это было очень ценно и важно для них. Для изготовления обереговых-народных кукол использовали различные материалы: солому, ветки, шишки, верёвки, ткань.

Каждая кукла имела свое предназначение: хранилась в качестве приданного, оберегала колыбельку малыша, берегла супруга или сына.

Изготовление исцеляющей куклы и в наши дни является очень сильным терапевтическим и коррекционным инструментом. Создание куклы: позволяет развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль; способствует формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков; помогает избавиться от страхов, найти внутренние резервы для борьбы с болезнью; через развитие мелкой моторики способствует развитию речи; помогает «высказаться» просто зажатым людям, не привыкшим устно формулировать свои эмоции, страхи, переживания.

С ребятами 2-х, 4-х, 5-х классов на групповых коррекционно-развивающих занятиях мы  создали тряпичную народную куклу - Северная Берегиня.

Откуда такое название? Скорее всего, изначально такая кукла была наиболее распространена у народов северных регионов, поэтому впоследствии и дали ей такое имя. Существует еще и другое название Северной Берегини – Семейная кукла оберег. Это имя уже «говорящее» - то есть кукла, отвечающая за безопасность всех проживающих в доме людей.

Сделать такую куклу достаточно просто. В процессе работы важен позитивный настрой. Создать нужный настрой поможет прослушивание классической, релаксационной, народной музыки.

Для создания одной куклы понадобится: 1 белый и 5-7 цветных лоскутков ткани, нитки, ножницы, резинки для плетения, тесьма.

Алгоритм работы:

  1. Каждый кусочек ткани складываем вдоль три раза, чтобы получилась полоска.

C:\Users\Ученик 9\Desktop\Копылова Т.В\фото\100_2203.JPG

C:\Users\Ученик 9\Desktop\Копылова Т.В\фото\100_2205.JPG

  1. Из белой полоски скатываем жгутик, фиксируем резинкой для плетения.

C:\Users\Ученик 9\Desktop\Копылова Т.В\фото\100_2211.JPG

  1. Цветные полоски ткани складываем друг на друга.

C:\Users\Ученик 9\Desktop\Копылова Т.В\фото\100_2213.JPG

  1. В центр пирамиды из полосок кладем жгутик из белой ткани.

C:\Users\Ученик 9\Desktop\Копылова Т.В\фото\100_2214.JPG

  1. Складываем все полоски пополам, жгутик из белой ткани, центр - лицо куклы.

C:\Users\Ученик 9\Desktop\Копылова Т.В\фото\100_2216.JPG

  1. Далее перевязываем нитками, формируя голову куклы. Туловище и голова куклы готовы.

C:\Users\Ученик 9\Desktop\Копылова Т.В\фото\100_2217.JPG

  1. Приступаем к изготовлению платочка и рук. Кусок ткани складываем пополам, получился платок в форме треугольника.

C:\Users\Ученик 9\Desktop\Копылова Т.В\фото\100_2221.JPG

  1. Закрепляем косыночку на голове, перевязывая ниткой. Нить потом можно закрыть красивой ленточкой.

C:\Users\Ученик 9\Desktop\Копылова Т.В\фото\100_2222.JPG

  1. Два противоположных уголка загибаем на  5-7 мм каждый и перевязываем ниткой – это будут руки. Расправляем рукава.

C:\Users\Ученик 9\Desktop\Копылова Т.В\фото\100_2225.JPG

  1. Кукла готова.

C:\Users\Ученик 9\Desktop\Копылова Т.В\фото\100_2227.JPG

Далее, необходимо обсудить с ребятами результат.

Вопросы для рефлексии:

Какие ощущения, эмоции вы испытывали при изготовлении куклы? Были ли опасения? Ожидания? Что было сложно, а что легко? Что первое вы подумали, почувствовали, ощутили, когда увидели свою готовую куклу? Посмотрите внимательно на вашу куклу: какое послание, напутствие, пожелание исходит от нее?

Диагностика по кукле. По кукле, мы можем определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, как он себя чувствует, что переживает.

Голова - интеллектуальные возможности, рациональность, проблемы в решении каких-то вопросов, возможно, заниженная самооценка.

Большая голова - человек предъявляет к себе повышенные требования, много думает, допридумывает, мечтает.

Тело - духовная сущность человека, то что наполняет человека сейчас.

Руки - умение отдавать-брать.

Цвета сочные, яркие - у человека в жизни все хорошо, он принимает ее с радостью.

Цвета темные траурные - обратное настроение.

Кукла сделана неаккуратно - человек невнимательно относится к своим обязанностям, к себе, к окружающим.

Непропорциональная кукла - нужно задуматься над тем, что чему-то придается слишком пристальное внимание, а чему-то наоборот, недостаточное.

Таким образом, можно считать, что положительный эффект группового коррекционно-развивающего занятия достигнут, прежде всего за счёт самого процесса творчества, потребности исследовать окружающий мир и вступать в коммуникацию, используя продукты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование квиллинга в работе с детьми особой заботы»

Как сделать так, чтобы ребёнок с ОВЗ  мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное ...

Возможности использования сказки в работе с детьми младшего школьного возраста

Данная публикация описывает личный опыт использования в социально-реабилитационной работе воспитателя сказкотерапии. В материале представлены авторские разработки дидактичекого материала по воспитател...

Использование психогимнастики в работе с детьми младшего школьного возраста.

Психогимнастика  нужна  в  основном  работникам,  имеющим  дело  с  детьми, у  которых  чрезмерная  утомляемость, истощаемость, непоседливость, в...

Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, учителям, необходимо научиться исп...

Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

laquo;Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему»СократСегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - эт...

Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

Использование комьютера в работе с детьми младшего школьного возраста В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информац...

Использование комьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использо...